16 марта 2019 г.

http://www.net-fax.org/

После триумфальной победы движения Никола Пашиняна «Мой шаг» на парламентских выборах в Армении, перед новыми властями встал сакраментальный вопрос «Что дальше?». Куда пойдет Армения: на Запад, как об этом мечтал сам Никол Пашинян, будучи еще оппозиционным политиком, или она останется в статусе «стратегического союзника» России? Какой вектор развития может предложить армянский премьер, обещавший толпе на своих «революционных» митингах пересмотреть все, на его взгляд, кабальные отношения с Россией? Есть ли у Никола Пашиняна реальный план урегулирования нагорно-карабахского конфликта, который был бы приемлем и для азербайджанской стороны?

Эти и другие вопросы мы обсуждаем на экспертном заседании нашего традиционного «Круглого Стола».



Елена Касумова, доцент кафедры политологии Академии Госуправления при Президенте Азербайджана:

- В момент прихода Никола Пашиняна к власти «революционная» эйфория в Армении действительно граничила с массовым психозом. Характерным примером этого, на мой взгляд, можно считать выступление парламентария от фракции «Мой шаг» Кристине Погосян. Она в радостном восхищении заявила тогда, что если бы Пашинян представил программу правительства всего из одного предложения - «все будет очень-очень хорошо», - то она доверилась бы ему и проголосовала бы «за».

Прошло несколько месяцев и оказалось, что Пашиняну практически нечего записать себе в актив. Он явно переоценил геополитическое значение Армении, как для России, так и для США. Армянскому премьеру показалось, что ему удастся шантажировать Путина своим возможным «уходом» на Запад в грузинском или украинском формате. Не удалось...

Путин давлению Пашиняна не подался, что мы видим по провалившемуся армянскому демаршу, связанному с возней вокруг поста Генсека ОДКБ. Я думаю, что в России внимательно наблюдали за всеми последними действиями Пашиняна и пришли к выводу, что на нового армянского премьера ставки делать нельзя. Именно поэтому в середине февраля ни чьими-нибудь, а устами руководителя медиа холдинга Russia Today Маргариты Симоньян, была обнародована информация о семинаре CampCamp 2018 в армянской столице.  Его организовал Пражский гражданский центр на деньги Конгресса США. Однако, замечу, что этот откровенно антироссийский шабаш проводился еще в ноябре прошлого года.

В Москве что-то безусловно выжидали целых три месяца, а затем все-таки пошли на скандал с Ереваном. Неслучайно же российские эксперты публично назвали недружественную акцию Еревана «откровенным вызовом», «предательством» и «плевком в лицо».

От США каких-то особенных преференций Пашинян тоже не дождался. Ну, похвалили Армению в докладе Госдепа США «Защита прав человека», мол, провели в Армении «первые действительно конкурентные выборы» и новое правительство «инициировало ряд расследований против системной коррупции». Однако этого мало. Администрация Трампа явно не очень-то интересуется новым прозападным лидером, неожиданно появившемся на просторах бывшего СССР.

Казалось бы, Никол Пашинян должен форсировать процесс карабахского урегулирования. Но на возможные переговоры с азербайджанским лидером армянский премьер идет со старым багажом. На недавнем мартовском «совместном заседание Советов безопасности Армении и Арцаха» он снова пообещал усадить карабахских сепаратистов за стол переговоров. Это тупик, из которого Николу Пашиняну будет очень трудно выбраться.          

Ризван Гусейнов, директор Центра истории Кавказа:    

- В течение второй половины 2018 года Никол Пашинян был занят тем, что укреплял свои позиции на международной арене, формировал свою властную команду в Армении и искал поддержку в различных политических столицах мира. В этот период он просил у Азербайджана отсрочки, которая ему была предоставлена, поскольку как Пашинян, так и его супруга активно выступали за мирное разрешение конфликта и выдвигали различные миротворческие инициативы. Однако, в начале 2019 года после того как сформировалась властная верхушка в Ереване, Пашинян резко поменял свою риторику и стал выступать с агрессивными посылами, которые фактически срывали мирный переговорный процесс по Карабаху.

То есть, после того как Пашинян укрепил свои позиции на международной арене, сформировал свою команду - он и его окружение решили набрать очки внутри Армении и стали выступать с популистскими лозунгами в стиле «не пяди земли» и «карабахцы должны сесть за стол переговоров». Однако это всего лишь очередной блеф, который продолжался до недавнего визита в Баку и Ереван нового действующего председателя ОБСЕ Мирослава Лайчака.

После его визита в регион, сопредседатели МГ ОБСЕ выступили с совместным заявлением, в котором отметили, что готовится встреча глав Азербайджана и Армении, где будет рассматриваться пакет мирного разрешения конфликта с поэтапным выводом армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, возвращение беженцев и только затем уже обсуждение статуса Нагорного Карабаха в составе Азербайджана.

Тем самым весь популизм официального Еревана, оказался полным пшиком и на данный момент Пашинян будет вынужден сесть за стол переговоров именно в том формате и с тем пакетом вопросов, которые он якобы не признавал.

У Азербайджана ясная и четкая позиция, суть которой заключается в продвижении мирного переговорного процесса посредством военно-политических рычагов. Ведь именно апрельские бои 2016 года и Гюннутская операция в мае 2018 года позволили не только освободить стратегически важные высоты, но и подстегнуть МГ ОБСЕ к более активному продвижению мирного процесса. Подобное принуждение к миру со стороны Азербайджана производит реальный эффект на официальный Ереван и дает понять армянской общественности, что ничто не сможет остановить процесс освобождения азербайджанским территорий.

Мехман Гафарлы, журналист-аналитик, политолог (Россия):

- Есть несколько причин, по которым Армения уйдёт в Европу. Во-первых, между президентом России и премьер-министром Армении существуют непреодолимые системные противоречия. Владимир Путин из лагеря долго находящихся у власти авторитарных правителей, а Никол Пашинян - из тех, кто свергает таких правителей.

Во-вторых, Армения экономически всё больше интегрируется с Европой. В 2017 году 25% экспорта Армении пришлось на долю ЕАЭС, 29% - Евросоюза. Из ЕАЭС Армения импортирует 31% товаров, 97% из которых российские. Основу российского импорта составляют природный газ, нефть, нефтепродукты.

 Несмотря на высокие таможенные пошлины, импорт из Евросоюза растёт. В 2017 году доля ЕС в импорте Армении достигла 22%, увеличившись по сравнению с 2016 годом на 27%. Армения в Евросоюз больше экспортирует, чем оттуда импортирует. Поэтому ЕС для Еревана более перспективный рынок, чем постсоветское пространство. Причём, такой внешнеторговый оборот у Армении был ещё до прошлогодней «бархатной революции» Пашиняна.

В-третьих, не только прозападное правительство Пашиняна, но и армянское общество хочет интеграции с Европой. Подавляющее большинство стратегических предприятий Армении за долги отданы российским компаниям. Но российский менеджмент неэффективно управляет этими объектами, неохотно туда вкладывает инвестиции. Однако Россия не пускает в эти предприятия западные инвестиции, боясь потерять контроль над Арменией. В итоге монополия российских компаний душит армянскую экономику, вызывая сильное недовольство населения. Скоро армяне могут потребовать закрытия военной базы России и национализации активов российских компаний в республике.

Только карабахский конфликт держит Армению под влиянием России. Резкая реакция Кремля на антироссийские действия новых властей Армении говорит о том, что Путин горит желанием избавиться от Пашиняна. Кремль заинтересован в победе Азербайджана в небольшой карабахской войне, чтобы свергнуть правительство Пашиняна и вернуть к власти своих ставленников из карабахского клана. Поэтому во время встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым Пашинян будет изображать из себя «миролюбивого ангела». Но суть предложений Пашиняна Алиеву будет заключаться в том, что «дай мне время укрепить свою власть, а потом договоримся».

Пашиняну война не нужна, он хочет выиграть время, чтобы облегчить социально-экономические проблемы Армении для укрепления своей власти. Даже если Пашинян захочет, он не сможет пойти на серьёзные уступки Азербайджану. Армянское общество после 20-летнего гипноза карабахской военщины никакие территории азербайджанцам вернуть не хочет, что делает повестку мирного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта бесперспективной. Азербайджан свои оккупированные территории может освободить только силой.

Марк Котлярский, журналист-международник, писатель (Израиль):      

- Есть такая скороговорка: «Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали»; попробуйте ее произнести, с первого раза не получится. Нечто подобное пришло мне на ум, когда я задумался над заявленной темой «Круглого стола» - «Куда идет Армения Пашиняна». Потому что слегка бы изменил название: «Как лавирует Армения Пашиняна», а если уж точнее - то между чем и чем лавирует сам Пашинян. Первый вывод, казалось бы, напрашивается сам собой - в сторону Ирана; об этом свидетельствует и его визит, состоявшийся в конце февраля. О нем много писали, в том числе, и на веб-сайте самого премьер-министра Армении, любопытных отсылаю за подробностями на этот ресурс. Однако спешу заметить, что Николу Пашиняна принимал президент Ирана Хасан Рухани, и это говорит об обоюдном интересе двух стран. Более того, как сообщили мне источники в Армении, Иран, по сути, сегодня единственная страна, благодаря которой экономика Армении до сих пор держится на плаву, учитывая колоссальные инвестиции, вливаемые иранской стороной. Тегерану также приходится лавировать, и хотя никаких особых изменений на данный момент не произошло, изоляция от других стран дает о себе знать.

Кстати, на встрече двух лидеров говорилось и о ратификации соглашения между Тегераном и Ереваном о свободной торговле, о проведении совместного бизнес-форума, а также о дальнейшей модернизации и развитии международных транспортных коридоров и возможном участии иранской стороны в строительстве конкретных участков автодорожного коридора Север-Юг как ключевого направления в сотрудничестве между Арменией и Ираном.

Но, по мнению тех же источников, Никол Пашинян смотрит не только в сторону Ирана. Он пытается искусно вылавировать между Москвой, Вашингтоном и Иерусалимом, строя многовекторный внешнеполитический курс. В частности, ожидается, что в ближайшее время Пашинян вместе со своим министром иностранных дел прибудет с первым официальным визитом в Израиль. И одним из вопросов на переговорах с израильтянами будет открытие посольства. Вряд ли Армения будет что-то требовать за это, поскольку ей этот шаг намного выгоднее, чем Израилю.

Алексей Синицын, главный эксперт Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу:  

- У Пашиняна двойственная ситуация: с одной стороны он безусловно уходит на Запад, а с другой - все еще старается понравиться Москве.  Армянский премьер провел-таки в Ереване откровенно антироссийский семинар по организации «цветных революций», профинансированный Конгрессом США в рамках закона от 2 августа 2017 года H.R. 3364 «О противодействии противникам Америки посредством санкций». Но когда в российских СМИ поднялась волна возмущения, власти Армении, видимо, в надежде, что Москва сменит гнев на милость, тут же объявили, что готовы закупить 12 новейших многоцелевых истребителей Су-30. Кстати, полмиллиарда долларов (минимум) на эту покупку у Еревана нет, но ведь главное изобразить из себя «стратегического союзника» России.

Однако западный вектор в политике Пашиняна уже стал основным. Он и не может быть другим по двум причинам. Первая - премьеру нечего предложить своему народу кроме репрессий против команды Сержа Саргсяна, которую уже публично называют «коррупционной и пророссийской». Вторая причина - на Пашиняна давят, как популярная у населения партия откровенных террористов и русофобов «Сасна Црер», так и прозападные «грантоедские» организации. Последние, типа «Союза информированных граждан» (UIC), поставлены над Пашиняном в виде «смотрящих» от Запада. Недаром же UIC совсем недавно получил от Сороса щедрый гонорар в 228 тысяч долларов.

Коллеги правильно отметили, что Вашингтон какого-то особенного интереса к «революционной» Армении не проявляет, поэтому Пашиняну ничего не остается, как уповать на протекцию диаспоры перед властями США. Собственно говоря, Армянская Ассамблея Америки уже попросила для Пашиняна американскую помощь - $100 миллионов на демократию и экономику, $10 миллионов - на внешнее стратегическое финансирование и международное военное образование, $20 миллионов - на обустройство сирийских беженцев и $25 миллионов - карабахским сепаратистам.

Но диаспора отнюдь не бескорыстна, она хочет принимать самое непосредственное участие в делах своей «исторической родины». И, вот, в армянском правительстве уже созрел план предоставлять армянское гражданство любому армянину из любого государства. Главное, чтобы в нем было посольство или консульство Армении, даже в Ереван ездить не придется. А там уже и недалеко до двухпалатного парламента, одна из палат которого будет отдана представителем диаспоры.

Если эти конституционные реформы будут осуществлены Пашиняном, то о серьезных переговорах по карабахской проблематике следует забыть. Оккупированный Карабах для мирового армянства - это символ «возрождения Великой Армении от моря до моря», а, значит, для возвращения своих территорий Баку придется воспользоваться силовым сценарием. Иного варианта не существует.

Комментарии: