16 ноября 2019 г.



vesti.az/

Ризван Гусейнов - азербайджанский учёный, историк, автор свыше 200 научных и публицистических статей по истории Азербайджана, армяно-азербайджанскому конфликту и геополитике Южного Кавказа, а также автор монографии «Азербайджан и армянский вопрос на Кавказе». Занимается историческими исследованиями, изучением армяно-азербайджанского конфликта и популяризацией новых исследований по истории Азербайджана.

Окончил истфак БГУ. Является старшим научным сотрудником Института права и прав человека Национальной Академии Наук Азербайджана (НАНА), директором Центра истории Кавказа. С 2015 года избран доцентом кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога.


- Ризван бей, давайте вернемся на много лет назад. Кем Вы хотели стать в детстве?

- Мое детство пришлось на 70-ые годы прошлого столетия. Оно связано с «Советской», «40 пиллякян», Чемберкендом. Спустя некоторое время наша семья переехала в Ахмедлы. То есть мое детство прошло скажем так в экстремальных районах где уважали авторитет, чтили воровской закон, тех, кто держит свое слово, умеет быть частью сплоченной уличной ватаги, защищает слабых, помогает нуждающимся и является справедливым. Эти базовые понятия с самого детства легли в основу моего воспитания и дальнейшего мировоззрения.

В детстве мне нравилась профессия пожарного. Помню, как мне купили достаточно большую по тем временам и хорошо оснащенную детскую самозаводную пожарную машину традиционного красного цвета. Она была оснащена поливными шлангами, с помощью которых выполняла свое реальное предназначение. Поэтому одно из ранних моих желаний было стать пожарником, тушить пожар и спасать людей. А если верить родителям, то совсем в маленьком возрасте, когда мне было всего 2-3 года, я почему-то очень зауважал мусорщиков, тех, кто ежедневно очищает наш город. Мне нравились эти габаритные машины для перевозки мусора.

Больше всего меня привлекал тот факт, что мусорщикам, по моему мнению, было дозволено всё трогать. Воспитывая ребенка, ему, как правило, многое запрещают, не позволяя прикасаться к тем или иным предметам по разным причинам. Я очень удивлялся тому факту, что этим людям (мусорщикам) разрешалось заходить во дворы, брать и уносить то, что им нравится, и никто при этом не ставил им запреты. Поэтому меня и привлекала эта профессия, которая, по моим детским убеждениям, могла предоставить доступ ко всему и убрать любые запреты.

- Почему Вы решили заняться историей, и чем Вас привлекла эта сфера? Насколько интересно проходили Ваши студенческие годы в БГУ?

- С раннего детства и школьного возраста увлекался некоторыми дисциплинами. Очень любил астрономию, географию и историю. Но уже в старших классах, когда было необходимо выбрать будущую профессию, я остановился на истории. Как ни странно, в том, что я хорошо знал историю, была заслуга и нашего школьного преподавателя данной дисциплины Эдуарда Мануковича Хачатряна. У него была интересная модель или концепция преподавания истории. До сих пор помню, как он ценил и уважал тот факт, что отвечал я на уроках не так, как написано в учебнике, а именно проанализировав информацию и преподносил своё видение, причем подкрепленное литературой и фактами, вычитанными в других альтернативных источниках и книгах, которые нам не задавали.

Ему импонировало мое стремление доказывать свою точку зрения, ссылаясь на разные достоверные источники, хорошо помнил даты, события и исторические факты. Он бы, наверное, очень удивился, а, возможно, и расстроился, узнав, что много лет спустя я занялся именно той сферой исследований, которые разоблачают армянские исторические фальсификации.

Касательно моей учебы в БГУ на истфаке (1990-1996 гг.), могу сказать, что большая ее часть была заочной, потому что я в 1992 году пошел в армию, где прослужил до 1995, затем проходил службу офицером в ряде силовых и специализированных структур до 2003 года. Во время службы мне довелось бывать в различных направлениях фронта в период Карабахской войны. Поэтому, к сожалению, студенческие годы мне в основном были заполнены службой и ее передрягами.



- С 2005 года Вы стали активно заниматься журналистской деятельностью, будучи политическим обозревателем, успев поработать в разных азербайджанских изданиях. Почему Вы стали заниматься журналисткой? Чем она Вас заинтересовала?

- В том, что ушел в журналистику, большая заслуга принадлежит моему отцу. В общей сложности прослужил 11 лет, притом последние восемь в особых государственных специализированных структурах, затем работал в системе охраны иностранных нефтяных компаний, а после окончания контракта отец мне посоветовал заняться тем, что было близко мне по духу.

Он познакомил меня с Гюльнарой Мамедзаде - известным журналистом и руководителем СМИ, которую я всегда очень тепло вспоминаю. Она тогда возглавляла газету «Обозреватель», где мне довелось работать журналистом. Фактически моя профессиональная журналистская карьера началась с этого издания.

В тот период в Азербайджане стали очень серьёзно развиваться электронные СМИ, я работал в новостном агентстве «Новости-Азербайджан», позже политическим обозревателем в новостном агентстве «1NEWS». Писал статьи для газеты «Бакинский рабочий» и других азербайджанских изданий, а также для информационного агентства «Regnum» и других российских СМИ, где выступал по карабахской теме, по разоблачению армянских фальсификаций и другим темам. В общей сложности успел поработать в десятке различных изданий и электронных СМИ.

Журналистская деятельность вызывала у меня неподдельный интерес, а историческое образование во многом определило приоритеты и интересы в журналистике. Постепенно от новостной журналистики я перешел к аналитическим и историческим статьям, исследованию истоков первопричины армяно-азербайджанского конфликта и той исторической подоплеки, которая привела к Карабахскому конфликту.

- Примечательно, что в начале 90-х годов прошлого столетия Вы участвовали в создании первой в Азербайджане журнал «Прок», посвящённый рок-музыке и газету «Меломан». Как так получилось? Вам нравится этот музыкальный жанр?

- Действительно, мой интерес к журналистике и деятельность в этой сфере начались вовсе не с 2005 года, а с 1990 года, когда в Азербайджане мы с Шамилем Агаевым и другими друзьями впервые стали издавать рок-журнал под названием «Прок» и затем газету «Меломан». На тот период в СССР это был очень редкий формат. Новинка! Мы знаем, что тяжелый рок в тот период рассматривался фактически, как музыка андеграунда, считаясь, мягко говоря, не совсем разрешенным музыкальным жанром и тот факт, что из Азербайджана в разные уголки Союза начал распространяться журнал, который писал о рок-музыке, ее трендах, течениях, новшествах и прочих событиях этого уникального музыкального мира.

Особое место мы уделяли новостям мира «Hard rock», «heavy metal», «trash metal» - и это было связано с тем, что с конца 80-х годов прошлого столетия данные жанры «тяжелой музыки» стали стремительно развиваться у нас в стране. Я надолго увлекся тяжелой музыкой, играл в стилях «Hard'n'Heavy», «Trash Metal» в ряде местных азербайджанских рок-групп, и это мое увлечение продолжалось до начала 2000-х годов, когда я оказался перед выбором: продолжать свою офицерскую деятельность или посвятить себя полностью рок-музыке.

Но так сложилось, что мой выбор пал на офицерскую стезю и с тех пор к рок-музыке я больше не возвращался, но тот период – начало 1990-2000 гг. был очень насыщенным, активным и запоминающимся, связанным с развитием данного музыкального жанра в Азербайджане и появлением многих известных рок-групп, которые сегодня уже стали легендами. Мы выступали на концертах, посещали выступления своих коллег и как могли вкладывались в развитие рок-движения в Азербайджане. Ведь это большой драйв и энергетика, который до сих пор мне интересен. В рок-группах я играл на ударных инструментах, затем на бас-гитаре. Отмечу, что по интеллектуальному уровню азербайджанский рок действительно находился на весьма высоком уровне. В тот период азербайджанская рок-музыка очень серьезно о себе заявляла и развивалась быстрыми темпами, как в СССР, так и после на постсоветском пространстве.

- У Вас очень много научных статей и трудов. Не могли бы Вы выделить самые значимые и масштабные из них?

- По всей видимости, на выбор направления моей деятельности серьезно повлияли тренинги и миротворческие мероприятия, а также встречи с армянскими журналистами и учеными, в рамках проектов различных международных организаций (Великобритании, США, Франции, России и других стран), осуществляемых за рубежом. На протяжении многих лет регулярно участвовал на этих мероприятиях, и у меня сформировалось четкое понимание сути нашей проблематики с армянской стороной, и на чем основываются их исторические претензии к Азербайджану.

Я не поленился и проанализировал немалое количество источников, книг, архивных материалов, на которые ссылается армянская сторона, доказывая свою «древность» и то, что якобы мы на Кавказе пришлый народ, что нашей страны никогда не было и прочие пропагандистские глупости.

На этих дискуссиях и встречах я терпеливо записывал названия книг, источников и архивных материалов, на которые ссылались в дискуссиях армяне. Затем в течение нескольких лет подробно исследовал эти источники, попутно обнаружив еще большое количество подобных «достоверных» трудов. В результате проделанной работы вышла моя монография и на данный момент свыше 200 статей. Тематически я в основном занимаюсь разоблачением источников, на которые ссылается армянская пропагандистская машина. К сожалению, армяне пользуются тем, что мало кто может достать и читать источники. Тем более что оригиналов многих трудов нет в открытом доступе. Армянская сторона обманывает именно в этом аспекте, ссылаясь на разные книги и архивные материалы, тем самым дурит голову выдумками, как своему народу, так и зарубежному читателю… и даже часть нашего народа порой ведется на эти армянские провокации и выдумки/сказки. Изучать и проверять источники на достоверность является сложным и кропотливым занятием, но именно это и стало моей «фишкой».

Дело в том, что в БГУ я специализировался, как историковед и источниковед. Считаю, что это «непаханое поле», где кроится много проблем, спорных моментов и ответов на многие вопросы. В этом направлении у меня есть единомышленники и специалисты – Аббас Исламов, Эльшад Алили, Шихали Алиев и другие, с которыми мы продолжаем исследования.

Другим моим направлением является разоблачение тех идеологических постулатов, на которых вообще держится часть современной модели истории, опирающаяся на западное точку зрения о мировой истории которая во многом идеологизированна. Считаю, что без тщательного разбора философии евроцентризма и порожденной ею исторической концепции, мы не сможем в полной мере выстроить свою историческую концепцию. Последние несколько лет я занимаюсь этим, а также реконструкцией той исторической концепции, которая помогла бы нам преподавать историю, чтобы воспитывать народ-победитель – а ведь это весьма важно и крайне актуально сегодня.

Основные актуальные направления моей деятельности следующие: исследование и разоблачение источников, на которые ссылается армянская сторона; составление монографий и написание статей и историческом Азербайджане и по тем территориям, которые к нему относятся; отдельный цикл исследований по истории Кавказской Албаниии, процессу последующей арменизации ее культурно-исторического и религиозного наследия. Наряду с этим, с группой историков изучаем так называемые армянские средневековые источники, подвергаем их анализу и разоблачаем ту ложь и компиляции, которые в них имеются. Хочу отметить, что подавляющая часть ранних армянских источников фальсифицирована и периодом их появления в том виде, в котором мы их знаем сегодня, является XVI-XVIII вв., а не к V-VII вв, как ныне заявляет армянская историография.

Одним словом, они сфальсифицированы и появились на тысячу и более лет позже, чем нам это пытается преподнести армянская сторона. Поэтому главные направления моей деятельности – это разоблачение лжи о нас со стороны армянской историографии и реконструкция/создание реальной истории Кавказа, Азербайджана, нашего народа, изучение полководцев и азербайджанских правителей, которые создавали уникальные огромные государства в средние века и более поздние периоды на широких просторах Евразии.

- Вы автор передачи «Упреки истории» с Ризваном Гусейновым. Расскажите про особенности этой передачи и затрагиваемых в ней тем?

- Одним из наиболее удачных наших проектов совместно с сайтом «Azeri.Today» стал исторический проект «Упреки истории», в рамках которого в YouTube мы размещали короткие передачи, где я стремился лаконично емко донести публике итоги научных исследований, проводимых в течение нескольких лет. Выбор данного формата был обоснован тем, что сегодня книги и статьи читает довольно небольшое число людей, ссылаясь на нехватку времени, а молодёжи очень сложно вникать в глубокие исторические дебри и научные исследования. Поэтому мы решили попытаться в формате коротких передач популяризировать исследования, проводимые по истории Азербайджана и разоблачению армянских фальсификаций.

Мы затрагивали такие аспекты, как разоблачение армянских источников, постулатов армянской историографии и идеологии, а также посвящали передачи великим завоевателям и полководцам, чьи предки или они сами были выходцами из Азербайджана. Допустим, Салахаддин аль-Аюби, освободитель Иерусалима, который изгнал крестоносцев с Ближнего Востока, чьи предки были родом из Западного Азербайджана.

Отдельный выпуск был посвящен его учителю Нуреддину Занги, также являющемуся выходцем из Западного Азербайджана из племени занги. Он создал идеологическую доктрину, благодаря которой тюркам-мусульманам удалось в итоге повернуть вспять Крестовые походы и вернуть былую славу средневековым мусульманским государствам. В итоге были освобождены Иерусалим и другие города куда вернулись христиане и иудеи. Наступил мир и процветание.

Отдельные передачи, посвящаются шаху Исмаилу Хатаи, Низами Гянджеви, Надир Шаху и другим видным деятелям. До сих пор эти личности привлекают внимание прессы и телеканалов. Например, на телеканале СВС очень успешно реализуется проект об известных азербайджанских личностях, полководцах и правителях. Считаю, что это направление является важным и актуальным в плане популяризации азербайджанской истории, истории побед азербайджанского оружия, завоевательных походах и уникальной системе управления, которая в средние века была создана, в частности Атабеками Азербайджана.

- Сегодня Вы возглавляете Центр истории Кавказа. Какие основные цели и задачи Центра?

- Если говорить о деятельности Центра истории Кавказа, то он представляет собой уникальный проект, который появился благодаря поддержке и помощи политолога, завсектором администрации президента Азербайджана Фуада Ахундова. Именно он является инициатором многих исторических исследований, о которых я говорил выше.

Это интеллигентный человек с широкими взглядами и кругозором, обладающий серьезным научным обоснованием и междисциплинарным подходом к важным вопросам. Центр истории Кавказа при Институте общественно-политических исследований «Azeri-Globe» функционирует на основе идей и проектов Фуада Ахундова. Центр смог объединить в себе различные группы ученых-исследователей, как из Азербайджана, так и из зарубежья, что позволило проводить целевые исследования, в том числе междисциплинарные, когда представители различных направлений науки, а не только историки, объединяются вокруг одного вопроса и совместно его изучают.

Сегодня такой подход исследовательской деятельности очень популярен в мире, но к сожалению, в Азербайджане еще не очень хорошо развит. То есть, Центр истории Кавказа стал своего рода небольшим локомотивом для подобного рода исследований, в результате чего публикуются сотни научных статей, издаются книги, на основе полученных материалов готовятся документальные фильмы. Используя результаты наших исследований, затем, как на уровне международных организаций, включая ЮНЕСКО, так и на научных конференциях за рубежом, удается отстаивать свою точку зрения Азербайджана и разоблачать армянские фальсификации перед лицом европейских и российских ученых, а также перед широкой аудиторией.

- Недавно мы их прессы узнали о выходе книги «Иреванское ханство», которая серьезно отличается от прежних изданий на эту тему. В чем особенность этой книги?

- Отдельным очень удачным проектом, осуществляемым при поддержке политолога Фуада Ахундова, является исследование истории азербайджанского Иреванского (Эриванского) ханства, а также изучение исторического наследия азербайджанцев на территории нынешней Армении, которая, как мы знаем, была частью исторического Азербайджана. У книги «Иреванское ханство» очень интересная судьба. Ее автор – главный куратор Национального музея Грузии, профессор Эльдар Надирадзе.

Но данное издание всего лишь один из элементов большой исследовательской работы, проведенной в фондах Национального музея Грузии группой азербайджанских и грузинских ученых. Все началось с того, что несколько лет появилась информация, что в архивах и фондах Национального музея Грузии хранится огромное историческое наследие: артефакты, книги, документы, старые фотографии, а также личные вещи, оружие, украшения, флаги и другие раритеты, относящиеся к азербайджанским ханствам: Иреванскому, Карабахскому, Нахчыванскому, Бакинскому и другим.

Дело в том, что в период завоевательных походов царской России на Кавказ и присоединения к ней территорий азербайджанских ханств, вышеперечисленные артефакты и личные вещи ханов в основном перевозились в Тбилиси, который на тот момент был центром Кавказского наместничества царской России. Часть этих артефактов затем попала в Санкт-Петербург и другие российские города, но значительная часть осталась в Тбилиси. Примечательно, что огромная часть этого наследия относится именно к Иреванскому ханству. Мы обнаружили там личные вещи, мебель иреванского хана, флаги, оружие, а также портреты, украшения, мозаику иреванского (Сардарского) дворца, мечетей и других построек, находившихся на территории Иреванского ханства. Все эти уникальные постройки ныне разрушены армянскими властями.

Вы, несомненно, знаете, что средневековый город Иреван был построен в начале XVI века по приказу шаха Исмаила Хатаи. Крепость возводилась его военачальником по имени Реван-гулу хан, поэтому город и крепость получили соответствующее название «Реван» или «Иреван». В течение многих веков Иреван являлся административным центром и центром культуры, истории азербайджанского народа.

Затем возникло Иреванское ханство, и весь этот культурно-исторический и архитектурный пласт богатое историческое наследие после создания в 1918 году впервые на Кавказе армянской государственности, и позже в период советской Армении было тотально уничтожено. Средневековая Иреванская крепость была стерта с лица земли, мечети, караван-сараи, дома, дворцы и другие постройки в Ереване были разрушены. И именно благодаря архивным материалам, сохранившимся в Национальном музее Грузии, мы смогли по крупицам восстановить наследие Иреванского ханства. При поддержке Фонда Гейдара Алиева, Минкультуры Азербайджана и других организаций были проведены реставрационные работы многих артефактов из этой коллекции, включая портреты, которые некогда украшали Дворец иреванского хана, ныне разрушенный шедевр азербайджанской архитектуры.

После реконструкции часть этих артефактов, личных вещей, мебели и флаг Иреванского ханства были доставлены в Азербайджан, и здесь в Баку в течение нескольких месяцев в Центре Гейдара Алиева проводилась выставка «Шедевры истории», в которую вошли образцы этого богатого культурного наследия. В рамках этих проектов вышла в свет книга «Иреванское ханство», где собраны все артефакты, фотографии, архивные материалы и важные сведения об Иреванском ханстве. Книга издана на трех языках: английском, русском и азербайджанском.

Особо хочу отметить, что проект по реставрации и дальнейшей выставке в Азербайджане под названием «Шедевры истории», на которой было представлено наследие иреванских ханов, проводился в несколько экстремальных условиях. Армянская сторона, узнавшая, что в Национальном музее Грузии хранится столь богатое наследие иреванских ханов, неоднократно приезжала в Тбилиси, предлагала огромные суммы денег с целью привести в Ереван это наследие и артефакты и представить их там, как «персидское наследие». Тем самым армяне хотели попытаться хоть как-то обосновать свою ложь, что Иреван якобы был не азербайджанским средневековым городом.

Одним словом, благодаря своевременным действиям азербайджанской стороны, Фонду Гейдара Алиева и другим структурам удалось оперативно провести необходимые реставрационные работы, провести выставку в Азербайджане, которую посетили потомки иреванских ханов Амир Али Сардар Иревани с семьей и родственниками, проживающими за рубежом, что придало выставке высокий статус и показало преемственность исторического наследия. Азербайджанский народ и потомки иреванских ханов знают, помнят и чтят своих прославленных предков и их культурно-историческое наследие.

- А как вы думаете – можно ли подготовить книгу о Бакинском и других ханствах Азербайджана на основе материалов из национального Музея Грузии? Что для этого нужно?

- Как я отметил выше, в Национальном музее Грузии и в других зарубежных архивах/фондах хранится большое количество артефактов, архивных материалов и фотодокументов, относящихся к Азербайджану, его культуре, науке, истории, архитектуре. Например, большая коллекция таких артефактов находится в петербургском Эрмитаже, а также в других музеях и архивах Санкт-Петербурга. Конечно же есть идея собрать и издать книгу, а также провести выставку о наследии других азербайджанских ханств, в том числе и по Бакинскому ханству.

На данном этапе можно начать первичный сбор материала и другой необходимой информации. Естественно требуется поддержка и помощь в этом трудоемком деле, так как это объемная работа, требующая не только больших материальных и временных затрат, но и внимания. Мы надеемся и не сомневаемся, что сможем найти нужную поддержку и издать книгу об истории Бакинского ханства, а также воплотить в жизнь последующие проекты, связанные с историей других ханств исторического Азербайджана.

- Не так давно Вы презентовали фильм «Армянская история, написанная «болгаркой». В чем особенности этого документального фильма?

- В течение последних лет на основе проведенных исследований мы подготовили целый ряд фильмов и циклов документальных фильмов по истории Азербайджана и разоблачению армянской пропагандисткой лжи и фальсификаций.

Одним из наших недавних проектов был фильм «Армянская история, написанная «болгаркой». Отмечу, что в течение двух лет по нашей инициативе при поддержке кафедры ЮНЕСКО на базе Центральной научной библиотеки НАНА создана международная рабочая группа под названием «В поисках солнца», куда входят ученые, эксперты, известные общественные деятели, актеры, режиссеры из десяти стран. Мы проводим исследования в различных странах, но в первую очередь они ведутся на территории Азербайджана, на Кавказе.

В рамках наших исследований была затронута тема арменизации и присвоения албанского наследия. Например, в Товузском районе Азербайджана в селе Гирзан мы столкнулись с тем, что на его старом средневековом кладбище большое количество могильных плит еще в советское время были изуродованы и сфальсифицированы. Дело в том, что с одной стороны все узоры на этих могильных плитах были перебиты и вместо них армянскими буквами были нанесены новые надписи. Тем самым еще в советское время армянская сторона пыталась присвоить наследие азербайджанского села Гирзан, арменизировать его и прибегала даже к вот таким методам, не брезгуя ничем, занимаясь фальсификацией надписей на могильных плитах.

Мы привезли на это место группу компетентных ученых и представителей ЮНЕСКО, которые зафиксировали этот факт вандализма. Таким образом, по итогам данного исследования и поездок был подготовлен документальный фильм, показывающий, что армяне, создавая свою историю, порой действовали «болгаркой» (лагундой) и зубилом, при этом уничтожая узоры на могильных плитах и нанося туда свои надписи с целью в дальнейшем представить западный регион Азербайджана, как якобы часть «Древней Армении». Фильм был подготовлен в рамках грантового проекта Совета Государственной Поддержки НПО при Президенте Азербайджанской Республики.

Этот фильм и исследование вызвали широкий резонанс, и мы считаем, что тем самым смогли привлечь внимание международный общественности и ученых кругов к проблеме уничтожения средневекового албанского и азербайджанского наследия армянскими фальсификаторами.

- Над чем Вы работаете сегодня?

- Естественно, мы продолжаем деятельность по популяризации исторических исследований, которые проводим, на основе полученных материалов снимаем документальные фильмы, готовим небольшие репортажи и передачи, которые регулярно выходят как на телеканалах, так и в интернете. Буквально недавно мы начали съемки фильма совместно с азербайджанской общиной Нагорного Карабаха, с ее руководителем Туралом Гянджелиевым. У нас возникла идея рассказать о судьбе православных храмов в Ереване и оккупированной Шуше.

В дореволюционное время в Ереване находился православный храм, который затем был уничтожен. В городе Шуша также имелся православный храм, который был переделан под армянскую церковь после оккупации Нагорного Карабаха армянскими войсками. Также в этом фильме будут затронуты непростые отношения между армянской и русской православной церквями и самодержавием в XIX-ХХ вв. Будет показана цепь террористических актов, жертвами которых стали высокопоставленные российские чиновники в период Царской России. Расскажем об одной из малоизвестных диверсий, которую по нынешним временам назвали бы терактом.

В начале XIX века во время французской оккупации Иерусалима войсками Наполеона, армяне население города подожгло главную мировую христианскую святыню – Храм Гроба Господня и ряд других церквей, в том числе и православных. В фильме также будут затронуты иные аспекты диверсионной деятельности против русской православной церкви, российского самодержавия, тем самым мы постараемся донести до российской публики практически неизвестные ей стороны деятельности армянского террора и армянской церкви против интересов России и ее политики. Сейчас часто можно услышать, что «Армения и Россия являются стратегическими союзниками», но в реальности именно посредством армянского террора и церкви наносился удар по российским интересам, в том числе уничтожались высокопоставленные российские чиновники.

Мы обязательно сообщим, когда этот фильм будет готов, чтобы о нем узнало, как можно большее число людей. В первую очередь необходимо распространить этот документальный фильм среди русских зрителей, которые должны знать достоверную информацию об истинном лице армянского национализма и террора, в том числе против российских интересов и деятелей.

Имеется еще целый ряд направлений, которые привлекают наше внимание. Например, подготовка небольших учебников или пособий по истории Азербайджана для школьников, студентов, курсантов военных школ, высших военных заведений. В этом направлении уже готовится несколько учебных пособий. Это именно та славная история, раскрытая на основе арабо-язычных и других источников, которые доселе не исследовались. Обнаружение, перевод и изучение этих источников, которые игнорировались в царское время и в период СССР, сейчас крайне актуально. Этот пласт источников позволяет нам совершенно по-иному раскрыть и преподнести славную историю Азербайджана, азербайджанских полководцев, правителей и деятелей средневековья.

- Ризван бей, спасибо большое за интересную, а главное содержательную беседу. Было интересно узнать знаковые этапы Вашей богатой биографии и, конечно, уникальные проекты, связанные с нашей историей. Спасибо за Ваш огромный труд на благо нашего народа и государства!

- Благодарю за интерес к моей скромной персоне и деятельности. Очень ценю Вашу поддержку и внимание.






Комментарии: