20 июля 2020 г.


Центр истории Кавказа,

Аббас Исламов

 

Многовековая история России настолько богата событиями, что поколениям ученых и исследователей ещё долго предстоит раскрывать в ней новые, интересные страницы. Но примечательной особенностью современного исторического периода является то, что формирование новейших страниц истории российского государства происходит прямо перед нашими глазами. И одним из наиболее захватывающих событий нового времени, которое разворачивается перед взором современников и отличается впечатляющими масштабам, является феномен арменизации России.

Как и во многих других вопросах, имеющих отношение к армянам – это явление уникальное и беспрецедентное. Его парадоксальная, на первый взгляд, особенность, заключается в том, что динамика происходящих событий на удивление радостно воспринимается русскими людьми, с чувством глубокого удовлетворения наблюдающими за процессом собственного вытеснение из культурного, исторического и жизненного пространства – еще недавно во всех отношениях казавшегося бескрайним. Но это только на первый взгляд.  

При более внимательном изучении феномена обнаруживается, что это кажущийся парадокс, поскольку феномен возник не вчера, а является результатом долгого исторического процесса, который развивался на протяжении почти трёх столетий и пользовался поддержкой и поощрением всех российских правительств, начиная со времен Петра I.

Исторические архивы сохранили царские указы, заложившие основы интенсивного и долгосрочного процесса переселения армян в пределы российской империи. Первый российский император наказывал своим чиновникам и вельможам, чтобы «армян как возможно приласкать и облегчить, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезда». Кстати, приводя цитаты из указов Петра I, многие забывают упомянуть, что это лишь фрагменты из текстов государевых писем. В полном виде эти строки имели весьма неприглядное продолжение, в котором наместникам царя приказывалось вытеснять и выселять мусульманское население Южного Кавказа: «а басурман (т.е. мусульман – А.И.) зело тихим образом, чтоб не узнали, сколь возможно убавлять». Именно в полной форме эти цитаты отражают истинную картину первоистоков российской государственной политики. Но сейчас не об этом…

Так уж повелось искони на Руси, что повеления государевы воспринимались как благоволение небес, которым следовало только радоваться и восхвалять царя-батюшку, наместника Божия на земле, неустанно пекущегося о благе народа российского. Это и есть первопричина той неугасающей радости, которая поселилась в сердцах россиян, начиная со времён, когда они впервые узнали о повелении государя всячески приласкать армян (с 1711 года). Существенную роль в сохранении и разжигании упомянутой радости, сыграло то обстоятельство, что после развала СССР память о наказах Петра I была не только возрождена, но даже приобрела статус современного внутриполитического приоритета, что неоднократно озвучивалось первыми лицами российского правительства. Таким образом, историческая непрерывность, созданная посредством реанимации указов царского правительства и их возрождения во взглядах и решениях современного российского руководства, не только не позволила угаснуть радости русского человека по поводу широчайшего расселения армян на российских просторах, но заставила её разгореться с новой силой.

Однако, настоящая статья посвящена не обсуждению исторических подробностей армянских миграций, а краткому обзору современного состояния завоеваний армянства на российского пространстве, которые продолжают расширяться, вызывая все нарастающее восхищение коренных народов России. И в этом отношении наибольшую радость у русского человека относительно процесса арменизации вызывает картина, сложившаяся прямо в сердце российского государства – в городе Москве и примыкающих к нему регионах. Прежде всего, следует отметить, что именно здесь, в столице РФ, на улице Советской Армии, в доме 8, возле станции метро Достоевская, расположилась штаб-квартира самой большой всероссийской армянской организация «Союз армян России» (САР).

Во всех публикация Союза армян, в изобилии представленных в пространстве Интернета, почти неизменно присутствует горделивая самооценка, гласящая, что САР является самой многочисленной и самой мощной организацией среди всех диаспорных образований, существующих в Российской Федерации. Однако, в этих выбросах информации не уточняется, что под этой «многочисленностью» подразумевается вовсе не общая численность армян, поселившихся в России, а многочисленность филиалов и отделений САР на общероссийском пространстве. Убедиться в этом можно прямо на примере столицы, плотно охваченной не только сетью офисов САР, но и большим числом самых различных армянских объединений, общая численность которых не поддается подсчету, поскольку каждый новый год знаменуется открытием новых организаций.


Может показаться, что это изобилие армянских организаций возникло потому, что по меньшей мере половина 20 миллионного населения Москвы и московской области представлена армянами? Разумеется, это далеко не так. По официальным данным в почти 12-миллионной Москве проживает около 106 тысяч армян и несколько тысяч в различных населенных пунктах московской области. В этой связи русскому человеку вполне можно было бы задаться вопросами – в чем же необходимость такого изобилия штаб-квартир и офисов армянских организаций в столице и московской области? Почему именно армяне, не являющиеся коренным народом России, в пределах одной области или даже одного города должны всенепременно иметь десятки организаций имени собственной национальности, причем часто находящиеся по соседству на одной улице? Почему даже тогда, когда армян в российских городах с населением около миллиона насчитывается всего несколько сотен, под видом острейшей и жгучей необходимости в них создаются либо отделения САР, либо какая-то другая армянская организация (а чаще и то, и другое вместе)? Но упомянутое чувство радости, не покидающее русского человека со времен «государевых указов», отодвигает на второй план все прочие мысли, не позволяя этим вопросам возникнуть, а тем более прозвучать в публичном эфире.


На главной странице официального интернет-сайта САР указано, что организация имеет 85 (!) региональных отделений и 647 (!!) городских отделений. 647 городских отделений означает, что организациями Союза армян России охвачены все города и населенные пункты России с численностью населения от 40 и более тысяч жителей (вплоть до 12-миллионной Москвы). И это только в отношении САР и сети его дочерних образований. Но в России, помимо САР с его региональными и городскими отделениями существуют еще сотни самых разнообразных армянских организаций – областных, местных, общинных, диаспорных, культурно-просветительских, религиозных, союзов предпринимателей, деловых обществ, альянсов, ассоциаций, объединений, молодежных организаций, национальных центров и т.д. и т.п. В целом же количество армянских организаций (вместе с отделениями САР) в России приближается к двум тысячам. Воистину, никакая другая национальная организация не может сравниться с этими показателями. Как же не радоваться русскому человеку, наблюдающему такую картину – ведь государевы заветы о том, чтобы «приласкать» и «расселить» армян в России не только соблюдаются, но многократно перевыполняются.

Согласно переписи 2019 года в России проживает чуть более одного миллиона армян (1 млн. 182 тыс.) – и при этом численность армянских организаций намного превышает тысячу. Таким образом, получается, что у каждой группы армян, численностью менее тысячи человек (эта цифра включает детей, несовершеннолетних, домохозяек и престарелых) есть своя, официально зарегистрированная национально-этническая армянская организация – причем, существующая не сама по себе, а подотчетная центральному армянскому руководству, со штаб-квартирами в столице РФ Москве. И число этих организаций продолжает неуклонно расти. 


Кому-то может показаться, что наличие подобного количества армянских национальных учреждений со штаб-квартирой центрального руководства в столичном городе Москве более чем достаточно для народа численностью около 1,2 миллиона (странным образом эта цифра совпадает с численностью армян в Османской империи по переписи 1914 г., перед началом Первой мировой войны). Ведь в целом отделений САР в десятки раз больше, чем отделений правящей партии «Единая Россия», заботами которой охвачено всё 146 миллионное население Российской Федерации.

Даже при беглом взгляде на общероссийскую структуру САР с сотнями отделений и окружающими их другими армянскими организациями, можно заметить, что многочисленные ячейки этой структуры были сформированы по определенной стандартной схеме. Чтобы не утомлять читателя перечислением всего разнообразия армянских организаций и не превращать статью в бесконечный список из тысяч наименований и адресов, обратимся в качестве примера лишь к одному из центральных российских городов – Саратову, в котором находятся:

-        Отделение «Союза армян России» (САР).

-        Областная Армянская Община «Крунк».

-        Союз армянской молодежи Саратовской области.

-        Саратовский научно-образовательный центр по изучению «Истории и культуры армян Поволжья».

-        Местная религиозная организация армянской церкви.

-        Армянский музей.

-        Армянская воскресная школа.

-        Здесь же в Саратовской области (г. Вольск): армянская общественная организация «ЦАНК» (Центр армянской национальной культуры). 

Именно так выглядит общая схема, по которой в пределах населенного пункта или области, где обитает хотя бы несколько армянских семей, уже начинает создаваться сеть армянских организаций и прочих национальных учреждений, во главе которых, в качестве представительства центральной власти, появляется отделение САР. К сказанному следует добавить, что практически во всех армянских общинах России приоритетом первостепенной важности считается также строительство армянской церкви и установление (желательно в общественных центрах) традиционных камней-хачкаров.

Казалось бы, при таком заполнении Москвы, прилегающих областей, а также всех автономий и республик России отделениями САР и множеством различных армянских организаций, уже не остается ни политической, ни юридической, ни какой-либо другой необходимости загружать российское пространство дополнительными армянскими национальными образованиями. Ан нет… Никак не находящее удовлетворения армянство создало в 2018 году новую национальную организацию – «Объединение армян России» (ОАР). Конечно, русский человек мог бы спросить – да сколько же можно? Почему сотни армянских «союзов», «альянсов», «объединений», «общин», «ассоциаций», «обществ», «содружеств» и т.п. никак не могут насытить и успокоить российское армянство? Но появлению подобных вопросов, как было отмечено, препятствует вековая радость, озаряющая души россиян по поводу набирающей обороты арменизации России.


ОАР решило не мелочиться, разбрасывая, подобно САР, сотни своих отделений по городам России от Калининграда до Сахалина, а поделило территорию российского государства, так сказать, чохом – региональными округами, взяв под свою ответственность:

-        Центральный Федеральный Округ (ЦФО): Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Москва, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область.

-        Северо-западный Федеральный Округ (СЗФО): Вологодская область, Калининградская область, Республика Карелия, Республика Коми, Ленинградская область, Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Новгородская область, Псковская область, Санкт-Петербург.

-        Южный Федеральный Округ (ЮФО): Республика Адыгея, Астраханская область, Волгоградская область, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Ростовская область, Республика Крым, город
Севастополь.

-        Северо-Кавказский Федеральный Округ: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Ставропольский край, Чеченская Республика.

-        Сибирский Федеральный Округ (СФО): Республика Алтай, Алтайский край, Иркутская область, Кемеровская область – Кузбасс, Красноярский край, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Республика Тыва, Республика Хакасия.

-        Приволжский Федеральный Округ (ПФО): Республика Башкортостан, Кировская область, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермский край, Самарская область, Саратовская область, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Чувашская Республика.

Цели и задачи ОАР четко обозначены в программных документах, стержневое положение в которых занимает «защита интересов армянского сообщества», основанная на «принципах приверженности армянскому сообществу России». Лозунгом новой супер-структуры стала фраза, вынесенная на главную страницу организации в Интернете: «Интересы нации превыше личных».  Но еще больше радует взор россиян карта, демонстрирующая паутину глобальных связей ОАР. Центральное положение на этой карте занимает весьма своеобразное изображение Армении (хотя ОАР – организация российская), которая показана как страна, занимающая территории Северного Кавказа, Грузии, Азербайджана, Восточной Турции и северного Ирана.


Очевидно художники из ОАР, вырисовывая эту черную кляксу на карте мира предполагали, что этим самым они закладывают некий подсознательный посыл для своих соплеменников, в котором скрыто подлинное предназначение армянских организаций, заполонивших Россию. Мечтать, как говорится, не вредно, но бредить – вредно определенно.

Но это еще не всё. Стержневым элементом радующего россиян феномена арменизации является бесчисленное множество (в дополнении к перечисленным выше) деловых армянских объединений, так же имеющих своё центральное руководство. Дело в том, что в отношении армянского купечества и прочего делового люда Петр I оставил особое завещание – «мы не только их купечество защищать повелим, но еще для вещей прибыли и пользы некоторыми особливыми привилегиями снабдевать и всемилостивейше жаловать будем». Именно отсюда берут начало первоистоки того «особливого» благоприятствования, конечным и радостным для россиян результатом которого стало то, что большой и малый бизнес в России представлен сегодня тысячами армянских деловых организаций.

Наивно было бы предполагать, что российское армянство могло оставить эту многотысячную армаду армянских деловых предприятий без общего командования. Прежде всего по причине необходимости установить централизованный контроль над многомиллиардными финансовыми потоками, а также использовать происходящее как повод для создания новых армянских суперорганизаций в России. Такое командование было создано, причем, сразу в виде двух новейших образований, с названиями: «Ассоциация армянских предпринимателей» (со штаб-квартирой в Москве) и Организация поддержки деловых и культурных инициатив «Армянская Ассамблея» (со штаб-квартирой, естественно, в Москве). Обе структуры был созданы богатейшими армянскими бизнесменами России, имена которых включены в списки журнала Forbes.

В презентационных материалах этих центральных органов общего руководства и координации подчеркивается, что их «главной целью будет создание новых сетей сотрудничества для армянских бизнесменов» и они будут сосредоточены «на решении различных вопросов и проблем общеармянского значения». А практика армянских организаций в России свидетельствует о том, что фундаментальными вопросами «общеармянского значения» являются: помощь сепаратистскому режиму, оккупировавшему территорию Азербайджана и территориальные претензии к соседним с Арменией странам – Турции, Азербайджану и Грузии.  

Но в роли особого, возможно, наиболее эффективного фактора феномена арменизации России выступают многочисленные молодежные и студенческие армянские организации. Не следует путать армянские молодежные организации с армянскими студенческими организациями, поскольку это самостоятельные образования, со своими программами, руководствами и председателями. Например, помимо автономных молодежных организаций в столице России, каждое высшее учебное заведение в Москве имеет свою армянскую студенческую организацию. Сегодня только по Московским ВУЗам их насчитывается 27 (официальная статистика), но студенческие организации существуют практически во всех крупных городах России, где имеются высшие учебные заведения – а таких в России сотни. Но наряду с ними, как уже было отмечено, в крупных городах Российской Федерации существует не поддающееся подсчету число самостоятельных армянских молодежных организаций. В совокупности же на общероссийском пространстве существуют около тысячи подобных образований.

Создается впечатление, что разнообразие их наименований всего лишь предлог для реализации планов по созданию как можно большего числа армянских молодёжно-студенческих объединений, обеспечивающих тотальный охват всей армянской молодёжи, проживающей в России, чтобы, после достижения необходимой массовости, установить над ней некое общее, централизованное руководство. Так и случилось – в 2015 году Россию облетела радостная для русского человека весть о том, что 7 февраля, все в той же Москве, центральном городе штабов всероссийских армянских организаций, состоялось учреждение новой армянской всероссийской организации под названием «Конгресс армянской молодёжи России» (КАМР), которая стала общим руководящим органом для всех армянских региональных и городских молодежных организаций на всём пространстве Российской Федерации.

Теперь армянские молодежные организации могут еще более подготовленно и планомерно проводить мероприятия, представляющие «общеармянский интерес» в России – например, вечера памяти известного международного террориста Монте Мелконяна (гражданина США). Они могут еще более организованно и планомерно устраивать гастроли по России школы армянских этнических танцев "Нжде", названной в честь фашистского приспешника Гарегина Нжде.


Организовывать трансляцию на российских ТВ-каналах исполнение хвалебной песни «Дашнак Дро», в память о еще одном фашистском приспешнике, генерале армянского легиона гитлеровской армии Драстамате Канаяне. Примечательно, что эта трансляция была организована в преддверии празднования 75-й годовщины победы над фашизмом – и в этом, очевидно, заключался какой-то особый «общеармянский интерес».  


По всей вероятности, ни российские власти, ни простые обыватели ещё не достигли всей полноты понимания, что это не единичные, спорадические или случайно возникающие события – это проявления специфичной ментальности, фанатично сосредоточенной на собственном содержании и уже массово представленной на пространстве российского государства. В этом и заключается неповторимая особенность радующего россиян феномена арменизации – он развивается на прочно установленном идейно-политическом фундаменте армянского национализма. Отсутствие полноты понимания мешает русскому человеку разглядеть, что Ассоциация армянской молодежи Москвы, открывая в столице России клуб боевого самбо «Монте», называет его в честь международного террориста Монте Мелконяна, повинного не только в убийствах и терроре в Европе и на Ближнем Востоке, но и в осуществлении актов геноцида против азербайджанского населения Карабаха.


Девизом клуба – «объединение и патриотическое воспитание армянской молодёжи» – провозглашает, что «патриотическое» воспитание российской армянской молодёжи производится на образе международного преступника, террориста и убийцы. Эта же Ассоциация организует регулярное проведение вечеров памяти Монте, настойчиво насаждая в России представления о нем, как о «герое армянского народа». Подобные акции столичных армянских молодежных организаций поддерживаются на всём российском пространстве другими молодежными и студенческими организациями, в уставах и программах которых прослеживается заметное единообразие. Словно составленные в шаблонном формате они обязуют, в тех или иных формулировках, членов армянских организаций участвовать в выполнение упомянутых «общеармянских» задач:

-        в оказании помощи и поддержки сепаратистскому режиму Нагорного Карабаха;

-        распространении пропаганды героизации армянских международных преступников и армян, находившихся на службе германского фашизма в период Второй мировой войны;  

-        в распространении, под видом ознакомления россиян с историей армянского народа (в лекториях, библиотеках, «просветительских» центрах, вечерах национальной культуры и т.п.), антитурецкой пропаганды, насаждающей ненависть к турецкому и азербайджанскому народам;

-        в повсеместной организации армянских печатных изданий (газет, журналов) и русскоязычных армянских Интернет-ресурсов, распространяющих дезинформацию об «утраченных землях», «древних армянских царствах», якобы, занимавших территории Грузии, Азербайджана, Турции, Ирана, а теперь еще и России.

Эта настойчивая деятельность, превращающая домашние заготовки национальных «страданий» по чужим территориям в общероссийский плач, преследует целью вызвать у русского человека (методом тысячекратных повторений) скорбные чувства по поводу того, что «братский армянский народ» испытывает затруднения с захватом чужих территорий.

О целях и задачах КАМР открыто говорится в его учредительных документах – они основаны «на незыблемых принципах любви к своему народу», а его основной целью «является консолидация армянской молодежи России, реализация её потенциала и сохранение армянской идентичности». В учредительных документах отмечается, что насущная необходимость создания всероссийского руководящего органа была продиктована крайней озабоченностью бесчисленных армянских организаций «по поводу отсутствия крепких связей между представителями армянских молодежных движений по всей России». (Т.е. наличие такого множества организаций никак не удовлетворяло устремлениям армянского национализма в России, и поэтому на повестку дня была вынесена острая необходимость установления «крепких связей» между ними!). Самооценка относительно создания нового образования также сформулирована вполне откровенно – «Создание единого руководящего органа армянских молодежных организаций является качественным прорывом в жизни армян России».

Этот «качественный прорыв» особенно радует русских людей тем, что над десятками армянских организаций установилось еще одно долгожданное общее командование со штаб-квартирой в столице России – Москве. Отныне этот руководящий орган обеспечивает централизованную координацию деятельности:

-        Ассоциации армянской молодежи Москвы (ААММ);

-        Санкт-Петербургского союза армянской молодежи «Нор Серунд»;

-        Донского союза армянской молодёжи «ДСАМ);

-        Воронежского союза армянской молодежи;

-        Союза армянской молодежи Самары (САМ);

-        Союза армянской молодежи Днепропетровской Области (АМДО);

-        Краснодарского армянского молодежного объединения «Еркир»;

-        Союза армянской молодежи Саратовской области;

-        Красноярский союз армянской молодежи;

-        и т.д., и т.д.

Но радует русского человека не только появление новой неподконтрольной российскому правительству огромной армянской структуры, а также то, как стала проявляться деятельность накрывшей всю Россию консолидированной сети армянских молодежных организаций с «крепкими связями» и центральным руководством. Одним из первых деяний этой суперорганизации стало вынесение на первом же (после учреждения) заседании вердикта о необходимости усиления помощи сепаратистскому режиму, оккупировавшему регион Нагорного Карабаха Азербайджана. Таким образом молодежное детище всероссийского армянства, охватывающее практически всю Российскую Федерацию (правительство которой без устали декларирует признание территориальной целостности Азербайджана), с характерной беззастенчивостью приняло решение о вовлечении сотен тысяч российских граждан (т.е. де факто самой страны) в оказание помощи сепаратистскому режиму, захватившему, методами вооруженного террора и геноцида, территорию суверенного государства. 

Можно понять желание армян создавать для себя какие-то привилегии в местах проживания (хотя, они такие же граждане России, как и все окружающие их люди других национальностей) – к тому же эти желания опираются на дорогие для русского человека петровские заветы относительно «особливых привилегий» для армян. Вполне нормально, когда местная община пытается поднять на более высокий уровень местные условия проживания. Но лидеры российского армянства считают, что местные армянские организации ни в коем случае не должны ограничиваться интересами своих общин – они должны стать активной политической единицей областного, регионального, всероссийского и, наконец, глобального армянства! Они должны быть готовы в любую минуту выступить единым фронтом в поддержку решений центрального (столичного) армянского руководства, которое, разумеется, всегда будет выступать не иначе как с позиций «общеармянских интересов».

А о том, какими неожиданными сюрпризами могут обрадовать русского человека эти «общеармянские интересы», можно судить по тому, что творится в национальном армянском самосознании, широко распространившемся по всероссийскому пространству. Подсказку предлагает один из наиболее популярных армянских информационных ресурсов – издающаяся в Краснодаре газета «Еркрамас» (наряду с её Интернет версией). Это этническое издание оглашает по всей России пропаганду международной армянской террористической организации АСАЛА, продолжающей свою деятельность по настоящее время. Более того, несмотря ни на какие заявления российских властей о борьбе с героизацией нацизма в стране, эта армянская газета, как ни в чем не бывало, продолжает публиковать свои издания с обязательным портретом фашистского прислужника Нжде на титульной странице, игнорируя, с характерным цинизмом, и правительственное, и общественное мнение.


При этом «Еркрамас» не ограничивается героизацией фашиста. Очевидно, полагая, что этот образ можно отбелить, используя не чуждые для русского человека мотивы неприязни к туркам, оно выставляет здесь же, на заглавной странице его высказывание: «Не должно быть ни одного дня без борьбы с турком».

Можно понять наглость армянского издания, но безразличие властей к столь откровенному и преступному разжиганию в России вражды и ненависти по расовому и национальному признаку (преследуется УК РФ, Статья 282) вызывает некоторое недоумение. Некоторое – поскольку тот факт, что на российском пространстве нет эффективного противодействия этому пропагандистскому разгулу армянского национализма, свидетельствует скорее о негласном потворстве происходящему (ведь заповедал же царь-государь содействовать во всем!), нежели о непонимании того, что происходит.

Сегодня в РФ абсолютно массовый характер приняла пропаганда армянского национализма о том, что территория суверенного и сильнейшего государства региона – Турции, является собственностью республики Хайастан (предъявляемой, как Армения), созданной в 1918 году на территориях Азербайджана и Грузии. Нигде в мире, ни в одной стране не позволяется подобная практика – но в России она процветает. Потому что в России либо не смогли, либо не захотели оказать противодействие идейно-политическому давлению армянских организаций, накрывших всё пространство РФ и прибравших к рукам российские СМИ (подробнее: https://www.rizvanhuseynov.com/2018/07/blog-post_10.html, и https://www.rizvanhuseynov.com/2018/11/blog-post_13.html). 


Где ещё на планете национальным символом одной страны являются природные объекты, находящиеся на территории другой страны?! Может ли Италия назвать свои национальным символом Австрийские Альпы? Может ли озеро Байкал быть национальным символом Монголии? Или Финляндии считать своим национальным символом Уральские горы? Когда-то Альпы находились в пределах римской империи, Байкал располагался в самом сердце монгольской державы, а финно-угорские народы до сих пор живут на Урале. Но сегодня ни в одной цивилизованной стране, несмотря ни на какие исторические перипетии, не станут потворствовать пропаганде, в которой природные объекты чужого государства объявляются национальной символикой своей страны, а его территория (или часть территории) – своей собственностью. Подобные действия в международной практике расценивались бы, по меньшей мере, как некорректные или невежественные, а по большому счету как оскорбительные, политически вызывающие и агрессивные. Как же велика радость русского человека по поводу перевыполнения заветов Петра о том, чтобы «приласкать» и всячески «снабдевать» армян, заселяющих Россию – если он не может разглядеть за ней, в какую политическую срамоту затянула его чужая идеология.

Однако, судя по динамике событий, россиян ожидает реализация куда более причудливых фантазий армянского национализма, чем затопивший всероссийское пространство плач по чужим территориям. В той же среде приласканных и пригретых на груди переселенцев уже поговаривают, что скоро, очень скоро, как только перевернется новая страница истории государства российского, раскроются во всей красе и станут очевидными и понятными для всех и каждого пока еще затаённые стороны бесконечно радостного для русского человека феномена – арменизации России.

Комментарии: