1 июля 2014 г.


Ближний Восток стремительно погружается в новую реальность. Локальные «арабские революции» перерастают в полномасштабную войну на огромной территории с множеством участников, цели которых иногда более актуальны для XIII, чем  для XXI века. Многие наблюдатели считают, что после взятия Мосула, второго по величине города Ирака, террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) очень близко подошла к реализации главного пункта своей программы - созданию Халифата, территория которого будет простираться от Средиземноморья до иранских гор Загрос. Во всяком случае, представитель ИГИЛ по связям с прессой шейх аль-Аднани провозгласил в первый день Рамадана (29 июня 2014 года) о восстановление Исламского Халифата.   

Иракский кризис, как гигантская воронка, втягивает в себя все новых политических игроков – и целые страны, и мощные военизированные организации. Какие угрозы и риски несет в себе новая геополитическая ситуация как странам региона, так и глобальному миру?  Этой теме посвящено очередное заседание нашего экспертного «Круглого Стола».




Елена Касумова, доцент кафедры политологии Академии Госуправления при Президенте Азербайджана:   

- Мы находимся на пороге того самого переформатирования Большого Ближнего Востока, о котором впервые заговорили почти четверть века назад. На повестке дня возникновение независимого Курдистана и появление новой страны из того, что было некогда территорией Ирака и Сирии. Во всяком случае, террористам из организации «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) уже удалось взять под контроль обширное пространство - от Алеппо на западе до городов на востоке Ирака в опасной близости от иранской границы. Триумфальное шествие ИГИЛ по иракской территории можно рассматривать только в контексте глобального суннитско-шиитского противостояния, которое сейчас взорвалось открытыми боевыми действиями. Оно назревало давно. Я имею в виду не историческую ретроспективу, а последнее десятилетие, прошедшее с того момента, когда король Иордании Абдалла впервые применил термин «шиитский полумесяц»  (Иран, Ирак, Сирия, Ливан) в интервью газете «Вашингтон пост». Эта «шиитская дуга» была обречена впрямую столкнуться не с монархиями залива, а с организациями «Зеленого пояса». Так назывался американский проект противодействия коммунизму в Евразии, в формате которого когда-то создавались и «Талибан», и «Аль-Каида», и даже сомалийский «Джамаат Аш-Шабааб», и другие террористические организации.
Угроза коммунизма на Востоке давно растаяла. Иран, по выражению кого-то из американских политологов, «после вторжения США в Ирак превратился из маргинальной страны в региональную державу». А перед наследниками ветеранов «зеленого пояса», ставших движущей силой «арабских революций», возникла перспектива – быстро пройти путь от пакистанских медресе в кабинеты реальной власти. При таком уровне амбиций всех фигурантов суннитско-шиитского противостояния оно стало неизбежным.  И, вот, какая странность вырисовывается: США консолидируют Иорданию, Саудовскую Аравия и ОАЭ на поддержку нового правительства Ирака, но одновременно радикальный Фронт ан-Нусра, воевавший с ИГИЛ в Сирии, неожиданно …присягает на верность иракским террористам. Одновременно США собираются предоставить 500 миллионов долларов сирийской оппозиции, в которой Фронт ан-Нусра играет первые роли. Если учесть, что ан-Нусра создана саудовской разведкой и контролируется ею, то возникают естественные сомнения – а кто-нибудь готов серьезно бороться с радикальными террористами в Ираке? Или мы уже наблюдаем воплощение в жизнь теории «управляемого хаоса»?

Коста Магдаленос, политолог, юрист, эксперт Американо-Азербайджанского фонда Содействия Прогрессу:

-  Я не стал бы выбирать точкой отсчета современного шиитско-суннитского противостояния военную операцию США в Ираке. Наверное, ею можно было бы считать свержение проамериканского режима в Иране в 1979 году. Но так или иначе, сейчас Вашингтон стремится стабилизировать ситуацию на Ближнем Востоке в отличие от других государств. Госсекретарь Джон Керри приложил серьезнее усилия для того, чтобы сохранить Ирак в прежних границах. Во всяком случае, он предотвратил провозглашение де-юре независимости Иракского Курдистана. Вашингтон оказывает самое серьезное давление на иракского премьера аль-Малики с целью создания широкой антитеррористической коалиции в этой стране. Если бы аль-Малики под диктовку Тегерана не пошел бы на фактическую дискриминацию иракских суннитов, к движению «Исламское государство Ирака и Леванта» не примкнули бы организация бывших баасистов и саддамовских офицеров «Накшбандия» и отдельные суннитские племена западного и центрального Ирака. Кстати, далеко не со всеми шиитскими лидерами сумело найти общий язык правительство Нури аль-Малики, на которое однозначно сделали ставку в Тегеране.
Но, как ни странно, борьба с ИГИЛ поможет со временем разрешить некоторые болезненные проблемы ближневосточного региона. Президент Ирана Роухани предложил Соединенным Штатам вести совместную борьбу против радикалов из «Исламского государства Ирака и Леванта». Это – весьма своевременная инициатива. Вашингтон не может ставить сейчас на карту энергетические интересы Запада в Персидском заливе, на который приходится 65% мировых запасов нефти. И без военной помощи Тегерана никому с ИГИЛ в Ираке не справится. Поэтому я уверен, что такое предложение будет принято, хотя и со многими оговорками. А это прямой путь к достижению компромиссов по иранской ядерной программе, что в свою очередь приведет к постепенному снятию с Ирана тяжелых санкций. И если дальше следовать нашей логике, то и к снижению уровня напряженности между Ираном и Саудовской Аравией, считающих друг друга главными врагами на Ближнем Востоке.

Ризван Гусейнов, политический аналитик, журналист:

- Такое ощущение, что некоторые международные политические силы на Западе решили действовать в рамках эсхатологического сценария описанного в христианских и особенно исламских источниках. (Эсхатология — система религиозных представлений о конце света – ред.) Подобное впечатление создается, когда отслеживаешь маршрут и регионы, где вдруг возникают воинствующие религиозные группировки, которые, по мановению волшебной палочки, могут за ночь захватить половину Ирака или сделать революцию на Востоке, там, где видимо по западным меркам «слишком долго» существует относительная стабильность. Однозначно было ясно, что проект «Большого Ближнего Востока», стартовавший вместе с арабской весной, будет иметь свое продолжение.
Если «арабская весна» была своего рода репетицией, то более серьезными шагами по геополитическому взлому Ближнего Востока и соседних регионов, стало появление «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ). Подобный новый формат террористических боевых организаций, позволяет мобильно и точечно добиваться поставленных целей, быстро захватывать богатые углеводородами и важными транзитными путями регионы стран Востока. Некоторые эксперты считают, что захват иракских территорий со стороны  ИГИЛ стал следствием провала плана по свержению Башара Асада в Сирии. Возможно это и так, но есть большая вероятность того, что ИГИЛ после Ирака вновь может перебросить все свои силы в Сирию или в любую соседнюю страну, куда распространяются интересы Запада. При этом симптоматично, что ИГИЛ всячески способствует укреплению и расширению курдского политического фактора в регионе, что тоже является частью плана Запада, заинтересованного в создании курдского государства на территории Сирии, Ирака, Турции и Ирана.
Однозначно, ясно, что ИГИЛ и подобные им террористические организации, выполняют некий план по созданию хаоса, кровопролития и сокращения населения стран мусульманского Востока, поскольку они воюют и убивают мусульманское население. Естественно, что подобные организации, как ИГИЛ, таят в себе опасность и для Азербайджана, который является важным энергетическим и транзитным игроком в регионе. Однако, я считаю, что для Азербайджана еще нет прямой угрозы, поскольку на данном этапе задачей таких как ИГИЛ является втянуть Турцию и Иран в большую заваруху в проекте «Большого Ближнего Востока».

Алексей Синицын, главный эксперт Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу:

- Религиозно-гражданские войны в Ираке, Сирии, возможно, в других регионах будут еще очень долго продуцировать сами себя, поэтому ни сунниты, ни шииты, ни арабские монархии, ни Тегеран с «Хизбаллой» выгодополучателями от погружения Ближнего Востока в хаос не станут. Локальные победы и поражения всех участников конфликтов приведут только к их взаимному ослаблению. Вашингтон тоже мало, что выиграет от подобного развития событий, потому что управлять хаосом, во-первых, очень дорого, а, во-вторых, очень трудно, потому что в подобный менеджмент уже заложены системные сбои.
Очевидными бенефициариями могут стать курды, которые свою фактическую независимость смогут подкрепить финансово за счет дивидендов, полученных от захвата нефтеносного Киркука с его развитой инфраструктурой. Впрочем, курды уже самостоятельно продают нефть, и ее след обнаружен не только в Европе, но и в США, хотя Вашингтон и поддержал требование Багдада бойкотировать курдский нефтяной экспорт. Кстати, в Израиль ушел вовсе не первый танкер с курдской нефтью, как об этом недавно писали СМИ. Тот факт, что североиракская нефть не однажды поступала в порты Ашкелона и Хайфы – для специалистов всего лишь секрет Полишинеля. К провозглашению независимости курдов будут подталкивать разные силы, особенно Израиль с учетом его «теплых отношений» с Турцией. И появление независимого Курдистана с сильной 120-тысячной армией («Пешмерга» - «идущие на смерть») станет вызовом и для Анкары, и для Тегерана, Дамаска, Багдада.  
Среди бенефициариев нового витка конфликта первой будет Россия, которая уже стала продавать оружие правительству аль-Малики. Для нее, как и для Азербайджана, Казахстана и других экспортеров углеводородов, стало окончательно ясно, что Запад не сможет обрушить нефтяные индексы. Цены на баррель будут выше ожидаемых, а ведь за счет их роста Москва уже сегодня удачно компенсирует санкционные потери. Европейцам придется позабыть о поставках дешевого газа по гипотетическим газопроводам «Иран – Ирак – Сирия» или «Катар − Саудовская Аравия – Иордания – Сирия – Турция». Их сооружение придется надолго отложить.
Но ближневосточная проблема заключается не только в наступившем кровавом хаосе и, тем более, не в чьей-то выгоде. События на Ближнем Востоке сначала потеряли возможность внутреннего, а теперь и внешнего управления. А нет ничего  опаснее спонтанности и непредсказуемости.


Аналитический отдел net-fax.org

3 коммент.

Этот ИГИЛ очередная афера западных спецслужб. Те "силы" которые были заинтересованы в проекте "Большой Ближний Восток", они и создали этот новый террористический проект под названием Исламское Государство Ирака и Леванта (ИГИЛ). Что такое "Левант"? Это масонско-латинский термин придуманный в средние века европейскими "миссионерами". Эта территория с юга занимает северо-восточную часть Синайского Полуострова (территории Египта) охватывает Израиль, Палестину, Ливан, Большую часть Сирии, большую часть Иордании и на севере охватывает самую южную провинции Турции-Хатай. Однако альтернатива названии "Левант" существовала намного раньше как "Шам"(древнее название города Дамаска). Так называлась и обширная область вокруг этого города которая во времена халифа Муавия I(который предал Али) стала столицей Халифата. Только область Шам немного была меньше чем западный этот проект -"Левант" ("Страна восточного берега"). Если взгляните на карту то увидите что эта именно та территория которых на протяжении последних 120-лет пытаются прибрать к себе рукам- так называемые "сионские мудрецы". Но хотят это делать руками мусульман, персоязычных курдов и персов. Сейчас Иран играет роль этакого "главного помощника" Башара Асада, Иракского народа, Палестинцев и т.д. Но на самом деле Ирану наплевать на их судьбу. Он какраз таки наоборот изначально выполнял противоположную функцию. Мешать Башару Асаду, Ираку и Палестинцам защищать свою государственность. Иран по замыслу Запада- должен открыть широкий военно-политический-экономический коридор через Ирак, Сирию, Ливан и таким образом соединить этот коридор Со Средиземноморьем и с Израилем. Таким образом и Турция и Россия будут с юга должны перерезаны огромной полосой противников. А для этого им в дальнейшем понадобятся Захватит Южный-Кавказ (Грузию и Азербайджан). Как у нас в народе говорят:- "айынын мин оюну бир армудун устюндядир". Вся эта афера с Ираном задумано именно для этого и для других целей. А "курдский вопрос"- это у них всегда запасной вариант. Иран нарочно делает вид что якобы они готовы уничтожить, даже заявляли недавно что якобы "на границе с Ираком они уничтожили отряд курдских террористов". Это конечно блеф. Иранская граница в Турецкой и Иракских участках проходит полосами шириною в несколько километров где ходят только иранские погранички и гражданские лица туда не подпускаются. Естественно если там произойдет какая то стрельба на границе, то никто из местных жителей об этом не узнает и не сможет его ни с уверенностью признать, ни отрицать. На самом деле курды и не намерены захватить часть Ирана. Это придумано для того чтобы отвезти подозрения от Ирана. Курдам дали "добро" только в захвате территории Турции, Ирака и Сирии. А с персами курды являются неразлучные братья. Это Иран их вооружает, это он вооружает "сирийскую оппозицию" в то время когда Асад закрывает канал военной помощи США. Иран западу всегда нужен как огонь, как воздух и он их самый близкий и скрытый партнер.

Reply

Досточтимая Елена-ханум Касымова вновь поражает своей проницательностью. Как только, будто чёртик из коробочки, на геополитической сцене появилось ИГИЛ, так здравомыслящим политологам сразу стало ясно, что без американского участия здесь не обошлось. Как-то до боли знакомо защемило сердце и засосало под ложечкой. Точно также из ниоткуда на просторах Афганистана вдруг появился Талибан и стремительно захватил власть в стране. Среди последствий правления этой экстремистской организации разрушение исполинских статуй Будды в Бамиане было самым меньшим из зол. Сначала ЦРУ пыталось свалить всё на пакистанскую разведку, утверждая, что это она создала Талибан. Но люди грамотные сразу смекнули, что пакистанцам такое было не под силу, и за всем вновь маячит рука Вашингтона. Там рассудили, что вместо разношерстной чересполосицы банд и шаек, которые, не дай Бог, лягут под русских, лучше иметь единую силу, с которой худо-бедно можно будет договориться. В итоге - не договорились.

Теперь картинка повторяется. Доблестные американские G.I. образцово-показательно разбежались от одного вида толпы ободранцев с лёгким стрелковым оружием, а могучие ВВС и ВМС, стиравшие с лица земли целые иракские города, безнадёжно развели руками. В этот раз американцы опять выбрали меньшее с их точки зрения из зол. Нужно было наказать Асада, а заодно и Россию, и, поскольку второй раз угрожать бомбардировкой с американского флота было бы смешно, то решили перепоручить грязную работу наследникам Аль-Каиды, которая тоже была создана ЦРу для борьбы с русскими. Странно только одно - какая короткая память у вашингтонских стратегов, которые уже забыли про 11 сентября, коим отблагодарила американцев выпестованная ими же Аль-Каида.

Reply

Хозяин круглого стола, политолог Ризван Гусейнов вскрыл те аспекты проблемы, на которые не обратила внимания г-жа Касумова. Помимо чудесной быстроты появления и распространения ИГИЛ, Ризван-бей отмечает органичную связь этого проекта с предшествующей ему “Арабской весной”. В самом деле, государства, как геополитические акторы в глобальной игре за ресурсы и транзитные пути, с точки зрения Вашингтона устарели. На смену неповоротливым и консервативным территориальным общественным образованиям не без внешней поддержки приходят мобильные кочевые орды, которые в одночасье способны вынырнуть где угодно и быстро переформатировать любую территорию нужным образом. Молюсь об одном, чтобы, как водится по итогам американских спецопераций, банды ИГИЛ всплыли где-нибудь в Аризоне или Техасе. Да воздастся каждому по делам его (Мф. 16:27).

Это в развитие идей г-жи Касумовой. Но опытный политолог Гусейнов обратил внимание на укрепление и расширение курдского фактора. И тут мы вплотную подходим к армянской политике в регионе. Ни для кого не секрет, что Армения давно и упорно заигрывает с курдами, потому что трудно вести дипломатическую дуэль с сильной и единой Турцией. О прямом военном противостоянии с ней вообще не может быть речи. Но вот молодой и рыхлый Курдистан, который возможно образуется как раз на претендуемых армянами землях будет вполне по зубам армии РА. Таким образом, интересы мирового армянства и Запада вновь совпали.

Помимо богатейшего углеводородами Северного Ирака курды могут хотя бы частично прийти на смену усилившейся в последнее время Турции. Такой член НАТО, который держал южный фланг блока от советской угрозы уже не нужен, поскольку СССР уже нет. В борьбе с Ираном и Сирией официальная Анкара слишком осторожна и уравновешена, чтобы использовать турок как пушечное мясо. И самое главное, в последнее время в воздухе явственно запахло грозой возрождения Османского мира, да ещё распространения его на просторы тюркской Средней Азии под именем Великого Турана, что отнюдь не входит в планы Запада. Да и не слишком ли плотно турки якшаются с русскими.

Всё это подталкивает некоторые круги Запада попробовать Турецкое государство на прочность, и Армения вновь выступит в качестве боевого тарана для разрушения основы Тюркского мира. В этих условиях особую роль приобретает Азербайджан, задачей которого становится всей мощью нависать над Армянскими экспансионистами, чтобы предотвратить их нежелательные телодвижения. Как знают альпинисты, когда находишься под готовой сорваться лавиной, то даже говорить громко нельзя. не то что стрелять.

Правда нет худа без добра. Развал Турции с приходом кровавого хаоса на её территорию невыгоден и России. Возможно на этом “шкафу” сойдутся интересы России, Турции и Азербайджана (РТА), а Армения окажется зажатой в ежовых рукавицах. Таким образом, всяческое укрепление Кавказского геополитического треугольника РТА входит в число основных дипломатических задач уже сегодня, и, похоже, в Баку это понимают. А как же иначе воспринимать зачастивших в Азербайджан в последнее время лидеров и высоких чиновников Турции и России “на отдых” и с “плановыми” визитами. Так что, если Армения естественно оказывается в лагере Запада, то Азербайджан столь же натурально попадает на одну сторону с Турцией и в кои веки Россией. И ещё неизвестно чья возьмёт…

Reply