20 мая 2013 г.



В течение последних несколько лет мы наблюдаем неожиданные, якобы концептуальные изменения военной стратегии Армении, которую армянские эксперты охотно популяризируют в открытых источниках информации. Еще три года назад армянские военные аналитики концентрировали внимание широкой общественности на оборонительных возможностях армянских вооруженных сил. С восторгом говорилось о неприступности трех линий эшелонированной обороны Карабаха, названной по имени армянского военного министра «линиями Оганяна». Потом, каким-то невероятным образом, число линий возросло до 10, но основной темой стали, так называемые, «противоценностные удары», призванные парализовать всю прифронтовую инфраструктуру Азербайджана. Проще говоря, речь шла о ракетно-бомбовых ударах не столько по боевым порядкам азербайджанских войск, военным и промышленным объектам, сколько по населенным пунктам с целью вызвать панику и спровоцировать поток беженцев. А в этом году и военные эксперты, и официальные лица разом заговорили о неких «превентивных военных действиях против Азербайджана».
Что ж, давайте обсудим эту интересную тему, сформулировав ее одним вопросом: «Способна ли армянская армия наступать?».

Алексей Синицын, главный эксперт Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу:
- Я могу объяснить странные трансформации армянской «экспертной военной мысли». Бесконечно говорить о многочисленных линиях обороны в Карабахе как-то несерьезно. Они что смыкаются с городскими коммуникациями столицы непризнанной республики? А потом, кем (в плане живой силы) и чем (в плане вооружений) их наполнять? Ресурсов никаких не хватит. Ракетные удары по азербайджанской инфраструктуре, особенно отдаленной, нефтяной - тоже выглядят сомнительными. Информация о наличии у армянской стороны оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) «Точка-У» не вызывает доверия. На известном параде в Ереване мы видели только их плохо сработанные муляжи.  А ракеты Р-17, больше известные как «Скад-Б» 70-х годов выпуска, которые есть у Армении, станут легкой добычей современных зенитно-ракетных комплексов, имеющихся у Азербайджана. Периодически сбрасываемая в СМИ информация о разработке Арменией собственных ракетных комплексов не выдерживает никакой критики. Это - полный абсурд. Армяне - хорошие жестянщики, спору нет, но создавать современные ОТРК способны лишь очень немногие государства, обладающие мощным военно-промышленным комплексом.
И вот теперь расхожей становится «теория» превентивных военных действий на азербайджанской территории. Если сам военный министр РА Сейран Оганян осторожно намекает на какие-то «превентивные меры», то армянские эксперты прямо говорят о «переносе боевых действий на равнинные территории» Азербайджана. Причем, напрямую связывают их с программой модернизации боевой техники, прежде всего, танков, которые, по мнению армянских аналитиков, послужат ударной силой будущего наступления. Давайте начнем анализ вероятных боевых действий с этой разрекламированной «модернизации».
Александр Васяк, генерал-майор ВС Азербайджана, военный эксперт:
-  Армянская сторона с гордостью сообщает, что на совместном армяно-польском предприятии в городке Чаренцаван танки Т-72, находящиеся на вооружении ВС РА, будут модернизированы до уровня Т-90 - самого современного, дорогого и популярного среди военных всего мира российского танка. Действительно, поляки имеют определенный опыт в танкостроении - до 1991 года они выпускали Т-72 по договору с СССР. Соглашусь и с тем, что какая-то модернизация армянских танков будет произведена. Но возрастет ли их огневая мощь до уровня Т-90? Конечно же, нет. Т-90 оснащен уникальным комплексом управляемого ракетного вооружения - «Рефлекс-М». Он предназначен для поражения любых боевых машин, любых высокозащищенных целей, даже вертолетов противника. Но такого комплекса у армянской армии нет. И вот еще на что хочется обратить внимание. У танкистов есть такое понятие как активная защита. На Т-90 она представлена комплексом оптико-электронного подавления «Штора-1». Без него танк становится мишенью для поражения противотанковыми управляемыми ракетами.  Но модернизация в Чаренцаване не подразумевает установку этих самых «Штор», а противотанковое вооружение Азербайджана и в качественном, и в количественном отношении на порядок выше, чем у армянской стороны,  о чем последней прекрасно известно.
Таким образом, все эти громкие заявления о том, что армяне модернизируют свои Т-72 до уровня танков Т-90 - очередной блеф. По сути, вся эта программа перевооружения и переоснащения  армянской  бронетехники лишь приблизительно отвечает понятию «модернизация». В большей степени она сводится к обычному капитальному ремонту. А новых поставок танков или боевых машин пехоты в армянскую армию не ожидается.
А. Синицын: - Вернемся к пресловутому армянскому «танковому прорыву на равнины Азербайджана». Мне вообще интересно, как армянские военные эксперты представляют себе его сценарий. Как бой на Курской дуге? Или как популярную компьютерную игру? А где штурмовая авиация, ударные вертолеты, артиллерийская поддержка, мотопехота?
А. Васяк: - Вот именно. Я не собираюсь читать академическую лекцию о действиях танковых соединений в наступлении и поражать пользователей сложной военной терминологией. Попробую все объяснить, как говорится, «на пальцах». Так вот, главную задачу подобного «танкового наступления» можно сформулировать примерно так - прорыв оборонительной полосы противника, подавление его огневых средств и живой силы на всю тактическую глубину его обороны. Но решать эту задачу танковые группы должны в тесном взаимодействии с мотострелковыми соединениями при мощной поддержке артиллерии и авиации. Только в результате их совместных действий может последовать развитие тактического успеха в глубину с выходом на оперативный простор.
Но любой военный знает - лишь та территория считается занятой, на которую ступила нога солдата. Однако у армян людского ресурса категорически не хватает. Еще  больший вопрос - достаточно ли у них личного состава, сил и средств для обороны своих рубежей?  А ведь при развертывании  «превентивных боевых действий» в Карабахе армянским ВС придется обеспечивать всю линию соприкосновения и в т.ч. государственной границы.
Несколько слов об армянской реактивной артиллерии. Даже сами армянские эксперты, сквозь зубы, признают, что она по всем показателям категорически уступает азербайджанской. И всего 8 китайских реактивных систем залпового огня (РСЗО) WM-80 соотношения не изменят.                    
А. Синицын: - Но армянские эксперты не были бы таковыми, если бы не додумались до такой отговорки, которую сделал известный армянский аналитик Леонид Нерсесян. Мол, ракетной артиллерии у Армении действительно мало, однако в Армении, цитирую, «достаточно давно ходят слухи о наличии на вооружении некоторого количества РСЗО «Смерч» и/или «Ураган».
А. Васяк: - Это уже какой-то детский лепет. Тогда пусть армянский Генштаб закладывает эти слухи в свои оперативные расчёты. Но давайте обратимся к авиации. Этот пресловутый «танковый прорыв» не может быть осуществлен без авиационной поддержки. Причем, для нанесения  бомбово-штурмовых ударов используются и самолеты, и вертолеты. Но ведь у Армении их, практически, нет. Кстати, армяне не имеют возможности переброски десантных групп за линию обороны противника, что практиковалось передовыми армиями мира во всех последних военных конфликтах. Решающий успех атакующих был достигнут не за счет танковых прорывов, а действиями аэромобильных тактических групп во вражеском тылу, поддержанных мощными ударами с земли и воздуха, с последующим овладением рубежами и районами войсками, ведущими наступление по всему фронту. Пока для армянских штабов подобные планы представляются чистой абстракцией.
А. Синицын: - Зато у армянских экспертов есть еще одна отговорка, которую они используют совершенно серьезно. Стоит процитировать: «Фактор ВВС практически исключен из сценария возможной конфронтации с Азербайджаном по принципу «сами не летаем, но и другим не дадим».
А. Васяк: - Остается только развести руками. Старая армейская шутка о ПВО выдается за экспертный анализ. И кто сказал, что войска армянской противовоздушной обороны находятся на высоком уровне? Поле боя - это не стрельбище для стендовой стрельбы, где дробью сбивают мишени-тарелочки. Я думаю, что профессионалы понимают - отдельные зенитно-ракетные комплексы армянской ПВО могут быть гарантированно обнаружены, а, значит, и уничтожены, потому что по средствам разведки и наблюдения Азербайджан далеко обошел Армению и это преимущество только увеличивается со временем.
А. Синицын: - Вы, что, невысокого мнения о беспилотниках «Крунк» и «Базе»  армянского производства?   
А. Васяк: - Но мы же говорили сегодня о том, что собственное высокотехнологическое оружие, к которым без сомнения относятся беспилотные летательные аппараты (БПЛА), способно производить лишь государство, обладающее передовым научным и промышленным потенциалом. Посмотрите, Минобороны России, опирающееся на огромный военно-промышленный комплекс, долго раздумывало закупать или нет израильские беспилотники, прежде чем решило размещать заказы на БПЛА у себя дома. А российские пограничники для своих нужд все-таки будут закупать беспилотники в Израиле. Поэтому испытываешь, мягко говоря, чувство недоверия, когда армянские источники сообщают, что при производстве своих «Крунков» они не только применили, но еще и развили сложные западные технологии. Впрочем, говорить можно все, что угодно.
Я хочу еще раз подчеркнуть - все эти заявления о развитии наступательного потенциала армянской армии, о ее возможностях предпринимать «превентивные меры» и вести «военные действия на равнинных территориях Азербайджана» - очередной блеф. Ну, если кому-то не нравится это слово, то используйте такие понятия, как «сознательная дезинформация» или даже «элементы информационной войны». Суть от этого не меняется - армянские вооруженные сил не готовы проводить наступательные операции.
А. Синицын: - А я хотел бы закончить нашу беседу любопытным фактом. Когда в прессе появилась информация о том, что ВС Азербайджана проводят широкомасштабные учения в прифронтовой зоне, население не только Карабаха, но и самой Армении охватило серьезное волнение. Пресс-секретарю Министерства обороны РА Арцруну Ованнисяну пришлось даже публично потребовать от армянских граждан и СМИ прекратить панику - мол, это еще не война и армянская армия тоже проводит подобные учения. О чем может свидетельствовать такая истерическая реакция рядовых армянских обывателей? Только о том, что они уже давно не верят в истрепанный пропагандистский тезис о «непобедимости армянских вооруженных сил».

Комментарии: