14 мая 2018 г.



Об этнических корнях Ервандидов/Оронтидов, ошибочно объявленных “армянскими царями”

Часть II

Центр истории Кавказа,

Эльшад Алили

Жители античной Армении имели разношерстное этническое происхождение и естественно говорили на разных языках. При этом нет ни одного исторического свидетельства существования на тот период в регионе армяно-хайского языка, или какого-нибудь его предка. Так каким это был языком? Согласно Страбону: «жители Армении, сирийцы и арабы обнаруживают тесное родство в отношении языка, в образе жизни, сходства телосложения». Арабский и сирийские языки входят в семью близких семитских языков. То есть по сведениям Страбона этим общим языком для жителей Армении был семитский язык, а не индоевропейский, коим является сегодняшний армяно-хайский язык. Общеизвестно, что как сегодняшний, так и классический армяно-хайский язык относится к семье индоевропейских языков. И никакой типологической, или структуральной схожести с арабским, или сирийским, то есть семитскими языками не имеет. Выходит, что во времена правления Артаксиев, то есть Арташесидов общим для всех жителей Армении для общения и письменности был семитский язык. По некоторым записям можно считать, что этот семитский язык был очень близок к сиро-арамейскому языку. К тому же, начиная с ранних античных авторов до первых веков новой эры нет ни одного свидетельства и исторического факта существования в Армении, предка сегодняшнего армяно-хайского языка. 


Парфянский всадник
В предыдущей части этой работы были принесены исторические свидетельства о территории с географическим названием Армения, в которой начиная с эпохи Ахеменидов, а конкретно начиная с правления Дария I (523-522 гг. до н.э.) и до битвы при Магнезии (190 г. до н.э.) между Селевкидами и Римом здесь правили персидские сатрапы из рода Оронтидов-Ервандитов. При том эта сатрапская линия родственными и династическими узами напрямую была связана с персидским царским родом Ахеменидов (550-331 гг. до н.э.). Иначе говоря, происходили из рода благородных персов и состояли в тесном родстве с правящей царской династией Ахеменидами. За этот период Оронтиды расширили территорию Армении, бывшею некогда маленькой областью вокруг современного города Диярбекир на юго-востоке Турции.

После нескольких стычек прошедшим между Александром Македонским и ахеменидским царем Дарием III, и особенно после сокрушительного поражения в битве при Гавгамелах (331 г. до н.э) империя Ахеменидов прекратила свое существование. Территория Армении, как и все территории империи Ахеменидов вошла в состав империи Александра Македонского. А после его смерти эллинистического государства Селевкидов (312-68 гг. до н.э.), образованного Селевком Никатором (353-281 гг. до н.э.) – бывшим полководцем Александра Македонского. Селевкиды не стали менять систему правления в своих сатрапиях и потомки Оронтидов продолжали править над областью Армения и при удобном случае продолжали расширять территории, подвластные им. При селевкидском царе Антиохе III (222-187 гг. до н.э.) Армения была разделена на две сатрапии, которыми правили генералы-стратеги Антиоха - Артакский и Зариадр также происходившие из рода Оронтидов. Но в решающей битве между Антиохом и римлянами при Магнезии (190 г. до н.э.), где селевкиды понесли крупное поражение, Артакский и Зариадр восстали против Антиоха и переметнулись на сторону римлян, которые провозгласили их царями Армении. Сенат Рима признал их независимость от Селевкидов. Вот как описывает античный географ и историк Страбон эти события:

«… Артаксий и Зариадрий, полководцы Антиоха Великого, воевавшего с римлянами, разделили страну на 2 части. Они правили страной по поручению царя. После того как царь потерпел поражение, они перешли на сторону римлян и, провозглашенные царями, получили независимость. Потомком Артаксия был Тигран, владевший в собственном смысле слова Арменией; эта область граничит с Мидией, Албанией и Иберией вплоть до Колхиды и Каппадокии на Евксинском Понте; потомком же Зариадрия был софенец Артан, которому были подвластны южные области и те, что лежат западнее их. Последнего победил Тигран, который стал владыкой всей страны….» [1, XI 14-15].

Понятное дело, что римляне чтобы расчленить огромную Селевкидскую державу подстрекали местных правителей к мятежу. После битвы при Магнезии огромная часть селевкидских территорий в Малой Азии были присоединены к Римской Империи, и после Апамейского договора в 188 году до н.э. на дальних восточных рубежах римляне за некоторыми местными селевкидскими сатрапами признали царскую власть, дабы новые легитимные цари оставались независимыми от ослабившего государства Селевкидов.  Так и в Армении от одной из ветви сатрапов Оронтидов пошла уже царская династия.

Как уже отмечалось правление персов Оронтидов-Ервандитов, берет начало со времен Ахеменидов. До них, в эпоху мидийской державы над территорией бывшего государства Урарту правили саки, или скифы, от которых, начиная с книги Моисея Хоренского, в армянской летописной традиции пошла легенда о Торкоме и Ашкеназе как о прародителей гайканского, то есть армяно-хайского этноса. Это интересная тема, где много чего надумано, но углубляться в ее детали не будем, так как она требует отдельного исследования.

Возвращаясь к теме Оронтидов надо отметить, что Артаксий считается первым царем Армении и правил в 189-160 гг. до нашей эры. В арамейской транскрипции имя Артаксий примерно звучало как Арташес, и в такой форме это имя через сиро-арамейские летописи перешло в тексты грабара. От него начинается династия Артаксиадов, или Арташесидов. Эта династия, персидского происхождения правила Арменией до начала новой эры. И в отличие от Оронтидов-сатрапов чеканили монеты на свое имя. О самом Артаксии мало имеется исторической информации. Были найдены межевые камни с его надписями на арамейском языке, где он себя называет Ервандитом по происхождению. Еще более скудными являются сведения о Зариадре. Эти имена Артаксий и Зариадр считаются древнеиранскими. Выше уже отмечалось, что в сиро-арамейской традиции имя Артаксий фиксируется как Арташес. Имя Зариадрий транскрибируются в Зарех, и так это имя отмечается в текстах грабара.

Вся основная информация об Артаксии и Зариадре черпается из сведений Страбона. В одном месте своей работы он четко характеризует их действия:

«Далее рассказывают, что Армению, в прежние времена бывшую маленькой страной, увеличили войны Артаксия и Зариадрия. Они были первоначально полководцами Антиоха Великого, а впоследствии, после его поражения, стали царями (первый — царем Софены, Акисены, Одомантиды и некоторых других областей, а последний — царем страны вокруг Артаксаты); они расширили совместно свои владения, отрезав часть областей окружающих народностей, а именно: у мидян они отняли Каспиану, Фавнитиду и Басоропеду; у иберов — предгорье Париадра, Хорзену и Гогарену, которая находится на другой стороне реки Кира; у халибов и мосинеков — Каренитиду и Ксерксену, которая граничит с Малой Арменией или является ее частью; у катаонов — Акилисену и область вокруг Антитавра; наконец, у сирийцев — Таронитиду. Поэтому все эти народности теперь говорят на одном языке.» [ibid, XI, 14-5].

Из этого отрывка становится ясным, что жители присоединенных Артаксий и Зариадром стран своим владениям имели разношерстное этническое происхождение и естественно говорили на разных языках. При этом нет ни одного исторического свидетельства существования на тот период в регионе армяно-хайского языка, или какого-нибудь его предка. Но по вышеприведенному сведению Страбона впоследствии у них у всех выработался один язык. Так каким это был языком? Сам же Страбон вносит ясность в этот вопрос. В другом месте своего труда он отмечает, что «жители Армении, сирийцы и арабы обнаруживают тесное родство в отношении языка, в образе жизни, сходства телосложения» [ibid, I, 2-34].  Арабский и сирийские языки входят в семью близких семитских языков. То есть по сведениям Страбона этим общим языком для жителей Армении был семитский язык, а не индоевропейский, коим является сегодняшний армяно-хайский язык. Общеизвестно, что как сегодняшний, так и классический армяно-хайский язык относится к семье индоевропейских языков. И никакой типологической, или структуральной схожести с арабским, или сирийским, то есть семитскими языками не имеет. А сведениям Страбона нужно доверять. Во-первых, в отличие от многих античных авторов у Страбона не замечаются разные выдуманные истории. Обычно он передает информацию засвидетельствованный собою, или упирается на сведения авторов, писавших до него. Во-вторых, он был уроженцем города Амасии, которая находилась недалеко от Армении. В-третьих, сам Страбон был выходцем из эллинизированной персидской семьи. То есть он прекрасно был знаком с народами региона. Выходит, что во времена правления Артаксиев, то есть Арташесидов общим для всех жителей Армении для общения и письменности был семитский язык. По некоторым записям можно считать, что этот семитский язык был очень близок к сиро-арамейскому языку. К тому же, начиная с ранних античных авторов до первых веков новой эры нет ни одного свидетельства и исторического факта существования в Армении, предка сегодняшнего армяно-хайского языка. 

По поводу языка имеются несколько межевых плит царя Артаксия с надписями на них арамейским письмом. Два таких плит были найдены в северо-западе от озера Гёкче (Севан) на территории Кеверского района (бывш. село Новый Баязид, ныне с. Камо в Армении). Обе стелы высечены из серого камня и первоначально имели одинаковую форму – грубо обтесанной толстой плиты, разделяющейся в верхней части на три тупых округлых зубца. В настоящее время эту форму сохранила лишь одна из стел, открытая в 1906 г. Е. Лалаяном; вторая же плита, найденная в 1932 г. С. Бархударяном, была обнаружена в поврежденном виде – с отбитым правым краем. В 1934-м году фотографии обеих стел были отправлены парижским и ленинградским специалистам. Полученные ответы сводились к следующему: надписи на севанских стелах начертаны арамейскими письменами, однако язык, на котором они средактированы, не может быть отнесен к арамейским диалектам, являясь, по-видимому, местным языком области, на территории которой возникли данные памятники. К этому французский специалист X. Перперян счел возможным добавить, что первая строка большей стелы содержит имя Артаксеркса. Все эти данные были опубликованы С. Бархударяном в специальной статье, появившейся в 1935 г.

Опираясь на наличие имени Артаксеркса и на поверхностное сближение письма камней с письмом египетско-арамейских памятников, С. Бархударян относил стелы к ахеменидскому времени, высказывая при этом предположение, что язык их надписей является наречием народа утиев, обитавшего в древности в области Гекчинского озера. Однако попытка прочесть севанские надписи по-удински не дала никаких результатов [2, с. 97-98].

Надписи на этих стелах впервые были прочитаны профессором А. Борисовым. Он отметил, что данные надписи по своей стилистике входят в группу малоазийских памятников древнеарамейского письма. В итоге получены были нижеследующие четырех-строчные надписи.

Большая сохранившаяся стела:

RTŠSJ
MLK BR ZJ
ZRJTR
RVNDKNLT

Вторая поврежденная стела:

’R] TŠSJ
ML]K BR ZJ
ZR]JTR HL [T?]
/ / / / /BJN/ / / / / / /
_ _ _ J _ _ _ _ [ibid, с. 100].

В итоге Борисов получил такую транскрипцию текста: Artaxšasi mēlekh bar zy Zariyatr. Rawandakān hlt – Артахшаси царь сын Зарийатра. Последние hlt Борисов не смог перевести. Но Rawandakān он выводил с пехлевийского как идущие, проходящие [ibid, с. 101-104]. Последующие некоторые специалисты сочли, что Rawandakān стоит читать как пехлевийский Erwandakān. То есть Ервандит, так как в некоторых его монетах также проходит эта надпись – Erwandakān.

Следовательно, из этой надписи было сделано заключение, что Зариадрий, с которым Артаксий разделил на две части Армению, на самом деле был его отцом. И они происходили из рода Оронтидов – наследственных персидских сатрапов Армении. Борисов несколько раз в своей работе отмечал, что данные надписи Артаксия по фонетике, падежным окончаниям немного отличаются от грамматики литературного арамейского языка. Видимо это и есть тот семитский язык (смешанный с иранскими терминами) родственный арабским и сирийскими языками о котором свидетельствовал Страбон.

Стоит отметить, что в эпоху Ахеменидов, то есть сатрапов Оронтидов население классической Армении говорило на персидском языке. Об этом имеются сведения у древнегреческого автора Ксенофонта (примерно 430 – 356 до н. э.), который побывал по всему периметру Малой Азии. Был он также в Армении, которая при нем (401 г. до н.э.) была маленькой страной между верхними течениями Евфрата и Тигра. И, конечно же, виделся жителями Армении и общался с ними через переводчиков. Ксенофонт в своем Анабазисе несколько раз отмечает, что в деревнях Армении женщины, девушки, дети, а также староста деревень с переводчиками эллинов беседовали на персидском языке [3, IV-5/10-34]. То есть в тот период родным языком основного населения Армении был персидский. И опять же не имеется ни единого следа о существовании какого-либо предка армяно-хайского, или как иногда отмечают в историографической литературе протоармянского языка.

О том, как Арташес умножил население нашей страны и установил межи

О межевых камнях Артаксия упоминается в книге Моисея Хоренского, где отмечается, что Арташес умножил население страны, приведя многие чужеземные народы:

«По свершении всех доблестных и полезных дел Арташес при­казывает определить межи деревень и агараков, ибо он умно­жил население Армянской страны, приведя многие чужеземные народы и расселив их по горам, долинам и полям. Межевые же знаки он приказал установить так: вытесать в виде четырехгран­ников камни, выдолбить посередине чашеобразные углубления, зарыть их в землю и водрузить на них четырехгранные башенки, немного возвышающиеся над землей» [4, I/56].

Также из этих сведений книги Моисея Хоренского становится ясным, что античную Армению заселяли разные по происхождению народы. Поэтому Арташес устанавливает межевые стелы, устанавливая границы между областями заселенными этими этносами. Упоминая Артаксия Моисей Хоренский называет его Арташес Первым. Но во многих случаях он приписывает Артаксию исторические события на самом деле относящиеся другим личностям и эпохам. Арташес Первый в труде Моисея Хоренского имеет не персидские, а парфянские корни. Отца его зовут Арсак. То есть Хоренский представляет его Арсакидом, который правил над всей Парфянской Державой. Кстати по сведениям М. Хоренского в период правления Арташеса на территорию Южного Кавказа и Карской области переселяются огромное количество тюрков-булгар [ibid, II/6]. Анализ четырех названий этих булгарских племен, приведенных в географическом списке, приписываемого Моисею Хоренскому [5, с. 29] не оставляет сомнения в том, что эти булгары на самом деле являются кангар-печенегами из состава огузских племен «Уч Ок» (трех стрел). В будущем этому вопросу будет посвящено отдельная статья.

Также в книге Хоренского сообщается, что Арташес организовывает поход на запад и берет в плен лидийского царя Креза [4, II/11-13]. Хотя Крез жил примерно 350 с лишним лет раньше Артаксия. И в плен его брал Ахеменид Кир в 546-м году до нашей эры. В книге Хоренского Арташес представляется неким могучим армянским царем, превзошедшим славу даже самого Александра Македонского:

«Арташес Парфянин превзошел мощью всех царей; он не только победил лидийцев и взял в плен Креза, но и изменил природу стихий в Геллеспонте и во Фра­кии: плыл по суше и ступал по морю, угрожая фессалийцам. Мол­ва о нем поразила эллинский мир. Он сокрушил лакедемонян, обратил в бегство фокейцев; локрийцы сами сдались ему, беотийцы вступили в его подданство. Вся Эллада трепетала перед ним» [ibid, 4, II/13]. 

Все эти истории, приписываемые Арташесу конечно же не соответствуют реальной исторической действительности. Моисей Хоренский приписывая Арташесу содеянные действия, разными монархами в разные эпохи просто возвеличивает степень «армянского» царя. Также в книге Хоренского Тигран II указывается как сын Арташеса, хотя он являся правнуком царя Артаксия.

В первой части отмечалось, что иранское имя Эрванд/Ерванд (Aruant, Aruvant, Arvand), этимологически выводится как – быстрый, стремительный, энергичный. В греческих текстах это имя проходит как Оронт. В античный период река эль-Аси вливающая свои воды в берега Северо-Востока Средиземного моря из-за бурного своего течения также называлась Оронт – на персидском Арвани-Руд.

Интересно, что имя Тигран имеет такую же смысловую нагрузку, но этимологически выводится уже при помощи тюркского языка. Первую очередь нужно отметить, что имя Тигран Ахеменидами был заимствован у мидийцев, которые по мнению многих ассирологов имели туранское происхождение. В данном случае имя Тигран семантически связан с названием реки Тигр.  Страбон приводя этимологию названия реки, отмечает, что «[Тигр стремительно течет через воды озера], отсюда и название реки, так как мидийцы называют стрелу «тигрис» [1, XI/14-8].  Примерно такую же этимологию названия реки приводит иудейский летописец Иосиф Флавий: «Тигр же называют - Тиглатом, чем определяется нечто узкозаостренное» [6, I-I].  Как видно из слов обеих авторов название этимологии Тигр связано с такими прилагательными как стремительный, быстрый, острый, заостренный. Транскрипция Тиглат, которую приводит Иосиф Флавий является библейской, которая соответственно заимствованно из старовавилонского произношения названия реки Идиглат. Данная транскрипция связано с шумерским названием реки Идигна, которое имеет такое значение как «стремительная река», или как «река стрела, жало». Выходит, что название и значение реки Тигр в мидийском языке исходит прямо к шумерскому языку, между которыми по сведениям французского ассиролога Ю. Опперта имелась прямая преемственная генеалогическая связь.  В самом корне шумерского названия реки Идигна имеется древнетюркское прилагательное итиг/йитиг – 1. острый; 2. быстрый, стремительный; быстротекущий, быстротечный [7, с. 263], [8, с. 117].  Со временем в корне названии реки «итиг» начальная гласная отпала. Этот процесс произошел также и в тюркской речи. Как пример можно привести древнетюркский tiğraстановиться сильным, крепким, стремительным [7, с. 566]. Добавив этому глаголу тюркский суффикс с побудительным наклонением -n мы получаем прилагательное tiğranсильный, стремительный, быстрый, крепкий. И это тюркское прилагательное раскрывает этимологию мидийского имени Тигран, которую заимствовали также ахемениды.

И сегодня во многих восточных тюркских языках, а также в монгольском имеется слово türgän быстрый, стремительный. Здесь очевидно выглядывает частая метатеза между согласными -r и -g в тюркской лексике. То есть современный türgän/türgen в восточно-тюркских диалектах является модификацией более древних tügren и tigrän. Античные авторы очень часто среди знати мидян и ахеменидов упоминают имя Тигран. У Геродота некто Тигран - ахеменид является военачальниками над мидян [9, VII-62]. А в другом месте он упоминает Тиграна сына Артабана – знатного перса [ibid, VIII-26]. Так, или иначе, начиная с Геродота античные греческие, и римские авторы очень часто упоминают исторические персонажи с именем Тигран, которые были царями и правителями Мидии, Каппадокии, Армении. Исторически именно мидийцы, персы и парфяне носили это имя. Но сегодня многие по ошибке думают, что данное имя имеет армяно-хайское происхождение. Хотя знать носившая данное имя никакого отношения не могло иметь армяно-хайскому этносу, потому, что она еще тогда не была сформирована. В среде сегодняшних армяно-хаев это имя стало известным и популярным в основном с 19-го века. А у тюрков с древности имелась это имя в таких транскрипциях как Tigrən, Tirgən, Tügrən и т.п. Например, фамилия известного русского писателя И. В. Тургенева происходит от этого тюркского имени Türgän. Об этом писал русский тюрколог Н. А. Баскаков в своем произведении «Русские Фамилии Тюркского Происхождения»:

«Фамилия Тургенев имеет своей основой прозвище Турген, которое произошло из монгольского слова türgen – «быстрый, скорый, спешный, вспыльчивый, горячий, крутой», которое в той же форме türgen со значениями «быстрый, скорый» встречается в также и в тюркских языках Сибири, например, в алтайском' хакасском и др.
Мурза Лев Тургенев - основатель рода Тургеневых – был представителем привилегированного слоя аристократии 3олотой Орды, как носитель титула мурза murza» [10, с. 56].  

Имя Тигран было популярным и в среде династии Арташесидов, которые начиная с 190 г. до н.э. примерно 200 лет царствовали над Арменией. В их династическом списке как минимум 5-6 царей носили имя Тигран. За это 200 лет Арташесиды вели частые войны с римлянами, или парфянами и теряли многие земли. Ближе к концу эры Арташесиды полностью утрачивают свою власть, и их цари являются марионетичными ставленниками то римлян, то парфян. И уже в начале нашей эры вся территория Армении переходит в правление новой линии царей – турано-парфянской династии из рода кочевых саков Арсакидов. Вкратце еще раз отметим, что персидская династия Ервандитов-Оронтидов и их преемники Артаксады-Арташесиды примерно 530 лет правили над территорией, именуемой Армения. После них примерно 450-500 лет уже Арменией будут править туранцы Арсакиды. Но это уже тема другого исследования.


Литература

  1. Страбон ГЕОГРАФИЯ.
  2. А. Борисов НАДПИСИ АРТАКСИЯ (АРТАШЕСА), ЦАРЯ АРМЕНИИ. АН СССР, Институт Истории. ВДИ, 1946 N2, стр. 97-104.
  3.  Ксенофонт АНАБАCИС.
  4. Повествование Моисея Хоренского.
  5. ИЗ НОВОГО СПИСКА ГЕОГРАФИИ, ПРИПИСЫВЕМОГО МОИСЕЮ ХОРЕНСКОМУ. Журнал министерства народного просвещения. Перевод К. Патканова. Ч. 3, стр.21-31. С.-П. 1883.
  6. Иосиф Флавий ИУДЕСКИЕ ДРЕВНОСТИ.
  7. ДРЕВНЕТЮРКСКИЙ СЛОВАРЬ», АН СССР, Ленинград-1969.
  8. KIPÇAK TÜRKÇESİ SÖZLÜĞÜ (Словарь Кыпчагского Тюрки), TÜRK DİL KURUMU YAYINLARI, Ankara-2007.
  9. Н. А. Баскаков РУССКИЕ ФАМИЛИИ ТЮРКСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, АН СССР, Институт Языкознания - Москва 1979.

Комментарии: