16 декабря 2012 г.

smi2.ru                                                                        Ingvar Ruricson


Данной статьей я хочу продолжить разговор о религии Руси, начатый в моей работе «Русь Исламская – воспоминание о будущем». В качестве основного источника будем использовать главу из книги Алексея Бычкова «Киевская Русь. Страна, которой никогда не было?» под названием «1000-летие крещения Руси, или Какую веру принял князь Владимир Святой». Хотя я категорически не согласен с названием книги, мысли в её содержании высказаны довольно интересные.
Стиль изложения я избрал несколько необычный. Буду приводить целые фрагменты из упомянутого первоисточника, и давать к ним свои комментарии, поскольку не все наши читатели в достаточной степени владеют предметом. Кроме того я не всегда полностью согласен с трактовками автора цитируемой работы Текст первоисточника будем давать жирным шрифтом, а комментарии – обычным.



Итак, Церковь утверждает, что Владимир Святославич принял в 988 году веру православную, христианскую, почему и считает его Святым князем.
Рассмотрим документы и свидетельства о том, как шло развитие веры от язычества к православию на Руси.
Основными источниками являются греческое «Обстоятельное повествование о том, как крестился народ росов» и русская «Повесть временных лет».
«Обстоятельное повествование» сообщает, что Владимир сидел в своем городе и размышлял — в городе его люди придерживаются четырех религий и никак не могут объединиться вокруг единственной, самой правильной.
«Одни лобызали и чтили веру евреев как величайшую и древнюю, а другие веру персов уважали и к ней прилеплялись, третьи чтили веру сирийскую, четвертые же держались веры агарян». Итак, до принятия православия, как мы видим, киевляне были иудаистами, язычниками-огнепоклонниками, мусульманами, остальные же придерживались сирийской веры, под которой подозреваю несторианство, одно из направлений христианского учения.
Когда греческий летописец ставит на первое место в списке Иудаизм, то следует напомнить, что по соседству с Русью длительное время росло и укреплялось такое государство, как Хазарский каганат. Официальной государственной религией этого образования был Иудаизм. Как он попал и распространился в степях от Дона до Волги тема для отдельного рассказа. А пока нам ясно, что появление этой религии в Русском государстве не представляло диковинку.
Что касается веры персов, то под ней, по нашему мнению, может подразумеваться Зороастризм – монотеистическое учение, бывшее государственной религией в Персии вплоть до покорения последней мусульманскими войсками Арабского Халифата. Правда, по некоторым данным кое-какие языческие боги Древней Руси тоже имели персидское происхождение, и версия первоисточника тоже имеет право на жизнь.
Что касается Несторианства, то появление этого ответвления Христианства более чем вероятно на просторах Руси от кочевых тюркских народов. Говоря об истории позднейшего Христианства историки тщательно прослеживают судьбу западной Католической ветви этого вероучения. Но было ещё и восточное по отношению к Константинополю развитие христианства, которое связывается с именем Антиохийского архиепископа Нестора.
Несториане чётко разделяли две ипостаси Иисуса Христа – божественную и человеческую. При этом, похоже, со временем и по мере движения на восток человеческая сущность Спасителя всё более выдвигалась на первый план. Именно с этим вариантом христианства познакомился молодой Мухаммад из Мекки до того как стал Пророком Ислама. Учитывая, что в Константинополе восторжествовала единосущная, т.е. равноважная трактовка Бога Отца и Сына, несториане были объявлены еретиками и вынужденно бежали на восток – в Сирию, Аравию и дальше вплоть до Китая.
Везде на своём пути сторонники учения Нестора встречали любезный приём и получали поддержку – от персидского шаха до китайского императора. Конечно, это было связано не только с привлекательностью самой концепции, но обусловлено политическими соображениями противодействия византийской экспансии – в случае Персии прямой. В случае Китая такое любезное отношение могло быть связано с ожесточённым соперничеством между Китаем и Хазарией, союзницей Византии, за влияние на просторах Средней Азии.
При таком широком распространении Несторианства, которое, впрочем, не стало государственной религией ни в одном из упомянутых регионов, ничего удивительного, что тюркские кочевники позаимствовали эту религию у китайцев, и на седлах своих быстроногих коней принесли на Русь, с коей, вопреки общему мнению, у них были очень тесные и вполне дружественные взаимоотношения.
Обращает на себя внимание отсутствие в списке традиционных, как нам говорят, языческих древнерусских культов. То ли православные греки не считали эти дикие, с их точки зрения, верования вообще за религию, то ли и в самом деле к концу X века их влияние на Руси было незначительно, а капище в Киеве, обнаруженное археологами, можно рассматривать как исторический уже на тот момент памятник.
Интерес представляет и отсутствие упоминания о наличии на Руси греко-православных верующих до официального, так сказать, крещения. Хотя «доподлинно известно» об Аскольдовом крещении аж за сто лет до Владимира. Да и Ольга – бабушка Крестителя – тоже вроде бы крестилась в 955-957 гг. Русская никоновская летопись донесла до нас имена Феодора и Иоанна, отца и сына, не только крещённых, но и принявшихмученическую смерть за Православие. Т.е. процент христианского населения к концу X века на Руси должен был быть уже довольно высок. Неужели всё это неправда?
И послал Владимир послов в Рим — очень понравилось им богослужение католическое, хотел уже принять эту веру, да тут ему посоветовали проверить веру греческую. Вновь послал он тех же самых послов, теперь уже в Константинополь. Послам поднесли богатые дары, и обряды греческие понравились им гораздо больше. Вернулись они, похвалили веру греческую, и решил Владимир больше никуда не посылать послов — и так ясно, какую веру надо принимать, и принял веру греческую. Удивительно, но послы вовсе не интересовались учением веры, но лишь обрядами. Однако фактом остается одно — приняли веру греческую.
А что утверждают русские летописи?
Сидит Владимир в Киеве и приносит жертвы языческим богам. И приходят к нему послы от разных народов с предложением принять истинную веру. Иудеи хвалят свою веру. Он же спрашивает их: «Где земля ваша?» Выяснив, что Бог отвернулся от них и лишил их родины, естественно, веру такую принимать не стал, раз сам Бог от них отвернулся.
Католикам он ответил просто, не мудрствуя лукаво: «Отцы наши вашей веры не принимали, и я не приму». Официальное разделение церквей произошло позже в 1054 г., но начался этот процесс задолго до этой даты. Так что весьма вероятны канонические и обрядовые различия между Римской и Константинопольской церквами уже на момент жизни Владимира и даже в более ранний период. Что касается упоминания отцов, то, возможно, Киевский князь имел в виду конкретно своего отца Святослава, который вёл переговоры с Римом, но не договорился (об том мы ещё скажем).
Пришли мусульмане и говорят: «Прими нашу веру, как самую правильную. Молиться единому богу. Водки не пить, зато жен можно иметь несколько». Что жен можно иметь много — это хорошо, а то, что водки нельзя пить, это никуда не годно, ибо «водка для нас праздник и не можем без нее быть».
По поводу алкоголя, до XVI века крепкие напитки на Руси вообще не пользовались популярностью. Знаменитый хмельной мёд, помните, «И я там был, мёд пиво пил. По усам текло, да в рот не попало.», имел крепость от пяти градусов, т.е. чуть сильнее кваса. Такой напиток вполне мог считаться безалкогольным. Вообще вплоть до Никоновой церковной реформы Русь имела международную репутацию абсолютно непьющей страны. Так что вряд ли пьянство могло выступать мотивом отказа от Ислама.
Если бы не любовь Владимира к Зеленому Змию, могли бы принять ислам, хотя окончательно его отговорили греки, сообщившие Владимиру, что мусульманские женщины — о, ужас! — занимаются оральным сексом. «Тьфу, какая мерзость!» — воскликнул Владимир и наотрез отказался от мусульманской веры. И, естественно, в благодарность за предупреждение принял веру греческую.
Что касается сексуальных извращений, то всякие изыски в этой сфере вряд ли остановили бы молодого князя, потому что есть сведения, что тот отправлял свои интимные нужды прилюдно с несчётным количеством наложниц на огромном ложе , не говоря уже о публичном изнасиловании Рогнеды и других подобных эпизодах. – И много было бесчестья жёнам и девам русским от князя, - примерно так описывает летопись дикое сладострастие Владимира.
Какую? Арианство, конечно. Ибо именно о подобосущности Христа говорит «Повесть». Из-за того что арианство было признано ересью за несколько веков до Владимира, в 1666 году (или в 1653-54 гг.) пришлось заново принимать веру — и приняли греко-православие. Так вкратце можно передать сведения русских летописей.
Но это говорят лишь греческие и русские сказания, притом как те, так и другие сообщают, что крестил Русь при Владимире константинопольский патриарх Фотий.
Возникает несколько вопросов: если Фотий и Владимир были современниками, то когда они родились и когда умерли? Почему Владимир принимает арианство, в Константинополе осужденное как ересь еще задолго до Владимира? Есть ли на Руси христианские могилы, принадлежащие русским?
И вот тут мы оказываемся в затруднительном положении. Во-первых, патриарх Фотий умер в 886 году. Владимир родился в 942 году, то есть спустя 56 лет. Стало быть, ну никак не мог Владимир принимать крещение от Фотия. Не восстал же тот из мертвых! Во-вторых, арианства он принять из Константинополя не мог. Вообще-то в 942 г. родился отец Владимира Святослав. Но сути дела это не меняет.
К тому же русские летописцы не знают даже, где именно крестился сам Владимир! Называют несколько городов. Скандинавы же, хорошо знавшие то, что творится на Руси, вообще считают, что Владимир был язычником до самой смерти.
Да и с могилами проблема: Раскопки, проведенные донецкими археологами, кладбищ северян открыли захоронения «с подбоем», то есть по мусульманской традиции. Христианские же надгробья появляются в России лишь в 1498 году. До этого отличить могилы христиан от могил язычников весьма непросто, они ничем не отличались. А возможно христианских могил в начальный период вообще не было, потому что не было христиан.
Все эти кричащие противоречия делают русские и греческие летописные свидетельства весьма ненадёжными.
А что говорят не греческие или русские сказания, а латинские или мусульманские? И что дает археология?
Хисам-удцин сын Шереф-удцина из Болгара говорит в своей истории: «Болгарский народ принял ислам в месяце рамазане в девятом году хиджры при жизни Пророка по приглашению трех уважаемых асхабов: Абдуррахмана сына Зубейрова, Зубейра сына Джагды и Талхи сына Усманова.
Зубейр был очень сведущ в тюркском языке и остался в Болгаре, женившись на Туй-бике, дочери Айдар-хана. Жил там еще 25 лет и умер. А его товарищи оба возвратились в Медину. И так как от этого Зубейра сына Джагды, некоторые жители Булгара и его окрестностей приняли мусульманское учение, то, по словам Хисам-удцина Шереф-удцинова, там было много последователей, мужчин и женщин» (Марджани).
И хотя Хисам-удцин ибн Шереф-удцин сообщает о тюрках города Болгар, а стало быть, к русским это не должно иметь никакого отношения, но болгары Поволжья — народ смешанного происхождения из славян и тюрок, как сообщают восточные авторы. А арабский ученый Шараф аз-Заман Тахир Марвази (XII век) прямо относит русских к тюркам. То есть русские XII века были народом тюркским. Да и русские летописи косвенно это подтверждают. Напомним, что, когда половцы впервые подошли к Киеву, простой паренек перелез через стену и прошел через ряды половцев, разговаривая с ними на их же языке. Подойдя к Днепру, парнишка бросился в реку и переправился на степную сторону, туда, где жила основная масса «полян» (жителей поля), там он встретился с соплеменниками, кочевавшими на левобережье. И помощь Киеву пришла с востока.
А вот что говорит о киевлянах XII века (как мы знаем — славянах) Абу Хамид ибн абд ар-Рахим ал-Гарнати ал-Андалузи, мир ему и его предкам, побывавший в наших краях в 1131–1153 годах: «И прибыл я в город страны славян, который называется Киев. А в нем тысячи магрибинцев, по виду тюрков, говорящих на тюркском языке. А известны они в той стране под именем печенеги. И встретил я человека из багдадцев, которого зовут Карим ибн Файруз ал-Джаухари, он был женат на дочери одного из этих мусульман. Я устроил этим мусульманам пятничное моление и научил их хутбе, а они не знали пятничной молитвы».
Ну надо же! Живут в самом Киеве, а пятничную молитву правильно прочесть не могут! Не очень многознающими мусульманами были киевляне. Но ведь это значит, что Киев XII века — город мусульманский. Где же там православие?
Но мы же знаем, что еще в X веке была построена Десятинная церковь. Правда, в «Кратких сообщениях Института истории и материальной культуры» (т. 1) помещен отчет о раскопках Десятинной церкви, в котором говорится, что церковь стоит на рву, который был засыпан при строительстве церкви. Археологически засыпка рва датируется аж XIII веком!
Как христиане смогли поставить церковь в X веке на месте того рва, который только лет через 200 будет засыпан, я сказать не могу. Но должны же были где-то молиться местные мусульмане, вероятно — в Софии Киевской, ведь мечетей в Киеве нет. Придется признать, что в то время церковь и мечеть были синонимами.
Интересно название в древнерусском языке церковного здания — «ропать», из арабского «рибат» — «укрепленный монастырь». Так что? София Киевская — это ропать, в которой молились киевляне XII века? В «Задонщине» (произведение конца XIV-начала XV века) сообщается, что, разграбив имущество татар, русские воины везут своим женам «насычеве». Что такое «насычеве»? Так по-русски называется молитвенный коврик, от арабского «насыдж». Подобные коврики для намаза и по сей день используют мусульмане по всему миру. Но для какой надобности они могли пригодиться православным, чтобы тащить их на себе из военного похода. А может русские люди использовали их по прямому назначению?
Но вернемся в Древность. Как известно, Киев основан Кием, первым князем киевским. Что же нам известно о нем? Оказывается, Кий был выходцем из Хорезма (настоящее его имя — Куйя), после переселения части хорезмийцев-мусульман в Хазарию, где они были расселены по границам государства, Куйя стал вазирем Хазарии, эта должность после его смерти досталась его сыну — Ахмаду бен Куйя.
Историк X века ал-Масуди пишет: «В этой хазарской стране мусульмане являются преобладающей силой, потому что они составляют царскую армию. Они известны в этой стране как арсии (если переставить первые буквы, то получим расии) (ясы-аорсы), и они пришельцы из страны Хорезм. В древние времена, вслед за появлением ислама, начались в их стране засуха и мор, и потому они пришли к хазарскому царю. Они были людьми сильными и смелыми, и хазарский царь полагался на них в своих войсках… Кроме того, им принадлежит должность вазиров. В настоящее время вазир один из них — Ахмад бен Куйя… Жители Арсии имеют также мусульманских судей».
Арсания — ведь это одна из «славянских» стран, наравне со Славней и Куявией!
Правил Киевом и Аскольд (Аскел), который был женат на дочери хана волжских булгар, чьим вассалом он и являлся (об этом свидетельствует ибн Фадлан). Аскольда убил Олег, норвежец по национальности, но наш великий князь. Проблема в том, что он был подданным Хазарского государства, и к тому же Радзивилловская летопись помещает рисунок — Олег воюет на Балканах. Но под каким знаменем? На знамени арабская надпись «ДИН», что означает «вера», «религия».
Почему по-арабски? Ну, это понятно: христианства еще не приняли и поэтому с кириллицей пока не знакомы. С кириллицей не знакомы, а вот с арабицей — нет проблем. Интересно, что в землях Белоруссии и Литвы сохранилось огромное количество рукописей, написанных по-белорусски и по-польски арабицей. Стало быть, в старину основным алфавитом у славян был арабский! О том, что славяне были тесно связаны с арабами еще в VII веке, сообщают и византийские писатели. Так, Феофан под 675 годом сообщает: «20 000 славян из войска императора Юстиниана II перешли к арабскому полководцу Мухаммеду, который при их помощи через три года берет в плен многих византийцев». Об этом же говорят и Никифор, и Леон, и Кедрин.
Ну, здесь следует оговориться, что у русских до кириллицы был свой алфавит – буквица. Видоизменением последней и стала кириллица по собственному признанию святого Кирилла. Однако знамя не является утилитарным информативным источником. Это скорее предмет военного культа, символ, под которым люди будут сражаться и умирать. А там, где речь идёт о культе, не обойтись без религии. О какой вере в X веке могла идти речь в надписи по-арабски, когда, повторяю, была и своя письменность, думаю, долго думать не надо. Религиозные тексты, включая Коран, мусульмане всего мира до сих пор предпочитают писать и читать на арабском языке. Так что в X веке под арабоязычным знаменем могла сражаться только мусульманская русская армия. И сражалась она за веру, как это принято у русских… и мусульман.
Стало быть вещий Олег вполне мог быть мусульманином. Но Ольга, жена Игоря уж точно была христианкой. Об этом все говорят. Ан нет.
Может быть, Ольга не мусульманка? Однако… Если обратимся к русским летописям, то выясним, что Ольга — дочь половецкого тархана, «а половцы закон Магометов держали», то есть Ольга происходит из мусульманской семьи. Здесь снова безотказно срабатывает уже приводившийся нами в статье «Русь Исламская…» аргумент – ежели Ольга была мусульманкой, то и Святослав должен был принять на момент женитьбы на ней ту же веру, поскольку Ислам категорически запрещает браки с иноверцами. Правда, русские летописи сообщают, что в 955 году она крестилась либо в Константинополе (однако византийские источники этого не подтверждают, а скандинавские — опровергают), либо в Москве (однако мы датируем основание Москвы XII веком), Святослав не был христианином — с этим согласны все. Хотя как раз у него на печати — католический крест!
Последнее сообщение требует особого пояснения, тем более что католический с удлинённой ножкой крест на печати можно воочию увидеть в музее. Центральное место в изображении занимает всё-таки не крест. Это наконечник стрелы.
А стрела имела сакральный смысл в тюркском обществе. Это был символ единения и власти. Вспомним хотя бы так называемых Десятистрельных тюрок. После развала единого Тюркского каганата несколько родов собрались вместе и провозгласили надплеменное объединение – Западный Тюркский каганат. В знак принадлежности к новой общности каждый род получил по символической стреле, и таких стрел набралось ровно десять. Этот знак на печати Святославовой ещё раз подталкивает нас к мысли о тесной общности тогдашнего славянского и тюркского миров, а, возможно, об их единстве. Но вернёмся к кресту.
Из русских православных летописей мы знаем Святослава, как ярого язычника, который наотрез отказывался принять христианство. Но, может быть, это касалось только христианства греко-православного. Вспомните, что говорил Святослав, мотивируя перенос столицы из Киева в Переславль на Дунае? – Там середина моей земли, туда вся благыя сходится. – Одного взгляда на карту достаточно, чтобы прийти к выводу об окраинном характере подунайских земель относительно Киевской Руси... как мы думали.
А если на самом деле Святославова экспансия распространилась гораздо дальше на Запад? Так далеко, что его завоевания соприкоснулись с зоной интересов Рима. В этом случае, как минимум, с Римской епископией нужно было договориться, чтобы снизить противодействие, а как максимум, заключить союз против общего врага – Византии. Так что размен – Восточная Европа в обмен на принятие Христианства Римского толка вполне вероятен.
Уж не для этой ли цели при Святославе довольно длительное время на Руси ошивалась целая делегация от Римской церкви во главе с епископом Адальбертом? Правда потом он её выгнал, а православные летописцы всё свалили на его мать Ольгу. Дескать неразумная женщина пригласила не тех и не оттуда. С какой это стати Ольга приглашала бы церковную делегацию из Рима, когда она сама по тем же летописям крестилась в Константинополе.
У некоторых историков при упоминании Ольги и Святослава можно встретить название «Святославова реакция» применительно к отношению к Христианству на Руси после Ольги, которая по мнению этих специалистов была как раз поборницей Христианства. Конечно, Вы можете верить в эту сказку.
Но, изображение Великого Князя Святослава эдаким узколобым удалым рубакой, который только и мог, что махать саблей, не соответствует масштабу свершений этого государственного деятеля. Создатель огромной империи от Урала до Западной Европы не мог быть ограниченным воякой. Факт остаётся фактом, Русь при Святославе активно искала духовных контактов, а возможно и союза с Римом. Так что появление именно католического креста на печати Великого Князя исторически обосновано.
Н. Д. Знойко в статье «О походах Святослава на Восток» пишет: «Чтобы сбыть сырье, производимое на Руси, надо вести торговлю с мусульманскими народами Азии, что могли делать только мусульмане же — хазары, болгары, либо надо принимать мусульманство самим. Поэтому приходилось торговать с Грецией».
Так хорошо начал — и так неверно кончил. Ведь Святослав с Грецией не торговал, а воевал! Торговали-то как раз с Востоком. И в свете сказанного логично было как раз принять мусульманство самим.
А о Владимире что говорят восточные авторы?
Мухаммад ал-Ауфи сообщает: «Русы… постоянно занимаются разбоем и знают только одно средство добыть себе пропитание — меч. Если кто-нибудь из них умрет, и после него останутся сын и дочь, то все имущество отдают дочери, а сыну не дают ничего, кроме меча, говоря ему: «Твой отец добыл имущество себе мечом». Так было до тех пор, пока они не сделались христианами в 300 году хиджры. Приняв христианство, они вложили те мечи в ножны.
Но так как они не знали другого способа добывать себе пропитание, а прежний теперь был для них закрыт, то их дела пришли в упадок, и жить стало им трудно. Поэтому они почувствовали склонность к религии ислама и сделались мусульманами. Их побуждало к этому желание получить право вести войну за веру. Они отправили послов к хорезмшаху. Послов было четверо, из родственников царя, правившего вполне самостоятельно и носившего титул БУЛАДМИР, как туркестанский царь носит титул ХАКАН, а булгарский — титул ВЛАДАВАЦ. Последнее свидетельствует о Булгарии, как, по меньшей мере, о полуславянской стране, поскольку слово Владавац, ну, никак не может иметь тюркское происхождение.
Тут следует оговориться, что на Востоке при записи часто путали имя человека и его звание. Например, Чингиз-хан вовсе не хан по имени Чингиз, а всего лишь титул Великий Хан. Так же летописец по знакомой ему традиции вполне мог принять имя Владимира за его титул.
Когда послы пришли к хорезмшаху, он очень обрадовался их желанию принять ислам, пожаловал им почетные подарки и отправил одного из имамов, чтобы научить их правилам ислама. После этого все они сделались мусульманами.
Они совершают походы на отдаленные земли, постоянно странствуют по морю на судах, нападают на каждое встречное судно и грабят его».
С кем же постоянно воюют русские? С христианскими странами, конечно. Русские летописи постоянно сообщают о войнах с греками и болгарами, крымскими христианскими городами и поляками. Лишь однажды напали на Саркел (Хазария), и то потом Игорь попросил прощения — император Роман подбил!
А с кем торгуют? Об этом свидетельствуют восточные дирхемы, во множестве находимые в русских кладах (византийские же монеты почти не встречаются).
С. П. Толстов пишет: «В исламе Владимир мог искать идеологическое оружие… догмат борьбы за веру и перспективы союза со странами ислама сулили успешное развитие военной экспансии против старого врага — Византии».
Заметьте, Византия — наш давнишний враг! Зачем же принимать веру врага?
О князе Болгара Алмазе Васильевиче Владаваце и о принятии им ислама сообщает ибн Фадлан, преподнесший 12 мая 922 года в дар князю тюрбан, который с тех пор называется «челма» (чалма) — то, что надевается на чело. Турецкий историк Мохаммед Кятиб собщает дату принятия русскими ислама — 333 год от P. X., а это дата «крещения Ольги». В оригинал закралась досадная описка – не от Рождества Христова, а от Хиджры, т.е. от 622 года по нашему, а не мусульманскому календарю. 622+333=955 г. – предполагаемый год крещения Ольги.
Но о том, что мусульманство было в Киеве еще до Владимира Святого, сообщают и византийцы (смотри выше «Обстоятельное повествование»). Но все-таки после Владимира — христианство? Посмотрим.
Как мы писали выше, в 1947 году на развалинах храма конца XI века в усадьбе Киевского художественного института при археологических работах обнаружены черепки разбитых амфор, на одной из них была надпись арабицей — имя владельца амфоры «Кабус». Случайность? Ну что ж, возьмем книгу К. Н. Гупало «Подол в древнем Киеве» (Киев, 1982. С. 82). В ней сообщается, что в Киеве найдена формочка для литья с арабской надписью, которую можно прочесть как ЙАЗИД (из-за царапин можно прочесть и иначе — ТУРК).
Датируется эта находка X–XII веками. Найдены там и поздние корчаги, на одной из них надпись кириллицей — она читается «MCTCЛBЛ КРЧГЪ». Написано так, как мог написать мусульманин, привыкший писать арабицей, не обращая внимания на гласные звуки.
А что говорят письменные источники?
Письмо Матфея, краковского епископа, к святому Бернарду, аббату Клервонскому, об обращении русских, которое следует предпринять: «Народ же тот русский, множеству ли бесчисленному, небу ли звездному подобный, и правила веры православной и религии истинной установления не блюдет… Христа лишь по имени признает, делами же совершенно отрицает. Не желает упомянутый народ ни с греческой, ни с латинской церковью быть единообразным. Но, отличный от той и от другой, таинства ни одной из них не разделяет».
«Старшая рифмованная ливонская хроника» (XIII век) сообщает: «Дерптский епископ Герман в это время начал враждовать с русскими. Те хотели подняться против христианства, как прежде».
Посмотрим на княжеские шлемы. Шапка Иерихонская или Шишак князя Ф. И. Мстиславского имеют надписи по-арабски.
13-й аят 61-й суры вы можете увидеть на шлеме великого князя Александра Невского. Многие думают, что это какие-то восточные мастера еще до приобретения князем шлема где-то в Мусульмании нанесли эти стихи. Увы! Известен мастер, выполнивший этот шлем, — Микита Давыдов.
На шлеме арабская надпись при христианском кресте! Ислам и христианство еще едины.
Ну, насчёт полного единства я полагаю заключение чересчур смелым, пока у нас нет ещё достаточного массива свидетельств. Но о близости изначального Русского Православия восточному Исламу можно сказать однозначно, близости настолько тесной, что можно говорить о Русском Православии, как о Русском варианте Ислама.
Интересен и тот факт, что один из русских князей назывался Иваном Калитой. Что такое калита? Возьмем старославянский текст и прочтем: «Они (латиняне) того Папу чтут, что мы Калиту». То есть калита для русских то же самое, что для католиков Папа Римский. В русском языке в старые времена не было звука «Ф», поэтому мы говорим и пишем по традиции «библиотека», а не «вивлиофика», как надо бы.
Так вот, «калита» — это арабское слово «калиф». Выходит, Иван Калиф был руководителем общины верующих мусульман! Поэтому старорусские монеты XIV–XV веков вплоть до Ивана Грозного имеют либо только арабские надписи, либо арабские и русские одновременно.
Некоторые утверждают, что это якобы из-за страха перед татарами мы писали по-арабски. Интересно, каких татар так сильно боялся Василий III, что на своей монете выбил надпись: «ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВАСИЛИЯ» (по-русски) «ЛЯ ИЛЛЯХИ ЛЯ ИЛЛЯХУ МУХАММАДДУН РАСУЛЮ ЛЛЯХИ» (по-арабски) — («Нет Аллаха, кроме Аллаха, и Мухаммад посланник его»)?
А царь Иван кого боялся? На его монете вся надпись выполнена по-русски, и лишь имя царя по-арабски.
Сигизмунд Герберштейн встречался с Василием III и в своей книге помещает изображение царя — в персидском халате и в чалме. В чалме ходил и Степан Разин.
Михалон Литвин сообщает, что москали и татары не пьют вина, продавая его христианам. «Они убеждены, что таким способом истребляют христианскую кровь, исполняя волю Божию».
В развитие этой антиалкогольной темы приведём здесь ещё цитату с сайта «В шоке – всё самое невероятное» из статьи «Кто и зачем навязал пьянство русским».
XV век. Тогда Москва… пребывала под игом Золотой Орды… В тот период в Москве беспрекословно царил «сухой закон».
Известный летописец тех времен Михалон Литвин описывает жизнь русского народа. Он утверждает, что «москвитяне», как и их захватчики, татары, не пьют вина, хотя они владеют землями, на которых произрастает виноград. Они продают вино и получают за него оплату золотом, которую в дальнейшем используют на ведение войны. Литвин свидетельствует, что и у «москвитян» и у татар каждый, кто станет пить вино получит восемьдесят ударов палками, также должен будет оплатить штраф размером в восемьдесят золотых монет (всё по шариату). Поскольку жители воздерживаются от пьянства, их города известны своими мастерами, которые продают хороший товар за золото.
Получается, что православные русские и мусульмане татары придерживаются одинаковых установок по отношению к спиртному. Уж не потому ли, что на самом деле вера у них одна. И заметьте, это не седая старина, а XV век.
Автор книги «Хафт Иклим» (XVI век) возмущается, сообщая о русских, что те, кто украсил себя одеждой ислама, почему-то сохранили страсть к свиному мясу! Представляете, какой кошмар — русские едят свинину!
Интерес представляет и прозвище «Петр-муфий», — он кричал проклятия гетману Замойскому с высоты крепостных стен Псково-Печерского монастыря в 1581 году. Муфий — это кто? Муфтий или монах-схимник?
Рассмотрим еще один пример. Афанасий Никитин. «Хождение за три моря». Окончив рукопись, Афанасий пишет молитву Господу, которая в современных изданиях преподносится так: «Во имя Господа Милостивого Милосердного и Иисуса Духа Божия…» Не понятно, почему Афанасий называет Иисуса Духом Божием? Духом, а не сыном, но дальше ещё веселее. Но в подлиннике написано несколько иначе, надо бы писать так: «БИСМИЛЛЯ РАХМАН РАХИМ. АЛЛАХ АКБАР. ИСА РУХ ОАЛЛО. АЛЛАХ САЛАМ. АЛЛАХ АКБАР. ЛЯ ИЛЛЯХИ ЛЯ ИЛЛЯХУ. АЛЛАХ ПЕРВОДИГЕРЬ…» Путём многотрудных исканий по интернету из разных вариантов мне удалось составить приемлемый перевод этих слов: «Во имя Аллаха милостивого милосердного. Аллах велик. Иисус дух Аллаха. Слава (приветствие, мир) Аллаху. Аллах велик. Нет Бога кроме Аллаха. Аллах промыслитель…» Последнее определение может показаться несколько непривычным, но, во-первых, в Коране Аллах неоднократно назван Знающим, а, во-вторых, в христианском мире распространено выражение – Промысел Божий.
В разделе Новая хронология сайта Форумы мне удалось найти полный текст этой молитвы с довольно неплохим, хотя и не идеальным, переводом. При его анализе рекомендую читателям помнить, что в оригинале вместо Бог повсеместно используется мусульманское Аллах (Олло). Для облегчения процесса привожу оригинал и перевод фрагментами по схеме оригинал-перевод. Жирным шрифтом дан оригинал, обычным перевод.
Милостию Божиею преидох же три моря. Милостию Божией прошел я три моря.
Дигерь худо доно, Остальное Бог знает,
олло перводигерь дано. Бог покровитель ведает.
Аминь! Смилна рахмам рагим. Аминь! Во имя Господа милостивого, милосердного.
Олло акьбирь, акши худо, илелло акшь ходо. Господь велик, Боже благой, Господи благой.
Иса рухоало, ааликъсолом. Иисус дух Божий, мир тебе.
Олло акьберь. А илягаиля илелло. Бог велик. Нет Бога, кроме Господа.
Олло перводигерь. Господь промыслитель.
Ахамду лилло, шукур худо афатад. Хвала Господу, благодарение Богу всепобеждающему.
Бисмилнаги размам ррагим. Во имя Бога милостивого, милосердного.
Хуво могу лези, Он Бог,
ля лясаильля
гуя алимуль гяиби ва шагадити. кроме которого нет Бога, знающий все тайное и явное.
Хуя рахману рагиму, хубо могу лязи. Он милостивый, милосердный, он Бог.
Ля иляга иль ляхуя. Он не имеет себе подобных. (Нет Бога, кроме Господа.)
Альмелику, алакудосу, асалому, Он царь, святость, мир,
альмумину, альмугамину, альазизу, хранитель, оценивающий добро и зло,
алчебару, альмутаканъбиру, алхалику, всемогущий, исцеляющий, возвеличивающий,
альбариюу, альмусавирю, алькафару, творец, создатель, изобразитель,
алькалъхару, он разрешитель грехов,
альвазаху, альрязаку, каратель - разрешающий все затруднения, питающий,
альфатагу, альалиму, алькабизу, победоносный, всеведущий, карающий,
альбасуту, альхафизу, алльрравию, исправляющий, сохраняющий, возвышающий,
алмавизу, алмузилю, альсемилю, прощающий, низвергающий, всеслышащий,
албасирю, альакаму, альадюлю, алятуфу. всевидящий, правый, справедливый, благой.
Хотя в переводе и моей схеме записи могут быть отдельные неточности, но идея, думаю, всем понятна.
Это не православие — это мусульманство. Но… формула ЛЯ ИЛЛЯХИ ЛЯ ИЛЛЯХУ не имеет окончания МУХАММАДУН РАСУЛЛЮ ЛЛЯХИ (Мухаммад посланник Аллаха).
Как писал Низами Гянджеви: «Правоверные жили в лазурных шатрах, но Пророка не знали на этих горах». Ислам без Пророка — это русское Правоверие. Не уверен, что это верно, т.к. на одной из монет Василия III нанесено по-арабски «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммад посланник Аллаха» – полная формула Исламской веры. Мы об этом говорили выше в данной статье.
Считали священной книгой Коран, писали и молились по-арабски, но называем себя православными христианами! Притом рассорились и разошлись с татарами лишь из-за недостающего окончания формулы, ибо русские признавали лишь тот факт, что ИСА РУХ OAЛЛO (Исус Дух Аллахов), а татары добавили МАГОМЕТ — РОССОЛЛА (Мухаммад — Правосудие Аллаха).
Татары приняли арабскую формулу «Нет Аллаха, кроме Аллаха, а Мухаммад посланник Его», русские же посчитали достаточным основанием считать себя христианами, раз они верят, что «Иса является Духом Аллаха».
Хотя русские приняли мусульманскую формулу веры полностью без изъятий, но насчёт отношения к Иисусу похоже на правду. Однако с такой позиции любой мусульманин может одновременно считать себя христианином.
Но вот наступил 1499 год. Впервые на славянском языке появляется перевод Библии. До этого Библии на славянском ни у кого не было, и наши предки посчитали, что это просто полный перевод того же Корана. И многие приняли его, продолжая молиться Господу и соблюдать обычаи мусульманские. В «Вестнике Европы» (№ 4 за 1828 год) приведено 16 общих культурных традиций между мусульманами и староверцами. Я мог бы добавить еще три. Но главные особенности следующие.
Как и мусульмане, старообрядцы умываются перед молитвой, притом если вода недоступна, то умываются землей. Брить бороду — великий грех. Даже взять человека за бороду — оскорбление.
Если к ним придет православный или католик, то после него посуду выбрасывали, как испоганенную. (Православный — поганит посуду!!!)
Вдогонку к этой теме процитируем статью «Старообрядцы и мусульмане – молитва» с сайта «surgash».
У старообрядцев как и у мусульман, существуют строгие правила совершения молитвы. То есть, молитва не совершается как попало, она строго ритуализирована «во времени и пространстве».
Как у первых так и вторых молитвы бывают общими и домашними (у старообрядцев – килейными).
Причем если у мусульман пять обязательных молитв в день, у старообрядцев порядка восьми (по моим данным). Как повествуется в Коране, Мухаммад вымолил у Всевышнего минимальное количество намазов в день для правоверных, когда Тот желал уставить их больше. Так что восемь дневных молитв не противоречит Исламу.
Как и у мусульман, у старообрядцев обязательны общественные молитвы – соборные (в старообрядчестве). Причем пропуск молитв, особенно соборных, в старообрядчестве должно восполняться многократно - за любую пропущенную воскресную или праздничную службу полагается класть дома множество (поясных) поклонов – 700 поклонов за пропущенную Утреню и за Литургию, за Вечерню – 600!
Любое дело или принятие пищи как у мусульман, так и у старообрядцев должно начинаться с молитвы, как и окончание дел.
Когда старообрядец входит в дом, кроме особых формул, он приветствует жителей дома фразой «Мир дому сему», а хозяева отвечают: «С миром принимаем». Собственно мусульмане приветствуя хозяев дома словами «Ассаляму ‘алейкум» в переводе на русский язык - мир на вас, мир вам. Что по сути одно и тоже.
Теперь перейдем к описанию молитвенного действия.
Полностью рассматривать последовательность движений тела в молитве не буду, остановлюсь лишь на составляющих позициях.
Так в исламе существует следующие движения в молитве – поясной поклон, земной поклон, и земной поклон из положения стоя на коленях.
или
У старообрядцев – обычный, поясной поклон, земной поклон, земной поклон из положения стоя на коленях (метания).
Кроме того обыкновенная молитвенная поза у старообрядцев – стояние с руками, сложенными возле пояса, с лестовкой (вид четок) о левую руку.
А в одном мусульманском описании о молитве нашел такое описание ритуальной стойки (кийам) «Ладонь правой руки кладётся на кисть левой, и обе руки устанавливают на груди или на животе».
Как мусульмане, так и старообрядцы используют при исполнении молитвы обрядовые молитвенные коврики.
Безусловно тут речь не идет об идентичности молитвы, …
Но внешнее сходство в структуре, налицо.
Для закрепления сказанного приведём ещё пару цитат из заметки «Православие и Ислам. Одно прошлое, одно будущее?» с сайта MaxPark.
В первую очередь … вызывает жгучий интерес Цата. Это полумесяц в основании накупольных крестов православных храмов. Канонически однозначного значения Полумесяца нет. А это верный признак загадочного прошлого, возможно сфальсифицированного. Между тем православная энциклопедия сообщает, что после падения Византии Османы убрали крест и оставили полумесяц своим символом. …
Далее архитектура. Православные мусульманские купола-луковицы. Кто-то трактует их как фаллический символ, кто-то как руку, протянутую в небо. Как бы там ни было, но признавать культовое зодчество православных и правоверных за банальное совпадение смыслообразов наверно глупо.
И вот недавно с удивлением узнал у Д.Иловайского, что до 17 века с мусульманами нас объединяли не только купола. Оказывается хоронили наш предки своих усопших не позднее заката следующего за успением дня. Как в Исламе.
Вот они, реформы Никона. И совсем уж не сложно вспомнить старообрядцев. Молитвы у них разные, в том числе и с земными поклонами. И коврик для молитв у старообрядцев имеется, называется подручник.
Возможно патриарх Никон своими реформами оформлял развод с исламом? Уж больно неубедительны лепетания официальных историков об исправлении книг.
Ну и в заключении скажу, что с Новой хронологией опосредовано солидарны такие не системные учёные как Д.Иловайский и Л.Гумилёв. Они признают наличие христианства несторианского толка в Великой степи.
И ещё. В Дамаске, в мечети Омейядов есть минарет Исы. Правоверные ждут прихода мессии Иисуса Христа именно оттуда.
Последнее ярко свидетельствует о том, что мусульмане всего мира готовы к объединению – возврату к старым добрым временам конфессиональной гармонии. Христианский мир совершит большую ошибку, если вновь плюнет в протянутую братьями руку.
Продолжение см. часть 2

Комментарии: