27 февраля 2018 г.



http://www.km.ru/, 27.02.2018, Даниил Преображенский. 

Ряд экспертов считают, что случившееся в Сумгаите стало прологом распада второй сверхдержавы мира


27 февраля 2018 года исполнилось тридцать лет страшной трагедии - кровавым беспорядкам в городе Сумгаите, тогдашней Азербайджанской ССР, потрясшей Советский Союз. Ряд экспертов предполагают, что случившееся в Сумгаите стало прологом распада второй сверхдержавы мира и было спланированной акцией с далеко идущими целями. Давайте попробуем, насколько это позволяют рамки статьи, разобраться в вопросе, тем более, что трагедия в Сумгаите действительно имеет признаки технологии подрыва государственности, примеры которой мы видели в современных «оранжевых революциях».
Итак, февраль 1988 года стал поистине черным в истории армяно-азербайджанских отношений, хотя кровавый «котел» начал закипать раньше, поскольку отдельные «деятели» как на местах, так и наверху своими поступками накалили обстановку.
Забегая вперед, отметим, что 22 июля 1988 года Бюро ЦК Компартии АзССР приняло специальное постановление «Об организации работы с лицами азербайджанской национальности, прибывающими в республику из Армянской ССР». Ранее документ хранился под грифом «секретно», но сейчас он рассекречен и доступен (АПД УДП АР. Фонд №1, опись 83, дело 81, листы 27-29).




Ныне рассекречены и документы, показывающие ход подготовки окончательного текста (АПД УДП АР. Фонд №1, опись 83, дело 84):


О чем свидетельствуют представленные бумаги? Уже к лету 1988 года около 20 тысяч азербайджанцев покинули свои дома. Отметим, что среди районов, где зафиксирован наибольший отток беженцев, указан Кафан. На новых местах, а это 43 района Азербайджана, они испытывают массу бытовых проблем. Но люди бегут и не собираются возвращаться, несмотря на все неудобства. 

Уже звучали и требования отделить НКАО от Азербайджана, несколько районных советов Нагорного Карабаха приняли решения о вхождении НКАО в состав Армянской ССР. В Степанакерте появились листовки на ту же тему, а 13 февраля 1988 в том же городе на Площади имени Ленина прошел митинг «за воссоединение НКАО с Арменией».

С 16 февраля митинги приняли затяжной характер, и 20 февраля 1988 года на фоне разгулявшейся уличной стихии Сессия областного совета НКАО утвердила документ, имевший самые роковые последствия. Бумага называлась «О ходатайстве перед Верховными Советами Азербайджанской ССР и Армянской ССР о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР». 
Депутаты, проголосовавшие за ходатайство, выходили из здания, вливаясь в ряды ликующей толпы. Явно разыгрывался сценарий, который мы впоследствии видели неоднократно: украинские «майданы», ливийский Бенгази, каирская площадь «Тахрир» и так далее. И везде инициаторы деструктивных процессов потом утверждали, что выполняли волю народа и желали ему добра. И мол, не было никаких подстрекателей-провокаторов, и политически наивной толпой якобы не дирижировали организации, со своей структурой, деньгами и руководством.
Что ж, цена такой демагогии – ломаный грош. Эйфория от «победы» потом сменялась горем страшной войны. Так произошло во многих странах, где имели место «цветные революции», так случилось и в НКАО. Тема армяно-азербайджанской войны заслуживает отдельного разговора, а сейчас продолжим следовать за хронологией дальнейших событий.
Предлагаем читателю внимательно ознакомиться со следующим документом: «Из обвинительного заключения уголовного дела № 18/55461-88»:


Беспорядки 27-29 февраля 1988 года вошли в историю как погром армянского населения в Сумгаите (Азербайджан). Как сказано в приведенном материале, уголовное дело разделили на ряд самостоятельных производств. Государственным обвинителем по «Делу Григоряна» (и еще шестерых азербайджанцев) назначили Аслана Исмаилова, который впоследствии опубликовал целый ряд документов и подробно рассказал о деталях трагедии, сообщив немало важнейших фактов.


Исмаилов – азербайджанец, и наверняка найдутся читатели, которые скажут, что он - заинтересованное лицо, в том смысле, что станет выгораживать Азербайджан. Однако не путайте государственного обвинителя и непосредственных участников расследования, собиравших сведения: оперативники, следователи и руководитель следственной группы не были азербайджанцами.
Следствием по сумгаитским событиям руководил следователь по особо важным делам при Генеральной прокуратуре СССР Владимир Галкин. В процессе изучения деталей преступлений выяснилось, что Григорян раздал своим подельникам таблетки весьма специфического свойства. Обвиняемые признавались, что после употребления этих таблеток они чувствовали прилив сил. Не психотропными ли веществами потчевал Григорян своих «товарищей»? Это предположение косвенно согласуется со словами милиционера роты ППС Сумгаитского ГОВД Гейдарова. Вот отрывок из его свидетельских показаний:

Гейдаров прямо говорит, что «под воздействием какого-то дурмана» было много людей. Резонно предположить, что распространением таблеток занимался не один Григорян. Если так, то Сумгаитский погром перестает выглядеть стихийным, и здесь чувствуется предварительная организация. Исмаилов подчеркивает, что у Григоряна заранее был список жертв будущего погрома, и кроме того, следствие установило, что накануне Григорян встречался с двумя неустановленными подозрительными лицами, не проживающими в городе.
Но и это не все, оказывается, среди жителей Сумгаита упорно распространялись слухи о том, что армяне Карабаха убивают азербайджанцев. Кстати, уважаемые читатели, а вы заметили, что Григорян – армянин? Это следует вовсе не из фамилии, он – действительно армянин. Вопрос: почему же Григорян, армянин, принял столь активное участие в антиармянском погроме? Григоряна привезли в Ереван, в прокуратуру, и пострадавшие (сестры Межлумян) опознали Григоряна. Опознание проводили не азербайджанцы, а члены следственной группы, состоявшей из армян и русских. Таким образом, невозможно всю эту историю назвать выдумкой азербайджанской пропаганды.
Надо отметить, что возможные организаторы погрома очень точно выбрали место для своей провокации. Известный исследователь карабахского конфликта Томас де Ваал со ссылкой на министра внутренних дел СССР Виктора Власова указывает, что в Сумгаите каждый пятый житель имел судимость. Жилищно-социальная инфраструктура города находилась в плачевном состоянии. Общежития для рабочих были переполнены, детская смертность зашкаливала, местные химические заводы оказались среди самых опасных в СССР по уровню загрязнения окружающей среды.
Причем в Сумгаите еще в 1963 году уже происходили массовые беспорядки, вызванные тяжелым социально-экономическим положением жителей. А к 1988 году экономику СССР заметно лихорадило, и положение Сумгаита не было исключением. Отметим и еще один существенный момент: в Сумгаит переселились азербайджанские беженцы из Кафана, и как пишет Томас де Ваал, 26 февраля, то есть за день до начала погрома, в городе прошел митинг, на котором один из участников рассказывал собравшимся, что армяне выгнали его из дома и убили нескольких его родственников.
Таким образом, возможным провокаторам было сравнительно просто перевести деструктивную энергию недовольных жизнью людей в национально окрашенное русло. 
А уже 28 февраля 1988 года в Ереване возник Организационный комитет воссоединения «Карабах» с отделениями в Нагорном Карабахе. 1 марта 1988 года в Степанакерте создан комитет «Крунк» («Журавль»). Формально «Крунк» провозгласил своей целью изучение истории региона, на деле «Крунк» активно участвовал в организации массовых акций, вплоть до забастовок с политическими требованиями. 

Доктор исторических наук Островский отмечал, что практически в это же время поддержка требования о переходе НКАО в состав Армении была организована за границей.
«С 25 января по 20 февраля 1988 года в США находилась большая группа (более ста человек) советских писателей, учёных, артистов, кинематографистов. Возглавлял её председатель Комитета защиты мира Генрих Боровик. В состав этой делегации входили всемирно известный учёный Николай Ениколопов, главный редактор журнала «Латинская Америка» Серго Микоян, писатель Зорий Балоян, искусствовед и философ Андрей Нуйкин, ставший через некоторое время сопредседателем организации «Карабах».
Позднее А. Нуйкин говорил, что «Как политик и публицист, я ещё совсем недавно поддерживал каждую акцию, которая подрывала имперскую власть», соединявшую «в себе гигантскую армию, КГБ, МВД, партию». Поэтому «мы поддерживали всё, что расшатывало её... А без подключения очень мощных национальных рычагов,.. её было не свалить». (Островский А.В. Глупость или измена? Расследование гибели СССР. – М.: Крымский мост-9П – Форум. 2011.С. 195-196.)
Как следует из цитаты, замах был куда более глобальный – подрыв власти в масштабе всего СССР, а тема Нагорного Карабаха оказалась удобным поводом, сколь ни цинично это прозвучит. 
Для подготовки статьи мы, в частности, пользовались известными документами, давно обнародованными государственным обвинителем по «уголовному делу Григоряна» Асланом Исмаиловым. Однако, для уточнения некоторых деталей мы решили встретиться с Исмаиловым, и фрагмент его интервью порталу KM.RU приводим ниже:
- В этой провокации в первую очередь был заинтересован Запад. У Рейгана была концепция развала СССР при помощи экономических рычагов и через национальные конфликты. Там считали, что в СССР есть семьдесят очагов, которые можно разжечь и развалить СССР. И вот Запад по всему миру распространил лживую картину случившегося в Сумгаите.
По всем телеканалам и СМИ это растиражировали. Для молодых людей я напомню советские реалии. Чтобы в те годы Европа и США получили информацию из Сумгаита, требовался месяц. Сначала Вашингтон должен был писать запрос в Москву, затем Москва обращалась в Баку, далее Баку обращался в город республики, потом шли согласования и так далее. А тут буквально через день после сумгаитских событий по всему миру пошли фрагменты информации о случившемся.  В сумгаитский событиях погибли 32 человека, из них 6 азербайджанцев, и это установлено следствием. А по всему миру стали тиражировать цифру в тысячу погибших!
А надо сказать, что Горбачев, по моему мнению, был заинтересован в том, чтобы на Западе о нем много говорили. Горбачев понимал, что через армянские зарубежные диаспоры, через их поддержку он может выйти на западные информационные потоки. 
Обратите внимание вот еще на что. 28 февраля, когда идет сумгаитская резня, Политбюро ЦК КПСС заседает, и Язов докладывает, что в городе идет бойня. А Горбачев прикидывается дурачком и не позволяет использовать войска, а предлагает привлечь народных дружинников! Думаете, Горбачев был настолько глуп, чтобы не понимать бесполезность дружинников в такой ситуации?!
Рядом с Сумгаитом стояла крупная воинская часть, то есть с самого начала можно было бы пресечь конфликт. Полчаса хватило бы, чтобы ввести войска. Но нет. Войска задействовали 29 февраля, когда процесс уже практически закончился. Значит, кое-кому хотелось побольше крови.
Я считаю, что когда Горбачев вел политику на обессиливание КГБ, те в свою очередь решили ударить по Горбачеву. Не снимаю я вину и с местных азербайджанских властей. Они знали, что происходит, но из-за своей трусости молчали и не вмешивались, чтобы предотвратить. 
Кстати, когда начался судебный процесс, в первые дни для участия в судебных заседаниях из Армении прибыли десятки адвокатов и правозащитников, но когда стала вырисовываться роль Григоряна, их как ветром сдуло. Возникнает вопрос - зачем в этой провокации задействовали армянина Григоряна? Моя версия такая: тогда начались центробежные процессы в СССР, но только Прибалтика и Армения ставили вопрос конкретно об отделении от СССР.
КГБ СССР, видя это, втюривает Григоряна в эти события, и я убежден, что в архивах России, оставшихся от архивов КГБ СССР, есть весь материал о том, как Григорян и подобные ему организовывали те события. КГБ СССР мог двинуть этот материал, да и сейчас если Армения далеко зайдет в сближении с Западом, спецслужбы России тоже могут поднять эту старую тему и сказать: «да это вы тогда и сделали». 

Комментарии: