19 апреля 2012 г.


«Круглый стол»: Азербайджан в иранском контексте


Последняя встреча между представителями пяти государств - постоянных членов СБ ООН и Германии  с  делегацией Ирана приоткрыла, как сейчас модно говорить,  «окно возможностей» дипломатического урегулирования иранской ядерной проблемы. Но поток различных догадок, домыслов, даже откровенной лжи и дезинформации в отношении «иранского досье», только продолжает нарастать. 
Причем, все чаще в этой сложной пропагандистской игре начинает фигурировать Азербайджан. То Баку предписывают намерение предоставить свою территорию под иностранные военные базы, то утверждают, что Азербайджан будет непосредственно участвовать в войне с Ираном, то пророчат ему незавидную роль жертвы российской агрессии на Кавказе.
Каковы истинные цели этих инсинуаций, и какую позицию занимает Баку в запутанном иранском вопросе? Этим темам посвящено очередное экспертное заседание нашего «Круглого Стола».


Елена Касумова, доцент кафедры политологии Академии Госуправления при Президенте Азербайджана:

- Вся дезинформационная сеть, сплетенная вокруг Азербайджана в контексте иранской проблематики, не выдерживает никакой критики. СМИ разных стран растиражировали откровения некоего «бывшего высокопоставленного аналитика Пентагона» Майкла Малуфа, сообщившего миру, что «Россия сосредотачивает войска на северных границах (?!) Ирана». Видимо, для того, чтобы начать третью мировую войну, если США развернут силовую операцию против ИРИ. При этом г-н Малуф вещает: «Глава Совета безопасности России Виктор Озеров заявил, что Генеральный военный штаб России подготовил план действий в случае нападения на Иран». Но Виктор Озеров никого отношения к Совбезу РФ не имеет. Он - сенатор, глава комитета по обороне и безопасности Совета Федерации РФ. А это совсем не одно и тоже. Если «высокопоставленный аналитик» не разбирается в российских властных структурах, то какова цена его информации о военных планах России?
Ну а г-ну Малуфу даже известны подозрения российских военных, которые «считают, что, если США начнут войну с Ираном, они могут развернуть силы в Грузии и военные корабли в Каспийском море с возможной помощью Азербайджана». Но Грузия не имеет общей границы с Ираном - для чего же там скапливать американские войска? А каким образом американские корабли попадут в Каспийское море, чтобы воспользоваться «помощью Азербайджана»? По Волго-Донскому каналу? 
Различные медиа охотно цитируют и бывшего советника президента Картера по вопросам национальной безопасности Збигнева Бжезинского, который считает, что в случае начала военной операции против ИРИ, «есть возможность конфликта также и между Азербайджаном и Ираном».
На каком основании делается этот вывод? Ведь Азербайджан твердо заявил, что его территория не будет использоваться иностранными войсками против Ирана. И для достижения каких целей Тегерану открывать «второй фронт» против Азербайджана, который является членом СНГ? Это полностью изменит геополитический расклад региона - Иран выступает в роли агрессора, а Россия и Китай вынуждены будут поддержать антииранскую резолюцию в СБ ООН, которая безусловно будет предложена теми же США.
Такой шаг Тегерана, памятуя известное выражения наполеоновских времен, «хуже, чем преступление. Это - ошибка». А иранский режим не настолько недальновиден, чтобы допускать фатальные ошибки в той сложной игре на выживание, которую он сейчас ведет.

Ризван Гусейнов, политический аналитик, журналист:
- В течение последнего года весьма пристальное внимание Запад уделяет Азербайджану, как стратегически важной стране по соседству с Ираном. Чем больше напряжения возникает в ситуации вокруг иранской ядерной программы, тем большее внимание в западных СМИ и аналитических кругах начинают уделять азербайджанскому фактору в этом вопросе. Особенно активно прогнозированием развития сценариев вокруг Ирана с Азербайджаном занимаются израильские эксперты и СМИ.
Я думаю, что западные СМИ с подачи израильской стороны несколько преувеличивают степень рисков и угроз, связанных с «иранским досье», поскольку мировой лидер - США продолжает придерживаться несилового решения вопроса. К тому же, Россия и Китай не намерены сдавать Иран, поскольку смена нынешних тегеранских властей и установление там прозападного режима изменит геополитический и энерготранзитный расклад, благодаря которому, в первую очередь, Россия осуществляет львиную долю своей энерготранзитной и внешнеэкономической политики. То есть, развязывание военной операции в Иране напрямую заденет национальные, военно-стратегические и экономические интересы России, которая в итоге может понести непоправимые убытки.
Однако, вместе с тем, не стоит сбрасывать со счетов то, что Россия, молча смотрит на усиление американского присутствия на Каспийском море, видимо понимая, что это в некоей степени сдерживает Иран от резких антизападных выпадов, а с другой стороны дает США и без военного вторжения иметь постоянный контроль с севера над иранскими рубежами. 
Несомненно, что одной из целей американского внедрения в регион является создание площадки для усиления контроля над Ираном. Заодно это успокоит Израиль, который будет менее нервно реагировать на иранскую проблематику, если США усилит свое присутствие на Каспии. К тому же усиление американского фактора на Каспии, несет в себе, как это ни странно, некоторые гарантии того, что в этом направлении Иран не посмеет предпринять каких-либо агрессивных выпадов против Азербайджана.

Александр Васяк, генерал-майор, военный эксперт:
- Я же позволю себе процитировать Павла Фельгенгауэра, эксперта одного из «мозговых центров» Республиканской партии - вашингтонского Фонда Джеймстауна. Эксперт очень образно обрисовал действия Москвы, в случае начала американской военной операции против Ирана: «Российские силы (из Закавказья) могут получить приказ ударить по югу, чтобы предотвратить предполагаемое размещение американских военных баз в Закавказье, установить сообщение с войсками в Армении и взять в свои руки энергетический коридор на Южном Кавказе, по которому азербайджанские, туркменские и другие каспийские газ и нефть могут достичь европейских рынков». 
Пойдем по пунктам. Первое - Москва не связана с Тегераном никакими союзническими отношениями, никакими договорами, чтобы  в его интересах «ударять» по третьим странам и вообще ввязываться в военный конфликт с США, т.е. в новую мировую войну. С Саддамом Хусейном Москва имела куда более тесные связи, чем с иранскими лидерами, но ограничилась только осуждением американской операции «Иракская свобода».
Второе - чтобы развернуть иностранную военную базу, надо создать ее инфраструктуру и обеспечить ее прикрытие от воздушных ударов противника. Для этого нужно немало времени. Такую операцию даже теоретически невозможно скрыть, а, значит, никаких иностранных баз на территории Азербайджана сейчас нет.  И не будет в будущем, потому что во время войны их разворачивать уже не имеет смысла.
Третье - никто не мешает существованию энергетических коридоров Азербайджана, проходящих, как через территорию России, так и через территорию Турции. Что касается «коридоров» для туркменских энергоресурсов по дну Каспия, то о нефти речь вообще не идет. А проект туркменского газового транзита находится в очень отдаленной гипотетической перспективе. Из-за призрачных целей, которые пока что неизвестно: появятся в будущем или нет, войны не начинают.        
И, наконец - существует теория, что в случае войны в Иране, Грузия отрежет от снабжения российскую базу в Армении и российская армия  пойдет на прорыв, чтобы соединиться с в/частями РФ в Гюмри. После чего взорвется весь Кавказ. Напоминаю, база - это сложнейшая инфраструктура и на своих запасах она может очень долго существовать автономно.  Тем более, что войска РФ в Армении не тратят ни горюче-смазочные материалы, ни боезапас. Надо понимать, если американцы и их союзники идут на военную операцию в Иране, им абсолютно не нужны неожиданные локальные войны вокруг своего театра военных действий. Я думаю, США найдут аргументы, чтобы удержать грузинского президента от рискованных поступков. А, значит, Кавказ не взорвется.

Алексей Синицын, главный редактор NET-FAX - NET-ФАКС:
- Я же завершая разговор, хочу заметить - администрация Обамы не настроена на открытие военных действий против ИРИ. Возможные плацдармы для концентрации сухопутных сил в Афганистане и Ираке утеряны, а без наземной операции война с Ираном бессмысленна. Есть масса других политических, экономических и прочих причин, которые удерживают США от применения силы. Но, главное, перед США возникает перспектива о многом договориться с Тегераном в двухстороннем формате.
Многие обратили внимание на интервью аятоллы  Хашеми-Рафсанджани, которое появилось в преддверии стамбульской встречи «шестерки». Особенно примечательны его рассуждения о том, что «ислам не догматичен и Пророк всегда призывал искать точки соприкосновения и не акцентировать внимание на противоречиях». Хашеми-Рафсанджани утверждает, что в 80-х годах он уговаривал имама Хомейни возобновить диалог с американцами, мотивируя это тем, что подобные переговоры ведут с США и русские, и китайцы. Очевидно, каких-то успехов аятолла в беседах с покойным иранским лидером все-таки достиг, иначе бы не возникло скандальное дело «Иран-контрас» о незаконной продаже американского оружия Ирану, деньги за которое шли на финансирование никарагуанских контрреволюционеров. Т.е. опыт тайных переговоров - когда удачный, когда не очень - есть у обеих сторон. Почему бы США не откликнуться на весьма слабо закамуфлированное предложение духовных лидеров Ирана, которых явно тяготит излишняя активность Ахмадинеджада?
Кстати, глубоко уверен, что только двухсторонние переговоры между в формате  - администрация Обамы и представители иранского духовенства при минимизации израильского давления - могут снять напряженность в регионе.  Возможность таких переговоров, а тем более их отдаленный, но все-таки вероятный успех - далеко не у всех вызывает восторг. Влиятельные силы, не готовые к такому развитию событий, есть в США и Израиле, в Москве и Пекине, в монархиях Персидского Залива и на других геополитических площадках. А это значит, что сбросы в СМИ дезинформаций по иранской проблематике, в том числе и в контексте ирано-азербайджанских отношений, будут продолжаться.

Комментарии: