25 декабря 2011 г.

Эривань. Хрустальный зал дворца Сардара
ИА REGNUM, Ризван Гусейнов

В Баку 23 декабря были представлены исторические факты относительно создания и принадлежности нынешней армянской столицы Еревана. Также на основе российских архивных материалов высказано мнение относительно того, кому принадлежит "армянский Нотр-дам" - Гандзасарский монастырский комплекс XIII века в Нагорном Карабахе.

Новые факты были приведены на презентации Историко-аналитического портала erevangala500.com, приуроченной к 500-летию Эриванской крепости, на месте которой ныне находится Ереван - столица Республики Армения. Портал создан Центром истории Кавказа и Малой Азии при Институте общественно-политических исследований "АЗЕРГЛОУБ".

По словам директора Центра истории Кавказа и Малой Азии Шелалы Гасановой, на портале собраны уникальные фото- и видеоматериалы, а также книги, рассказывающих об истории создания города Иреван-Эривань-Ереван и его жемчужине - Эриванской крепости. На сайте создана интерактивная карта Армении, на которой указаны азербайджанские топонимы, населенные пункты и названия, переименованные ныне на армянский лад. Здесь можно узнать прежнее название, нынешнее название и дату переименования этих топонимов в Армении. Также есть раздел, где в интерактивном режиме можно увидеть, как согласно иностранным путешественникам была построена и выглядела Эриванская крепость и то, как ее, затем поэтапно разрушала в XIX-XXI вв. армянская сторона.

Выступивший на презентации завсектором политических исследований Администрации президента АР, политолог Фуад Ахундов, отметил, что на портале также размещены ценные книги. В частности, будет выставлена на портале erevangala500.com книга русского, советского историка армянского происхождения И.А.Орбели "Надписи Гандзасара", изданная в Петрограде в 1919 году. Эту книгу долгое время считали пропавшей, поскольку после ее издания, где были собраны свыше 300 надписей Гандзасара и окрестных храмов Нагорного Карабаха, автор Орбели вдруг сам же скупил весь тираж книги, который был затем уничтожен. Дело в том, что в книге, являвшейся диссертацией Орбели, им были собраны все надписи албанского Гандзасарского комплекса и других храмов Карабаха, и по ним было видно, что эти храмы относятся не к армянам, а являются албанскими культурно-историческим наследием.
Дело в том, что после упразднения царской Россией в 1836 году Албанской Автокефальной Церкви, все ее имущество, храмы, религиозные книги и паства были переданы Армянской церкви.


Выступившая профессор, албанист Фарида Мамедова, рассказала о том, какие ей и другим исследователям из Азербайджана чинили препятствия в советское время в архивах Москвы и Ленинграда с целью не допустить изучения хранящихся там архивных материалов и трудов об албанском наследии. По ее словам, это делалось, чтобы никто не узнал, что все албанское наследие было приписано армянам. Ф.Мамедова также привела несколько доказательств того, что Ереван является не исторической, а приобретенной родиной армян. В частности, она напомнила свое выступление несколько лет назад на историческом форуме в Вене, где она указала армянским коллегам на то, что один из основных их источников - "История армян" ("Патмутюн Айоц (Хайоц)", что значит "История хаев") средневекового автора Мовсеса Хоренаци, называет родиной армян местность у реки Евфрат в Малой Азии. В этом труде Хоренаци, описывая крещение армян, отмечает, что они вышли из Вагаршапата и были крещены в реке Евфрат. Поэтому совершенно не обоснованно нынешнее стремление армянских историков располагать Вагаршапат у Еревана, поскольку река Евфрат находится на 1000 км дальше этих мест.

Далее выступили профессор Сухумского университета Грузии Гурам Мархулия, профессор истфака МГУ Исмаил Атакишиев, директор Агентства по авторским правам Камран Иманов, профессор, сиролог Рауф Гусейнов, ученый-албанист Вафа Кулиева и другие. На мероприятии приняли участие депутат парламента АР Ганира Пашаева, общественно-политические деятели, известные ученые, эксперты, зарубежные гости, представители НПО и СМИ.

На презентации был продемонстрирован видеоролик об истории и уничтожении Эриванской крепости, выставленный в Youtube, где за три дня его посмотрело свыше 18.000 пользователей. Согласно этому ролику, на территории нынешней Армении в средние века располагался Чухурсаад - одно из четырех бейлярбекств азербайджанской династии Сефевидов. В 1504-м году сефевидский шах Исмаил поручил своему полководцу Ревангулу-хану построить на этой территории крепость. Крепость была возведена за 7 лет на скалистом берегу в юго-восточной стороне реки Занги, ныне переименованной армянами в Раздан. Построенная крепость была названа Реваном в честь Ревангулу-хана, а позже стала произноситься как Иреван, поскольку в тюркских языках перед согласной буквой "р" часто произносится гласная "и". Эриванская крепость прославилась на Востоке как город минаретов. В крепости было 8 мечетей, 800 домов, и там жили только азербайджанские тюрки, о чем писали еще в XVII веке французские путешественники Тавернье, Шарден, а в XIX веке русский археолог Уваров и другие. Многие документы свидетельствуют о том, что армяне жили на окраине ханства и лишь ходили в крепость на поденные работы.

На презентации, как доказательство мусульманского и тюркского прошлого нынешнего города Еревана, была представлена оцифрованная картина известного русского художника-баталиста Франца Рубо "Сдача крепости Эривани 1 октября 1827 года". На картине Рубо в первозданном виде запечатлены Эриванская крепость, купола ее мечетей, минареты, ханский сарай и жители в восточных мусульманских одеяниях.

Эриванская крепость была административно-политическим центром Эриванского ханства и символом его мощи в течение 300 лет, пока в XIX веке не началась продвижение царской России на Южный Кавказ. Началась серия кровопролитных войн между Россией, Османской и Персидскими империями за господство в этом регионе. В течение 23 лет Российская империя не могла взять стратегически важную Эриванскую крепость, находящуюся на стыке Османской и Персидской империй. Неудачными оказались военные кампании 1804 года, когда Эриванская крепость была осаждена царскими войсками под командованием генерала Цицианова. Тогда правитель Эриванского ханства Мухаммед хан при поддержке Келбали хана Нахичеванского смогли противостоять русским войскам, и Цицианову пришлось снять осаду. Несколько лет спустя, 25 сентября 1808 года 8 тысячная царская армия под командованием генерал-фельдмаршала Гудовича вновь осадила Эриванскую крепость. Правитель Иревана Гусейнгулу хан и его брат Гасан хан блестяще организовали оборону крепости и вынудили Гудовича снять осаду и уйти не с чем.

С восшествием на российский трон императора Николая I была снаряжена большая военная экспедиция - уже 12 тысячная армия, вооруженная мощными дальнобойными пушками, которая в октябре 1827-го года под командованием генерала Паскевича осадила Эриванскую крепость. В результате мощных артобстрелов удалось пробить бреши в крепости и ценой кровопролитных боев захватить цитадель. То есть лишь после 23-летних военных действий удалось взять Эриванскую крепость. И картина Франца Рубо "Сдача крепости Эривани 1 октября 1827 года", запечатлела Эриванскую крепость в момент ее сдачи и вступления русских войск.

Несмотря на взятие Эриванской крепости, русская армия не стала ее разрушать. Даже после упразднения ханства, образования Армянской области, а затем Эриванской губернии крепость оставалась сердцем города, его главной достопримечательностью. Разрушение Эриванской крепости произошло в 1864 году. Стены, похожие на стены Бакинской крепости, были разобраны, кладбища уничтожены, названия кварталов изменены, а мусульманские жители - азербайджанские тюрки, курды и персы - были выселены. И только после того, как на исконно азербайджанских землях была образована Армянская ССР, началось тотальное разрушение крепости и памятников средневекового азербайджанского зодчества.

Частично сохранившаяся Эриванская крепость начала разрушаться армянскими властями в 1920-х гг., когда снесли дворец сардара, мечети, бани и постройки, напоминавшие о мусульманском и тюркском прошлом Эривани. По завершению этого процесса, в 1936 году, армяне переименовали город в Ереван, и тем самым стерли и само упоминание о том, кем был создан город, и кто жил в этой жемчужине азербайджанской и мусульманской культуры.
Только после уничтожения Эриванской крепости, был придуман в 1960-е годы миф об Эребуни-Ереване, якобы основанном в 782 г. до н.э. Все началось с того, что в 1950-х годах советские археологи на приличном расстоянии от Еревана нашли остатки урартской крепости, где была обнаружена табличка с клинописью расшифрованной как "РБН". Эти буквы "РБН" незамедлительно были преподнесены армянской стороной как слово "Эребуни" - Ереван.

Так найденная клинопись с "РБН" и была притянута за уши к истории Еревана, что вызвало жесткую критику со стороны именитых советских и зарубежных ученых, в том числе участвовавших в раскопках этой урартской крепости. Однако, несмотря на это, некогда найденная крепость Эребуни затем стала основанием для властей Армянской ССР в 1968 году отпраздновать 2750-летие Еревана. Хотя до сих пор в источниках и архивных материалах нет никакого сообщения о Ереване до начала XVI века, когда была заложена основа Эриванской крепости. Эриванская крепость и ее постройки напоминали бакинский Ичери Шехер, ханский дворец в Шеки и ныне почти уничтоженный армянами на оккупированных азербайджанских землях ханский дворец в Шуше. Все эти и многие другие архитектурные памятники, в том числе и Эриванская крепость, ясно показывают ареал распространения азербайджанской средневековой культуры, что видимо, не дает покоя армянской стороне. Иначе бы не был уничтожен исторический центр армянской столицы - Еревана. Ведь у многих древних городов есть свой исторический центр, который является гордостью и жемчужиной, охраняемой со стороны властей и народа. Исторический центр есть у Москвы, у Тбилиси, Баку и множества других старых городов мира.

Ведь если бы исторический центр Еревана - Эриванская крепость - хоть в чем-то имела отношение к армянам, то они бы ее сохранили, однако центр города был разрушен только лишь потому, что его архитектура ясно отображала элементы азербайджанского средневекового зодчества, которое невозможно было представлять как армянское. Эриванскую крепость не пощадили даже несмотря на то, что здесь во дворце сардара в 1827 году ссыльными декабристами была поставлена пьеса Александра Грибоедова "Горе от ума", при участии самого автора. Грибоедов в своих записках с восторгом отзывался о роскошном ханском дворце с зеркальным залом, где он не раз гостил, будучи российским дипломатом.

Факт существования Эриванской крепости был вынужден признать и президент Армении Серж Саргсян на совместной с президентом России президентом Дмитрием Медведевым церемонии открытия в октябре 2008 года площади "Россия" в Ереване. Армянский президент тогда признал, что площадь "Россия" построена на месте Эриванской крепости, но при этом пытался представить азербайджанскую крепость как памятник... армяно-российским отношениям!


Франц Рубо. Сдача крепости 
Эривани 1 октября 1827 годаФранц Рубо. Сдача крепости Эривани 1 октября 1827 года1796 год. Вид Эривани с 
минаретами.1796 год. Вид Эривани с минаретами.1891 год. Эриванская 
крепость.1891 год. Эриванская крепость.1916 год. Мечеть Аббас Мирзы1916 год. Мечеть Аббас Мирзы2010 год. Мечеть Аббас Мирзы2010 год. Мечеть Аббас Мирзы1827 год. Дворец Сардара.1827 год. Дворец Сардара.1927 год. Дворец Сардара.1927 год. Дворец Сардара.1930 год. Эриванская 
крепость.1930 год. Эриванская крепость.1939 год. Эриванская крепость
 служит стеной Трамвайного парка.1939 год. Эриванская крепость служит стеной Трамвайного парка.

44 коммент.

erevangtala500... - очередной фальсификаторский бред азербайджанского агитпропа. Почитали бы книгу основоположника азербайджанской историографии Е.А. Похомова "Краткий курс истории Азербайджана", изданной в Б аку в 1923г. Автор свидетельствует, что "... название Азербайджана никогда не распостранялось на земли севернн Аракса. Только в 1917 году, при распадении закавказкого комиссариата на Грузию, Армению и восточное Закавказье, возникло предположение основать госмударство,объединяющее всех т.наз. "азербайджанских тюрок", как России, так и Персии. Этому государствву провизорно (т.е. временно - Б) было дано назваие Азербайджана. Идею эту осуществить не удалось, и и состав новой азер-скойреспублики вошло только восточное Закавказье, но название пришлось оставить за отсутствием лучшего....". И, заметьте, это не гипотеза автора, онбыл современником и очевидцем этих событий. Не случайно генерал А.И. Деникин, будучи в Азербайджане, отмечл: "Всё в Аззербайджанской республике было искусственным, "ненастоящим", начинаяс названия, взятого взаимообразно у одной из провинций Персии. Искусственная территория, занимающая лезгирские Закаталы, армяно-татарские Бакинскую и Елисаветпольскую губернии и русскую Мугань.... Искусственная государсвенность...". О како же "исконной" принадлежности земель, расположенных "севернее Аракса" Азербайджану, может идти речь? Тем более, если дикие племеа тюрок-огузов вторглись в Персию, а зтем и в Закавказье только в XI веке положили начло формированию тюркского этноса, искусственно названного азербайджацами лишь в ХХ веке. А, что касается основания Еревана, по поручени шаха Исмаила, то следовобыло бы знать, что он был не азербайджанским шахом, а персидским. И, несмотря на тюркязычность, был этническим татом или талышем. А ссылась на французкого путешественника Ж. Шардена (XVII в.), как на свидетеля "азербайджанской" принадлежности Еревана, надо было, хотя бы прочитать его книгу, в ней он отмечает, что церкви Катогике и Еркуерисни существовали со времён армянских царей, а остальные являются новыми. А наличие в Ерване мечетей, шахского дворца, персидских крепостных укреплений, объясняется тем, что Армения, являясь страной завоёванной Персией, была, в административном отношении, её частью.

Reply

Бениамин – я никогда не отрицал существования Армении и армян, да только объясни какое они имеют отношение к вам хаям, переселенным сюда из Малой Азии? Ведь вы себя называете хаями, свою мифическую страну Хаястаном и при встрече друг с другом спрашиваете – «хайес?», то есть – «ты хай?», а не спрашиваете «ты армянин?».

Понимаю что вам и подобным вам никак не проглотить что именно азербайджанцы основали Иреван и были хозяевами нынешней Армении. Ваш узколобый национализм не позволяет вам видеть дальше своего носа - ну скажите при чем тут этническая принадлежность Сефевидов :)) они говорили и писали на азербайджанском и ввели его как государственный язык во всей Сефевидской империи - от Персии, Кавказа, и до Индии и Средней Азии.

Ведь по вашей логике выходит что в России 90% полководцев, ученых, писателей и политических деятелей не имеют отношения к русской культуре и истории только потому что "другой национальности". Откуда в вас столько расизма и ненависти к другим народам? И объясните с какого бодуна решили что армянская книга Похомова (хотя бы фамилию правильно напишите) является основным источником по Азербайджану?

Держите свои байки для армянской публики, скоро преподнесу вам небольшой сюрприз - материал о территории, топониме и этническом составе Азербайджана в средние века на основе российских, европейских и армянских хроник.. посмотрим тогда что запоют вам подобные - или отрекутся от своих ученых или же от армянства в целом и наконец-то признают что являются хайми переселенными сюда в 19-20 вв.

Reply

Что касается "талышества" шаха Исмаила, выходит, что бениамин пытается доказать талышскую принадлежность еревана?)))))

Reply

Беня энд Компани готовы отдать в этой ситуации Ереван всем кому угодно..даже своим "заклятым врагам" - османским туркам...

Reply

господин Гусейнов, для автора статьи Вы слишком по-детски реагируете на критику, остается только придумать стишок с издевками :))) будьте взрослей

Reply

Lime - у нас есть такая поговорка "С ребенком - по-детски, со взрослым - по-взрослому". Исходя из нее я отвечаю каждому согласно уровню его понимания. Если у вас есть вопросы или тема для дискуссии - буду рад выслушать...

Reply

1.
Уважаемые Ризван и Боз курт! Спасибо за отклик на мой комментарий. Поясняю вам, придерживаясь пунктов вашего ответа. Этноним АРМЯНЕ известен со времён Геродота и Дария (V век до н.э.), упомянувшего в свей Бехистунской надписи армянина по имени Архе, захватившего царскую власть в Вавилоне. Что же касается самоназвания армян - hай, то оно появилось в первых же армянских письменных источниках, дошедших до нас с V века н.э. И во всех иноязычных источниках, описывающих события параллельно с армянскими, слова Армения, армяне, армянский соответственны словам hАйастан, hайер, hайкакан, hайоц в армянских источниках.
А несовпадения самоназваний у разных народов с наименованием их другими народами, явление распространённое. Например; НЕМЦЕВ разные народы называют и АЛМАНЦАМИ, и ГЕРМАНЦАМИ, их страну и АЛМАНИЕЙ, и ГЕРМАНИЕЙ, и НЕМЧИНОЙ, а сами они называют себя ДОЙЧ, а страну свою ДОЙЧЛАНД. КИТАЙЦЕВ на большинстве языков называют ЧИН, а самоназвание их ХАНЬ. И таких примеров множество. Так, что ваши потуги противопоставить понятия армянин – hай, по-детски смешны и наивны (моё почтение limе, она права!), как и аргументация бредовой идеи erevangala500.
И, между нами говоря, вам не следовало бы поднимать вопрос о самоназвании армян. У вашего "древнего" народа, ещё в начале ХХ века вообще не было определённого ни названия, ни самоназвания. В качестве самоназвания часто употреблялось конфессиональное название - мусульман. Порою оно употребляется и сейчас. Еще в 1918г. в бакинских газетах публиковали объявления сообщающие, что Мешади Азизбеков будет читать лекцию на "мусульманском языке". До революции ваш народ называли татарами, иногда, даже мугалами, после тюрками. И только с введением в 1937 г. Конституции Аз. ССР, тюркскому населению Аз. ССР был официально дан искусственный этноним АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ.
Бениамин.

Reply

2.
Что касается этнической принадлежности Сефевидоской династии, действительно, не важно, были они тюрками, татами или талышами, ясно, что они были проводниками тюркского влияния. Но от этого Персидская держава не стала Азербайджанской. Как и Византия не стала Арменией, хотя, по меньшей мере, треть византийских императоров были армянами по происхождению. А упомянутые вами (не очень уместно) 90% российских деятелей "другой национальности", служили государству Российскому, так же как и Сефевиды служили Персии, а византийские императоры, полководцы и учёные армянского происхождения Византии. А так наз. Азербайджанские ханства-государства были лишь военно-административными объединениями различных феодальных владений Персии. В том числе и Эриванское ханство. Однако основание Еревана, ни какого отношения к деятельности персидских завоевателей не имеет. Этот город расположился у стен урартской крепости Эребуни (даже, если гласные в этом слове гипотетичны), возведённой в 782г. до н.э. После непродолжительного периода процветания крепость потеряла своё значение. И только в VII в н.э. упоминается в армянской хронике "Гирк тхтоц", уже как Ереван. Однако известно, что в V-VI в.в. здесь была построена церковь Свв. Петроса и Погоса. Персидские шахи, завоевавшие город, ставший административной единицей их державы, могли строить здесь и крепостные укрепления, и свои дворцы, и мечети. Очень жаль, что большая часть этих строений не сохранилась. Но учасить постигла и христианские памятники Еревана. Персидская администрация активно заселила город мусульманским (преимущественно тюркским) населением, а коренное армянское население переселяли в Персию. Но всё это нельзя считать основанием города, который был основан за долго до завоевания персами.
Е.А. Пахомов крупнейший авторитет по истории Азербайджана и его книга не армянская, она издана в Аз.ССР. Советую почитать еще стенограммы курса лекций («Место прикаспийских областей в истории…») авторитетного востоковеда-тюрколога В.В. Бартольда, прочитанных им в Аз. Гос. Университете в 1925г. и, тогда же, изданных в Баку. По вопросам студентов - бакинцев, задаваемых академику, видно, что они недоумевают по поводу того, что их республика называется Азербайджаном, как и персидская провинция. Бартольд, объясняя причины, по которым республику назвали так, говорит, что больше подошло бы название Ширван. Да, но тогда бы азербайджанским фокусникам от истории было бы труднее прихватизировать до тюркско-огузскую историю Атропатены, Малой Мидии и Манны, ни какого отношения к тюркам не имеющих, как они сделали это и с историей Кавказкой Албании и хотят сделать с историей Армении.
Что касается вашего сюрприза, Ризван, то вряд ли он кого ни будь удивит. Фальсификация истории, со времён её «крёстного отца» - Зии Бунятва, стала в Азербайджане основополагающим принципом государственной политики и историографии. И порою она достигает таких высот, что приходится думать о психическом здоровье её вершителей.
У меня нет расизма и ненависти к людям других национальностей. Я изначально доброжелателен ко всем людям, в том числе и азербайджанцам. Но, я глубоко не уважаю маниакальную армянофобию, возведённую в Азербайджане в ранг государственной политики.
Бениамин.

Reply

1.
Бениманин, дорогой, к сожалению Вы не удивили меня ничем, потому что вместо своих мыслей выдали набор копипастов из армянских СМИ, форумов и Википедии. Но дело не в этом. Давай те по порядку отвечу на Ваши комменты...

Я еще раз повторяю что НИГДЕ не отрицал древности армян и топонима Армения, поэтому нет нужды вам заново приводит мне ссылки на источники. Что касается хаев - то до сих пор НИКТО не смог мне привести достоверного источника об их древнем существовании на Южном Кавказе, тем более как вы утверждаете 5 в. до.н.э. Жду от вас источников по этой теме...

Далее... страна Хаястан является мифической и еще ни один серьезный ученый не указал ее местонахождение на карте мира. Жду от вас доказательной базы (не присылайте армянские источники)

Затем... этноним хай и армен, а также Хаястан и Армения нигде в источниках и хрониках не указываются как равнозначные, поэтому сравнение с германцами-немцами, дойчами-алманами (Алеманн), китайцами-ханьцами и др не уместно поскольку про различные названия этих народов и стран есть многочисленные архивные подтверждения.

Также хочу отметить, что беда ваша и других армянских оппонентов в том, что ничего кроме армянских, российских и европейских источников вы не читаете. А ведь есть огромный пласт персидской, арабской и вообще исламской средневековой литературы, в которой даны обширные сведения об Азербайджане, его ареале, языке, населении и нравах. Очень скоро будет подготовлен большой труд по этой теме (не в Азербайджане а зарубежом) и несколько научных статей на основе переводов с арабского и других источников..

Reply

По поводу национальной идентичности и принадлежности - еще раз напоминаю, что до 19 века большая часть мира и не знала о том что такое национальность и эта заразная болезнь в лице национализма попала из Европы в Россию и на Восток, в том числе Кавказ. То есть смешно когда кто-то своим современным националистическим мерилом пытается определять кто к какой нации или этносу принадлежал в средние века. На Востоке людей делили по религиозному признаку (как и в Европе в свое время), то есть были мусульмане, мусульманские языки (арабийа, фарси, тюркча, азари - азери, хорезми), и др.), а также христиане, католиков называли франками, а Западную Европу - Франкситан, однако это не значит что имелись в виду современные французы как нация... далее монофизитов (хайев, айсоров) и диофизитов (албан, удин и грузин до 8 века) называли армянами, православных называли – насрани (несториане)...

Я это к тому что не следует с позиции современной идеологической науки мерить средневековые понятия и пристраивать их под нужды своей идеологии...

Далее , по поводу древности Еревана-Эребуни. Еще раз повторюсь - ни один серьезный ученый не признает что найденная табличка в урартийской крепости с надписью "РБН" имеет отношение к армянской истории или культуре. О фальсификациях на эту тему обширно написал В.А. Шнирельман "Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье" - Глава 6. Арменизация Урарту: ревизионистские концепции (http://apsnyteka.narod2.ru/sh/voini_pamyati_mifi_identichnost_i_politika_v_zakavkaze/glava_6_armenizatsiya_urartu_revizionistskie_kontseptsii/index.html) Тем более что крепость Эребуни находится в 20 км от нынешнего Еревана - то есть не имеет отношения к культурно-историческому наследию Еревана.

Далее армянский источник «Гирк-Тхтоц» — «Книга писаний» не цитируется в зарубежный источниках посокльку есть серьезные основания полагать что это сборный фальсификат, тем более что она всплыла на свет где-то в 17-18 вв. при помощи армян-мхитаристов.
По поводу якобы массового переселения армян из Эривани шахом Аббасом тоже не все гладко. Дело в том что шах Аббас в начале 17 века выселил практически ВСЕ население этого региона, с целью остановить наступление османских войск, чтобы они оставшись без провианта, свернули наступление. Среди выселенных большинство составляли мусульмане, были и армяне, но согласно персидским источникам (к примеру Рахмани), число выселенных армян не было больше нескольких тысяч - то есть 15-20% всех выселенных. К тому же после ухода османских войск, шах Аббас вновь утвердил свою власть в Эриванском ханстве и вернул население в места их прежнего проживания.

Подведя итоги я напомню, что вокруг нынешнего Еревана есть древние памятники но они не имеют отношения к армянам и тем более к городу, поскольку то место где сейчас находится Ереван у реки Занги (Разда) - является местом основания Эриванской крепости 16 века...

Далее по поводу названия Азербайджан - не буду повторяться, у меня есть несколько материалов со ссылкой на европейские, российские и арабские источники об Азербайджане и его ареале до Дербента. Что касается самоназвания азербайджанцы (азери, азербайджанлы) то оно имело место еще в древние времена - но не в смысле этнической принадлежности, а относительно населения Азербайджана.

Меня поражает одна вещь - разве то что официально самоназвание азербайджанец было закреплено в 1936 году, говорит о том, что этот народ взял и вылупился с этой даты? То есть до 1936 года предки нынешних азербайджанцев говорили на другом языке, пели другие песни, готовили иные блюда и ткали другие ковры? То есть мои дедушки и бабушки были другого этнического происхождения и по вашей логике я их языка даже должен не понимать :))

Reply

Hörmətli Rizvan müəllim sizə bu gərəkli işinizdə uğurlar diləyirəm! Bilirsiniz məni bir məsələ narahat edir. Adətən ermənilər azərbaycanlı sözünün 1936-dan sonra ortaya çıxdığını iddia edirlər. Bəzən bizim bəzi alimlər də bunu təsdiqləyir. Ancaq mən bu yaxınlarda bir sənədə rast gəldim. Gərək ki, Xosrov bəy Şahsuvarovun Almaniyada oxuduğu Universitetlərdən birində saxlanılan şəxsi işi idi. Orada şəxsin milliyyəti qrafasında "azərbaycanlı" yazılıb. Bu 1911-ci ilə aid sənəddir. Bəlkə belə sənədlər bu cür mübahisələrə son qoya bilər?

Reply

Salam Hörmətli Sabiroglu - çox marağli məgama toxunduz! Xosrov bəy Şahsuvarovun Almaniyada oxuduğu Universitetdə saxlanılan bu şənədi içtimayətə təgdim edə bilərsinizmi?

Reply

Чушь, армяне не хаи, хаи не армяне, грузины не картвелы, картвелы не грузины, чеченцы не нохчи, нохчи не чеченцы, греки не эллины, эллины не греки, венгры не мадьяры, мадьяры не венгры,немцы не дёйчен, дёйч не немцы, азербайджанцы не татары (тюрки), татары (тюрки) не азербайджанцы....
Ризван Гусейнов комментирует...
Бениамин – я никогда не отрицал существования Армении и армян, да только объясни какое они имеют отношение к вам хаям, переселенным сюда из Малой Азии? Ведь вы себя называете хаями, свою мифическую страну Хаястаном и при встрече друг с другом спрашиваете – «хайес?», то есть – «ты хай?», а не спрашиваете «ты армянин?».
Р.Г., я русскоязычный армянин и никогда у армянина не спрошу Хаес или не Хаес, вы до 20 века тоже своих не спрашивали азербайджанец или не азербайджанец, а чеченцы это не чеченцы а пришедшие из Нахичевани нохчи. А Чечня это другое государство и народ, а греки это кочевники которые пришли на земли эллинов. Зачем при всей ненависти к армянам вам необходимо придумывать чушь и так по медвежьи? Как и кто мог переселить в 18 веке огромный народ ХАЕВ на терр. АРМЯН насильно заставить принять культуру, веру, язык АРМЯН, после выслать (вырезать) АРМЯН для забвения и заставить ХАЕВ называться АРМЯНАМИ. вы не путаетесь во лжи?

Reply

далее монофизитов (хайев, айсоров) и диофизитов (албан, удин и грузин до 8 века) называли армянами, православных называли – насрани (несториане).? несториане не православные,грузины православные, азери-ираноязычные часть талышей. А если современники называли албан армянами наверное так оно и было? Куда подевались албаны в 18 веке?

Reply

Hörmətli Rizvan müəllim, bir az qeyri-dəqiqlik olub bu sənəd Surxay bəy Şahsuvarova aiddir. E-mail ünvanınızı göstərsəydiniz sənədi sizə göndərərdim. Eyni zamanda mən bu sənədləri facebook səhifəmə yükləyəcəm.

Reply

500 letiye Erevanskoy gali eto udar v lob a ne nije poyasa. Cox sag olun polucil ogromnoye udovolstviye ot vashix vistupleniy na Regnume. Can sagligi uzun omur, prodoljayte Vashu deyatelnost na blago mira v nashem regione. Po moyemu eto budet ocen interesno i nashim sosedyam jivushim na nashix iskonnix zemlyax: mojet bit umeryat appetit i ugomonyatsta? xotya paciyent beznadejno bolen...

Reply

Анонимный - или я русскоязычный армянин (извините но имени своего вы не указали) постарайтесь не переходить на личности - ведь это признак бессилия и слабости...
Возможно вы РУССКОЯЗЫЧНЫЙ АРМЯНИН не будете спрашивать "хаес?" но это не значит что так не поступают все армяне при ПЕРВОЙ встрече друг с другом...
Спасибо что подтвердили некоторые мои мысли по поводу хайев и их поэтапного заселения на земли народа эрмени (армен, армяне). Да..так оно именно и было: хайи пришли, заселили, присвоили часть чужой культуры, а то что не переварили просто уничтожили. Если бы так не было то зачем нынешние армяне-хайи уничтожили Эриванскую крепость и другие памятники тюркской-азербайджанской культуры в Армении и оккупированном Карабахе? Зачем нынешние армяне присвоили древние албанские храмы и памятники?А ведь достаточно на них взглянуть чтобы по архитектуре и росписи увидеть, что их строили не хайи-монофизиты а албаны-диофизиты…

Reply

на ваш вопрос "куда подевались албаны в 18 веке?" - отвечаю часть их арменизировалась (особенно после упразднения Албанской Церкви в 1836 году)а другая часть приняла Ислам.

Далее - еще раз напоминаю что слово "армянин" на Востоке носило религиозный оттенок и так называли НЕ ПО ЭТНИЧЕСКОЙ принадлежности ... ПОНИМАЕТЕ?

Reply

Salam əziz Sabiroghlu, zəhmət olmasa bu emeyla yazin- rizer001@yandex.ru əvvəldən Sizə təşəkkür!

Reply

Уважаемая sada9499 спасибо за теплые слова и поддержку! Я думаю все таки пациент безнадежен..но это все нужно нам самим в первую очередь и третьей нейтральной стороне - остальному населению мира на уши которого давно уже села армянская пропаганда. Нам следует снимать эту многолетнюю лапшу с ушей мировой общественности...

Reply

Далее - еще раз напоминаю что слово "армянин" на Востоке носило религиозный оттенок и так называли НЕ ПО ЭТНИЧЕСКОЙ принадлежности ... ПОНИМАЕТЕ?-- армяне этого не понимают, армяне есть и православные и католики и мусульмане поэтому это не правда.А насчёт албаны арменизировались интересно, значит вы согласны что карабахские армяне живут на своих исторических землях? Они же не предали Христа и не хотят отдавать свои ценности на растерзание мусульманам или албанам исламированным и отуреченым. которые предали и отказались от христианского наследия своих предков. Ведь албанские католикосы до 4го вселенского собора назначались именно армянским католикосом. И потом ни один армянин никогда никакому албану не скажут (прошу прощения)- Я твой крест еб...

Reply

Кстати, я не историк, у меня нет полного среднего образования, но я вижу что ваш уровень не преобладает над моим, для третьей стороны вы не впечатляете. Ответы даже на мои аргументы выборочны, а там где ответить трудно там и опускаете.
повторюсь;-вы до 20 века тоже своих не спрашивали азербайджанец или не азербайджанец, а чеченцы это не чеченцы а пришедшие из Нахичевани нохчи. А Чечня это другое государство и народ, а греки это кочевники которые пришли на земли эллинов.-- и ещё, вы помните 50-летние окологосударственные образования типа Аг иГара гоюнов и прочих, а считаете, что армяне могли забыть свою историю за 100-150 лет? Это не смешно?

Reply

Ризван Гусейнов комментирует...
Уважаемая sada9499 спасибо за теплые слова и поддержку! Я думаю все таки пациент безнадежен../
а я думаю что "дохтур" учился на ветеринара.А ветеринара лечение Р.Г.-нужно нам самим в первую очередь.

Reply

Игорь - видимо ты и есть "русскоязычный армянин"? К сожалению с вами не очень дискутировать потому что вы перешли на общение на уровне приматов..по всей видимости вам больше нечего сказать по сути темы и вы по старой армянской болезни начали передразнивать и тянуть разговор на мат-перемат...

Reply

Игорь вы отмечаете что не историк и даже среднего образования не имеете..а кто вы по профессии?
Интересно почему вместо высоообразованных армян в дискуссию вступают те кто не владеют темой и не имеют элементарных знаний по предмету? Или это и есть уровнеь армянского обывателя, который оскорбляет людей другой религиии и нации?
Что за бред про Христа ты несешь Игорь? Я думаю что тебе лучше не совать нос в темы в которых ты выставляешь свой народ не в лучшем виде...

Reply

Ризван Гусейнов комментирует...
Игорь - видимо ты и есть "русскоязычный армянин"? К сожалению с вами не очень дискутировать потому что вы перешли на общение на уровне приматов..по всей видимости вам больше нечего сказать по сути темы и вы по старой армянской болезни начали передразнивать и тянуть разговор на мат-перемат...
5 января 2012 г. --- удивлён, перечитал свои комментарии, ни мата ни религиозных тем я не поднимал. Может эта манера выхода из диалога и практикуется вами (с подобным я часто сталкиваюсь),это ваши фразы между своими содержит оскорбление к армянам, а тот пример как представители твоего народа в чатах ругают Христа и религию, это правда, почему об этом не писать и запретить трогать религию? Кстати, В.А. Шнирельман "Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье" в этой книге чётко приводятся аргументы армян и азерб. по истории и именно этот автор со всей объективностью согласен с армянскими фактами.Стоит почитать 9 главу "Мидийский соблазн и советский патриотизм"и 10 главу "Между Мидией, Албанией и тюркским миром: поиски новой концепции", также интересны 3 и 4 главы. И ещё один факт вашего восточного менталитета, разве обязательно иметь корочку для того чтобы знать историю своего народа как "Отче наш"?

Reply

Игорь кажется в пылу горячки вы и не обратили внимание на то что между нами никакой дискуссии и не было... да и как ей быть то если вы вызубрив пару тройку фраз, каруселите их из одного поста в другой...

Reply

Игорь по поводу Шнирельмана..он мноого интересного писал в этой книге, раз так любите ее то прочтите и это:

В частности Шнирельман подробно описывает, как армянские идеологи придумали миф о «древнем Ереване-Эребуни».

«…можно представить, каким подарком для армян была находка урартской клинописной надписи в Ереване, и вот откуда тот энтузиазм, с которым в 1968 г. армяне отпраздновали 2750-летие своей столицы. Впрочем, торжества были несколько омрачены одним обстоятельством — надпись была сделана не на том языке. Ведь армянская этногенетическая схема требовала, чтобы население древнейшего государства, включая и его правителей, в обязательном порядке говорило на армянском языке...

Земельный вопрос незримо присутствовав во всех версиях армянского этногенеза. Вопрос этот был весьма болезненным, ибо в течение многих столетий обширное армянское население рассматриваемого региона фактически обитало под управлением тюркских правителей в условиях постоянного воздействия со стороны тюркской культуры». (Шнирельман В.А. Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье. М.: Академкнига, 2003. Глава 6. Арменизация Урарту: ревизионистские концепции, стр 100-101).

Тамже Шнирельман отмечает по поводу придуманного армянскими властями празднования 2750-летия Еревана:
«Вместе с тем, никакой прямой связи между археологическим открытием и состоявшимися позднее празднествами (в Советской Армении) не было. Действительно, ведь пышный общенародный праздник организовали не археологи, а власти Армении, затратившие на это огромные средства. … Да и какое отношение имеет столица Армении, Ереван, к урартской крепости, связь которой с армянами еще требует доказательств? Ответ на поставленные вопросы не представляет секрета для того, кто знает новейшую историю Армении. Искать его надо в событиях 1965 г., всколыхнувших, как мы увидим ниже, всю Армению и давших мощный импульс подъему армянского национализма». (Войны памяти, Мифы, идентичность и политика в Закавказье, В.А.Шнирельмана).

Reply

не увидел комментарии предложенных глав для чтения. едим то, что вкусно?

Reply

Игорь.. вы много чего не видите.. не пытайтесь уводить тему в другую степь..вы хотели "блеснуть" Шнирельманом, я вам напомнил что этого армянам как раз таки делать не стоит :))

Reply

поймите Игорь..народы могут называться по разному, их автохтонность определяется не этим, а для этого есть антропология, к примеру по поводу того что нынешние армяне не являются насельниками Южного Кавказа твердо знают ученые. Во-первых, армяне болеют редчайшим недугом, которым страдают только народы, населяющие Средиземное море, Балканы и южную часть Малой Азии. Где бы не жили представители этих народов, они продолжают болеть этой болезнью, доставшейся в наследство от своих средиземноморских предков.

Также согласно исследованиям Р.Кочиева в книге «Этническая одонтология», зубы у армян не такие, как у остальных кавказских народов. К примеру, зубы азербайджанцев, грузин, дагестанцев, чечен, лезгин схожи. Согласно исследованием этнической одонтологии напрочь опровергается идея «кавказского происхождения» армянского этноса.

А русский антрополог В.В.Бунак в специальной работе о черепах железного века из бассейна озера Севан пришел к заключению, что прежнее население территории современной Армении на Кавказе не имеет ничего общего с нынешними армянскими насельниками.

Reply

ув ризван мне кажется ты хочешь заставить дураку бога молится, напрасно, я никогда не смотрю хоккей потому что мне не интересна, и не буду об этом говорить, а человек даже сам говорить что не имеет образование незнаеть истории сам лезить туда куда ненадо, правильно игор янянянян

Reply

Ризван, спасибо вам за ваше терпение, когда в встречаете таких хайских невеж как тут. Они не понимают или просто не хотят понимать что у них не было своей великой истории как это было у азербайджанцев или у других народов. Они по всюду сеют смуту и занимались ложью и смутой всегда и повсюду. Они в борьбе с нами всегда хотели подключать те силы где сами были бессильны в прямом контакте с нами. Так они подключили некоторых представителей этнических меньшинств-в свои аферы и управляли ими долгое время по своему усмотрению. Именно по таким соображениям руками самих армян и их финансовой и всяческой поддержке создавалось лезгинское шовинистическо-сепаратистское организация под названием "Садвал". Сами лезгины может и не знают что почти 25% руководства этой организации являются скрытыми армянами и не только сами являются агентами армянских спецслужб но и успели подключить для этой деятельности некоторых людей из числа самих армян.Они днём и ночью им "помогают" поднять якобы бунт против Азербайджана. Но самом деле им глубоко наплевать на судьбы лезгин,талышей и курдов которых живут в Азербайджане и которых они мечтают противопоставить против нас что бы ослабить тыл азербайджанцев в борьбе с самими армянами. Видите они тут даже пытаются найти параллели между "Нахичеванью и нохчи" - что бы по возможности больше подключить против азербайджанцев и другие народы северного Кавказа. Сидят там в Ереване и каждый день выдумывают новую басню и легенду-которых потом нужно будет раскрутить так сильно что бы выдавать всё это за правду.

Reply

Придумывают разные истории,в основном взятые из своих же деяний в Карабахе- меняют только героев и национальности которые настрадались от этого зла на самом деле.... И всё- начинают крутить "старую шарманку". Выдумывают сначала вымышленных армянских историков которых надо будет что бы все его приняли. Потому выдумывают своих философов, создают своих вымышленных пантеонов богов(их там у них больше 40-штук)-некоторые из них которые украдены из других народов и других религий(например бог "Ширвин"-который был богом Хурремитов(племени Бабека). Вы бы взглянули на их фиктивные картины которые якобы скопированы из каменных барельефов далёкой древности. Хотя если -внимательно смотреть то можно заметить что почти все картины выполнены одной и той же рукой. Почему то почти 80% этих псевдо-богов смотрят в одну и ту же сторону изображенные профили похожи друг-на друга(с мизерными изменениями)- все почему то держат на руках натянутые лук - и стрелы целясь куда то (все почему то охотники) и все почему во время этого аттракциона изображены верхом на олене или на коне или на каком то другом бегающем животном -стоя на ногах с натянутыми стрелами. Просто бред какой то? Сразу видно что и у художника(современного) и у того кто заказал ему рисовать весь этот бред не хватала воображения и оригинальности.

Reply

Еще хочу тут немного говорить о призрачной идее об "Эребуни". Помнится мне что лет примерно 14-15 назад показывали по телевизору передаче о творчестве одного азербайджанского художника(к моему великому сожалению сейчас я не помню ни его имя ни его фамилию)-но помню я то что он сам рассказывал как служил на фронте и боролся против фашистских захватчиков,попал в плен а затем сбежал и оказался в Югославии и примкнул к партизанскому отряду где служил и сам легендарный "Михайло"(настоящее имя которого Мехти Гусейн-заде). По словам этого художника- это он сам Мехти Гусейнзаде научил его живописи. От него он узнал тайны этого искусства-в этом партизанском отряде. Он был одним из тех нескольких азербайджанских соратников Михайло до самой его кончины. После войны -он (этот художник) вернулся на родину и начал писать в основном пейзажи. Он был уроженцем Армении. И в совершенстве владел армянсиком языком и даже умел писать на этом языке. У него было много друзей среди самих армян. Так как он был человеком искусства- то среди его круга было много людей искусства ,науки,культуры и т.д. из обоих национальностей(то есть среди азербайджанцев и армян)-но в большинстве были армяне так как он был гражданином Армянской ССР. Когда он переехал в Азербайджан 1988-м году то она вел активную общественную деятельность. Дарил свои картины музеям,детским домам,на свои средства внес взносы в фонды Карабаха и беженцев,ну в общем помогал как мог. Ему даже была присуждена звание народного художника. Как жаль что не могу вспомнить его имени.

Reply

И вот он рассказывает после того как рассказал о Михайло что однажды где то в конце 60-х годов(20-го века) он и один его близкий друг по национальности армянин гуляли по лесистым горам Армении-какого то района -название то же не помню. Либо это было где то в горах Даралагезского махала или же в южных склонах Басаркечарского хребта -Гёйчинского махала...Сейчас уже это не важно... Этот Армянин был ученым-историком и работал в Академии наук Армянской ССР. Они там устроили своеобразный пикник поели - а потом решили подняться высоко к скалам той горы в склонах которого находился тот лес где они отдыхали. Поднявшись очень высоко -они отдышались потом этот азербайджанский художник-взглянул далеко за горами в даль где в юго-западном горизонте виднелись белые снега вершины горы Агры-дага(то есть "арарата"). А потом пафосно добавил: - "Всё таки вы армяне молодцы"..... "С чего это ты так"?- удивленно спросил его друг армянин.... "Потому вы создали - тысячелетия тому назад такую большую культуру как Эребуни,это было круто".... на эти слова его друг армянин только ухмыльнулся..... "А ты уверен что они действительно такие древние?"...."Ведь об этом же все ученые твердят-как я могу в это не поверить?"-ответил азербайджанский художник...Но его слова он ещё больше засмеялся и ответил "Если всё как следует -устроить конечно ты будешь верить и не только ты"... "О чем это ты?"..."Да о том что брехня это всё-подделка"...."Как это подделка? А как же камень который найден был на фундаменте Эребуни, и надписи на этом камне в виде клинописей"... Он опять улыбнулся и тихо сказал. "Всё это подделка-Мы его лет 10-тому назад сами туда закапывали. Я лично участвовал в этой фальсификации и наблюдал как на моих глазах всё это проходило"...... "А как же с теми надписями-как же тот камень который действительно выглядят как будто их сотни лет тому назад высекали?"-спросил наш художник...... "Это очень просто -ответил армянский ученый- Сначала находим подходящий камень, потом даем эскиз мастеру который постоянно работает только на Институт- и он вырезает на камне те клинописи точ-в-точ как было в эскизах. Потом смешиваем грязь с яблочным уксусом что бы он проедал молниеносно быстро камень- намазываем этой же уксусной грязью весь камень покрывая его толстым слоем той грязи и закапываем его глубоко под землю заранее отведенном участке в центре города- а через лет 8-10 откапывая его ему запросто можно дать тысячу,две тысячи лет".........На этом рассказ этого художника кончается. Так в 60-х годах отмечали его 2750-летие. Приехали специально приглашенные гости(при помощи зарубежной армянской лобби) из Франции и других зарубежных стран, что бы отметить юбилей самого "древнего" горда в СССР. До Еревана в начале 60-х годов самыми древними считались город Самарканд которому было 2500-лет. Что интересно что что действительно до "Эребунских камней"- на том участке были другие здании - которых армянские власти вдруг решили подвергнуть к сносу десятки гектаров-жилых кварталов". Обнесли большим забором что бы не смогли вынюхивать что тут на самом деле делают. Сейчас таким же фальсификацией продолжают заниматься в самом Карабахе. Каждый год что то туда закапывают- а потом приглашаю каких то вшивых гору учёных из за рубеже которые уже заранее подкуплены- что бы смогли подтвердить "древность их ложных" артефактов якобы древне-армянских памятников.

Reply

Спасибо Simenol за интересную информацию и анализ! Описанный Вами метод армянских фальсификаций имеет глубокие традиции и по видимому единственное по настоящему древнее ремесло у этого народа :))

Reply

не будь таким наивным,хая это по армянски а по русски хай переводится армянин,не смеши народ уважаемый,по виду интеллигент а пишешь всякую чушь

Reply

аноним-джан.. вот ты точно на интеллигента не тянешь .... по-русски хай значит гайк, книжки читай а не армянские сказки... хай и армянин разные понятия, так же как мусульманин и тюрок (или перс, араб)...

Reply

Моё внимание привлекло замечание уважаемого автора, что православных называли насрани (несториане). Несторианство было ветвью христианства, которая разделяла божественную и человеческую сущность Иисуса с трендом в сторону последней. В этом отношении Несторианство вплотную сближалось с Исламом, поэтому по всему Востоку несториане так легко приняли Ислам. Но если именно православных называли несторианами, то значит русские вплотную приблизились к границе с Исламом и весьма вероятно местами пересекли эту границу, так что старое русское Православие можно в равной степени именовать Русским Исламом.

Reply

Благодарю дорогой Ингвар за высказанное мнение и выдвинутую мысль - и действительно понятие современного православия на Руси и в Московии стало формироваться после церковной реформы Никона в 17 веке, которое проводилось по греко-византийской кальке...

Reply

Ризван, у вас есть доказательство того, что нынешние армяне не являются потомками древних армян???
Если ваше доказательство это то, что армяне называют себя хаями то это можно очень легко обеснить почему, у всех древних народов есть самоназвание
Например: греки-эллины, а Греция- эллада.
Э́ллины (от греч. Έλληνες) — название древнего народа. Римляне, завоевав эллинов, назвали их греками. В современном русском языке обычно используется для обозначения жителей Древней Греции.И даже сейчас греки себя называют эллины и Грецию элладой.
Потом наши соседи
Грузи́ны (самоназвание — картвелеби, груз. ქართველები).
Армя́не (арм. Հայեր, hayer [hɑˈjɛɾ]) — древний народ, говорящий на армянском языке.
Формирование армянского народа на территории Армянского нагорья началось с конца II тысячелетия до н. э. и завершилось к VI веку до н. э. . Антропологически армяне относятся к переднеазиатскому (арменоидному) типу южной ветви большой европеоидной расы.Кстате в хеттских источниках была найдена такое государство как хаяса, что в переводе обозначает страна хаев. http://ru.wikipedia.org/wiki/Хайаса
Каждый народ называл хаев по своему урартийцами, Армения и т.д. Но закрепилась именно Армения.
С самоназвание мы разобрались, вывод такой: что все древние народы имеют самоназвание, а не самоназвание дали другие народы. И то что армяне это и есть хай. И Кстате армянское нагорье http://ru.wikipedia.org/wiki/Армянское_нагорье.

Reply

Олег... то что нынешние армяне не есть древние арменийцы знает любой ученый и антрополог... эта тема закрыта и ясна для науки. Что касается самоназвания хай (hay) - то оно проявляется в источниках в средние века - до этого периода о существовании хаев а тем более Хаястана ничего не известно. Есть сведения о хаях у Моисея Хоренсокго и некоторых других авторов, но эти источники согласно таким маститым арменистам как Сен-Мартен, К.Патканов, И.Орбели, Н.Гарсоян и др. не являются древними и написаны в 14-17 вв. То есть хайи - это один из народов населявших историческую Армению (ныне в Турции), а армянами издревле называли представителя любого этноса исповедовавшего армянское григорианство: хая, айсора, удина, кипчака и т.д. ТОчно также грузинами (гюрджи) называли всех православных на Кавказе и Малой Азии. Точно также мусульманами называли всех кто исповедовал Ислам.. В 18-19 вв. понятие армянин из религиозного термина трансформировалось в этнический, однако нынешние армяне твердо помнят и знают свое самоназвание - хай и свою прародину Хаястан

Reply

а где ормянские исконные земли!

Reply