16 декабря 2019 г.



Ризван Гусейнов

Директор Центра истории Кавказа, доцент ЮНЕСКО, старший научный сотрудник Института права и прав человека НАНА

«Уникальные дворцовые постройки V-IV вв. до н.э. в Гараджамирли (Азербайджан). Синтез древнего наследия Скифии, Мидии и Ахеменидов» // «Труды» I (VIII), Научно-исследовательский Институт Истории и Этнологии Грузинского национального Музея. изд-во Меридиан, 2019. стр. 254-268


Несколько лет привлекают внимание международной общественности и научных кругов проводимые на северо-западе Азербайджана в селе Гараджамирли Шамкирского района археологические раскопки уникальных дворцовых построек, датируемых V-IV вв. до н.э.  

Международные археологические экспедиции (Азербайджан-Германия-Грузия) во время раскопок в 2006-2016 гг. обнаружили на северо-западе Азербайджана в селе Гараджамирли Шамкирского района уникальные артефакты и дворцовые постройки, самым древним, из которых около 2500 лет. Частично раскопан дворцовый комплекс, который по своим размерам превышает даже дворцы Ахеменидской империи в Иране и фактически является самым масштабным архитектурным строением того периода. Найденный в Азербайджане дворцовый комплекс является уникальным для всей истории Древнего мира. В общей сложности на Кавказе найдено несколько подобного рода дворцовых построек значительно меньшего размера, которые в частности выполняли роль гарнизонов для противостояния воинственным кочевникам - скифам и сакам. Масштаб найденного в Гараджамирли дворцового комплекса, говорит о значимости этого региона Азербайджана в Древнем Мире. [8]

Недавно в азербайджанской прессе прошла информация о том, что при раскопках в Гараджамирли найдены клинописи, однако выяснилось, что ничего подобного не произошло. Руководитель раскопок известный археолог, член-корреспондент Национальной академии наук Азербайджана Ильяс Бабаев опроверг эти слухи и сказал, что пока никаких надписей не найдено, но они надеются их найти. [27] Ученые международной археологической экспедиции, проводившие раскопки в Гарадажмирли, относительно Ахеменидской державы отмечают: «В этой империи сложилась особая культура, отражающая достижения всех народов, входивших в ее состав. Это особенно ярко прослеживается в строительном деле. Письменные источники свидетельствуют об участии египтян, греков, вавилонцев и представителей других народов в строительстве монументальных сооружений Ахеменидов. Поэтому культуру Ахеменидского Ирана целесообразно считать общей культурой многих народов, объединенных под единой властью в составе одной огромной империи». [6, 148-150]



Предварительные результаты позволили международной археологической группе предположить, что там находилась центральная часть целого комплекса, являвшаяся местом жительства верховного сановника. Более значительные фрагменты построек, найденные в окрестностях, и геофизические исследования показали, что здесь в ахеменидский период находился целый архитектурный ансамбль, наиболее крупный комплекс (порядка 1000 кв. м) предэллинистического периода на Кавказе. Более того, вокруг этого комплекса на различном расстоянии в радиусе 20-23 гектаров находятся остатки иных построек, что говорит о существовании здесь крупного города. Подобных масштабных дворцовых построек нет на всем Кавказе и найденные в Армении и Грузии останки строений не идут в сравнение с находками в Азербайджане. Более того, остатки найденного дворца поражают своими размерами и могут соперничать с постройками таких прославленных городов как древние столицы Ахеменидской державы города Пасаргады и Персеполь, город Сузы. Древнее поселение, располагавшееся на этой территории, предположительно существовало на протяжении 220 лет - с 550 по 330 до н.э.


Основательные раскопки дворца в Гараджамирли ведутся уже 10 лет, за этот период обнаружен парадный вход с караулкой, сам дворец, образованный портиками и колоннами (пропилеи), а также уходящая на север и юг внешняя ограда. Исследования выявили, что стены дворца были покрыты толстым слоем белого гипса. Крыша сделана из камыша и земли. Основание и верх колон изготовлены из белого камня, а сами колонны были деревянными, покрытыми красной штукатуркой. При раскопках дворца нашли керамические сосуды, стеклянные чаши и часть керамического слива для воды (водоотвод). На отдельных фрагментах слива обнаружили два знака, однако не удалось их понять или расшифровать смысл. Судя по археологическим находкам, дворец просуществовал около 200 лет, а после был заброшен и долгое время стоял пустой. Археологи считают, что все ценные вещи были собраны и вывезены из дворца заранее, после того как держава Ахеменидов прекратила своё существование в 331 г. до н.э. Затем в залах дворца поселились местные правители, о чём свидетельствуют находки столовой посуды местного производства. Начиная со II века до н.э. постройки пришли в полное запустение, люди выламывали камень из остатков дворца для строительства жилых домов. 



Руководитель раскопок И.Бабаев отметил, что до сих пор найдено несколько десятков ападан (баз постаменты на которых стояли колонны). Из них 4 ападаны раскопаны в этом году, 2 из них непонятного типа не имеющего отношения к Ахеменидам. А вообще во дворце использовалось три типа ападан, значительная часть, которых пока не причислена к какой-либо культуре. Однако при рассмотрении можно заметить, что многие ападаны имеют сильно выраженное мидийское влияние, а также элементы, широко распространенные в разных культурах Древнего Мира. Сравнить ападаны ахеменидского периода с другими можно на основе исследований советских востоковедов. [10, 150-152]


По мнению азербайджанского ученого Аббаса Исламова, пока не следует утверждать, что дворец в Гараджамирли построен Ахеменидами, поскольку в тот период Ахеменидское государство не имело сатрапий выше реки Араз, хотя и смогло на некоторый период подчинить здесь некоторые территории. По мнению ученого использование сырцового кирпича, деревянных колонн, камышовой и земляной крыши, указывают на присутствие некоей местной строительной культуры. По словам А.Исламова у археологов должны быть очень веские и достоверные исторические сведения, чтобы утверждать, что этот дворцовый комплекс относится именно к этому государству. Если археологи ссылаются на дизайн ападан (постамента), исполненного в ахеменидском стиле, то это не может считаться основанием для датировки и принадлежности Ахеменидам, потому что постамент мог быть изготовлен в другом месте и привезен, или изготовлен местными мастерами, копировавшими ахеменидский стиль, или сделан приезжим мастером. Эту догадку подтверждает тот факт, что согласно выводам самих же археологов, некоторые из ападан (баз для колонн) ахеменидского стиля найденных на раскопках в Гараджамирли не находились на своем первоначальном месте или же доставлены с других мест. Тогда как ападаны, которые не в ахеменидском стиле - найдены на своем изначальном месте.


По словам И.Бабаева за эти годы не раскопано и 20% территории дворца, поэтому он ожидает в будущем новые открытия, в первую очередь надеется на обнаружение надписей или клинописных табличек. Часть ученых, в том числе зарубежных считает, что дворцовые постройки в Гараджамирли являются относятся к Ахеменидской империи и являлись центром одной из сатрапий этой империи. Однако твердо об этом говорить еще не приходится, поскольку элементы архитектуры и узоры могут относится как к ахеменидскому периоду, также к мидийскому или же иным имевшим распространение в тот древний период. Более того, пока нет логичного объяснения гипотезе о том, что дворцовый комплекс в Гараджамирли был разрушен также, как и столица Ахеменидской державы город Персеполис в период Александра Македонского. Историческая наука утверждает, что Александр Македонский и его войска не проходили по Кавказу. Однако есть различные средневековые источники, которые рассказывают о походах Искандера Зуль-Карнайна (которого считают Александром Македонским) на Кавказе. До сих пор идут споры о том насколько верно отождествлять Александра Македонского с Искандером Зуль-Карнайном, который возможно был другой исторической личностью во многом схожей с А.Македонским. В современной исторической науке уже сложилась традиция считать их одной личностью.


Следует отметить, что Искандер Зуль-Карнайн упоминается в Коране как великий праведник и полководец, который воевал с язычниками и распространял Единобожие (монотеизм). [19, 18/83-98] Многие исламские богословы, в том числе знаменитый мусульманский ученый XIV века Ибн Касир (1301-1373), говорит о том, что трактующие «Зуль-Карнайна» как «Александра Великого» допускают большую ошибку, поскольку это разные личности. [16, 196] Этого мнения придерживаются и другие ученые. [28, 598-599] Также в пользу того, что это не Александр Македонский говорит то, что мусульманские историки, такие как Ат-Табари, Куртуби, Ибн Асир указывают, что Зуль-Карнайн жил во времена пророка Ибрагима и ездил с ним в хадж [39]. Великий азербайджанский поэт и мыслитель Низами Гянджеви (1141—1209 гг.) посвятил свое произведение «Искандер-наме» этому великому полководцу древности и его походам на Кавказ. Весьма интересные события описаны и в древнегрузинских источниках. Грузинский источник «Картлис Цховреба» («Житие Картлии») [17], является началом всех известных списков свода древнегрузинских летописей, сведенных в единую книгу между XII и XIV веками.


Повествование начинается с рассказа о приходе в Грузию Александра Македонского. Однако, как об этом можно судить при помощи данных самой хроники, конец IV в. до н. э. — отнюдь не исходная точка истории Грузии. Автору сочинения, например, известно, что до прихода Александра на территории центральной Грузии местное население жило под властью неких бунтюрков. Согласно этому древнегрузинскому источнику, бунтюрки - оседлые тюрки являлись автохтонами региона и долгие века правили здесь. В «Картлис цховреба» отмечается, что тюрки правили центральной Грузией и другими регионами Кавказа ранее IV в. до н.э. «Картлис цховреба» подробно рассказывает об Адарбадагане (Азербайджане - Р.Г.), о древних тюрках Кавказа, особо отмечая, что они берут свой род от потомков пророка Ноя. Описываются распложенные по берегам реки Куры города, крепости и поселения бунтюрков и hоннов (некоторые историки считают их гуннами – воинственным кочевым народом, издревле заселившим широкие просторы Азии, Европы – в том числе и Кавказа). Отметим, что найденный в Гараджамирли дворцовый комплекс и другие постройки находятся недалеко от реки Куры.

Грузинские источники считают hоннов одним из племен, отделившихся от халдеев (вавилонцев или мидийцев). Отметим, что Ахемеиидская держава появилась на осколках Мидии, завоевав которую ахеменидские правители – прямые потомки мидийских царей смогли укрепить свою власть в Передней Азии и частично на Кавказе. Общеизвестно, что Мидию создали различные кочевые племена, которые со конца второго – начала первого тысячелетия до н.э. заселили и завоевали обширные территории Передней Азии и части Кавказа. Отметим, что согласно грузинскому летописцу XI века Л.Мровели, одним из языков на котором говорили hонны был хазарский – тюркский. [26, 27-28] В главе «Нашествие хазар», описывается приход этого воинственного кочевого народа через Дербент у Каспия и причерноморские пути на Кавказ. Хазары захватили большую часть Кавказа и значительные части Передней Азии подчинив здесь всех царей и проживающие народы. Все эти события произошли еще за много веков до появления Александра Македонского. [26, 25-28] То есть издревле на Кавказе жили хазары, бунтюрки, hонны и другие народы, ведущие оседлый и кочевой образ жизни.  

Приведем некоторые цитаты из грузинских источников о походе Александра Македонского на Кавказ и его борьбы в бунтюрками и hоннами, жившими в крепостях у реки Куры:
«[ГЛАВА I]
Когда царь Александр обратил в бегство потомков Лота и оттеснил их в полуночную страну, тогда [он] впервые увидел свирепыя племена бунтюрков, живших по течению Куры в четырех городах с их предместьями. [Это были]: город Саркине, [город] Каспи, [город] Урбниси и [город] Одзрахе, и крепости их: большая крепость Саркине, правительские крепости5 Каспи, Урбниси, Одзрахе». [25, 9]
«И, видя этих насельников вокруг той реки Куры, жестокие языческие племена, каковых мы называем бунтурками 85а и кипчаками, дался диву Александр, ибо никакое из племен не творило [ничего] подобного 85. Возжелал он изринуть их из городов тех, но в ту пору не осилил, ибо нашел их крепости сильными и города мощными». [26, 28-29]

По мнению грузинского академика Е. С. Такаишвили (Такайшвили) слово «Цихе-диди» обозначает «крепость большая», а «Уплис-цихе» - «правительская крепость». [26, 34] По мнению другого грузинского ученого Н. А. Бердзенишвили [26, 332] Цихе-диди (крепость большая), Уплис-цихе (правительская крепость) как названия главных крепостей использовались в разных местах для обозначения важных крепостных сооружений. А много позднее, эти названия закрепляются за какими-то конкретными пунктами и превращаются в имена собственные.


Согласно грузинским источникам в итоге Александр Македонский смог захватить и разрушить города бунтюрков и других народов, расположенные по реке Кура на территории Грузии и дальше на Востоке в Азербайджане. «Картлис цховреба» описывает тяжелые битвы завоевателя Александра Македонского (356-323 гг. до н. э.) с тюркскими народами Кавказа: «Увидевши этот свирепый языческий народ, которого мы называем бунтурками и кипчаками, Александр, осевший у реки (Куры) вдоль её изгиба, удивился, потому что никакой другой народ не делал этого». [17, 20]

При этом отмечается, что им помогали кочевые воинственные племена, отколовшиеся от халдеев (вавилонян) основавших в Месопотамии Нововавилонское царство, существовавшее в период с 626 по 539 гг. до н. э. Халдейская династия правила в Вавилоне, также халдеи составляли значительную часть религиозной верхушки в Мидии (670 до н. э. — 550 до н. э.). Затем появились Ахемениды, которые свергнув халдейскую династию в Вавилоне и захватив Мидию создали Ахеменидскую державу. Но еще долго Ахемениды себя связывали с халдеями и мидянами, тем самым давая понять, что являются потомками этих великих народов.

Поэтому в «Картлис цховреба» под «халдеями» подразумеваются вавилоняне, мидяне и персы. Весьма примечательным в этом отношении являются наблюдения грузинского ученого К. С. Кекелидзе, который заметил, что в памятниках древнегрузинской литературы древний Иран часто упоминается как страна вавилонян или же халдейцев. [18, 269] Любопытно, что в древнегрузинских источниках приводится поход вавилонских и иранских правителей в Азербайджан и их долгая борьба с тюрками:
«… Неброт (Нимрод - основатель Вавилонского царства, приб. XX в. до н.э. - Р.Г.) подступил к земле Адарбадагана и расположился там...» [17, 14]
«Но когда Спандиат пришел в Адарбадаган, его настигла весть от персов, что дед его убит турками и что турки вторглись в пределы Персии...» 
«...Кекапос царь персов, ибо стал воевать с турками ... Спустя несколько лет после этого Кекапос (Кей-Кавус - царь древнего Ирана, некоторые ученые считают, что жил в VIII в. до н.э.- Р.Г.), царь персидский, лишился покоя, потому что начал войну с турками царь Кайхосро (царь Кей-Хосров - сын Кей- Кавуса - Р.Г.) опять лишился покоя, потому что начал воевать против турок...» [17, 19-20]


Как мы видим, в древнегрузинских источниках упоминаются, как бунтюрки, так и родственные им гунны (hонны), и становится ясно, что тюрки в течение многих веков еще до н.э. жили на Южном Кавказе. Грузинские составители труда «Памятники грузинской исторической литературы» отмечают, что: «относительно бунтюрков в современной специальной литературе предпочтение отдается интерпретации, предложенной академиком М.Броссе, по которой указанный этноним следует понимать, как «коренные, истинные тюрки». [37, 30-33; 23, 572; 24, 125; 12, 96] По мнению ученых, слово «бун» есть искаженное слово «бану» взятое из персидского и тюрксокго языка. Эта версия, подтверждается и тем, что в тюркских языках слово «бану» значит «настоящий/истинный» (не путать с арабским словом «бану» - госпожа).


«Слово «бун» также имеет значение «оседлость» - мквидри. [2, 37] Для данного случая именно это значение кажется наиболее подходящим. Во-первых, по контексту бунтюрки действительно являются оседлыми - они живут в городах. Кроме того, во второй половине V века, когда было составлено «Обращение Грузии», другие тюркские племена в основном могли быть известны как кочевники». [14, 53] Для полноты сообщения о бунтюрках можно указать и работу М.Сейидова «Опыт этимологического анализа слова Бунтурки/Бунтюрки», в котором слово «бун» связывается с тюркскими языками, и этноним в целом толкуется как «тюркское племя». [32, 91-93]


Отметим, что немецкие археологи на других участках в Гараджамирли находят древние захоронения и целые некрополи. В частности, мы стали свидетелями того как немецкий археолог Мартин Грувер раскопал здесь уникальное захоронение периода раннего железного века (сер. 1 тыс. до н.э.). 



В захоронении обнаружена молодая девушка, лежащая на левом боку, почти калачиком со сжатыми конечностями и с глиняным кувшином в вытянутой левой руке. Немецкий археолог обнаруживший это захоронение, отметил его уникальность и сказал, что все находки будут собраны и отправлены для изучения зарубеж. Раскопки здесь немецкими археологами будут проводиться еще несколько лет. По словам руководителя раскопок археолога Ильяса Бабаева, найденные скелеты покажут зарубежному антропологу или же обратно закопают на место - в стране нет антропологов и поэтому ждут из-за рубежа. Однако в Азербайджане все-таки антропологи есть и немного странно, что их не привлекают к изучению скелетов из некрополя в Гараджамирли. Тем более, что обнаруженные захоронения, в том числе девушки с кувшином, характерны для курганных погребений и некрополей скифов, саков и других кочевых тюркских народов древности. Подобного рода и формы захоронения обнаружены в сотнях и сотнях курганов и некрополей в Центральной Азии, Передней и Малой Азии, Кавказе, Причерноморье, Украине, юге России и Европы. [22, 109, 195, 203; 29, 56-68; 1, 45-49; 20, 21-31; 15, 38-40; 4, 90; 21, 181; 11, 124-125]


О роли и влиянии скифов на историю и политику древнего и затем античного мира пишет большое количество древних авторов, на труды которых ссылаются ученые, принимающие участие в раскопках в Гараджамирли. [33, 76-84] В VII-IV вв. до н.э. в период скифских походов и расселения на Кавказе, Ближнем и Среднем Востоке происходили большие политические события. О скифах и их походе на Юг подробно сообщил Геродот, который даже совершил путешествие в Скифию, побывал на местах, где происходили интересующие его события. Поэтому его сведения считаются более достоверными. [31, 63-103] У Геродота имеются подробнейшие сведения о скифах, Мидии, Персии, Ахеменидах, Греко-персидских войнах и т.д. Согласно Геродоту, скифы вступили в Мидию «оставляя Кавказские горы справа. Здесь-то и произошла битва мидиян со скифами. Мидяне потерпели поражение, и их могущество было сломлено. Скифы же распространили свое владычество по всей Азии». [36, Гл. 104] Получается, что это сражение происходило на территории нынешнего Северного Азербайджана. Скифы создали здесь свое царство и, по сведению Геродота, 28 лет продолжалось их владычество. И.М. Дьяконов и все другие исследователи локализируют это государство на территории Азербайджана. [13, 281]


О походе скифов на юг и скифском царстве на территории Азербайджана имеется обширнейшая литература. Этому вопросу посвящены отдельные статьи, монографии [3, 9-14; 35, 183-187; 30] Исследователи считают, что господство скифов продолжалось не 28 лет, как пишет Геродот, а около 80 лет. [34, 220] Геродот пишет, что царь Мидии Киаксар, вынужденный признать власть скифов, однажды пригласил множество скифской знати в гости, мидийцы напоили их и затем перебили. Таким образом, мидийцы восстановили прежнее величие своего государства [36, Гл. 106] По мнению современных ученых есть вероятность, что это событие происходило в конце VI века до. н.э. (около 590-80-ых гг. до н.э.) Эти сведения вкупе с археологическими данными позволяют утверждать, что юго-восточный Кавказ входил в состав Мидийского государства [7, 43-44] Также при раскопках в Гараджамирли, археологи пришли к выводу, что поселение и дворцовые постройки здесь существовали задолго до Ахеменидов - как в мидийский, так и в скифский периоды. К тому же, как было отмечено выше, в Гараджамирли на различных участках найдены захоронения и некрополи сходные со скифскими и сакскими.

Ученые трех стран, участвовавшие в раскопках, в своей статье, посвященной ходу раскопок, отмечают, что поселение и дворцовые постройки тут существовали еще до Ахеменидов и после них тоже продолжались использоваться местным населением. В частности, они пишут: «На основе археологических раскопок на «Идеалтепе» и обследования окрестности, с некоторой долей вероятности, можно прийти к выводу, что в Гараджамирли в середине I тысячелетия до н.э. образовалось большое поселение, которое могло быть административным центром Ахеменидов на Южном Кавказе. Когда в 330 г. до н.э. в результате похода Александра Македонского на Восток Ахеменидская империя перестала существовать, это поселение также потеряло свое значение, как административный центр. Некоторое время ограниченное число людей продолжало жить здесь. Поселение окончательно перестало существовать не позднее III в. до н.э.». [5, 192-195]

Опираясь на древние источники и многочисленные археологические раскопки, можно прийти к выводу, что тюркские народы издревле жили на Кавказе, в Азербайджане: повсюду по берегам рек Кура, Араз, Каспийского моря и Кавказских гор. А значит, дворцовый комплекс, найденный в селе Гараджамирли Шамкирского р-на Азербайджана не следует торопиться причислять сугубо к наследию Ахеменидской империи. Проводимые в Гараджамирли и других участках раскопки, показывают, что этот регион еще задолго до Ахеменидской империи и многие века после нее оставался политическим и торговым центром на Кавказе.

В перспективе есть необходимость выдвинуть найденные в Гараджамирли остатки дворцового комплекса и городских построек для внесения в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако сперва важно найти финансирование, как для проведения дальнейших масштабных раскопок, так и для сохранения уже раскопанных древних построек. Ведь раскопанные останки построек нуждаются в консервации, что позволит сохранить для науки и будущих поколений этот архитектурный комплекс. Также важным является донести до широких слоев мировой науки и общественности подробную информацию о уникальных археологических находках в Гараджамирли. Затем снять о находках в Гараджамирли научно-публицистический фильм на нескольких языках, выпустить книги, брошюры и провести презентации в научных центрах различных стран.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Абибуллаев О. А. Энеолит и бронза на территории Нахичеванской АССР. Баку, 1982, стр. 45-49
2.      Абуладзе И. В. «Словарь древнегрузинского языка». — Тб., 1973., стр. 37
3.      Алиев И. О скифах и Скифском царстве в Азербайджане. Переднеазиатский сборник, М., 1979. стр. 9-14
4.      Археологические вести, Вып. 14, Институт истории материальной культуры (Российская академия наук), 2007, стр. 90
5.      БАБАЕВ И. (Азербайджан, Баку), ГАГОШИДЗЕ Ю. (Грузия, Тбилиси), КНАУСС Ф. (Германия, Берлин). Материалы Международной научной конференции «Кавказ: Археология и этнология» (Азербайджан, Шамкир, 11-12 сентября 2008 года). Баку, «Чашыоглы», 2009, стр. 192-195
6.      БАБАЕВ И., КНАУСС Ф., ГАГОШИДЗЕ Ю. Некоторые итоги и перспективы раскопок дворцовых зданий административного центра V-IV вв. до н.э. вблизи селения Гараджамирли Шамкирского района // Материалы Международной научной конференции «Археология и этнография Азербайджана в период независимости», посвященной 20-летию создания института (Баку, 10-14 ноября 2013 года). Баку, «Университет Хазар», 2013, стр.148-150
7.      Бабаев И. О времени установления Мидийско-Ахеменидского господства на Южном Кавказе и отражение его на памятниках материальной культуры этого региона. /Международная научная конференция «Археология (IV) и этнология (III) Кавказа». Тбилиси, 2002. с.43-44
9.      Бердзенишвили Н.А. Вопросы истории Грузии. Материалы из архива автора. — Кн. VIII, Тб., 1975, с. 332, (на груз. яз.)
10.  Всеобщая история архитектуры, Москва: Издательство Академии архитектуры СССР, Том І / Под общей редакцией Д. Е. Аркина, Н. И. Брунова, М. Я. Гинзбурга (главный редактор), Н. Я. Колли, И. Л. Маца. — 1944, стр. 150-152
11.  Герасимов М.М. Основы восстановления лица по черепу, Рипол Классик, 2013, стр. 124-125
12.  Джанашиа Н. С. К источникам «Жизни грузинских царей». // Историко-источниковедческие очерки, — Тб., 1986, стр. 96, прим. 10, (на груз. яз)
13.  Дьяконов И.М. История Мидии от древнейших времён до конца IV в. до н.э. // М.-Л.: 1956 стр. 281
14.  Еремеев Д. Е. Этногенез турок. АН СССР: Главная редакция восточной литературы. Москва: Наука, 1971, стр. 53
15.  Известия Молдавского филиала Академии Наук СССР, №5, изд-во Shtiints͡a, 1955, стр. 38-40
16.  Исмаил б. Омар ибн Касир. Тефсир ибн Касира, т. 5, стр. 196. Каир, 2002 (на арабск.)
17.  Картлис цховреба. (История Грузии). Изд-во АРТАНУДЖИ, Тбилиси 2008
18.  Кекелидзе К. С. Заметки из истории древнегрузинской литературы: Итруджан. — В кн.: Этюды по истории древнегрузинской литературы, I, Тб., 1956, стр. 269, на груз. яз.)
19.  Коран, 18/83-98
20.  Ковалева И.Ф., Болебрух А.Г., Костенко В.И. Степное Поднепровье в бронзовом и раннем железном веках: сборник научных трудов, ДГУ, 1981, стр. 21-31
21.  Кушнарева К.Х. Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии, Институт археологии (Российская академия наук), Наука, 1994, стр. 181
22.  Материалы и исследования по археологии СССР, Выпуск № 109, Институт истории материальной культуры (Академия наук СССР), Институт археологии (Академия наук СССР), Инстытут археолоhиï (Академия наук Украïнськоï ССР), Изд-во Академии наук СССР, 1963, стр. 109, 195, 203
23.  Меликишвили Г. А. Бунтюрки. — Грузинская советская энциклопедия, т. 2. стр. 572
24.  Меликишвили Г. А. К истории древней Грузии. — Тб., 1959, стр. 125
25.  МОКЦЕВАИ КАРТЛИСАИ (ОБРАЩЕНИЕ ГРУЗИИ) // ПАМЯТНИКИ ГРУЗИНСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. VII, ИЗДАТЕЛЬСТВО «МЕЦНИЕРЕБА», Перевод с древнегрузинского ТАКАЙШВИЛИ Е.С. Редакционная обработка, исследование и комментарии ЧХАРТИШВИЛИ М.С., ТБИЛИСИ — 1989
26.  Мровели Леонти. Жизнь картлийских царей. (пер. Г. В. Цулая) М. Наука. 1979,
28.  Омар Фарук Харман. (Хз.) Зулькарнайн. Статья в энциклдопедии: İslam’da İnanç İbadet ve Günlük Yaşayış Ansiklopedisi, İlmi Müşavir: İbrahim Kafi Dönmez, İfav Yay. İstanbul, 1997, c: 4, s: 598-599
29.  Патокова Э.Ф., Петренко В.Г. Памятники трипольской культуры в Северо-Западном Причерноморье, Наук. думка, 1989, стр. 56-68
30.  Погребова М.Н. Закавказье и его связи с Передней Азией в скифское время. М., 1984
31.  Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия. М.: Наука, 1979. стр. 63-103
32.  Сейидов М.А. «Опыт этимологического анализа слова Бунтурки/Бунтюрки» // Доклады АН Азер. ССР. 1969, т. XXV, № 8, стр. 91-93
33.  Труды Международной конференции «Место и роль Кавказской Албании в истории Азербайджана и Кавказа», посвященной 75-летию член-корреспондента НАНА Ф.Дж.Мамедовой (1-3 декабря 2011г. Баку). Баку, 2012, стр.76-84
34.  Хазанов А.М. Социальная история скифов. М., 1975. стр. 220
35.  Халилов Дж.А. Археологические находки «скифского» облика и вопрос о «Скифском царстве» на территории Азербайджана // Проблемы скифской археологии. М., 1971, стр. 183-187
36.  The History of Herodotus, by George Rawlinson, M.A., London, 1859, Book I, Ch. 104-106
37.  Brosset М. Histoire de la Georgie, St-Petersbourg, partie I, 1849, p. 30-33
38.  Encyclopédie de l’Islam, «Iskandar», 1960–1998



Комментарии: