22 октября 2015 г.

www.net-fax.org

На Западе в пламя «Арабской весны» решили бросить не только самостоятельных лидеров как Каддафи и Асад, но и союзника Мубарака. Этой политикой необычайно усилили арабские монархии, а они, превратившись в «хвосты, виляющие собакой», сделали международный терроризм главным ближневосточным игроком. Единственный выход видится только в международной антитеррористической коалиции, где решающие голоса будут принадлежать не Катару и Саудовской Аравии, а США, России и Китаю, который к такому альянсу, безусловно, примкнет.


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ В СПИСКЕ ПЛАНЕТАРНЫХ УГРОЗ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ, СУДЯ ПО ПОСЛЕДНИМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИМ ОПРОСАМ, УСТУПАЕТ ТОЛЬКО ЯДЕРНОЙ ВОЙНЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКИМ КАТАСТРОФАМ, А В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ - И НАПЛЫВУ БЕЖЕНЦЕВ. НО МЫ КАК-ТО МАЛО ГОВОРИМ О ТОМ, ЧТО ИМЕННО МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ МОЖЕТ СТАТЬ ДЕТОНАТОРОМ, БИКФОРДОВЫМ ШНУРОМ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО МОЖНО ВЗОРВАТЬ МИР И ПРИВЕСТИ ЕГО, КАК К ЯДЕРНОЙ ВОЙНЕ, ТАК И ПРИРОДНЫМ КАТАКЛИЗМАМ.

Почему мы столкнулись с угрозой терроризма невиданного масштаба? Что и как может остановить его? Этим актуальным проблемам AZE.az посвятил очередное заседание экспертов традиционного «Круглого Стола».




Елена Касумова, доцент кафедры политологии Академии Госуправления при Президенте Азербайджана:

- Терроризм - исторический спутник человечества еще со времен древнегреческих тираноубийц Гармодия и Аристогитона, не говоря уже о всем известном римском сенаторе Марке Бруте. Но только после окончания холодной войны этот феномен принял международный характер. О террористической сети, возникшей в исламских странах, написаны тома книг. Еще Самуэль Хантингтон объяснял причины ее зарождения фактором растущего самосознания мусульман и, цитирую, «возмущением, которое воодушевляет весь исламский мир, а особенно арабов, на борьбу против западного колониализма».  Не будем забывать о том, что почти половину населения стран «третьего мира» составляют молодые люди, которые не могут найти достойного применения своим силам. Прибавим к этому жестокую игру международных корпораций за овладение энергетическими богатствами государств «евразийской дуги нестабильности».

Но только с появлением одного-единственного «центра силы» не просто возникает, но еще и реализуется теория замены традиционных государств на новые слабые образования с проамериканскими марионеточными правительствами. Этой цели служили явные и скрытые интервенции в страны Большого Ближнего Востока. Его  переформатирования не получилось. Невозможно создать в мире 300, а по некоторым концепциям даже 700 новых государств, обслуживающих самодовольные страны «золотого миллиарда».    

Зато порождением этой политики стал международный терроризм, с которым Запад до сих пор не определился - то ли использовать его прирученные военизированные формирования в своих геополитических целях, то ли бороться с его наиболее радикальными организациями. Другими словами, мир недолго был однополярным. Очень быстро на мировой политической карте в прямом смысле появилась огромная «черная дыра» терроризма, в которую, как в топку, бросают гигантские средства его спонсоры - прежде всего, Катар и Саудовская Аравия.
Мудрый старый американский политолог Ноам Хомский остроумно заметил: «Всех волнует, как остановить терроризм. Очень просто: перестать в нем участвовать». Сегодня этого явно недостаточно. Международный терроризм может воспроизводить сам себя во многих станах, включая даже некогда благополучную Европу. Разрешить эту проблему можно только проекцией силы на всех захваченных  террористами территориях. Причем, совокупной силой. Я имею в виду самую широкую коалицию больших и малых государств, которые не проводили бы политику двойных стандартов в формате этого антитеррористического объединения. Но, к сожалению, пока это только проекты.

Коста Магдаленос, политолог, юрист, эксперт Американо-Азербайджанского фонда Содействия Прогрессу:

- О причинах исламского терроризма, которого почему-то называют международным, можно спорить бесконечно. Что стало причиной его возникновения: вхождение советских войск в Афганистан или создание аль-Каиды, которая была организована как база сопротивления Советскому Союзу в Афганистане? Победа исламской революции в Иране, который сейчас является едва ли не самым активным игроком в Сирии и Ираке, или все-таки рождение организации «Братья-мусульмане» еще в далеком 1928 году? У вас есть однозначные ответы на эти вопросы?

Однако сейчас  это уже не важно. У европейских политологов популярен такой прогноз на 2025 год: «В мире будет три блока: трансатлантический блок, где Европа будет еще ближе к Америке через заключение свободной торговой зоны, евразийский альянс - Россия, Китай и Индия и, к сожалению, ИГИЛ - возможно, под другим названием. Там появляется громадная, очень опасная и страшная сила». Неужели вместо двух- или однополярного мира будет и тритий полюс абсолютного зла? Сейчас настроения на Западе круто изменились в пользу России. Если бы не море беженцев, хлынувших в Европу, российскую операцию в Сирии никто бы не поддерживал. Но теперь на нее возлагают надежды, что живой поток мигрантов она  сможет остановить. Тем более, что, согласно опросам, более 80% беженцев заявляют о своей готовности вернуться на родину, если там будет восстановлен мир.

К этим прогнозам, очевидно, следует относиться скептически, но разумному большинству, политическому истеблишменту Запада надо принимать предложение Путина о создании реальной антитеррористической коалиции по примеру антигитлеровской. Кстати, руководители этого союза - СССР, США и Великобритания - еще до окончания второй мировой войны озаботились глобальным устройством всей Евразии. Может быть, в формате антитеррористической коалиции, нынешние лидеры крупнейших держав смогут найти взаимоприемлемые решения многих проблем современности, включая, например, и нагорно-карабахский или кипрский конфликт.

Ризван Гусейнов, научный сотрудник Института прав человека Национальной академии наук Азербайджана (НАНА):

- Дело в том, что террор стал излюбленным методом политической игры разных стран не вчера - эта «традиция» в новой истории мира уходит корнями в XIX век. Именно тогда методом всякого рода левых, анархистских и иных организаций стали осуществлять террор в разных странах, в первую очередь,  на территории Османской Турции. Затем эта волна террора пронеслась по территории царской России и Австро-Венгрии. За террором стояли спецслужбы и бизнес-группы, которые хотели методом кровавой дестабилизации добиться смены режима и расчленения Османской Турции, Австро-Венгрии и царской России. Своего пика волна террора достигла в начале XX века и в итоге стала одной из причин начала Первой мировой войны, по итогам которой исчезли все эти империи.

А значит силы, стоявшие за террором, убедились в его эффективности, поскольку с минимумом затрат удалось получить максимум результатов. В течение всего XX века история стала свидетелем вспышек массового террора, в результате которого падали правящие режимы, исчезали государства, и менялась геополитическая карта регионов мира. Если в XIX-XX вв., террор осуществляли под социалистическими, анархическими, коммунистическими лозунгами, то к концу XIX вошло в употребление понятие «исламский» терроризм, хотя, по сути, все это не имеет никакого отношения к Исламу и мусульманам. Просто влиятельные политические силы находят и эксплуатируют пассионарные (жертвенно-активные) группы общества или народы, готовые на противостояние ради своих идей.

Так было в XIX-XX вв., так происходит и ныне в наши дни. Значит, есть серьезные политические центры и корпорации, которые добиваются изменения геополитической карты и расклада сил в разных регионах мира, откуда проходят основные энерготранзитные потоки. А поскольку важнейшие запасы углеводородов, других природных ресурсов и их транзит, в основном, приходится на страны с мусульманским населением, то и становится ясным, почему именно эти государства постоянно «штормит».  Борьба  между мировыми корпорациям за ресурсы и транзитные маршруты, является основной причиной роста волны терроризма на Ближнем Востоке, в странах Магриба и соседних регионах.

Следует отметить, что богатый углеводородами Азербайджан, признанный геополитически важным государством,  является одной из наиболее пострадавших в мире стран от армянского терроризма в 1990-ые годы. Армянские националисты развязали Карабахский конфликт - открытую агрессию против азербайджанского народа, в результате  которой погибли десятки тысяч человек, и около миллиона вынуждены были покинуть родные земли. Армянские спецслужбы и наемники совершили сотни терактов на территории Азербайджана в общественном транспорте, метро, ж/д и местах массового скопления людей, из-за чего погибли тысячи невинных людей. Этот сценарий террора, переходящего в военный конфликт, обкатывается ныне в странах Ближнего Востока и, к сожалению, террор давно уже стал излюбленным методом реализации большой политики в мире.

Алексей Синицын, главный эксперт Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу:

- Свое теоретическое обоснование перекройка политической карты Евразии получила в неоконсервативном «Проекте нового американского века», который с одинаковым рвением пытались реализовать как республиканская, так и демократическая администрация США. Но на Востоке его воплощение в жизнь стало буксовать, а потом и вовсе распалось на фрагменты, мало связанные между собой.

Сторонники конспирологии утверждают - американцы сознательно и очень тонко создают «управляемый хаос» на Ближнем Востоке. Однако  вспомним недавнее прошлое - как начались бомбардировки Ливии. Против них категорически выступал мудрый «ястреб», глава Пентагона и профессиональный разведчик Роберт Гейтс. Но три либеральные фурии американской внешней политики - нынешний кандидат в президенты Хиллари Клинтон, сегодняшняя представительница США в ООН Саманта Пауэр и выросшая до помощника президента по нацбезопасности Сьюзан Райс убедили Барака Обаму бомбить Ливию. Видимо, аргументация Сюзан Райс оказалась убедительнее доводов Роберта Гейтса. Ведь это она распустила в Совбезе ООН глупейший слух о том, что Каддафи раздает своим солдатам «Виагру», чтобы изнасиловать как можно больше ливийских женщин.

Чем закончилась операция против Ливии известно - страна погрузилась в «войну всех против всех» и, фактически, распалась. Но вы до сих пор уверены, что это имплементация хитроумной теории «управляемого хаоса» Стивена Манна, а не бездарный политический провал? А посмотрите,  что было дальше - в пламя «Арабской весны» решили бросить не только самостоятельных лидеров как Каддафи и Асад, но и союзника Мубарака. Этой политикой необычайно усилили арабские монархии, а они, превратившись в «хвосты, виляющие собакой», сделали международный терроризм  главным ближневосточным игроком.


Из ситуации надо выбираться и единственный выход видится только в международной антитеррористической коалиции, где решающие голоса будут принадлежать не Катару и Саудовской Аравии, а США, России и Китаю, который к такому альянсу, безусловно, примкнет. Если американцы де-факто признают РФ и КНР «центрами силы» со своим «зонами ответственности», то обескровить и загнать международный терроризм в глубокое подполье будет гораздо легче, чем это кажется. Если этого не произойдет, мир встанет на порог потрясений, сопоставимых с «Карибским кризисом» полувековой давности. И какой выход найдут из него нынешние хозяева Кремля и Белого Дома предугадать невозможно.

Комментарии: