Эльшад АЛИЛИ, историк, научный работник Института по правам человека Национальной Академии Наук Азербайджана (НАНА). Сотрудник Центра истории Кавказа.


Передают следующий рассказ из жизни халифа Му’авии (661—685): «Сказал Ну’айм, ссылаясь на Ибн Зу-л-Кала, который сказал: «Был я с Му’авией, когда прибыла почта от наместника Армении. Он прочел послание и разгневался, и велел позвать писца. Сказал он писцу: «Пиши ответ на его письмо… Ты говоришь, что тюрки совершили набег на твои земли и захватили добычу, а ты послал в погоню за ними людей, и они вернули захваченное. (Говорю тебе), не раздражай их ничем, не отбирай у них обратно ничего, как если бы потеряла тебя мать в детстве, и нечем было бы возместить утрату: слышал я, как говорил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Они (тюрки) доберутся до родины наших предков» [1, с 23]
Ибн аль-Факих аль-Хамадани (конец IX в.) АХБАР АЛ БУЛДАН (Известия о Странах)
                                               ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Кантура – имя третей жены Авраама в мусульманских преданиях и второй жены в библейской традиции. Она же библейская Хеттура. Вторая жена Авраама в библейской традиции потому, что Агарь (Хаджарь) мать Исмаила — предка арабов, по ветхозаветной традиции считается не женой, а наложницей патриарха Авраама. В мусульманских преданиях и в хадисах имя Хеттуры часто проходит в связи с пророчествами, по которым «Дети Кантуры» должны появиться с востока, нахлынуть на территории бассейна Тигра и Евфрата и отнять власть у арабов. По мнению многих комментаторов, этими потомками Кантуры являлись тюрки. А более конкретно Хорасанские тюрки, одной ветвью которых были сельджукиды.
Именно Хорасанские тюрки во главе с Абу Муслимом свергли Омейядов (661-750) и привели Аббасидов (750-1258) к власти в Халифате.
Любопытно, что по армянским преданиям потомками Хеттуры в первую очередь являются парфяне, от которых происходят Аршакиды – цари Армении и просветитель Григорий. Они по официальной истории правили Арменией почти около 400 лет, а по армянской летописной традиции 600 лет. Что интересно ведь сами Аршакиды тоже являются выходцами с Хорасана, а воцарились они вначале в Бахле-Шахастане, то есть в Бактрии.


По имевшимся можно сказать ранним арабским преданиям тюрки Хорасана происходили от четырех сыновей патриарха Авраама (Ибрахима), рожденных ему Кантурой дочерью Мафтуна, на которой он женился после смерти Сары. Ранние источники именно этих арабских преданий не выявлены, так как многие древние доисламские арабские писания исчезли бесследно. Но видимо все-таки были какие-то сведения, упирающиеся на определенные повествования. Интересно, что по некоторым имеющимся историческим сведениям Хорасанские тюрки уже во времена первых Аббасидов и сами принимают данную генеалогию. И даже нередко по генеалогии ставили себя выше многих арабов. Примером этому может служит спор Хорасанских тюрков с арабами о своем происхождении, чему имеются свидетельства у арабского автора Ибн аль-Джахиза (ум. 869 г.):
«Сказал он: «А затем тюрки привели следующие аргументы и сравнение, они сказали: «Вы утверждаете, что близость к халифу воздается за заслуги, тогда мы первыми проявили повиновение и заслужили любовь и благожелательные наставления, а если она воздается по происхождению, то у нас более близкие родственные связи. Арабы делятся на две части, кахтанитов и аднанитов. Что касается кахтанитов, то мы по происхождению и родству ближе к халифам, чем они, потому, что халиф ведет свой род от Исмаила сына Ибрахима, к которому Кахтан и Абир не имеют отношения. Ибрахим, да будет над ним мир — отец Исмаила, которого родила Хаджар, происходившая от коптов, также (Ибрахим) отец — Исхака родившегося от Сарры, которая происходила от арамеев и шестерых других от Кантуры, дочери Мафтуна, происходившей от истинных арабов. Таким образом, относительно кахтанитов наша мать более высокородна, потому что она арабка, ведь четверо из шести ее сыновей были теми, кто впоследствии оказался в Хорасане и положил начало хорасанским тюркам. Вот, что хотели мы ответить кахтанитам». [ibid, c.96].
Подобные дебаты свидетельствуют о том, что уже во времена раннего Халифата происходили дискуссии по генеалогии, которые основывались ныне нам на не известных исторических сведениях. В силу того, что в мусульманском мире происхождение тюрков также низводилось к Яфету подобная двойная генеалогия, вызывало противоречия в изложении. Именно по этой причине в основном Хорасанские тюрки считались потомками Авраама, а их брачные союзы с хазарами, то есть с потомками Ашины, видимо разрешали эти противоречия, о чем свидетельствует другой арабоязычный автор ибн Факих:
«Рассказал мне Абу Абдаллах Хусайн б. Устазвайх со слов Абу Исхака Ибрахима б. ал-Хасана, со слов Хишама б. Лахрасиба ас-Саиба ал-Калби, со слов Абу Малиха, со слов Ибн Аббаса, который говорил. «Не успел Ибрахим, да будет над ним мир, жениться на Сарре, как она умерла, и женился он на женщине из чистокровных арабов, которую звали Кантура бинт Мактур, и родила она ему Мадина, Мадайина — он же Мадйан, Йансана, Ашбака и Суджа. Ибрахим, да будет над ним мир, приказал, чтобы из его потомства к нему присоединились Исмаил Исхак, Мадин, Йансан, а Мадан, Ашбак и Судж удалились. Они сказали ему: «Как же ты считаешь правильным оставить у себя в безопасности и покое Исмаила, Исхака, Мадина и Йансана, а нас изгоняешь на чужбину, в безлюдье и одиночество?»
Сказал он: «Мне так приказано. Но я сообщу вам одно из имен Аллаха всевышнего, чтобы вы прибегали к его помощи против ваших врагов и могли вызывать дождь». Так и сделал он: сообщил им это слово. И ушли они, и тали, пока не поселились в Хорасане, и размножились там, и одолели при помощи этого всех, кто был им враждебен. Весть о них дошла до хазар, которые являются потомками Яфета ибн Нуха, и они пришли к ним и заключили с ними союз, взяли их дочерей в жены, а своих отдали им в жены. Некоторые из них так и остались с ними, а остальные вернулись в свою страну» [ibid, c.50].
Под хазарами в этом сведении видимо кроются вообще северные тюрки, и может быть тюргисы. Все эти северные тюрки уже породнившись с тюрками Хорасана, генеалогически и ментально становились ближе к Халифату. А по легендам «изгнание» со стороны Авраама его потомков Кантуры связывалось с божественным провидением. Хотя в арабском мире с потомками Кантуры и с тюрками были связаны также серия мрачных пророчеств и преданий:
«Со слов Абдаллаха б. Амра б. ал-Аса: «Скоро потомки Кантуры изгонят вас из Ирака». Спросил я: «А потом мы вернемся?» — «А разве вы хотели бы этого?» — Сказал я: «Да!» — «Потом вы вернетесь, и будет это вашим единственным утешением в жизни» [ibid, c.25].
«Со слов пророка: «На землю, которая зовется Басра, или Бусейра, явятся потомки Кантуры и поселятся по усаженным пальмами берегам реки Диджла, и разделятся люди на три группы: первые будут насильно ассимилированы и исчезнут, вторые добровольно откажутся от своей веры, а третьи загородят своими спинами семьи и будут сражаться, и да поможет Аллах оставшимся из них». [ibid, c.24].
Имеется ряд подобных преданий и хадисов, в том числе с апокалиптическим характером о тюрках, где им как потомкам Гога и Магога отводится роковая роль по отношению к населению Междуречья. Любопытно, что эти хадисы и предания отвергались тем же аль-Джахизом как недостоверные и призванные запутать людей и посеять смуту:
«Вы, наверное, слышали о стене потомков Кантуры и о том, что их конница нахлынет на ас-Савад (Месопотамию- Э.А.). Хадис этот был создан с целью устрашить и запугать ими людей, они же стали для Ислама опорой и многочисленным войском, а для халифов — защитой и пристанищем, надежным щитом и нательной рубашкой, заменяющей верхнее платье.
В передаваемых известиях сказано: «Будьте в мире с тюрками, пока они в мире с вами»Таков завет всем арабам. И только при таком мнении мы сохраним покой и мир» [ibid, c.97].
И так мы видим, что в эпоху Аббасидов (750—1258), тюрки в исламском мире не просто становятся силой, которую уважают и с которой считаются. Но и отмечается их роль и заслуги перед новой религией, где они уже изображаются защитниками халифов и Халифата. Эта роль резко отличается от роли тюрков времен Омеййадов (661-750), которые вели постоянные войны с тюрками, и вдобавок о них придумывали ужасающие хадисы апокалиптического характера. Но уже авторы аббасидского периода находят родственные узы между потомками Авраама и Хорасанскими тюрками, генеалогию которых низводят к Кантуре/Хеттуре. Сама библейская Хеттура в книге Бытия Моисея упоминается как жена Авраама:
И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру.
2 Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха.
3 Иокшан родил Шеву, [Фемана] и Дедана. Сыны Дедана были: [Рагуил, Навдеил,] Ашурим, Летушим и Леюмим.
4 Сыны Мадиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага. Все сии сыны Хеттуры.
5 И отдал Авраам все, что было у него, Исааку [сыну своему],
а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную [2, 25/1-6].
Употребление в тексте слов «жена» и «наложницы» внесло путаницу в комментариях. Тем более, что в первой книге «Паралипоменон» Хеттура называется не женой, а наложницей Авраама [3, 32]. Конечно же, нужно отметить, что по времени Книга Бытия составлена на много столетий ранее, чем первая книга «Паралипоменон». При этом резоннее считать, что Хеттура была именно супругой Патриарха Авраама. Но все равно часть комментаторов Старого Завета считают Хеттуру супругой, а часть наложницей Авраама. Хотя арабская традиция считала Кантуру именно женой, а сирийский автор Бар Эбрей называет Хеттуру (Кентуру) вообще дочерью тюркского царя [1, с 24].
Имя Хеттуры вероятно связано с хеттами, в эпоху которых жил патриарх Авраам. Кроме того нужно отметить, что территории Сирии и Палестины тогда входили в состав хеттской державы, где большинство населения были хеттского и аморейского (аморитского) происхождения. И в этом случае на вряд ли хеттеянка могла быть наложницей Авраама, тем более, что по сведениям иудейского автора Иосифа Флавия сам патриарх женился на ней после смерти Сары [4, I/14-15], при которой у него уже имелись наложницы. Костяк хеттской державы был составлен из ранних кочевых скифов и в этом свете сведения Бар Эбрея о Хеттуре как о дочери тюркского царя могут иметь под собой какие-то реальные основания.
Выше отмечалось, что также по традиции армянских летописцев потомками Хеттуры являются парфяне, из среды которых вышли цари Аршакиды. Об этом сохранились несколько интересных сведений в армяноязычных летописях, по которым мы можем делать параллели между хорасанскими тюрками и парфянами. В первую очередь обратимся к Моисею Хоренскому:
«Святое Писание указывает нам на Авраама как на двадцать первого патриарха, начиная от Адама; от него пошло племя пар­фян. Ибо говорится, что по смерти Сарры Авраам взял в женыКетуру, от которой родились Емран и его братья, коих Авраам при своей жизни отделил от Исаака и отправил в восточную стра­ну. От них происходит племя парфян, и из числа последних был Аршак Храбрый, который, отложившись от македонян, процарст­вовал в Стране кушанов тридцать один год. После него (царст­вовал) его сын Арташес — двадцать шесть лет, затем сын по­следнего Аршак, прозванный Великим, который убил Антиоха и поставил царем в Армении своего брата Валаршака, сделав его вторым после себя (лицом)…» [5, II-68]
Важным фактом является то, что территория Парфии известной еще со времен Ахеменидов находилась, там же где находится область Хорасан. Этой территорией давно завладели парфяне, которые имели сакское происхождение:
«Затем Арсак, скиф, вместе с некоторыми из даев, так называемых апарнов, кочевников, живших по реке Оху, напал на Парфию и завоевал ее» [6, XI-9/2]
Даи и апарны являлись кочевыми сакскими племенами, проживающими на восточном и юго-восточном Прикаспии. Любопытно, что и сегодня на территории Мангышлака проживает казахское племя адай, название которой созвучно с сакскими племенами даи. Кроме того и по месту локализации территории казахских адаи совпадают с ареалом проживания скифских племен даями античных авторов. Скифы апарны по большей вероятности это тюрки авары, которые сыграли важную роль в истории эфталитов, которых иногда называли ещевархонитами. Название Хорасан в текстах грабара проходит как Апар, что без сомнения связано с племенами авар. Именно эти две сакские племена апарнов и дай сыграли важную роль в становлении Аршакидской державы (250 г. до н.э – 228 г. н.э.), территория которой простиралась от Индии до Средиземного моря, а иногда и до Каппадокии.
Сохранились индийские источники, где сакские и скифские племена в своей массе рассматриваются как племена, имеющие тюркские корни, которых индийцы именовалиturukha, или turuksha, то есть турки [7, с. 69]. Индийский историк Чандра Чакраберти в своих исследовательских трудах затрагивает некоторые из этих сведений. В частности ссылаясь, на древние пураны и джатаки он пишет, что авары, которые в индийских источниках проходят, как abhiras являлись сакскими племенами [8, сс. 131-132]. Чакраберти ссылаясь на источники отмечает, что эти турукша-саки завладели территориями Афганистана и Каиси, Тахила, Западный Пенджаб, Матхура, Малаву, Махараштру, Синд и Гуджарат [7, сс. 320-321].И сами парфяне естественно тоже упоминаются в индийских писаниях, где они именуются как сакский кланParthava [8, с 167]. Следовательно Турукха.
После македонян царями и правителями Мидии, Атропатены, Албании и Армении были Аршакидские династии. В античной традиции парфяне считались отколовшейся частью скифской орды, которая воевала с египетским царем Сесотрисем. Речь идет о знаменитой Кадешской битве между Хеттским царем Хаттусили III и египетским фараоном Рамзесом II. Хаттусили является искаженным чтением современных исследователей прозвища Кхитасир, что в переводе означает просто «Царь Хеттов». Имя этого хеттского царя в античных источниках проходит как Танай, или Танауз. Отметим, что ученые с неограниченным видением видели в парфян всегда тюрков. В частности Генри Равлинсон — знаток многих древних языков и ранней истории Древнего Востока, первым сумевший расшифровать клинописные надписи Бехистуна, видел в них смесь тюркских племен говорящих на туркменских и татарских наречиях [9, с. 14-15]. Напомню, что во времена Равлинсона татарами называли многих тюрков, в том числе и азербайджанцев.
Парфяне Аршакиды в Армении продержались до 428-го года нашей эры. Хотя после падения парфянской державы они больше оставались зависимыми от Византийской империи. С падением Аршакидов Армения в 428-м году потеряла свою последнею монархическую династию. Именно от Аршакидов она получила христианскую религию, первых христианских патриархов и многих общественных деятелей. Одним из них был патриарх Саак Партев, который по преданию сыграл главную роль в языковой реформе и внедрении армянского алфавита. Судья по прозвищу Моисей Хоренский был отпрыском парфянского рода суренов, имя которых в античной греческой традиции произносилось в виде хорен.
Известно, что Моисей Хоренский имел грекофильское направление. А некоторые подстрочные толкование тюркских слов в его произведении позволяют предполагать, что сам Моисей Хоренский был очень тесно знаком с тюркским языком. Возможно, что сведения о генеалогии парфян, которых он низводит к Хеттуре, нисходят именно архивам Аршакидов. Подобные сведения происхождения парфян от Хеттуры имеются и у других армяноязычных авторов. Но очень интересные сведения дает средневековый армянский автор Мхитар Айриванский (XIV в.) из селения Дели Гардаш, который судя по всему, тоже имел тюркское происхождение:
«3286 Р. 3284. Мать Авраама звали Малката; а мать Сарры — Земрута.
Авраам и Сара. Он с 15 лет начал искать Бога, а в 60 лет видел Бога, и говорил: “Вот мы нашли Бога, благословенно владычество Твое. Слава Твоя да наполнит всю землю”. Он оставил жену свою, Халдеянку, и сына Ореста. На 80 году он родил Исмаила от Агари, от которого произошли Таджики (арабы – Э.А.). Климент говорит, что прежде Авраама существовало обрезание мужчин и женщин в южных странах. Вот почему на 99 году Бог предписал ему обет обрезывать детей мужеского пола. На 100 году он родил Исаака, а на 148 году взял в жены Кетуру, родившую ему 6 сыновей: Емрана, Ескана, Ектана, Мадиана, Есбока и Совива. От них произошли Пахлавы, Маги, Хатаи, Татары т. е. Мовк, (или Мушк)
 [10, с. 376].
То есть по Мхитару Айриванскому пахлавы (парфяне), маги (атропатийцы), хатаи (китаи-тюркское племя) и татары происходили от потомков Хеттуры, то есть были единородными по линии происхождения. Выходит, что для средневековых армяноязычных авторов единокровность тюрков и парфян было естественным делом. Кстати по Айриванскому Авраам взял в жену Хеттуру в 1800-х годах до н.э.
А ведь действительно средневековая традиция армянской летописи нередко парфян считали тождественным тюркам. Армянский летописец Закарий Канакерци (XVII в.) в своем произведении дважды узбеков называет парфянами [11, с. 44, 228]. Он также пишет, что Аршак из племени парфян происходил от Хеттуры [ibid, c.33]. То есть еще один армянский автор отмечает единородное происхождение парфян и тюрков. Выходит, что Закарий Канакерци и те армянские писцы, у которых он черпал сведения, видели в Аршакидах тюрков. И признавали тюркские корни самого Григория Просветителя.
Схожие сведения приводит также другой армянский летописец Григорий Акнерци (XIII в.), который в литературе больше известен прозвищем инок Магакия. В своем произведении он подтверждает факт происхождения парфян, Аршака Храброго и Григория Просветителя от Хеттуры. Татар он считает смесью детей Хеттуры со скифами (тюрками), или потомками Торкома владеющими степями от Волги до Гималаев [12, с. 3-4].
Конечно же, основная часть вышеприведенных исторических сведений, больше относятся к области преданиям, нежели достоверным историческим сведениям. Насколько точна генеалогия Хорасанских тюрков (или даже части) нисходящих Кантуре судить сложно. Потому, что разрыв во времени между эпохой патриарха Авраама и между сведениями арабских источников и Моисея Хоренского очень велик. Для этого раннего до античного исторического отрезка пока, что не имеются достоверные исторические факты, подтверждающие сведения арабских авторов и Хоренского. Но однозначно то, что сведения арабских и армяноязычных авторов, низводящих Хорасанских тюрков и парфян (тоже Хорасанских) к единой параллельной генеалогической линии является еще одним косвенным историческим подтверждением тюркского происхождения саков парфян и Аршакидской династии, которая правила Арменией как минимум около 400 лет. Это вдобавок к индийским сведениям о тюркском происхождении саков и парфян. И сами средневековые армянские летописцы не раз отмечают единородное происхождение парфян и тюрков. То есть тюркское происхождение царей Аршакидов, Григория Просветителя для них является естественным историческим фактом.
_______________

Аннотации 
  1. Ф. М. Асадов АРАБСКИЕ ИСТОЧНИКИ О ТЮРКАХ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Баку 1993.
  2. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ, книга БЫТИЯ.
  3. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. 1-я Паралипоменон.
  4. Иосиф Флавий ИУДЕЙСКИЕ ДРЕВНОСТИ.
  5. Моисей Хоренский ИСТОРИЯ АРМЯН.
  6. Страбон ГЕОГРАФИЯ.
  7. Chandra Chakraberty LITERARY HISTORY OF ANCIENT INDIA ­In Relation to its Racial and Linguistic Affiliations. Calcutta, New York 1951.
  8. Chandra Chakraberty THE RACIAL HISTORY OF INDIA, Calcutta, 1922.
  9. George Rawlinson THE SEVEN GREAT MONARCHES OF THE ANCIENT EASTERN WORLD, том III.
  10. Мхитар Айриванкский (Айриванеци) ХРОНОГРАФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ (Хронографическая история, составленная отцом Мехитаром, вардапетом Айриванским.). Перевод Керопа Патканова. Санкт-Петербург 1869.
  11. Закарий Канакерци ХРОНИКА. Москва 1969.
  12. Инок Магакия ИСТОРИЯ НАРОДА СТРЕЛКОВ. Перевод Керопа Патканова. Москва 1871.