16 марта 2023 г.



Автор: Лейла Таривердиева

Мы предложили Армении мир, надеемся, что Армения не упустит этот шанс. Об этом сказал в совместном с канцлером Германии Олафом Шольцем заявлении для печати Президент Азербайджана Ильхам Алиев.

Хотелось бы надеяться, что разум возобладает, и соседи задумаются о том, что дающиеся им Баку шансы не бесконечны. Однако сделанные во вторник премьер-министром Николом Пашиняном заявления, да и все предпринимаемые армянской стороной шаги говорят о том, что до понимания реалий соседям очень и очень далеко. 

Администрация Президента Азербайджана на днях сделала армянам предложение, от которого неразумно было отказываться. Но главари остатков сепаратистского режима отказываются. Хотя точнее, наверное, будет сказать, что им указали отказываться. Ни они, ни Ереван никогда не были самостоятельны в своих действиях и решениях, поэтому аргументация отказа, озвученная из Ханкенди, особого значения не имеет. Армяне как были столетие назад винтиками в чужой игре, так ими и остались. С той лишь разницей, что если первоначально это им принесло дивиденды в виде чужих территорий и первой государственности, то на современном этапе все эти приобретения оказались под вопросом. Развязав карабахский конфликт, они лишили себя очень многих возможностей, а сейчас упускают последний шанс. И что интересно - этот последний шанс дает им страна, наиболее пострадавшая от армянского нацизма.

Итак, представителям армянской общины Карабахского региона Азербайджана предложили прибыть на встречу в Баку и поговорить без посредников в столице государства, частью которого они являются. Поговорить о том, как развивать Карабах, как подключить его к передовым проектам и обеспечить людям нормальную жизнь. Такая повестка сепаратистскую верхушку не заинтересовала. Рядовые армяне, возможно, и рады были бы, но их никто не спрашивает. Сепаратисты хотят говорить "на равных" и не в Баку, а в присутствии миротворцев в Ходжалы. Но почему-то за всем этим слышатся пожелания не армян, а третьей стороны, не желающей выпускать ситуацию из рук. Кому более всего не выгодны прямые контакты Баку с армянским меньшинством, думается, понятно. Российская сторона в лице РМК хочет продолжать влиять на процессы, а для этого ей надо присутствовать в них. Примирение сторон сделает присутствие миротворцев никому не нужным, а те, несомненно, рассчитывают задержаться тут и после 2025 года.

Ни для кого не секрет, что в Ханкенди встают и садятся по приказу даже не из Еревана. Заброска Варданяна тому свидетельство.

Хотя многие, говоря о росте напряженности, грешат на европейскую миссию в Армении, это не ее рук дело. То есть она виновата, но только косвенно, так как стала раздражителем для российской стороны, боящейся потерять позиции. К сожалению, реальность такова, что никто не прибыл в регион для достижения мира. По большому счету, всем на стабильность и благополучие Южного Кавказа, грубо говоря, наплевать. Каждый внешний актор преследует исключительно свои интересы. А Армения, как морально неустойчивый элемент, шатается от одного к другому в ожидании наиболее выгодной платы за оказываемые услуги. У этой страны нет четкой позиции, которая не менялась бы в зависимости от того, чего требуют от нее хозяева. Как говорил, выступая в Мюнхене, Президент Ильхам Алиев, "чего хочет Армения? Мы этого понять не можем". И это действительно так.

Россия требует от Еревана не подписывать договор без "статуса" и не встречаться без ее посредничества. Запад, наоборот, хочет, чтобы мирный договор был скорее подписан, и содержание его не интересует, потому что главная задача - оставить Россию не у дел и выдавить из региона. Армения между двух прессов, не зная, пардон, кому отдаться. Пашинян, как в анекдоте, то хочет, но не может, то может, но не хочет. Достаточно послушать последние заявления премьера Армении, чтобы ужаснуться тому хаосу, который царит в головах армянской власти.

Приглашение Администрации Президента Азербайджана и партия войны сеператистов еще раз зафиксировали кто чего стоит. Армянам следовало отнестись к предложению Баку внимательнее. Потому как оно вполне может оказаться последним.


СЛОВО ЭКСПЕРТУ

Политолог и историк Ризван Гусейнов:

"То, что сепаратисты отвергают предложение азербайджанской стороны о проведении второй встречи в Баку, говорит о том, что они не настроены на мирный процесс реинтеграции. Они еще раз показали, что являются манипулятивным инструментом в руках внешних сил. Все эти бесконечные ссылки на какие-то международные акты и международное право, не имеющие никакого отношения к сепаратистам, отсылки к российских миротворцам и руководству Армении явно показывают, что никем не признанный огрызок продолжает управляться из России и Еревана. Такое поведение фактически позволяет Азербайджану показать мировому сообществу, кто саботирует переговоры и процесс реинтеграции, который привел бы к стабильности и процветанию в нашем регионе.

Наше предложение и полученный ответ стали своего рода лакмусовой бумажкой. Баку будет делать из этого выводы, показывая и внешним акторам, желающим быть посредниками, что неконструктивность сепаратистов сводит на нет возможности мирной дискуссии и, к сожалению, повышает вероятность выбора для окончательного решения вопроса военно-политического пути. То, что происходит в последние недели, показывает, что другого пути, видимо, нет.

Надо отметить, что вооруженная провокация 5 марта была организована на фоне визитов в регион Тойво Клаара и Луи Боно. Создается ощущение, что некоторые силы извне через карабахских сепаратистов спровоцировали инцидент, который привел к гибели азербайджанских военных и ответному уничтожению противника. Кто является интересантами в данном случае? Это Россия и, возможно, Армения, которые не хотят усиления роли США и Европы в переговорном процессе и встречи в Брюсселе. Этот фактор надо иметь в виду. А сами сепаратисты тут никто и зовут их никак. Игры ведут внешние акторы, и одни игроки показывают другим, что без главенствующей роли российской стороны никто не сможет поменять тут правил игры.

В Баку все это прекрасно понимают. И неслучайно на повестку очень конкретно вышел вопрос КПП. В этом вопросе не может быть никаких проблем. И в США, и в Европе, и даже в России понимают, что КПП будет находиться на территории Азербайджана, на границе с Арменией, и согласовывать охрану собственных международно признанных границ Азербайджан ни с кем не обязан. Максимум, что должен был сделать Баку, это поставить этих акторов в известность. Что он и сделал во время визитов Лаврова, Клаара и Боно в регион. Контекст такой - КПП сможет перекрыть поставки сепаратистам оружия и прочих незаконных грузов. Азербайджан дает знать, что, поскольку Армения сорвала трехстороннее заявление по нескольким пунктам, в частности относительно строительства коридора в Нахчыван, мы автоматически имеем полное право упразднить понятие "Лачинский коридор". Два с половиной года движение по этой дороге было беспрепятственным, но если Армения отказывается обеспечивать азербайджанской стороне беспрепятственное передвижение между двумя частями нашей страны, то о беспрепятственном пути из Армении на суверенную территорию Азербайджана тем более не может быть и речи.

Контроль может быть осуществлен контрольно-пропускным пунктом на границе и пунктом со специальным оборудованием на развилке дороги в Шуше, где она идет в сторону Ханкенди. То есть контроль можно осуществить на двух участках. Не важно, какова ширина "коридора", важно, что единственной легитимной дорогой тут является Лачинская. Любые попытки провозить что-то окольными путями будут сурово наказываться с нашей стороны.

Как видим, активизация трех сторон - американской европейской, а точнее - французской, и российской привела к новому кризису. Попытка синергии тех самых стран, четверть века в качестве сопредседателей скончавшейся Минской группы препятствовавших освобождению азербайджанских земель и потворствовавших оккупанту, ведет только к усилению конфликтности. К сожалению, создается ощущение, что Азербайджану придется вновь продвигать переговорный процесс военным путем".

Комментарии: