25 ноября 2020 г.

http://bakuinform.az

"... Относящиеся к Кавказской Албании исторические памятники, церкви являются нашим историко-культурным достоянием..."

В своем обращении к народу, опубликованном в СМИ 25 ноября 2020 г. Президент Азербайджана Ильхам Алиев  еще раз подчеркнул, как относятся в Азербайджане к историко-архитектурному наследию , веками сохранявшемуся на своей  территории  азербайджанским народом. Вот его слова : «…И мечети, и церкви являются нашим историческим достоянием. Азербайджанский народ это хорошо знает, и весь мир должен знать, что расположенные в Кельбаджаре церкви принадлежат древнему государству Кавказская Албания. Есть множество исторических документов, подтверждающих это. Это ни для кого не секрет. Просто армянские «историки» и фальсификаторы арменизировали албанские церкви, добавили туда своей лжи и присвоили их. Достаточно взглянуть на историю, чтобы каждый увидел, что в 1830-х годах Российская империя упразднила албанскую церковь, передала все ее имущество армянской григорианской церкви, и армянские священники, их покровители начали присваивать эти церкви. Их первостепенной задачей было стереть, предать забвению историю Кавказской Албании. Но мы не позволили. В Азербайджане есть достаточно большая научная база, труды, связанные с этим вопросом. Эти труды доводятся и должны доводиться не только до научной общественности, но и в целом мировой общественности. Кавказская Албания была большим государством. Ее столицей был город Габала. Относящиеся к Кавказской Албании исторические памятники, церкви являются нашим историко-культурным достоянием…». 

Вот так четко и убедительно ответил глава государства на появившуюся   в СМИ информацию о беспокойстве  некоторых деятелей культуры, артистов кино в России и Франции о  христианских памятниках ,расположенных с древних времен в Кавказской Албании ,которая находилась в древние времена на территории современного Азербайджана.

Для тех ,кто интересуется проблемами ,связанными с историей Кавказа ,но не знаком с исследованиями по событиям ,повлиявшим на становление современных государственных образований в этом регионе и появление здесь различных религиозных конфессий, информационный портал  Bakuinform.az представляет интервью с директором Центра истории Кавказа, старшим  научным  сотрудником  Института  права и прав человека Национальной академии наук Азербайджана Ризваном Гусейновым, который долгие годы занимается исследовательской работой по истории Кавказа и в частности Кавказской Албании с целью донести до мировой общественности  достоверные факты  об итогах  исторических, политических ,миграционных  и иных процессах ,происходящих в Кавказском регионе на протяжении многих веков.

Bakuinform.az - Сегодня, снова идет атака на историю Карабаха. Вопреки всем мировым стандартам, принятым международным сообществом в резолюциях по сохранению культурного наследия мирового значения армянскими оккупантами разрушены, если не уничтожены  многочисленные историко-архитектурные  памятники во всех подвергшихся захвату районах Азербайджана. Причем это касается не только мечетей, но и памятников христианского периода в истории Азербайджана, т.е.  храмов Кавказской Албании, также православных церквей, построенных на территории Азербайджана Русской православной церковью в  19-м и 20-м веках. Как противостоять в этой ситуации нападкам, проармянской аудитории, которая взялась писать жалобные петиции с просьбами сохранить армянское наследие в Карабахе?

Р.Гусейнов :- Прежде всего отмечу ,что  уже многие   годы мы старались привлечь внимание мировой общественности к ужаснoму положению точнее проявлению  вандализма по отношению к историческим  памятникам на оккупированных территориях Азербайджана .Сегодня практически все эти территории уже деоккупированы и естественно уже есть к ним  доступ, и мы можем воочию  показать мировому сообществу что армянский фашизм полностью стер с лица земли несколько  наших городов речь идет об Агдаме ,Физули, Джабраилеи других городах, которых сегодня  просто не существует. Более того, если мы говорим об исторических архитектурных  памятниках то весьма интересно, как мировое сообщество отнесется к тому что  из 67 мечетей 63 полностью уничтожены в Карабахе, осквернены могилы, в мечетях держали свиней.  Разве все это  не является тяжелым преступлением и те, кто это  его совершал  не должны нести ответственность, причем  в первую очередь перед международным сообществом. И если она у них есть, в чем я очень сомневаюсь перед своей совестью, .

Что касается христианского наследия, то попытки с армянской стороны поднять крик, что   с церквями и храмами  на территории Карабаха что-то произойдет как минимум, смешны. Когда там не было, не существовало армян, допустим в Кельбаджаре, в Лачине  и других районах Азербайджана, сотни- сотни лет  эти территории были в составе Азербайджана, христианские общины жили в составе средневековых азербайджанских государств где прекрасно существовали в течении многих веков и эти церкви. И никаких проблем у них не было, и не будет ,поэтому эта ложь, наглая, откровенная, что касается обращения российских деятелей культуры и других , их обеспокоенности в связи с христианскими памятниками. Во- первых, многие из них в России даже  не живут. Во-вторых, они  вовсе не христиане, скорее  атеисты или же придерживаются крайних либерально-демократических взглядов, при наличии которых религия для них не играет никакой роли. Просто их кто-то попросил или заплатил  из армянской диаспоры, и они поставили свои подписи под этой армянской петицией. К  сожалению, уж, дирижер Спивак точно знает о том, как относятся к христианским церквям у нас в стране, прекрасно знает нашу культуру, бывал в Азербайджане, но возможно на него влияет национальность его супруги .Ну, да ради Бога.

Что касается христианских памятников ,то если они так обеспокоены ,то могли бы высказать обеспокоенность в связи с тем ,как обошлась армянская сторона с православными храмами например в Ходжавендском районе в селе Куропаткино , русско-молоканское село. Население его изгнано ,село переименовано в Геворгашен, а местная церковь 19-го века практически уничтожена ,осталась только одна сторона фасадной стены. В Шуше тоже была православная церковь 19-го  века ,ее купол переделали под армянский стиль  и стала она армянским храмом.

В Степанакерте якобы заложили фундамент для нового православного храма, но прошло десять лет, так он и не построен. Вот на эти факты необходимо акцентировать внимание тем российским деятелям ,которые якобы пекутся о положении христианского архитектурного  наследия в Карабахе.

Bakuinform.az: -В настоящее время все более становится актуальным вопрос связи исторических корней азербайджанцев с Кавказской Албанией , которая находилась в территориальных границах современного Азербайджана, что  до сих пор ставят под сомнение фальсификаторы истории Кавказа. Ваш комментарий  по этому вопросу.

Р. Гусейнов:- Совершенно верно. К сожалению, до сих пор армянская историография резко контрастирует со  всеми  историческими  реалиями,  которые  зафиксированы в многочисленных источниках. Армянская историография истории Кавказа отрицает факт того, что древнее население Кавказской Албании является предками современного азербайджанского народа. И это в то время, когда происходил совершенно естественный процесс, потому что в этом регионе проживали разные народы, которые по истечению веков могли менять свою религию, веру, традиции, изменения в языке были. При этом они сохраняли общую линию ,которая позволяет лингвистам, культурологам, историкам, антропологам, и другим специалистам четко видеть с какими древними народами  связаны какие современные народы. Более того, почему армянская сторона напрочь опровергает даже возможность того, что современные азербайджанцы являются потомками народов Кавказской Албании. Да потому ,что тем самым армянская сторона хочет обосновать причины своей агрессии против азербайджанского народа, наших земель ,нашей истории и культуры. То есть, если здесь нас не было, как они говорят ,то значит по их логике армянской, они могут спокойно претендовать, воровать, разрушать, уничтожать все наше наследие, потому что оно, якобы, пришлое. Вот такая чисто фашистская нацистская идеология, которая имеет место, как в истории науки в  Армении ,так и в ее политике, и естественно в обществе, привела к тому, что сегодня, вот, никак нельзя свести взгляд армянской историографии с тем взглядом и точкой зрения, которые есть у мировой истории на наш регион. И  естественно, тем более, с той исторической концепцией, которая есть в Азербайджане, относительно Кавказской Албании и ее роли в нашей истории.

Дело в том ,что среди кавказских народов, сохранявших наследие Кавказской Албании больше всего отличаются удины. Они сохранили часть своих верований ,языка, традиций. Еще великий  удинский ученый Ворошил Гукасян, который исследовал язык удин, обычаи, книги, словарь удинского языка, тюркизмы в удинском языке,…Благодаря его исследованиям можно проследить пласт тюркской культуры, языка и традиций в удинском языке и в удинском народе. Более того, мы знаем ,что еще в 90-е годы и ранее были обнаружены палимпсесты албан, которые были обнаружены в  монастыре Святой Екатерины  в Египте на Синайском полуострове у подножья горы Синай. Тогда  был обнаружен практически целый албанский  лекционарий. И допустим при переводе молитвы «Отче наш» с албанского языка в этом лекционарии мы ,т.е. носители азербайджанского языка, сегодня можем спокойно понять практически весь текст. Т.е. он написан на очень близком к нашему азербайджанскому тюркскому языку. Что же касается версий   истории первого появления армян на Кавказе, можно даже не обращаться к  документальным источникам  других народов, потому что и  сами  армянские историки предоставляли немало сведений по этому поводу.

Bakuinform.az: - Как известно, с давних времен все исследовательские труды по истории Азербайджана обходили Кавказскую Албанию, в основном, стороной. Исследование темы   ограничивалось в основном изложением нередко не соответствующих действительным фактам по  отдельным историческим периодам, регионам страны, а также  вопросу этногенеза азербайджанского народа. Как случилось, что изложение истории приняло столь хаотичный характер?

Р.Гусейнов :-   Да, это вполне  резонный вопрос, на который я постараюсь ответить ,почему в советское время и еще раньше азербайджанская историография не изучала эту тему и практически соглашалась с той концепцией ,которая утвердилась в советской историографии, в том числе армянской. Дело в том, что албановедение формировалось под влиянием конкретных европейских научных центров и за тем это мнение было преподано, или скажем так, распространено среди научных кругов царской России, Академии наук, археологов, историков, известных философов–мыслителей, далее эта концепция уже распространилась среди современной армянской школы, а затем уже и советской исторической школы. Позиция такая: все кочевые народы  рассматриваются, как пришлые на Кавказ. Четко было сформулировано, что тюркские кочевые народы в обязательности пришли с Алтая. Сперва утверждалось, что они пришли в 14-15-ые  века, потом, под влиянием огромного массива исторических источников и  фактов археологических раскопок, эти рамки сдвинули на 10-й век ,затем опять -таки под влиянием все новых и новых фактов из археологических источников, и документов средневековых сдвинули на 8-й,затем на 4-й ,затем на 2-й век нашей эры. Сейчас же  уже четко идентифицируется, что тюркские народы издревле проживали в нашем регионе и в античный период, и еще раньше.  Под давлением фактов в последние тридцать-сорок лет   удалось развенчать эту концепцию евроцентризма, в рамках, которой  считается, что центром и светочем науки является Европа и она определяет, кто откуда пришел, и кто есть кто. 

В настоящее время все более  укрепляются позиции последователей   евразийской  концепции, кстати, одним из отцов евразийства  был русский лингвист, философ, князь Н.С.Трубецкой, который  еще в начале 20 -го века сформулировал концепцию евразийства,  разительно отличавшуюся от евроцентристской концепции, затем эту  концепцию  евразийства развивал археолог, историк, этнолог, философ, создатель пассионарной теории этногенеза Л.Н.Гумилев. Т.е. российские исследователи–философы фактически уже давно  сформировали новое видение для российского общества на свою историю и на роль тюркских народов, тюркской культуры в современном российском обществе, в истории России, ее политике, и в государственном строительстве. Все это указывает на то, как меняются взгляды и российского общества, однозначно, и уже давно, поменялись взгляды и в Азербайджане. Мы очень хорошо помним свою историю и сейчас ее по крупицам восстанавливаем. Но армянская сторона и ей подобные будут до конца стоять на своей лживой выдуманной концепции, которая вышла из недр евроцентризма. Потому что потеряв ее, они будут дезорентированы, потеряют свое придуманное место в истории. И все это может обернуться тем, что они просто останутся вне когда -то созданного своего рода  проекта. То есть, их четко привлекли к  идеи этого  "проекта", им придумали историю древней Армении, Великую Армению, запрограммировали на миссию, заключающуюся ,якобы в том, чтобы вернуть эту Великую Армению в современный мир. Если все это убрать из армянской историографии, то у них просто ничего не останется.

Bakuinform.az: - В одном из ценных по определению института истории Академии наук Азербайджана первоисточников по истории Азербайджана ХVIII-XIX вв. автором которого является Мирза Джамал Джеваншир Карабагский ,есть предисловие автора вольного(как указано в предисловии от института) перевода  А.Берже. И вот как начал свое предисловие переводчик: «Едва ли о какой –либо части Закавказского края писано менее, нежели о Карабаге; все сведения об этой мусульманской провинции ограничиваются лишь небольшими статейками , разбросанными в периодических наших  изданиях, и не представляют ничего целого и связного. Как указывает А.Берже в газете «Кавказ» была только одна небольшая статья о Карабаге, и именно №100 за 1850г.Так что получается ,что замалчивание истинной истории Карабаха имеет глубокие корни. Какие исследования повлияли на изменение ситуации в изучении темы Кавказской Албании и ее народа являющихся, по нормальной непредвзятой логике, древними предками современных азербайджанцев?

Р.Гусейнов: -Совершенно верно. Следует отметить ,что с самого начала присоединения Кавказа  к царской России, в первую очередь территории азербайджанских ханств, которые были упразднены, и заселены постепенно армянами с ближнего Востока ,Турции и Ирана, российские властные структуры того времени, к сожалению, придерживалось именно той евроцентристской концепции, которая была навязана европейской исторической наукой. В связи с таким подходим  значительная часть средневековых  восточных архивных  источников мусульманских тюркских ,которые хранились в азербайджанских городах были или уничтожены, или перевезены в Петербург, в Москву, и другие российские города. Однако значительная часть и сегодня, и всегда,  была мало изучена или вовсе не использовалась должным образом  в исследованиях историков. Т.е. они не изучены, или их изучала узкая группа специалистов ,в основном, конечно, армянской национальности и они забирали оттуда то, что им нужно ,переводили то ,что их интересует, все это компоновали  и в таком компилятивном виде переводили и издавали на русском языке. Поэтому очень мало  достоверной информации на русском языке, хотя, наверное, было бы более логично, если это история Кавказа, история мусульманских тюркских народов,  в первую  очередь ссылаться на их, т.е. на мусульманские тюркские источники в оригинале ,чего практически мы не видим. А только видим различные ангажированные источники. При проверке выясняется, что этим источникам не более 300-350 лет и  на основе этого придуманного массива нам навязывают вот эту лживую историческую концепцию.

Как изменить создавшееся положение  и что для этого надо сделать? В частности, мы как Центр истории Кавказа проводим ряд исследований, обнаруживаем различные малоизвестные или вовсе неизвестные архивные материалы в разных странах. Группа лингвистов востоковедов, историков, переводит и при поддержке государства  и частных лиц , это все издается пишутся статьи, труды, и на данный момент мы рассматриваем, как перспективное, именно это направление. То есть находить изучать и переводить те архивные источники, которые по разным причинам упускались или игнорировались, как европейской, так и советской, к сожалению, и современной историографией. То есть собрав этот базис, дав источники мало известные или неизвестные мы сможем обосновать  и объяснить свою историческую концепцию ,как внешнему миру ,так и для себя ,что тоже очень важно.

Bakuinform.az : - Корни односторонней подачи формирования этногенеза азербайджанского народа, опирающейся, как вы справедливо отметили, на определенные  документальные источники, уходят в глубину веков. Кого из фальсификаторов  истории Кавказской Албании, будем называть все своими именами ,следует  отметить  из особенно отличившихся в переписывании истории этой страны? Территория этой древней страны в свое время находилась также в границах современного Азербайджана  и  была создана  по историческим данным, замалчиваемым на протяжении огромного периода, и древними предками азербайджанцев вместе с представителями других племен, населяющих эту страну в свое время.

Ризван Гусейнов: - Когда мы говорим о том, что кто-то фальсифицировал, переписывал историю Кавказской Албании, нужно отметить, что у истоков всего этого стоял Орден (конгрегация) мхитаристов во главе с Мхитаром Себастаци. Это происходило в конце  17-го  начале18-го веков. Он был армяно-католиком,  т.е. принявшим католичество, под патронажем католической церкви на территории Турции он  собрал определенное количество источников, потом с этими рукописями приехал в Ватикан. Этой группе мхитаристов во главе с ним предоставили возможность поселиться на острове Сен-Ладзаро ,где был прежде лепрозорий .Это было  место ,которое дали армянам, где они переписывали и искажали историю. Такой же мхитаристский центр был в Вене. И затем они появились  уже в других европейских городах, где этим армяно-католикам, я особо это отмечаю это название, была предоставлена возможность и доступ к рукописям в Ватикане и других европейских городах. Откуда они брали различные  рукописи различных народов и культур ,делали из этого микс, компиляцию, вставляли свою информацию  в любое  угодное место, новые термины, придуманные армянские мифы, искажали  географию, историю регионов, присваивали события, которые не имеют никакого отношения к армянам. Вот так появились рукописи ,в частности труд Агафангела, которого в оригинале нету, который не имеет никакого отношения к армянской истории ,но он чудесным образом появился в армяно-язычной среде, также появился Моисей Хоренский с его трудами ,тоже точно кoмпилятивными, Лазарь Парпеци, Фавстоц Бузандаци/Фауст Византийский, это его второе имя , и  вот такой  целый ряд источников, который я называю, заложили фундамент армянской мифологической истории. А затем уже на эти лжеисточники уже стали обильно ссылаться европейские ученые круги, потом царско-российские ученые круги,  т.е. вся евроцентристская доктрина была заполнена и ссылалась на вышеперечисленные мною источники. Если проверить огромный пласт литературы по армянской истории, то все авторы аппеллируют информацией из вышеперечисленных мною источников. Так что, скорее всего, корень фальсификации нужно искать именно  в них.

Bakuinform.az : - Уже давно понятно, к сожалению еще не всем, что есть немало  древних источников, говорящих  о том, что история Кавказской Албании  во многом претерпела фальсификацию в угоду определенным политическим силам. Как это происходило на территории Азербайджана? В первую очередь Нагорного Карабаха и сопредельных районов, а также Дагестана, Грузии? И самое главное, на территории современной Армении. Какие из источников  можно противопоставить радикальным авторам уничтожения исторического наследия Кавказской Албании  и  арменизации истории Карабахского  региона и вышеназванных стран?

Ризван Гусейнов: - Когда мы пытаемся рассмотреть более реальную ситуацию того, что происходило в средние века  и христианский период Кавказской Албании, то в первую очередь следует рассмотреть одну из относительно достоверных  версий труда Моисея Каланкатуйского .

К сожалению, практически все албанские рукописи, и  даже самые известные стали недоступны для исследований Это  произошло в 17-18-е  века и позже, а также в период уже царской России, когда весь архив Гандзасарского патриархата и других патриархатов Кавказской Албании попали в руки служителей Эчмиадзина. Все эти рукописи или уничтожены, или переписаны, а также переделаны. Это касается и труда Моисея  Каланкатуйского «История страны Агван».Одна из относительно более менее  сохранившихся версий, опять- таки армянских,  хранится в Лондоне. Если я не ошибаюсь, есть 5-6 разных переписанных версий этого труда, они хранятся в основном в Эчмиадзине. И только одна из них попала в Лондон. Благодаря  возможности ее исследования, опять -таки близкой к оригиналу, азербайджанский албанолог,  профессор  Фарида Мамедова смогла определить, что автор описывает именно свою страну Албанию – Аран – Агван. По этой версии можно четко определить, что армяне, как религиозная ветвь появились намного позже и армянские каталикосы рукополагались со стороны албанского патриарха. Т.е. подчинялись патриархату албанской церкви. Это  стало возможным так же благодаря сохранившейся в этой версии элегии албанского поэта Давтака, написавшего элегию на смерть Албанского царя Джеваншира. Кстати источники  фиксируют, что он является близким родственником кочевых народов,  хазаров, тюрков, и носит  персидское имя .Благодаря этой элегии удалось  восстановить алфавит албанский, понять приблизительно  52 буквы, понять его лексику ,затем большая польза была от обнаруженных грузинским албанологом Зазой Алексидзе еще в 70-е затем в 90-е годы  албанских палимпсестов в монастыре святой Екатерины. Изучение палимпсестов показало ,что в них  собран весь лекционарий. Т.е. скажем так, вся албанская религиозная литература, толкование к Евангелию, вера в Устав, сохранилась вся служба церковная на албанском языке. Уже многие  годы Заза Алексидзе ведет работу по дешифровке и восстановлению этой литературы, издает по этому поводу ряд трудов. 

Так же большой пласт для изучения настоящей истории Кавказской Албании средневековых восточных мусульманских рукописей помогает иденцифицировать, что значительная часть албанского наследия связана  и с тюркским населением, т.е. с нашими предками, с предками азербайджанского народа. Более того, я еще отмечу, что перевод палипмсеста, найденного на Синайском полуострове ,где был найден и лекционарий, относящийся в 5-6 векам, в частности показал, что написанные в нем  молитвы, в том числе «Отче наш», близки к современному азербайджанскому языку.

Эта молитва «Отче наш» в настоящее время  транскибирована латинскими буквами и сохранена в оригинале. Ее можно видеть в церкви Чотари (Джотари) в селе Нидж. Ее выставили для того, чтобы местная удинская община  могла молиться на своем языке. По всему мной вышесказанному плюс по восточно-мусульманским средневековым  источникам можно четко понять, что Кавказская Албания, на самом деле это Аран, была глубоко интегрирована в наше сообщество государством и церковью, т.е. была  нераздельной частью  тех этносов, которые до сих пор проживают на нашей территории.

Bakuinform.az : - Не секрет, что название  Арцах представители оккупационных сил Армении тоже присвоили ,выдавая его, как армянский топоним, какие сведения имеются об этом названии в историческом наследии Кавказской Албании. И если возможно несколько подробнее о влиянии изменения топонимики на создание выдуманной истории Карабаха.

Ризван Гусейнов: - Когда мы говорим о топониме Арцах, то следует отметить ,что фактически впервые его упоминание ,появилось не ранее конца 19-го начала 20-го вв. В  этот период, когда стал культивироваться этот термин, в источниках он практически не просматривается, а если где - то и отмечается, то был областью, которую  сегодня можно локализовать географически, как горную часть Кельбаджара, максимально приближенную к границам Армении, часть территории современной Армении тоже близкой  к Дашкесану и Кельбаджару, плюс грузинские территории, так называемые Горный Борчалы, а точнее Лори. Т.е. это та самая территория ,которая сейчас находится  на стыке трех нынешних Кавказских республик –Грузии, Азербайджана и Армении, т.е. она не имеет и не покрывает собой территорию Нагорного Карабаха, а тем более всего Карабаха, который в несколько раз больше искусственно придуманного Нагорного Карабаха.

Армянская пропаганда вдруг вспомнила про этот Арцах именно после оккупации азербайджанских земель,чтобы отделаться от слов Карабах ,Нагорный Карабах и заменить эти топонимы на какой-то термин, который якобы к ним близок. Если говорить о том, что значит Арцах, то  часть ученых -лингвистов утверждают, что  оно происходит от слова «арцесун», имеющее удинские корни, что означает на русском языке «оседлый». Более того, в азербайджанском языке, в диалектах, сохранилось слово «арсах», оно тоже означает «оседлый». Т.е. были кочерли – кочевники и арсах, т.е. те кто осели и сидели на одном месте в отличии  от полукочевников или кочевников. Опять- таки это одна из версий, а есть еще версия о том, что этимология слова  восходит к понятию «Арсак», т.е. мужчина сак, учитывается ,что в этих регионах жили древние кочевые тюркские племена саков, гунов и т.д. Но доказательств всего этого не предъявлено и поэтому я считаю будет сомнительным утверждать ,что Арцах происходит от слова Арсак.

Bakuinform.az : - Сегодня, наверное, очень важно провести сравнение тиражируемых исследований документальных источников, в которых миру представляется переписанная  история Кавказской Албании. Что удалось сделать в этом направлении вашему Центру?

Ризван Гусейнов: - Согласен, это архиважная задача. Только Центру истории Кавказа для этого нужна отдельная государственная поддержка, чтобы прочитать, изучить всю источниковедческую базу о Кавказской Албании, а  это и рукописи, и печатные  источники, и труды ученых. Кавказскую Албанию изучали европейские ученые, русские ученые и ученые других стран мира, в том числе и армянские ученые. Это очень важно для того, чтобы уточнить и понять о чем  идет речь. Более того большой пласт неисследованных неизученных источников, в том числе и опосредованных или косвенных источников. Надо изучать источники сасанидского периода, византийского периода, историю государств в регионах, в источниках, которых описывалась география ,территория, население, политический и экономический уклад жизни Кавказской Албании или Арана.

Особо важным считаю отметить, что в большинстве источников идет название Аран или же Араншах. Долгое время столицей этой страны был город Габала, которая являлась также религиозным и духовным центром. Если отслеживать передвижение духовных центров Арана или Кавказской Албании, они начинаются допустим от Дербента или Чога, это не обязательно современный Дербент, это по всей видимости городище, расположенное  ближе к российско-азербайджанской границе, где сейчас находится российская войсковая часть. Это городище в несколько раз  больше Нарынгала – крепости Дербента .Называется оно Торпаг Гала – земляная крепость. По всей видимости она долгое время была центром, и в частности духовным центром Кавказской Албании, возможно в 5-7веках. Затем под ударами хазаров, которые глубоко продвинулись на юг, контролировали и прикаспийский регион, Габалу, Баку и другие регионы. По всей видимости столица была перенесена в Барду. В течении многих веков Албанская патриархия находилась в древнем азербайджанском городе Барда. Затем опять-таки в связи с нашествиями  Чингиз хана, затем Тимура, центр патриархии был перенесен в Гандзасар. Гандзасарский монастырский комплекс.

Bakuinform.az : -Принимал ли Центр в каких- либо исследовательских проектах по проведению мониторинга памятников Кавказской Албании на территории Азербайджана?

Ризван Гусейнов : - Центр истории Кавказа при поддержке завсектором администрации президента политолога Фуада Ахундова уже в течении нескольких лет осуществляет проект, суть которого заключается в том, что в первую очередь мы разоблачаем тот слой армянских фальсификаций, которые имеют место в Гандзасарском патриархате. Как я отметил, Гандзасарская патриархия была последним прибежищем для албанской церкви и после прихода в этот регион царской России статус Гандзасара был упразднен. Подчинен армянской церкви Эчмиадзина. Все рукописи, в том числе и Гандзасара и Амараса (Агоглана), что на Ходжавенском направлении, там тоже была патриархия древнейшая и других подобных центров  албанской культуры и духовности были переданы  Эчмиадзину.

Сейчас, благодаря друзьям за рубежом, которые оказывают нам поддержку, мы  смогли относительно Гандзасара составить такую приблизительную карту того, как искажалась архитектура, изменялись надписи и фасад Гандзасара. Т.е. он весь испещрен надписями, сейчас они в основном армянские. Дело в том, что армянская сторона за последние сто с лишним лет методично изымала плиты из фасада Гандзасарского монастыря, заменяла их привезенными в том числе из Эчмиадзина плитами с армянскими надписями. Поэтому, если визуально посмотреть на фасад Гандзасарского комплекса, в первую очередь, на церковь Иоанна Крестителя - его основного храма , мы увидим, что она разноцветная. Фасад разноцветный. Это говорит о том, что из регионов сюда доставлялись плиты в том числе красный туф, который четко говорит, что они прибыли из Армении, из окрестностей Эчмиадзина, где этот красный туф распространен. И вот это разноцветье плит с надписями дает нам четко понять, как и в каком направлении армянские фальсификаторы работали. Более того, в этом разоблачении нам помогает труд Иосифа Орбели Надписи  "Гандзасара и hAвoцптука" , который был подготовлен к печати в 1919 году в Петрограде. Однако, затем он исчез и долгое время ходили разговоры, что такого труда нет. Отмечу, что Иосиф Орбели был директором Эрмитажа. До этого во времена царского периода истории  России, он был учеником и соратником великого русского ученого, академика Николая Яковлевича Марра. Затем в советское время, будучи еще директором Эрмитажа, Иосиф Орбели стал первым президентом Академии наук Армении. И он является фактически одним из тех, кто стоял у истоков Советского албановедения, поэтому не все так однозначно. Но его труд на основе поездок, академик Марр посылал его в 1907 году в Карабах в Гандзасар, где есть  фиксация надписей  на стенах монастыря того периода, позволяет нам сравнить с тем ,что от этих надписей осталось сегодня.

И разница помогает нам понять, как искажались надписи. Отмечу, что уже тогда, когда Орбели был в Гандзасаре, огромное количество надписей были уже искажены. Но в любом случае труд Орбели помогал нам в исследовании. Он был обнаружен благодаря политологу Фуаду Ахундову. Считалось, что этого труда не существует, или он уничтожен, или при непонятных обстоятельствах исчез. Но  все же удалось найти типографские  гранки, подготовленные к печати издания в 1919 году. Иосиф Орбели на первой странице от руки возмущенно пишет, «никак эта книга не выйдет». Он пытался издать эту книгу многие годы, но уже в начале 20–х годов прошлого столетия почему-то к этой теме больше не возвращался, это было очень странно, ведь  он посвятил ей  столько сил и энергии, а затем  забыл. Возможно здесь есть роль большевиков или же все тех же армянских организаторов фальсификаций, которые, как сегодня говорят, ему сделали предложение, от которого он не смог отказаться. Во всяком случае карьерный рост начался у него именно в эти годы.

Отдельно нами изучаются  акты Кавказской Археографической Комиссии. Это довольно богатое обширное издание в 11 томах, которые выходили в течение второй половины 19-го начале 20-го века. В них собрана обширная информация о Кавказе, его монастырях, о народах, этнической пестроте, культуре, наследии в рукописях. Очень серьезно в этом помогает СМОМПК, это тоже сборник из 100 с лишним томов, в них подробно изучаются описание местностей и племен Кавказа и другие подобного рода сборники документов исследований царско-русского периода, на основе которых, чтобы  можно было и в дальнейшем развивать исследования, и  попытаться частично восстановить и зафиксировать исторические факты из албанского наследия до того  периода, когда наш регион вошел в состав царской России.

Bakuinform.az: - Научная когорта историков Армении активно, если не сказать гиперактивно, тиражирует  историю о принадлежности Храма Дадиванк армянской церкви. Какие факты и аргументы из истории Кавказской Албании  противостоят этой версии, и есть ли сведения о том, где и кем они озвучивались?

Ризван Гусейнов : - Естественно Дадиванк и другие храмы Кельбаджара и других регионов Карабаха не имеет отношение к современным армянам. Достаточно посмотреть на имена правителей и правящей династии, которые отражены на фресках, надписях ,эпиграфике Дадиванка, и других храмов. Там указаны такие имена как Хасан, Арзу-Хатун, Мина-Хатун, Кочубей  и другие тюркские имена, потому что основателями Хаченского княжества, на территории которого строились  эти церкви, являлись кипчаки христианской веры. Ведь в тот период мы знаем было большое кипчакское переселение на Кавказ. Часть из них приняло в Грузии православие и фактически составило грузинское царство. Оказало серьезную  поддержку, стало опорой Давида строителя и т.д. А часть приняло армянское григорианство, монофизитство и создало в том числе Хаченское княжество, одним из славных правителей которого стал Хасан Джалал Давла.  В монастыре Дадиванк  есть прекрасная роспись ,изображающая Святого Николая Чудотворца,одного из наиболее почитаемых Святых в православной конфессии. Эта древняя роспись говорит о том ,что Дадиванк не был армянским ,а был диофизитским . Армяне же были монофизитами. Вышеназванные имена и многие  тюркизмы  в надписях, роспись с изображением  православного святого ,об этом мы проводили отдельное исследование, говорят о том, что к хайскому гайканскому этносу, уж точно никакого отношения это наследие не имеет. Это религиозное наследие Албанской автокефальной церкви, а также тех народов, которые я отметил, которые приняли албанскую церковь т.е. были диофизитами  или же  были монофизитами. Опять-таки это не значит, что данное наследие относится к современным армянам. Точно с такой же логикой, например, азербайджанцы- мусульмане могут присваивать все исламское наследие от Китая до Испании. Т.е. везде, где есть мечети, другие мусульманские религиозные памятники, азербайджанцы могут претендовать на эти памятники. Или на все католическое наследие, получается могут претендовать, допустим, французы или какой-то из  других народов католического вероисповедания. Или на все православное наследие могут претендовать допустим сербы, начиная от русских православных церквей и до греческих храмов. Т.е. эта смешная логика, и это все понимают, но, к сожалению, когда речь доходит до армянской истории, многие забывают, все, что сегодня  называется армянским имело тогда отношение к религиозным общинам, это не было этническим маркером ,а стало им буквально относительно недавно в конце 19-го-начале 20-го века.

Bakuinform.az: - Всем известна история с появлением на просторах  интернета сравнительно  нового исторического открытия армянского агитпропа, последнего громкого мифа о найденном в Карабахе города, который рекламируется, как древняя столица Армении. Ваш комментарий по этой растиражированной сенсации.

Ризван Гусейнов: - Удивляться не стоит. Это является стандартом в создании исторических фальсификаций армянской стороны. Везде, где заселяются армяне, они объявляют о  нескольких исторических открытиях на этой территории. Естественно сразу же обнаруживаются хачкары, обязательно «древние». Если здесь есть церковь, то это  означает, что все территории принадлежат с древних времен  армянам и обязательно находят Тигранакерт. Этот мифический Тигранакерт, выдуманный город, который, где только его не  искали, но так  и не нашли, начиная с территории Турции. И никто не удивился, что после оккупации территорий  в Азербайджане, армянская сторона  снова начала поиски очередного Тигранакерта, и как и следовало ожидать, конечно, же нашла его в Карабахе.

А это фактически были остатки древней крепости, рядом с которыми Карабахский правитель Панах Али-хан построил свою крепость Шахбулаг. Остатки этой древней крепости рядом с крепостью Шахбулаг и стали предметом пристального нездорового внимания армянской  стороны, которая в итоге переконструировала эту территорию и придумала  очередной миф о Тигранакерте. Но сейчас эти территории деоккупированы и в ближайшее время азербайджанская сторона покажет мировому сообществу эту очередную армянскую фальсификацию.

Кстати, точно такую же фальсификацию армянская сторона в 50-е -60-е годы провела с урартийской крепостью в Ереване в окрестностях Еревана. Нашли кладку фундамента и придумали миф о Эребуни, якобы древнем городе-крепости, от которой пошел город Ереван. Потом построили бутафорскую крепость, и открыли там музей. Но спустя некоторое время эта бутафорская крепость  стала выдаваться за настоящую крепость 6-го -7-го века до н.э. И до сих пор армянская сторона верит в то, что нашли древнейшую крепость, хотя с момента фальсификации истории этой  крепости прошло   всего каких-то 55 -60 лет.

Bakuinform.az: - В свете восстановления   справедливости по отношению к истории Кавказской Албании, расскажите о том, что известно о ее государственном устройстве и тех, кто жил во время  существования этой страны на территории Азербайджана. Что все же дает армянам возможность претендовать на историю Кавказской Албании, которую  они фактически  с упорством разрушают.

Ризван Гусейнов: - По истории Кавказской Албании проведено немало исследований, в том числе и европейскими учеными, российскими учеными, азербайджанскими учеными, естественно это было государство, точнее царство, со своей религией, со своей автокефальной церковью и правителем царем. Одним из его наиболее славных правителей был царь Джаваншир ,который был близок к тюркским этносам, о чем неоднократно говорится в различных источниках, в том числе и  армянских источниках, есть сведения ,что он пользовался поддержкой своих родственников - хазаров и других кочевых народов. И хотя об античном периоде Кавказской Албании мало информации, мы все же можем твердо сказать, что, минимум с 4-го века до н. э., Кавказская Албания просматривается в источниках, причем пародическая информация  есть в различных источниках. Что касается позднего периода, то по сути армянская сторона занимается фальсификацией, когда   заявляет, что уже в средние века, якобы с 8-го века, армянская церковь упразднила и  подчинила себе  албанскую церковь. Хотя эта лукавая формулировка армянской стороны дает знать, что албанское государство и церковь существовали, но очень- очень давно последняя стала частью армянской. Это полная ложь, потому что в 8-м веке не было ничего такого, о чем утверждают армянские источники. Более того спустя несколько веков были созданы мощные албанские государства, в том числе Хаченское княжество, о котором мы уже говорили. И в течении фактически нескольких веков вплоть до 15-го века эти государства играли серьезную роль в региональной политике.

Что дает армянам претендовать на армянское наследие? Они используют тот фактор, что якобы албанская церковь была по догматам близка к армянской и подчинена ей еще издревле, но это является ложью. Например, для обоснования своих претензий, они используют факт того, что в 19-м веке царская Россия передала все албанские храмы, паству, книги, рукописи, источники в введение армянской церкви Эчмиадзина, что тогда и позволило сфальсифицировать эти рукописи внести туда изменения и выдавать все это, как якобы древнеармянское наследие .Та же горькая судьба постигла многие албанские храмы, а паства была вынуждена принять армянское григорианство, или, как допустим сделали удины, отказаться  от армянской церкви, сохранив часть своего культа. Что сейчас  в исторический  период  независимого Азербайджана позволяет  удинам  при поддержке руководства нашей страны восстановить свою церковь и  в настоящее время они являются фактически одной из общин, которая пытается восстановить албанскую автокефалию.

Bakuinform.az: - Кто такие были мелики, о них часто говорят, как о представителях армянской элиты, есть ли сведения о времени появлении этого общественного сословия в Карабахе? И чем они отличились за время своего проживания в Карабахе? Известен эпизод с их обращением к российскому императору Петру I, с чем было связано это обращение?

Ризван Гусейнов: - Статус меликов  давали  представителям других  конфессий, даже суннитам, правители средневековых азербайджанских государств Карагоюнлу, Аггоюнлу. Сефевидов, из-за того, что у них была шиитская господствующая идеология. И что важно отметить, этот статус давался не только христианским, но и суннитским поместным владетелям или правителям, имеющим права на владение определенными земельными угодьями на территории нынешнего Карабаха. «Мелик» происходит  от слова «мюлк» (имущество), т.е. это мелкий владетель. Но в связи с распадом центральной власти, когда  сефевидская империя переживала острый  кризис в начале 18-го века, активизировались и карабахские мелики. В основном речь идет о пяти меликах, четыре из которых  были пришлые, а только один из рода  Хасан Джалала, джалалидов, как их называли, был местным . К тому времени они уже значительно арменизировались, потому что определенный период находились уже под  влиянием и воздействием армянской церкви Эчмиадзина. Начав  своеобразную политическую игру, писали письма Петру Первому, зазывали его на Кавказ,в Карабах, утверждая ,что выставят десятки тысяч воинов, на подмогу русской армии. Но все это оказалось ложью и фактически Каспийский поход Петра Первого в 1722 г., попал в тупик из-за того, что он доверился этим меликам. Кстати, в одних своих письмах они давали понять четко, что являются удинами–ахованами, т.е. албанами. Так же в некоторых других письмах отмечается, что они ахованские тюрки, что этническая принадлежность некоторых из них является тюркской. Следует отметить, что среди сословия меликов  были широко распространены  тюркские имена. Это Мелик Асланы, Мелик Шахназары, Мелик Еганы, были даже шиитские  имена Хусейн, Фиридун и другие, т.е. это говорит о том, что они давно были интегрированы в обще-мусульманское пространство. В связи  же с ослаблением Сефевидской империи некоторые из них, как я уже сказал выше решили пойти  на явную авантюру, которая, кстати, им потом  дорого обошлась, потому что царская Россия, после вхождения Кавказа в ее государственное устройство  в начале 19-го  века, упразднила остатки Албанской церкви  и никаких особых привилегий этим меликам не дала, а подчинила их всех напрямую армянской церкви.

Все, ради чего старались эти мелики, досталось армянской церкви Эчмиадзину.

Bakuinform.az: - К какому периоду относится появление на территории Кавказской Албании удинов, которые до сих пор, сохраняют свою идентичность, следуя культурным и религиозным традициям своих предков родом из Кавказской Албании? Как получилось, что первопрестольная албанская церковь превратилась в григорианскую армянскую?

Ризван Гусейнов: - По поводу Албанской автокефальной церкви мы уже говорили, как их упразднили. Это произошло в  начале 19-го  века ,сначала 1805-06 гг. произошло снижение статуса албанской церкви. Тогда поднял бунт албанский католикос Израил, но он был подавлен. Израил выступал против того, чтобы подчинить албанскую церковь Эчмиадзину. Затем в 1815 г. статус другого албанского патриарха Саркиса Второго был снижен до статуса митрополита, т.е. тогда уже была создана Карабахская Епархия, которая находилась в составе армянской церкви Эчмиадзина. Ну, а в 1836 г. вышел тот самый документ, который регулировал деятельность армяно-григорианской церкви. В рамках этого документа было закреплено подчинение и переход всего имущества храмов, албанских книг и рукописей в руки армянской церкви Эчмиадзина. Даже в тот период к ним перешел древний албанский дворик в городе Иерусалим. Из-за того, что древняя албанская церковь была автокефальной, она имела свой квартал в центре старого Иерусалима. Этот квартал сперва перешел на баланс русской православной церкви в 1840- е годы, затем его почему -то передали армянской церкви и до сих пор  наличие у армян этого древнего квартала обосновывается ими, как то, что они якобы издревле здесь были. Хотя, как я отметил, высокий статус присутствия в Иерусалиме они получили после того, как забрали вот этот квартал, где было 10 албанских церквей и албанская патриархия тем самым была представлена в Иерусалиме. 

Удины, согласно общему мнению, являются одним из древнейших народов, которые входили в племенной союз Кавказской Албании. Правда  до сих пор идут споры о том, что с ними стало в период раннего средневековья и позже. Тем не менее на сегодня носителями части  культуры и традиций Кавказской Албании  являются удины Азербайджана, которые проживают компактно в селении Нидж, в селе Киш, имеют свои церкви, стараются восстановить свой культ албано-автокефальной церкви. У них есть общины. Т.е. они сегодня являются для нас маркером, показателем того, как сохранилась часть албанского наследия.

Bakuinform.az: - К спорным утверждениям армянских историков, с завидным упорством создающим древнюю историю Армении, относится и по мнению части экспертов и  полумифическая фигура царя Тиграна, включенного в список главных героев в этой создаваемой истории. Что можно сказать о других мнениях на определение существования этой исторической фигуры, столь рекламируемой в последние десятилетия, благодаря возможностям мобильной связи?

Ризван Гусейнов: - Мы уже коснулись того, что «древнеармянский» исторический набор входит фигура Тиграна Второго, который ,якобы, построил Тигранакерт, был  царем Великой Армении от моря до моря, тогда  как даже если просто пройти по источникам, становится ясным, что он не был армянином, так как относится к парфянской кочевой знати, а парфяне выходцы из Средней Азии. Это кочевые тюркские племена, которые создали государство в античные времена на территории Ирана, успешно воевали с древним Римом  и вот территории  этой географической Армении переходили из рук в руки, и Тигран парфянский князь будущий правитель, в том числе на территории  Армении, расширил на несколько лет ее территории. Кстати следует отметить, что веру христианскую армянам принес тоже парфянин Григорий Лусаворич Партев. Т.е. Святой Григорий -парфянин, тоже не является армянином. Так что вся эта история не имеет никакого отношения к современному армянскому народу. В источниках упоминается географическая территория Армении, как и другие территории. Т.е. смешно, если сегодня кто-то вздумает Кавказ –географический термин, превратить в государство, а кавказцев назвать каким- этносом, или балканцев, или сибиряков и т. д. Т.е. мы стали свидетелем того, что географический термин Армения превратился в этнополитическое государство, что конечно является чистой фальсификацией.

Bakuinform.az: - Учитывая всю представленную вами  информацию по теме нашей беседы, становится очевидным, что реализация идеи собрать воедино доказательства необоснованности утверждений армянской стороной о  принадлежности  всего, что  они веками  называют своим историческим наследием, требует огромных усилий. В этой связи желаем удачи   Центру истории Кавказа в его нелегкой исследовательской работе, а также по мере своих возможностей постараемся  оказывать вашему Центру необходимую информационную поддержку.

Ризван Гусейнов: - Спасибо за поддержку, спасибо, что дали возможность высказать свои мысли, поделиться своими проектами. Основной целью нашего Центра истории Кавказа со дня его создания является изучение источников. Т.е. это является приоритетом. Потому что, к сожалению, мы практически не проверяем, не изучаем источники. Источниковедческая база у нас не подвергается критике. Если же начать углубляться в источники, в том числе, которые цитируют армянские ученые, утверждая, что в них есть доказательства древней истории армян, то обнаруживается  далеко не радужная картина. Впрочем, именно благодаря тем сотням и сотням источников, на которые ссылаются армяне Центр истории Кавказа провел исследования и выяснилось, что все о чем утверждают армяне, в этих источниках обнаруживается с точностью наоборот. Так же нам удалось выявить целый ряд фактов наличия не только сфальсифицированных, но и не существующих априори источников, но на них продолжают успешно ссылаться и армянская сторона и к сожалению, европейская научная когорта, в частности, российская историческая наука, тогда как уже давно следовало бы просто провести ревизию. Есть серьезные специалисты, которые могли бы это осуществить, и сами убедились бы, что та база, на которую они  ссылаются, якобы древняя, в основном, скомпилирована после 17-18-го века, т.е. никак не тянет на ранние  средневековые источники 5-6-х веков, как утверждает армянская историография сегодня.

При проверке, как я отметил, выясняется, что они написаны более 1000 лет спустя указанных дат. Вот это направление, которое будет продолжать исследовать Центр истории Кавказа, и мы рады, что число наших сторонников, тех кто нас поддерживает, неуклонно растет, только вместе мы сможем добиться каких-то устойчивых результатов, как в разоблачении фальсификаторов армянской истории, так и в воссоздании своей, проверенной достоверной истории Азербайджана.

Комментарии: