6 января 2020 г.



1 и 5 января 2020 г. члены международной рабочей группы «В поисках Солнца» совершили поездки в Огузский и Ходжавендский районы Азербайджана. В поездке приняли участие Ризван Гусейнов, Ильгар Гасанов, Сабит Гурбанов и Наиль Велиев.

Участники экспедиции побывали в селе Джалут Огузского р-на, где в частности посетили албанский храм и старое местное кладбище. Отметим, что село Джалут в течение многих веков было местом проживания удин, тюрок, иудеев, а также армян, переселенных сюда царской Россией в XIX веке. Именно после этого, началось выдавливание и ассимиляция местного населения. В итоге албанский храм был передан армянской епархии, подвергся изменениям, а местное христианское население было вынуждено или подчиниться армянской церкви Эчмиадзина или же покинуть свое родное село.


С началом Карабахской войны в 1990-ые гг. армянское население покинуло Джалут и сюда были заселены азербайджанские беженцы из оккупированного Карабаха и с территории Армении.

«В поисках Солнца» зафиксировали многочисленные фальсификации и изменения внешнего облика албанского храма в селе Джалут. В частности, в период царской России и СССР армянские эмиссары вставили ряд фресок и надписей в окна храма, изменили внешний вид и фасад постройки, а также конструкцию фасада над входом в храм. Считается, что этот храм построен в средние века и в определенные периоды играл роль духовного центра для христианского населения региона.

Также было осмотрено древнее кладбище села Джалут, где на старых могилах обнаружены армянские надписи конца XIX – начала XX вв. Отметим, что в основном тут средневековые могилы мусульман, о чем свидетельствует то, что захоронения осуществлены по исламским канонам и смотрят на Мекку. То есть и здесь, как на кладбище села Гирзан Товузского р-на была осуществлена фальсификация и изменение внешнего облика могил с целью приписать наследие региона к армянской культуре и истории.

5 января Ризван Гусейнов, Ильгар Гасанов и Сабит Гурбанов побывали в Нагорном Карабахе где посетили освобожденную от армянской оккупации часть Ходжавендского р-на Азербайджана. Здесь в райцентре Ходжавенд прошла встреча представителей «В поисках Солнца» с главой ИВ Ходжавендского р-на Эйвазом Гусейновым, который в период Карабахской войны стоял у истоков создания местных отрядов самообороны. 

Затем члены экспедиции отправились в местечко Наргизтепе, расположенное на линии армяно-азербайджанского фронта, где встретились с одним из полевых командиров периода Карабахской войны Абульфатом Гусейновым и ветеранами войны. Здесь в Наргизтепе в сотне метров от боевых позиций находится уникальный курган и древнее кладбище, а также остатки построек и захоронений античного периода. Высота Наргизтепе имеет стратегическое значение и господствует над местным равнинным ландшафтом. В период Карабахской войны начала 1990-ых гг. за этот участок земли шли тяжелые бои, это уникальное и стратегическое важное место переходило из рук в руки, но в итоге азербайджанские воины смогли отстоять эти земли, однако курган и могилы кладбища серьезно пострадали от боевых действий.


Несколько лет назад немецкие и азербайджанские археологи проводили на Наргизтепе первичные раскопки, во время которых были обнаружены остатки циклопических построек, каменной кладки кургана, стен из кирпича-сырца, многочисленные остатки керамики и глиняной посуды, украшения, кувшинные захоронения, в том числе кремационные и другие артефакты, относящиеся к периоду бронзы, железному веку, античности и средневековью. У подножья кургана Наргизтепе находится древнее кладбище с захоронениями доисламского и позднего периодов.


Считается, что здесь похоронен Гараджа чабан (Гараджа чобан) – один из героев средневекового эпоса Деде Горгуд (Китаби Деде Горгуд, написанный в VII веке или позже). Местные жители считают себя потомками Гараджа чобана, который жил здесь приблизительно в V-VII вв.

Могилы на кладбище Наргизтепе частично 2-2,5-тысячелетней давности, около половины могил относятся к V-VII вв. и XII-XVI. Есть также могилы афшаров, относящиеся к XVII-XVIII вв. Большая часть могил - это захоронения огузов, живших здесь в течение многих веков, к тому же огромный размер могил, наводим на мысли о том, что в них похоронены гиганты ростом не менее 2,8-3 метров. То, что в основном могилы относятся к тюркским, а точнее огузским племенам.

Вокруг Наргизтепе есть немало названий, упоминаемых в эпосе «Деде Горгуд». Некоторые могильные камни (башдаши) особо привлекли наше внимание: на них изображен натянутый лук со стрелой и сверху несколько стрел, что является у тюркских народов символом власти и указывает на количество племен, находящихся в подчинении.

В эпосе Деде Горгуда упоминаются названия городов, крепостей, рек и озер сегодняшнего Азербайджана и близлежащих местностей, в том здесь недалеко от Наргизтепе горный массив Гарачуг являющийся родиной Гараджа чобана (часть горного массива Гарачуг находится под контролем Азербайджана, а высоты под армянской оккупацией). В частности, в эпосе также указаны Гянджа, Барда, Дербент, крепость Алынджа, озеро Гейча (ныне Севан на территории Армении). Также вокруг Наргизтепе есть несколько топонимов, относящихся к эпосу. Есть высота Гараджа чобантепе, высота Беюк ох (Большая стрела), изображения, которых мы видели на некоторых надгробиях кладбища Наргизтепе. Раньше тут недалеко было село Гарачуг, упоминание о котором есть в османских налоговых реестрах XVIII века. Фактически захоронения и остатки древней культуры Наргизтепе являются в прямом смысле хранилищем фактов по древней истории Азербайджана. 

В период Карабахской войны кладбище и окрестности Наргизтепе стало ареной кровопролитных сражений, армянская сторона прилагала все усилия для того, чтобы захватить и разрушить эти памятники. Дело в том, что армянская сторона прекрасно знает о культурно-исторической ценности Наргизтепе и считает его «угрозой» своей «древнеармянской» концепции о Карабахе. Здесь, прямо на кладбище Наргизтепе шли бои, это место много раз переходило из рук в руки и тут полегло немало военных с обеих сторон.

Но самоотверженность азербайджанских бойцов, позволила выстоять и сохранить этот важнейший памятник нашей культуры и истории, который, тем не менее, сильно пострадал в результате боев и армянского вандализма. Многие из надгробных плит перевернуты, раздроблены и изрешечены пулями. Буквально в нескольких сотнях метров от Наргизтепе проходит линия фронта и расположены армянские позиции.

К тому же в июне 2006 года в результате учиненного армянской стороной поджога на прифронтовой полосе, огонь перекинулся на кладбище Наргизтепе где пострадали многие могилы и надгробия. Надгробные камни могилы Гараджа Чобана при пожаре раздробились от высокой температуры. 

Подробнее ознакомиться с темой и фото можно в материале 

НАШ НЕИЗВЕДАННЫЙ НАГОРНЫЙ КАРАБАХ – ФОТО

Члены экспедиции также побывали в прифронтовых частях и на боевых позициях, где встретились с руководством и рассказали о целях деятельности «В поисках Солнца» и мерах по сохранению исторического наследия, находящегося в зоне военных конфликтов.

Напомним, что в Азербайджане совместно со специалистами ЮНЕСКО осуществляется проект «Охрана культурных богатств от возможных воздействий военных конфликтов и других чрезвычайных положений». Проект реализуется Национальным Музеем Искусств при поддержке Министерства Культуры АР в рамках программы Участия ЮНЕСКО.

Отметим, что «В поисках Солнца» создана в апреле 2018 года по инициативе Центра истории Кавказа, функционирует при поддержке Кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога, на базе Центральной научной Библиотеки НАНА. В рабочую группу входят ученые, общественные деятели, активисты, краеведы-историки Азербайджана, России, Украины, Грузии, Казахстана, Турции, Узбекистана, Литвы и других стран. «В поисках Солнца» возглавляет старший научный сотрудник Института права и прав человека Национальной академии наук Азербайджана, директор Центра Истории Кавказа, доцент ЮНЕСКО Ризван Гусейнов.

Фото конца 19 века из архивов Нацмузея Грузии













«Гараджа Чобан был таким гигантским человеком, что мог, наклонившись над вершиной своей обители- горы Гараджук напиться воды из реки, протекающей близ горы».

https://medeniyyet.az/

Доктор философии по филологии, доцент Ляман Сулейманова собрала множество фольклорных материалов у жителей Ходжавендского района, большая часть которого ныне оккупирована Арменией. Часть из них – это мифологические предания, характерные для наших регионов. Часть преданий, услышанных ею от жителей Ходжавенда, составляют рассказы о Гараджа Чобане.

Ученый говорит, что тексты о Гараджа Чобане очень популярны среди жителей Ходжавендского региона.

- Первые сведения о связи образа Гараджа Чобана с этим регионом мы встречаем в произведении покойного фольклориста Шамиля Джамшидова «Листая Китаби-Деде Горгуд». Мы стали свидетелями более широкого распространения этих текстов среди населения сел Муганлы, Амираллар, Гарадаглы Ходжавендского района. Жители деревень Ходжавенд и Куропаткино поведали нам несколько рассказов о Гараджа Чобане. По их словам они слышали эти рассказы от своих соседей-жителей упомянутых мною деревень, а большинство – когда-то от своих отцов и дедов или старожилов села. Сам этот факт свидетельствует о том, насколько широко эти тексты были распространены в регионе до оккупации данной территории. 

- В эпосе «Китаби-Деде Горгуд» Гараджа Чобана называют по-разному. Встречаются ли эти имена также в фольклорных материалах?

- В преданиях этот герой именуется то Гара Чобаном, то Гараджа Чобаном. Примечательно, что и в самом эпосе «Китаби-Деде Горгуд» Гараджа Чобан упоминается по-разному. Здесь он фигурирует 45 раз, в пяти из которых образ был назван Гараджа Чобаном, пять раз – Гараджыг Чобаном, один раз – Гараджуг Чобаном, один раз – Гарыджыг Чобаном, 33 раза же упоминается только лишь как Чобан.

- Покойный Шамиль Джамшидов пишет, что население Ходжавендского, Агджабединского и Бейлаганского районов произносит имя Гараджа Чобана  как Гараджуг Чобан, а гору Гараджуг называют «Горой Гараджуга», либо «Горой Гара Чобана». Согласно местным преданиям Гараджа Чобан жил у подножия горы Гараджуг, где было пристанище для его овец и водный кяхриз.  Все имущество Гараджа Чобана также находилось в этой горе. Общеизвестно, что гора Гараджуг является топонимом, связанным с «Китаби-Деде Горгуд».

- А как описывается Гараджа Чобан в народных преданиях?

- По народным преданиям, Гараджуг Чобан был гигантского роста, он мог склонившись с вершины своей родной обители - горы Гараджук напиться воды из реки Хонашин, протекающей вблизи горы. Его посох был настолько крупным, что волоча его за собой, он бороздил им землю как сохой. Гараджуг Чобан изгонял врагов, вторгшихся на его территорию, бросая в них большие как овцы камни из своей пращи. 
На кладбище Авшар у подножия горы Гараджуг лежат крупные черные камни. По словам местных жителей, эти камни очень тяжелы, поднять их невозможно. Мы также часто сталкивались с информацией о том, что эти камни встречаются только здесь и больше нигде поблизости. Ходжавендцы убеждены, что именно их и метал когда-то Гараджа Чобан.

В записанных нами от жителей Ходжавенда рассказах, подчеркивается, что Гараджа Чобан бросал эти камни по нескольким причинам. Причина, приведенная в одном из этих текстов, очень похожа на историю, описанную в «Китаби-Деде Горгуд». То есть здесь также речь идет о том, что Гараджа Чобан, стоя на вершине горы, метал камни во вражеские отряды, но не указывается причина вторжения врагов. В другом тексте повествуется о том, что Гараджа Чобан, стоя на горе Гараджуг, закидывал камнями жителей Авшар, чрезмерно оплакивающих своих покойников с целью прогнать их с кладбища. Также сохранилось предание о том как Гараджа Чобан, стоявший на горе Гараджуг, бросал камни в ущелье Нооруз.

- Известны ли вам предания о смерти Гараджа Чобана?

- Одно из преданий гласит: «Гараджуг Чобан жил во времена пророка. Но он не признавал ни пророка, ни Бога. Однажды два дервиша пришли к нему и потребовали от него от имени пророка принести в жертву из числа своих овец. Из-за того, что он не выполнив это требование, прогнал дервишей, Бог разгневался на Гараджуг Чобана и превратил его и овец в камни».

В другом повествовании сказано, что он умер собственной смертью. По преданию, Гараджуг Чобан, почувствовав свою близкую кончину, стоя на вершине горы Гараджуг, вставил в свою пращу огромный камень и метнул его со словами: «Похороните меня там, куда упадет этот камень из моей пращи». Камень упал на Наргизтепе, расположенный примерно в 15 километрах от горы Гараджуг. И потому, после смерти его похоронили там. Но из-за того, что невозможно было, ни поднять Гараджуг Чобана, ни поместить его в могилу, его тело расчленили на 6 частей: на голову, туловище, две руки, две ноги и похоронили в разных могилах. В настоящее время это место под названием Наргизтепе, указываемая как «Могила Гараджуг Чобана», является очень древним кладбищем. Здесь на надгробных плитах и камнях древних могил выгравированы изображения лука со стрелой, лошади, всадника, домов, кувшинов и т.д.


С. Галибоглу




 https://medeniyyet.az/

“Qaraca Çoban o qədər nəhəng bir adam imiş, məskəni olan Qaraçuq dağının zirvəsindən əyilib dağın yaxınlığından axan çaydan su içərmiş”
  
Filologiya üzrə fəlsəfə doktoru, dosent Ləman Süleymanova hazırda Ermənistanın işğalı altında olan Xocavənd rayonunun sakinlərindən çoxlu folklor materialları toplayıb. Bunların bir qismi bölgələrimiz üçün xarakterik olan mifoloji rəvayətlərdir. Xocavənd sakinlərindən toplanan rəvayətlərin bir qismini də Qaraca Çobanla bağlı söylənən mətnlər təşkil edir.
Alim deyir ki, Xocavənd bölgəsinin sakinləri arasında Qaraca Çobanla bağlı mətnlər olduqca məşhurdur:

- Qaraca Çoban obrazının bu bölgə ilə bağlılığı barədə ilk məlumatlara mərhum folklorşünas Şamil Cəmşidovun “Kitabi-Dədə Qorqud”u vərəqləyərkən” adlı əsərində rast gəlirik. Xocavənd rayonunun Muğanlı, Əmirallar, Qaradağlı kəndlərinin camaatı arasında bu mətnlərin daha geniş yayıldığının şahidi olduq. Xocavənd və Kuropatkin kəndlərindən olan söyləyicilərimiz Qaraca Çobanla bağlı bir neçə mətn danışdılar. Onlar bu mətnlərin qeyd etdiyim kəndlərin sakinləri olan qonşularından, əksəriyyəti isə vaxtilə öz ata-babalarından və yaxud kəndin yaşlı sakinlərindən eşitdiklərini deyirdilər. Bu faktın özü ərazinin işğalından qabaq həmin mətnlərin bölgədə nə qədər yayğın olduğunu göstərən faktdır.

- “Dədə Qorqud kitabı”nda Qaraca Çoban müxtəlif cür adlandırılır. Folklor materiallarında da buna rastlanırmı?

- Folklor söyləyiciləri bu obrazı gah Qara Çoban, gah da Qaraca Çoban adlandırırdılar. Maraqlıdır ki, “Dədə Qorqud kitabı”nın özündə də Qaraca Çobanın müxtəlif cür adlandırıldığının şahidi oluruq. Dastanda Qaraca Çobanın adı 45 dəfə çəkilib ki, onlardan yalnız beşində obraz Qaraca Çoban adlandırılıb, beş dəfə Qaracıq Çoban, bir dəfə Qaracuq Çoban, bir dəfə Qarıcıq Çoban, otuz üç dəfə isə sadəcə çoban formasında işlədilib.

Mərhum Şamil Cəmşidov Xocavənd, Ağcabədi və Beyləqan rayonlarının əhalisinin Qaraca Çobanın adını Qaraçuq Çoban, Qaraçuq dağını isə eyni zamanda “Qaraçuğun dağı”, yaxud “Qara Çoban dağı” şəklində tələffüz etdiklərini yazır. Xocavəndli söyləyicilərimiz Qaraca Çobanın Qaraçuq dağının ətəyində yaşadığını, orada qoyunlarının yataq yerinin, su kəhrizinin olması haqqında məlumat verir, Qaraca Çobanın bütün var-dövlətinin bu dağda olmasını deyirdilər. Qaraçuq dağının da “Dədə Qorqud kitabı” ilə bağlı toponim olması məlum həqiqətdir.

- Bəs xalq rəvayətlərində Qaraca Çoban necə təsvir olunur?

- Xalq rəvayətlərinə görə, Qaraçuq Çoban son dərəcə nəhəng bir adam imiş, o öz doğma məskəni olan Qaraçuq dağının zirvəsindən əyilib, dağın yaxınlığından axan Xonaşin çayından su içərmiş. Onun çomağı o qədər iri imiş ki, yanınca sürüyərkən yerdə xış kimi cızıq salarmış. Qaraçuq Çoban özünün zəncir qollu sapandına böyük qoyun boyda daşları qoyub atmaqla basqın edən düşmənləri qovarmış.
   
Qaraçuq dağının ətəyində salınmış Avşar qəbiristanlığında iri qara daşlar var. Yerli sakinlərin dediyinə görə, bu daşlar çox ağırdır, qaldırmaq olmur. Həm də bu daşların yalnız burada olması, yaxın yerlərdə belə daşlara rast gəlinməməsi ilə bağlı məlumatlarla da tez-tez qarşılaşırdıq. Xocavəndlilərin dediyinə görə, bu daşlar vaxtilə Qaraca Çobanın atdığı daşlardır.
   
Xocavənd sakinlərindən qeydə aldığımız mətnlərdə Qaraca Çobanın həmin daşları bir neçə səbəblə atması vurğulanır. Bu mətnlərdən birində göstərilən səbəb “Dədə Qorqud kitabı”ndakı sapanddan daş atma məsələsi ilə çox oxşardır. Yəni burada da Qaraca Çobanın dağın başında dayanaraq üstünə gələn düşmən qoşununa sapandla daş atmasından söhbət açılır, amma düşmənlərin nə səbəbə gəlməsi göstərilmir. Başqa mətndə Qaraca Çobanın ölülərini çox ağlayan Avşar camaatını qəbiristanlıqdan qovmaq üçün Qaraçuq dağında dayanaraq buranı daşladığından bəhs olunur. Digər bir mətndə Qaraca Çobanın Qaraçuqda dayanaraq Nooruz dərəsinə daş atmasından söhbət gedir.
   
- Qaraca Çobanın ölümü ilə bağlı xalq arasında hansı rəvayətlər var?
   
- Rəvayətlərin biri belədir: “Qaraçuq Çoban peyğəmbər əyyamında yaşayıbmış. Lakin o, Allahı, peyğəmbəri tanımazmış. Bir gün iki dərviş onun yanına gəlib, peyğəmbər adından qoyunlardan qurban kəsməyi tələb edir. Bunu qəbul etməyib dərvişləri qovduğu üçün Allahın Qaraçuq Çobana acığı tutub, özünü və qoyunlarını daşa döndərib”.
   
Başqa bir rəvayətdə isə onun öz əcəli ilə öldüyü göstərilir. Deyilənə görə, Qaraçuq Çoban ölümünün yaxınlaşdığını duyub, Qaraçuq dağının başında dayanıb, sapandına böyük bir daş qoyub atıb və deyib: “Sapandın daşı hara düşsə, məni orada dəfn edərsiniz”. Daş gəlib Qaraçuqdan təxminən 15 kilometr aralı olan Nərgiztəpəyə düşüb. Odur ki, öləndə onu burada dəfn ediblər. Lakin Qaraçuq Çobanı nə götürmək, nə də bir qəbrə yerləşdirmək mümkün olmadığından baş, bədən, iki qol, iki qıç olmaqla 6 hissəyə bölüb ayrı-ayrı qəbirlərdə basdırıblar”. Hazırda “Qaraçuq Çobanın qəbri” deyə göstərilən Nərgiztəpə adlı bu yer çox qədim bir qəbiristanlıqdır. Burada köhnə qəbirlərin sinə və baş daşları üzərində ox-kaman, at, atlı, ev, kuzə və s. şəkillər həkk edilib.
  

   S.Qaliboğlu

Комментарии: