8 декабря 2017 г.

Журнал "IRS-Наследие", № 2 (86), 2017, стр. 50-54.

Ризван Гусейнов,
директор Центра истории Кавказа, старший научный сотрудник Института права и прав человека НАН Азербайджана


Гандзасарский монастырь, 19 в., фото из Нацмузея Грузии






The article cites archival and literary sources and gives a brief overview of the history of confrontation between the Armenian and Albanian apostolic churches in the South Caucasus in the 17th and early 19th centuries, which ended after the annexation of the province by Russia. The result was the transfer by Russian authorities, with direct support of the Russian Orthodox Church, of the property and flock of the Albanian church to the Armenian Catholicos in Echmiadzin. This accelerated the process of Armenianization of the Albanian population of the South Caucasus.

В XVII-XVIII вв. между албанским Гандзасарским патриархатом и армянским Эчмиадзинским католикосатом шла ожесточенная борьба за власть и влияние на паству. При этом, Эчмиадзин использовал все методы чтобы подчинить себе слабеющий Гандзасарский престол Албанской церкви. Армянские церковники, впервые поселившиеся в XV веке в Учкилиса (Эчмиадзине) с дозволения азербайджанских правителей Ак-Коюнлу, постепенно значительно окрепли и всячески теснили Албанскую церковь.

Албанские патриархи Гандзасара (расположен в ныне оккупированном армянскими ВС Кельбаджарском р-не Азербайджана и сегодня полностью арменизирован) долго боролись с Эчмиадзином, а когда все-таки на некоторое время были вынуждены подчиниться, это вызвало серьезные волнения среди албанского населения Карабаха, не желавшего становиться паствой Армянской церкви Эчмиадзина. В результате, группа албанских церковников создала недалеко от Гандзасара новую албанскую резиденцию в монастыре «Трех Младенцев», где выбрала своего патриарха. Монастырь «Трех Младенцев» вел борьбу с Армянской церковью Эчмиадзина и с Гандзасарской патриархией, ставшей зависимой от Эчмиадзина. Относительно этих событий, в предисловии к переводу «Джамбра», армянский историк П.Т. Арутюнян отмечает: «Гандзасарский престол с 40-х годов XIII в. до конца XVIII в. находился в руках хаченских феодалов Хасан-Джалалянов и вел самостоятельную, независимую от Эчмиадзина политику вплоть до 30-х годов XVII в., до перехода Эчмиадзина в руки патриархов — выходцев из Сюнийской пустыни.

Тогда гандзасарские патриархи признали первенство Эчмиадзина и выразили готовность подчиняться ему. Этому способствовали также волнения среди населения, которые усилились и приняли наиболее острый характер в конце XVII в., когда в Карабахе, недалеко от Гандзасара, появился новый, самозванный патриарх, объявивший престольным центром монастырь «Трех младенцев»…». [1]

Армянский писатель XIX века Раффи (Акоп Мелик-Акопян) в своем труде «Меликства Хамсы», относительно Гандзасара писал: «Известно, что католикосат Агванка существовал на протяжении пятнадцати веков, начиная от времен Григориса (внук святого Григора Просветителя – Р.Г.) до 1828 года. Резиденцией католикосам служили различные монастыри страны Агванк, а в последнее время — монастырь Гандзасар в провинции Хачен Карабаха». [2].

«Не следует забывать, что епархией католикосата Агванка являлся не только Карабах, но и Гандзак, Шемаха, Нуха, Дербент и другие провинции». [3].

Раффи писал об карабахских христианах: «Этот народ привык жить независимо от Эчмиадзина, иметь свое особое духовное правление, каким был на протяжении веков католикосах Агванка». [4].

Гандзасарский монастырь, фото 19 в.
В начале XIX века Армянская церковь, заручившись поддержкой России, смогла добиться упразднения Албанской Автокефальной Церкви и передачи всех албанских храмов, архивов и паствы в руки Эчмиадзина. Раффи описывает тяжелую борьбу, которая разыгралась между албанскими католикосами с одной стороны и армянским католикосом с другой:

«Вскоре после возвращения католикоса Саргиса в Гандзасар между ним и Эчмиадзином возник новый спор. Причиной его было тщеславие католикоса… Во время своего пребывания в Грузии отправился в Эчмиадзин, где дал обещание не пользоваться титулом и печатью католикоса, а удовлетвориться титулом и печатью архиепископа... Но сразу же после возвращения в Карабах он вновь стал называть себя католикосом Агванка и пользоваться католикосскими правами... Из Эчмиадзина потребовали, чтобы он выполнил данное им обещание, но он не только игнорировал это требование, но, прибегнув к защите преемника Ибрагим-хана Мехти-хана, объявил себя полностью независимым от Эчмиадзина. Эта междоусобица продолжалась целых три года, до тех пор, пока высшее духовное управление Эчмиадзина с помощью русских властей принудило в 1815 году Саргиса отказаться от титула католикоса и принять титул митрополита с правами архиепископа. Так завершилась история католикосата Агванка, восходящая к временам Григориса — внука Просветителя» [5].

Из вышеприведенного текста становится ясно, что армянские церковники, заручившись поддержкой русского самодержавия, смогли свергнуть Албанского католикоса. То есть, армянский причт Эчмиадзина, пользуясь непосредственной поддержкой Святого Синода Русской Православной Церкви (РПЦ), фактически заставил  Албанского католикоса Саргиса отречься от власти в пользу нового католикоса армян. Также, Эчмиадзин с помощью русских властей принудил в 1815 году Саргиса отказаться от титула католикоса и принять титул митрополита с правами архиепископа. Именно здесь кроется разгадка того, каким образом армяне упразднили Гадзасарский католикосат, в пользу Эчмиадзинского и стали по совместительству – «древними» жителями Карабаха.

В российских документах [6] есть письмо последнего албанского патриарха Израиля, который гневно отмечает факт постепенного упразднения Албанской церкви и переподчинения ее Араратскому (Эчмиадзинскому) католикосу, не имевшего никакого отношения до этого к албанам, чья патриархия находилась в Карабахе в Амараском монастыре (ныне оккупированный Ходжавендский р-н Азербайджана). Патриарх отмечает, что они по вере армяне (монофизиты-григорианцы), и никогда не подчинялись и не относились к Араратской (Эчмиадзинской) патриархии. 

«Письмо Агванского патриарха Израиля къ гр. Гудовичу, отъ 19-го августа 1806 года
Около 1400 летъ, какъ св. Григорiя Велико-Армянскаго внукъ Григорiй же былъ посвященъ Армянскаго монастыря, состоящаго въ Карабаге, naтpiapхомъ, и все живущие Армяне въ Карабаге, Елисаветополе, Шеки и Ширване, то-есть область Агванская досталась ему въ eпapxiю, – въ особое полное его распоряженiе, которое право для онаго монастыря и продолжалось до сего времени, и бывшiе Араратскiе пaтpiapxи никакого дела не имели и никогда до оной не касались, а всегда зависело въ полномъ распоряженiи одного Амарскаго пaтpiapxa…» [7]

Однако, несмотря на просьбы албанского патриарха, самодержавие осуществило переподчинение албанских церквей Эчмиадзину ввиду того что и те и другие исповедовали армянское григорианство. Российские власти игнорировали тот факт, что прихожанами Армянской церкви и Албанской церкви являлись совершенно разные народы. После этого начался бунт, возглавленный албанским патриархом Израилем. [8] В итоге самодержавие подавило бунт, албанские церкви и паства были подчинены Эчмиадзинскому католикосу, а албанский патриарх Израиль изгнан. Вскоре он скончался, после чего Эчмиадзинская церковь стала умолять самодержавие отдать ей в подчинение церкви и паству в Карабахе и Гяндже. [9] Таким образом, армяно-хайский этнос претендовал на древнее и богатое наследие различных христианских народов Кавказа, который в народе называли «армянами» за их григорианское вероисповедание. Просьба Эчмиадзина была выполнена - руками самодержавия, Армянская церковь полностью присвоила и уничтожила наследие, храмы, культуру и народы Кавказской Албании. 

Также, при поддержке царской России, армяне (самоназвание: гайкане или хайи) добиваются после подчинения себе епархий албанского католикосата, снижения его сана до митрополита, а затем и вовсе упразднения Албанской Автокефальной Церкви. Затем, в течение XIX-XX вв. армяно-хайские церковники и националисты смогли приписать себе богатое духовное, культурно-историческое и архитектурное наследие кавказских народов, исповедовавших армянское григорианство. Затем появилась «древнеармянская» историческая концепция, легла в основу идеологии армянских националистов, которые осуществляли этнические чистки азербайджанского и других народов и захватывали земли для создания мифической «Великой Армении».

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1)      Cимеон Ереванци. Джамбр. Памятная книга, зерцало и сборник всех обстоятельств Святого престола Эчмиадзина и окрестных монастырей. Изд. восточной литературы. М. 1958, © текст - Арутюнян П. Т., стр. 11
2)      Раффи. Меликства Хамсы, перевод с армянского Л. М. Казаряна. Издательство «Наири», Ереван – 1991г., стр.38
3)      Указ. соч., стр. 50
4)      Указ. соч., стр. 74-75
5)      Указ. соч. стр. 93-94
6)      Акты, собранные Кавказской археографической комиссией (АКАК), под редакцией А.П. Берже. Тип. Главного Управления Наместника Кавказского, Тифлис, Том III, 1869 г., стр. 79-81
7)       Указ. соч., стр. 79
8)      151. Предписанiе гр. Гудовича ген.-м. Небольсину, отъ 11-го ноября 1807 года, № 603., АКАК, том II, стр. 80
9)      152. Записка Армянского apxieпископа Ioаннeca, поданная гр. Гудовичу, АКАК, том III, стр. 81



Комментарии: