10 июня 2014 г.



Международная конференция "ИСТОРИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЭТНОСОВ КАВКАЗСКОЙ АЛБАНИИ В КОНТЕКСТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА",
                                                                                10-11 июня 2014 г., Баку-Габала-Баку


Фуад Ахундов, Ризван Гусейнов

На оккупированных армянами азербайджанских землях Карабаха и на территории нынешней Республики Армения расположены многочисленные албанские храмы и другие памятники архитектуры. Все это говорило, что издревле эти земли населяли народы исторической Кавказской Албании, среди которых были кавказоязычные, ираноязычные и тюркоязычные этносы. Отметим, что ныне эти древнеалбанские храмы полностью арменизированы или же уничтожены. Храмы и духовное наследие этносов, населявших историческую Кавказскую Албанию сегодня в армянских туристических проспектах, брошюрах и э\ресурсах представляются как «древнеармянское» духовное наследие, как составная часть «древней Армении и Армянской церкви». Обманутые иностранные туристы и гости, посетив арменизированные албанские храмы на территории Армении и оккупированного Карабаха, уезжают оттуда убежденными, что соприкоснулись с «древнеармянским» наследием, и затем искренне продвигают в своих странах лживую армянскую историческую концепцию.

В рамках научных проектов, осуществляемых Центром истории Кавказа при Институте общественно-политических исследований «AZER-GLOBE» собран богатый фактологический, архивный и исследовательский материал о наследии Кавказской Албании и его нынешнем плачевном состоянии на оккупированных азербайджанских землях и в Армении. После того, как в 2011 году была найдена и доставлена из архивов Санкт-Петербурга в Азербайджан, так и не увидевшая свет книга русского советского арменолога И.Орбели «Надписи Гандзасара и hавоцптука» 1919 года, началась кропотливая работа по изучению многочисленных албанских надписей из храмов оккупированного Карабаха и их нынешнего состояния.

Собственноручное письмо от 8 января 1922 г., в котором И.Орбели жалуется на многолетнюю задержку издания книги.


Благодаря книге И.Орбели мы смогли сопоставить состояние надписей албанских храмов 100-150 лет назад и ныне. Удалось установить фальсификации и подлоги надписей, сделанные ныне армянами в Гандзасарском албанском монастыре XIII века на оккупированных азербайджанских землях. В своем труде И.Орбели в тексте и на полях собственноручно указал на некоторые ошибки и поздние вставки, сделанные при копировании и переводе тремя авторами до него: М. Бархударянцем, С. Джалалянцем и О. Шаhхатунянцем. (фото 3)

Выяснилось, что ныне в Гандзасаре, некоторые плиты в надписях – новые, есть надписи, где половина плит заменена на новые. К тому же отмеченные у Орбели лакуны (стершиеся буквы) ныне в надписях Гандзасара произвольно заполнены новыми буквами.

На данном этапе, известным зарубежным арменологом и группой исследователей осуществлен перевод главной надписи - внутри на стене Собора св. Иоанна Крестителя в Гандзасаре, сделанной по указу албанского князя Хасана Джалала Давлы в 1240 году. Благодаря точному переводу удалось установить, что у албанских католикосов был высший в христианском мире патриарший сан. В надписи впервые точно переведена титулатура албанского духовного лидера: hayrapetuthetn nersisi aluanits katolikosi (при патриаршестве Нерсеса, католикоса албан), который освятил собор в Гандзасаре. Сан Патриарха в переведенной надписи, говорил о том, что Албанская церковь тогда была независима и сохраняла свою автокефалию. (фото 4)




Однако сегодня, плачевным является состояние этой главной надписи храма. (фото 4б и фото 1)


Странно, что армяне, отреставрировав весь монастырский комплекс и даже его внешние стены, «забыли» позаботиться о главной надписи Гандзасара. Фактически армянская сторона не заинтересована в том, чтобы сохранилась главная и старейшая надпись Гандзасарского монастыря, которая говорит о кавказских албанах, создавших это архитектурное чудо.

Напомним, что кроме самого Гандзасарского храма имели историческое значение средневековые внешние стены этого монастырского комплекса, на которых были многочисленные древние надписи, сделанные в период существования Албанской патриархии. Этим стены многократно подверглись армянским «реставрациям» в XIX веке, начале XX века, а также в советское время – в 1980-ые гг. когда они были почти полностью изменены. А оставшиеся некоторые следы древности уничтожены в 2011 году, когда внешние стены Гандзасарского монастыря были полностью облицованы новым каменным покрытием. (фото 1)

В результате исчез целый слой албанской культуры и надписей, о чем даже в армянских СМИ и социальных сетях шла оживленная переписка, и высказывалось возмущение большой группы армянских ученых. Именно уничтожение старой стены Гандзасара стало одной из причин, по которой армянская сторона не может добиться включения Гандзасарского монастырского комплекса в список наследия ЮНЕСКО.

При переводе надписей Гандзасара нам удалось обнаружить тюркизмы и даже целую надпись на тюркском языке. В частности, в надписи  №12 в книге И.Орбели видно тюркское словосочетание: hatir melikin torn(u)m eçin (в память от мелика для потомков) (фото 5 и 5а).




Изучение одной из надписей на внешней стене  собора св. Иоанна Крестителя в Гандзасаре показало, что прорисовка этой надписи у И.Орбели, ее чтение у священника М.Бархударянца и современный вид самого текста имеют между собой различия. Сам текст в состоит из девяти строк вбитых на восьми плитах вмонтированных в стену. (фото 2)



После изучения стало очевидным, что в этой надписи, как минимум половина плит имеют позднее происхождение, и не совпадает с текстом, приводимым в труде И.Орбели. К тому же между старыми плитами видны новые вставленные, где вместо лакун (стершихся букв) отмеченных у И.Орбели ныне видные свежие буквы. В общей сложности из 8 плит, недавно вмонтированными являются 4-5 штук. Однако даже старые плиты тоже не XIII века (то есть не периода постройки албанами Гандзасара) и скорее всего, относятся к XVI-XVII вв., когда армянские хайские священники стали тут прочно обосновываться.  

Следует отметить, что широкое поле для искажений и фальсификаций при переводе надписей Гандзасара со стороны армян открылось из-за того, что в древности писали, не разделяя на слова и без гласных (вместо которых ставили символ, обозначающий несколько разных гласных) поэтому возможны вольные трактовки смысла и перевода текста. Несомненно, этим злоупотребляли при переводе, и каждый подводил смысл к тому, что считал верным. При сличении текстов нами обнаружено, что некоторые переводы и трактовки священников М. Бархударянца, С. Джалалянца и О. Шаhхатунянца не совпадают с тем, что в оригинале увидел и скопировал И.Орбели в Гандзасаре и других албанских храмах Карабаха. Ведь эти священники собирали надписи Карабаха по заказу Армянской церкви и не удивительно, что их заказные переводы не совпали с научными исследованиями И.Орбели и других ученых.

В книге И.А.Орбели «Избранные труды», ученый  отмечает, что АРМЯНЕ ЗАХВАТИЛИ АЛБАНИЮ, в частности, нынешний Нагорный Карабах, Хачен. Говоря о «северной Армении», Орбели объясняет, что под этим термином подразумеваются земли Албании и пишет: «Северной Армении, вернее - захваченных армянскими феодалами южных областей Албании, как нынешний Нагорный Карабах, и, в частности, район, примыкающий к Гандзасару…». (И.А.Орбели «Избранные труды», Ереван, 1963 г., статья «Албанские рельефы и бронзовые котлы», стр. 358.)

Отметим, что И.Орбели столкнулся с серьезным давлением, в результате чего весь тираж его труда «Надписи Гандзасара и hавоцптука» был уничтожен. Странно, что Орбели, который в молодости выступал как ученый, и смело критиковал перевод надписей, однако затем замолчал, не выпустил в свет свой труд, и вообще больше не возвращался к теме исследований надписей Карабаха. Возможно, именно взамен своего молчания он получил высокие должности – с 1924 года член-корреспондент Академии наук СССР, в 1933 году избран действительным членом Института истории культуры Армении, с 1934 года директор Государственного Эрмитажа, с 1935 года академик Академии наук СССР. Ведь став маститым ученым, И.Орбели мог запросто сам поехать в Карабах или организовать научную экспедицию, которая завершила бы его исследования, начатые в труде «Надписи Гандзасара и hавоцптука». Однако этого им сделано не было, хотя прежде - если судить по письму собственноручно им написанному в приложении к сохранившемуся экземпляру «Надписи Гандзасара и hавоцптука» он этого страстно желал и возмущался тому, что его труд не выходит в свет.

К тому же из 300 надписей собранных И.Орбели в Карабахе, в его неизданный труд вошло только 100. Вообще поразительно то, что за прошедшие 150 лет исследований, ни Орбели, ни другие исследователи так и не перевели эти надписи на русский язык, а только делали переводы части надписей на современный армянский язык.


Ныне нами проводится кропотливая работа по дешифровке и переводу албанских надписей Гандзасарского монастырского комплекса, а также сверка нынешнего состояния этих надписей. В результате исследований установлены многочисленные факты арменизации и фальсификации албанских надписей храмов на оккупированных территориях Азербайджана. Манипулируя этими сфальсифицированными надписями, армянская сторона стремится убедить мировое сообщество и науку в том, что Карабах издревле являлся частью армянского наследия и истории. Исследования, проводимые нами, позволяют в корне разоблачить армянские фальсификации храмов Карабаха и представить доселе неизвестные архивные и рукописные материалы о наследии народов Кавказской Албании. Вышеуказанные исследования внесут свою позитивную лепту в дело защиты культурно-исторического наследия и прав народов Азербайджана.  

28 коммент.

Ризван, интересно - а завершилось ли исследование (перевод) Эльшада Алили в этом направлении? Ведь он там переводил целые предложения - которые оказались высеченными на тюркском языке (именно эти фрагменты плит Гандзара оказались самыми древними фрагментами плит Гандзараса). Отсюда можно сделать вывод: что слово "албан" носит символический характер, а не является названием этноса и очевидно видно что эти албаны(алпаны, алуаны, агваны) - были тюркоязычными. То есть азерами-христианами.

Reply

Первое, чем обращает на себя внимание рецензируемая статья, это прямое указание на многонациональный состав населения древней Кавказской Албании. Сегодня никого не удивляет, что в мире практически нет ни одной мононациональной страны, за исключентем быть может нацистской Армении (но и тут есть вопросы, о которых поговорим позже). Но почему-то этот естественный человеческий подход историки напрочь отвергают по отношению к древнему миру. Да, в древнеассирийских источниках есть несколько указаний на тотальное уничтожение некоторых небольших народов, но скорей всего это бахвальство восточного деспота и откровенное преувеличение. Даже Гитлеру в XX веке не удалось претворить в жизнь полностью, бредовую идею тотального уничтожения народа, а при античном и средневековом уровне техники и организации такое деяние попросту нереализуемо.

Таким образом, мы приходим к простой и естественной парадигме совместного интернационального проживания разных народов на единой территории под эгидой общего государства. Такой подход снимает многие глупые вопросы, задаваемые ныне апологетами уно-национального варианта, например - Как современный Азербайджан может быть наследником древней Кавказской Албании. В ответ хочется процитировать Булгакова "правду говорить легко и приятно" - помимо территориальной общности современные азербайджанцы в большинстве своём являются наследниками тюрок - равноправных и равнозначных с другими этносами в количественном отношении, жителей древней Кавказской Албании.

Reply

Храмы и духовное наследие этносов, населявших историческую Кавказскую Албанию сегодня в армянских (и не только армянских I.R.) туристических проспектах, брошюрах и IT-ресурсах представляются как «древнеармянское» духовное наследие, как составная часть «древней Армении и Армянской церкви». Обманутые иностранные туристы и гости, посетив арменизированные албанские храмы на территории Армении и оккупированного Карабаха, уезжают оттуда убежденными, что соприкоснулись с «древнеармянским» наследием, и затем искренне продвигают в своих странах лживую армянскую историческую концепцию. (c)

Один мой IT-друг под ником Алексей Перевалов очень метко подметил, что всех апологетов старинного Хрстианства на Востоке причислили к армянам. Ничего из ряда вон выходящего здесь нет. То же происходило в Российской империи, где всех принявших Православие автоматически писали русскими, вне зависимости от реальной этнической принадлежности. В результате русские теперь не могут отыскать концы, кто же они есть на самом деле в этническом плане. Армяне, правда, не особо заморачиваются на эту тему, потому что им это не выгодно с точки зрения реализации планов глобальной и региональной гегемонии.

Таким образом, на вопрос, откуда столько армян на Востоке и как они так широко рассеялись следует простой и естественный ответ - современные армяне едины только по названию. На самом деле это множество народов и частей народов, исповедовавших Христианство в Исламскую эпоху. Современные пропагандисты с обеих конфессиональных сторон (христианской и мусульманской) умышленно замалчивают истинное количество и общественную значимость христианских общин в мусульманском мире. Европейцам это не выгодно, потому что мешает устоявшемуся образу страшилки-ислама. А исламисты не желают признавать того факта, что многие арабы, персы, ливанцы и иже с ними всё-таки остались верны вере предков.

Но как только пошла валом информация о конфликте в Сирии, так сразу вылезли непреложные факты, что оказывается в этом сердце Исламского мира (Дамаск одно время был столицей Халифата) христиан, хотя конечно и не большинство, но довольно много. И кто бы мог сомневаться, при упоминаниях Сирии моментально всплыло в печати множество упоминаний об армянах.

Reply

Храмы и духовное наследие этносов, населявших историческую Кавказскую Албанию сегодня в армянских (и не только армянских I.R.) туристических проспектах, брошюрах и IT-ресурсах представляются как «древнеармянское» духовное наследие, как составная часть «древней Армении и Армянской церкви». Обманутые иностранные туристы и гости, посетив арменизированные албанские храмы на территории Армении и оккупированного Карабаха, уезжают оттуда убежденными, что соприкоснулись с «древнеармянским» наследием, и затем искренне продвигают в своих странах лживую армянскую историческую концепцию. (c)

Один мой IT-друг под ником Алексей Перевалов очень метко подметил, что всех апологетов старинного Хрстианства на Востоке причислили к армянам. Ничего из ряда вон выходящего здесь нет. То же происходило в Российской империи, где всех принявших Православие автоматически писали русскими, вне зависимости от реальной этнической принадлежности. В результате русские теперь не могут отыскать концы, кто же они есть на самом деле в этническом плане. Армяне, правда, не особо заморачиваются на эту тему, потому что им это не выгодно с точки зрения реализации планов глобальной и региональной гегемонии.

Таким образом, на вопрос, откуда столько армян на Востоке и как они так широко рассеялись следует простой и естественный ответ - современные армяне едины только по названию. На самом деле это множество народов и частей народов, исповедовавших Христианство в Исламскую эпоху. Современные пропагандисты с обеих конфессиональных сторон (христианской и мусульманской) умышленно замалчивают истинное количество и общественную значимость христианских общин в мусульманском мире. Европейцам это не выгодно, потому что мешает устоявшемуся образу страшилки-ислама. А исламисты не желают признавать того факта, что многие арабы, персы, ливанцы и иже с ними всё-таки остались верны вере предков.

Но как только пошла валом информация о конфликте в Сирии, так сразу вылезли непреложные факты, что оказывается в этом сердце Исламского мира (Дамаск одно время был столицей Халифата) христиан, хотя конечно и не большинство, но довольно много. И кто бы мог сомневаться, при упоминаниях Сирии моментально всплыло в печати множество упоминаний об армянах.

Reply

Как же удалось горстке армян убедить весь мир в том, что они самые древние, культурные и исторически влиятельные. Дело в том, что Армянский проект был интернациональным. Армянской церкви, бывшей на протяжении веков главной вдохновительницей и выразительницей идей армянского гегемонизма, нужно было подмять под себя как можно больше народу. А как сделать это эффективней, чем представить народам сказку об этническом родстве и единстве разобщённой армянской нации, исповедующей самый древний, а следовательно истинный вариант Христианства. Так и появилось химера мирового армянства, которая наряду с другими супремацистскими (учениями о превосходстве) химерами ведёт народы к гибели.

Европейским “цивилизаторским” кругам, первоначально католического, а позже экономического толка нужен был таран для вскрытия исламской общности. В качестве такового естественно могли выступить христианские общины, но эффективность политики вбивания клина многократно возрастала, если объединить всех христиан Востока и обозвать их армянами. Так и было сделано, в результате армяне попали в особую милость к европейской ориенталистике. Русские империалисты, как только дотянулись до Турецкого и Персидского Кавказа, тоже взяли на вооружение эту парадигму, всячески привечая и обласкивая армян. Налицо тот редкий случай, когда коренные интересы и виды на будущее всех основных мировых хищников совпали или по крайней мере устремлены в одном направлении. Это продолжается до сих пор, а Вы думаете, почему столько времени тянется разрешение пресловутого Карабахского конфликта, когда проблему деоккупации можно было бы решить в одночасье. Маленькая Армения одна никогда не смогла и не стала бы сопротивляться воле всего мирового сообщества. Но беда в том, что она не одна.

Наша задача, таким образом, развенчать миф под названием - история, география и политология “армянской нации”, писать правду об агрессивной сущности мирового армянства и тех, кто ему покровительствует. При этом по мере возмужания и упрочения Азербайджанского государства в мире непременно появятся влиятельные силы, которые сделают ставку на современный прогрессивный Азербайджан. Если армянским экспансионистам и их хозяевам нужна война, чтобы ловить рыбку в мутной воде, то нам нужен Мир, дабы расти и утверждать общечеловеческие ценности, искать и находить друзей.

И тогда колесо истории само переедет кочку, которая когда-то называлась армения.

Reply

Фальсификация, частичная переделка, а тем более уничтожение древних артефактов и памятников является уголовным преступлением. До сих пор по поводу армянских проделок на исторической ниве я слышал только от историков и журналистов. Но почему безмолвствует прокуратура Азербайджанской республики? Думаю и даже уверен, настал момент, когда авторитетные учёные могут и должны подать заявление в компетентные органы на предмет возбуждения полномасштабного уголовного расследования, возможно, с привлечением Интерпола. Это послужит ярким показателем серьёзности приверженности Азербайджанской республики исторической Правде и очень пригодится нам после несомненного возвращения Карабаха в лоно своей Родины - Азербайджана.

Reply

Работа в этом направлении идет, перевод делают несколько, в том числе зарубежных специалистов. По мере продвижения работы, будем публиковать результаты

Reply

какими буквами вообще эти записи сделаны ?

Reply

это церковный язык - грабар

Reply

eto absolutno armyanski- kstati Grabar do slovno oznachayet pismenni -to est pismenni armyanski
i ya chitayu eti nadpisi bez kakogo truda, poskolku tam absolyutno na armyanskom yazike vsyo napsiano.
tupost "это церковный язык - грабар" grabar eto ne yazik a formirovka armyanskogo yazika.
est zapadnoarmyanski so svoimi dialektami, vostochnoarmyanski so svoimi dialektami, est sredni armyanski i est staro-armyanski to est grabar. "mudri" rizvan "это церковный язык - грабар infantilnost eto i vsyo

Reply

конечно же грабар - это близкий к современному армянскому языку, кто это отрицает? Этим церковным языком пользовались различные нарды армяно-григорианской веры, а не только хайский.. вы понимаете разницу?

Reply

Уважаемый господин Фуад Ахундов и Ризван Гусейнов спасибо Вам огромное.

Reply

Эти труды наших выдающихся ученых историков откроют тайны армян

Reply

А какое вообще отношение имеет к кавказским албанцам сам Азербайджан?!
В надписях Гандзасара есть какое то упоминание про эту страну?
Может в Азербайджане очень нежно и трепетно относятся к культурному наследию,языку множества малых народов-лезгинов,аварцев,татов,удинов,талышей,курдов и прочих,некогда проживающих на своих исконных территориях и которые сегодня находятся на грани исчезновения .?Нет,конечно..
-То что сегодня называется Азербайджаном была провинцией Персии,которую отвоевала Россия и которая далее стала кладбищем для проживающих там этносов..Печально,но это факт.
Похожая судьба ожидала и армян не будь Карабахской войны..
Так что защищать чьи то права Азербайджану надо еще заслужить...Пусть сначала разберутся со своими народами,пока у тех не переполнилась чаша терпения.
С уважением,

Reply

Этим церковным языком, кстати, пользовалась и небольшая часть половцев, принявшая Григорианство. Так теперь мировое армянство объявляет их чистокровными армянами и основывает на этом территориальные притязания на Крым, Дон и вообще Юг России http://ingvarruricson.mirtesen.ru/blog/43039698089/Mirovoe-armyanstvo-tyanet-volosatuyu-lapu-k-YUgu-Rossii

Reply

аноним..а почему вы уводите тему в сторону? не надо троллить, в надписях Гандзасара ничего не сказано и про Армению.. род князя Гасан Джалала Давлы (одно имя говорит о его этнических корнях) создавшего Хаченское княжество и построившего Гандзасар, был связан родственными узами с Атабеками Азербайджана, одного из его братьев так и звали - Атабак. Вы наверное не в курсе того, что сотни и сотни древних источников, в том числе армянских описывают территории Азербайджана на Кавказе, в которые включают Баку, Гянджу, Шемаху, Дербент, Эривань и др.

Еще одной вашей ложью является то что Азербайджан якобы "кладбище этносов" - так чья бы как говорится корова мычала! В Армении на последние 100-150 лет изгнаны и уничтожены все другие народы, если в 19 веке армяне составляли не более 25% населения, то сегодня составляют 99,7% ... спрашиваю Вас - куда делись все остальные этносы, их культура, памятники и архитектура на территории нынешней Армении?

Reply

Когда армянину нечего сказать ,он начинает нести охинею про малые народы которые якобы на грани исчезновения чушь полная , и лезгины и талыши , таты ,удины, аварцы ,курды все жили и живут нормально в Азербайджане никто их не притесняет и не уничтожает , а насчет армян так оно видно что в Армении кроме самих армян никто не живет ,может есть горстка курдов да и тех выживают , армянин он и есть армянин фальсификатор и брехун ,который в своем глазе не видит бревна, а в чужом замечает соринку , и им безполезно что то доказывать их надо лечить путем хирургического вмешательства .

Reply

Спасибо Вам господа Фуад Ахундов , Ризван Гусейнов , Ингвар Рюрикович за то что трудитесь открывая людям правду , а то так выходит что весь мир создали армяне и все им должны , еще раз благодарим Вас .

Reply

Анонимный 1 июля 2014 г., 13:25 -
Вы написали тут что: *- "eto absolutno armyanski- kstati Grabar do slovno oznachayet pismenni -to est pismenni armyanski
i ya chitayu eti nadpisi bez kakogo truda, poskolku tam absolyutno na armyanskom yazike vsyo napsiano."...
Вы должны знать что тут в статье речь не идет о том армянскому ли языку относится "грабар" или нет.
Тупостью как раз можно охарактеризовать ваш бессмысленный коммент. Речь тут идет о том что почти многи надписи на этих плитах заменены армянскими фальшивыми надписями. Ибо они не совпадают с теми эскизами и фоторграфиями которые сделаные еще до того как их заменили и они не совпадают и не сливаются в единый ансамбль с теми же подлинными и старыми гандзарскими фрагментами которые находятся рядом с ними, на этом же участке надписей. Вам говорят что -там написано целое предложение на тюркском языке, а вы продолжаете глупо упираться в стену непонимания. Если на то пошло то знайте: что никакого древнеармянского языка не существует. А ваша письменность взяты из данииловых алфавитов а более древние формы взяты из албанской письменности и были нагло присвоены. Вы хайи с 1260-года до 1701-го года были рабами на каменоломнях нынешнего Ливана и Сирии. У вас до этого был только устный язык который имел персоязычные корни (многие слова в вашем гибридном языке даже сейчас имеют персидские корни, хоть вы и старательно пытаетесь их произношения изменить на свой выдуманный лад).

Reply

(I) Анонимный 1 июля 2014 г., 15:13

Вы тут задали один из самых глупых вопросов всех времен и народов: -

* - "А какое вообще отношение имеет к кавказским албанцам сам Азербайджан?!"...

- Это самое смешное и самое глупое что я мог слышать когда либо, с начала армяно-азербайжанского конфликта. Кафказская Албания и кавказские албаны имеют самое непосредственное отношение к нынешнему Азербайджану и к азерам. Вы когда нибудь задавались себе вопросом, почему "Албаний" две? Один из них это нынешняя Албания которая находится на юге Балканского полуострова, а другой из них это так называемая древняя "Кавказская Албания" которая находилась юго-восочном Кавказе. Почему "Кавказская"? Для того что бы хоть как то их отличить от нынешней Республики Албании. А почему эти названия не просто похожи- а являются одним и тем же названием. А потому что слово "албан" имеет тюркские корни означают "процесс взятия (принятия)". Первоначально она произносилось как "алыб-ан" (алыбан) - в буквально переводится с тюркского как "принимая". То есть принимающие. И те и другие были названы так потому что "приняли новую веру". Слова алыбан имеет и другие тюркские варианты как алыан(алуан), алван, агван. Только намного позже османские тюрки стали называть балканских албанов арнавутами. Но известно что "арнауты" это название одного из четырех этнических групп албанцев в которых сотоят и три остальных, таких как: "геги", "тоски", "арбереши". Название арнауты появилось с XIV-века. Хотя сами балканские албанцы себя называли и сейчас называют "шкиптар-ами" или "шкиптарет-ами"(алб. shqiptapët) а страну свою "Шкиперия"(алб.Shqipëria). Свой язык они называют "шкип" (алб. Gjuha shqip - что в переводе означает Язык албанцев). Предки нынешних шкиптар(албанцев) были тюркоязычным народом. Слово "шкип" в лингвистических правилах идентичен со словом "скиф". Хотя некоторые западные и русские мнения хотят приписывать Скифов к народам германо-романской и славянской группы, но многие версии и исторические факты доказывают о том что и Скифы, и Саки, и даже Сарматы были тюркоязычными народами. Скифы в свое время даже создавали свое царство еще 2600-2700 лет назад на территории Северного Азербайджана. Потом они обосновались на территории Южной Украины а еще позже переместились на юг Балканского Полуострова где окончательно ассимилировались. А слово Албан для кавказских албан была всего лишь символическим обозначением что, означало "те кто приняли новую веру (религию)". От этого их Азербайджанский язык не поменялся. Албаны не имеют ничего общего с лезгинами, удинам и т. д.
И еще вы сказали что:
*- "В надписях Гандзасара есть какое то упоминание про эту страну?"...
- Так ведь там (особенно в подлинных плитах) об "армении" тоже нету ни слова.

Reply

(II) Анонимный 1 июля 2014 г., 15:13

И еще одну глупость написали: -

* - "Может в Азербайджане очень нежно и трепетно относятся к культурному наследию,языку множества малых народов-лезгинов,аварцев,татов,удинов,талышей,курдов и прочих,некогда проживающих на своих исконных территориях и которые сегодня находятся на грани исчезновения .?"...

- Можно подумать что вы ночами напролет не спите и думаете о "растоптанных" правах "бедных" лезгинов, аваров, талышей, удин, татов и курдов... Не надо делать вид что вы якобы печëтесь о судьбах этих народов. Если вы пеклись о судьбах удинов и лезгин то не приписывали бы албанов к армянам (хотя вы сами же в их сайтах пишите о том что якобы- они и есть те самые древние албаны, но в своих сайтах- для своего армянского народа пишите о том что албаны и армяне это одно и тоже. Сколько же можно лицемерить?). Да вам хайам по большому счету наплевать с высокой колокольни на судьбы этих народов. Вы только мечтаете о том чтобы поднять у них интерес к ложной "самоидентификации" и поссорить их с нами, с их самыми лучшими друзьями-азербайджанцами. Вам выгодно сталкивать нас с этими народами лбами, чтобы мы хотя бы немного отвлеклись от борьбы с вами хаями и забыли про захваченный Карабах и чтобы эти народы нанесли свой предательский удар ножом, нам в спину. Не бывать этому. У этих народов в Азербайджане есть свои средние школы и свои школьные учебники выпущенные государством на их родном языке, газеты, журналы, радио, книги и театры на их родном языке. Разве вы у себя в армении создаете такие же условия для курдов-езидов (которые тоже являются христианами как вы и которые являются почти единственным этническим меньшинством в армении)- из прежних 4,3тыс человек которых в Армении остались сейчас около 1-тыс курдов-езидов? Разве вы им создали такие же условия которые мы создали своим- нацменьшинствам? Нет конечно. Вы только трепаться умеете. Если бы вы были на нашем месте -то вы бы тогда и Азербайджан превратили бы в такую же монореспублику как и Хайастан. Но вы хайи изволили приходить сюда и нагло лгать.
Еще один ваш бред: -
*- "То что сегодня называется Азербайджаном была провинцией Персии,которую отвоевала Россия и которая далее стала кладбищем для проживающих там этносов..Печально,но это факт..."...
- Такой ложный "факт"- существует лишь только в ваших больных воображениях. Отсюда оно и создает у вас "печаль". Если говоря о мнимой "Персии" вы имеете в виду об Ахеменидском и Сасанидских государствах то нет ни каких существенных доказательств о том что этими государствами правили персы, или же персы там были титульной нацией. Слова "Персия" и "Парфия" было придумано во второй половине XV-века. Слова "перс", "Персия", "персиянин", "Парфия", "парфиянин" и т. д. были добавлены в "Ветхий Завет" Библии лишь после 1480-го года (в 1480-1483 годах). А если вы имеете в виду другие периоды, то - провинция под названием "Азербайджан" существовал еще во времена Халифата в VII-X веках и прямо так и называлась Азербайджан, и охватывал он большую территорию от Дербента до Хамадана.. Вот это и есть факт. А до захвата, Россией территория - Аджема никогда официально не называлась ни как в виде "персии", ни как в виде "ирана". Это было Государство Гаджаритов и она так и называлась. А гаджары- это одна из племен азербайджанцев. Так что никаких персов во главе власти и названии "персия" до 1925-го года не существовало.
*- "Похожая судьба ожидала и армян не будь Карабахской войны.."...
- Как можно быть таким безответственным в своих глупых рассуждениях? Оправдывать свои злодеяния прикрываясь несуществующими проблемами. Это только злобному армянину могло придти в голову.

Reply

(III) Анонимный 1 июля 2014 г., 15:13

*- "Так что защищать чьи то права Азербайджану надо еще заслужить..."....
- Интересно, в чьих глазах мы должны заслужить - эти "права"? На ваших что ли? Имейте в виду - мы эти права давно заслужили в отличии от наших подлых соседей которые жаждут заграбастать наши исконные земли. Если бы мы не заслуживали такие права- то разве проголосовали бы за нас 155-государств в ООН чтобы избрать Aзербайджан непостоянным членом Совбеза ООН, которые избираются на 2-года и состоят из 10стран (вместе с 5-постоянными членами их становится 15 стран)? Этого мы заслужили только благодаря своей честной и миролюбивой политике. А за вас почему не голосовали? Потому что ваши слова не сходятся с вашими делами. Потому что подлость вашей политики ощющаются везде куда бы вы не ходили. Вы одобрили в 1992-1993 годах признание Независимости Тайваня от Китая и принятие его в членство ООН, что тем самым пытались нанести вред Китаю и его целостности. А между тем Азербайджан, в отличии от вас в ООН официально выступил Против признания независимости Тайваня и принятия его в членство ООН. И Китай об этом знает. Вы поддерживали абхазских и южноосетинских сепаратистов, чтобы они способствовали к раздроблению территории Грузии (вашего северного соседа). И я еще не перечислил многих остальных подлых действий хайской политики. Многие и так знают кто вы такие на самом деле. Кому - кому, только не вам говорить о каких то "правах". Не вам судить об этом. Вы эти свои "права" очень давно исчерпали.

*- "Пусть сначала разберутся со своими народами,пока у тех не переполнилась чаша терпения."....
- Не надо выковыривать нервы там где они даже не локализованы. Наши народы сидят тихо и не намерены поднять "восстание" против азербайджанцев. В Азербайджане живут до 110-разных наций, а в Армении почти ни одной не осталось. Вы почти их всех изгнали. Так что не советую вам строить из себя- "благодетелей" для других народов (и почему то именно в Других Странах, а не своей стране).

Reply

Добрый день, Ризван. Сотый раз перечитывая материал и не могу все-таки разобраться, где и что именно армяне утали, сфальсифицировали? Непонятно, в каком месте армяне вместо слов "албанский народ" указал "армянский народ". Если разобрать "Вашу совеместо с администрацией президента" статью и раложить все по полочкам, то становится ясно, что все у вас по-старому. Для "убедительности" лишь добавлены фотокопии отдельных страниц работы Орбели.
Давайте все-таки разберемся с чего началась эта история, связанная с Гандзасаром и кто именно фальсифицировал. Ведь проблема была в следующем: Вы, Ризван, совместо с администрацией президента и псевдо-историками (Ф.Мамедова и т.д.) утверждали, что в Гандзасаре главная надпись гласит: "....Я ....Гасан Джалал построил эту церковь для СВОЕГО АЛБАНСКОГО НАРОДА". подчеркиваю - для СВОЕГО АЛБАНСКОГО НАРОДА. Для того, чтобы был диалог между арм. и аз. историками (а не монолог администрации президента) вам и всей этой шайке необходимо опубликовать работу Оребели, где говорится, что церковь была построна для ".......АЛБАННСКОГО НАРОДА". ДОКАЗАЛИ ли ВЫ, что в работе Орбели есть такая строка: НЕТ,НЕТ и ЕЩЕ РАЗ НЕТ. А теперь воппрос: КТО ФАЛЬСИФИКАТОР?
Относительно "hayrapetuthetn nersisi aluanits katolikosi (при патриаршестве Нерсеса, католикоса албан)". Такое ощущение, что армяне до вашей совместной статьи не говорил, что церковь Нандзасара была освящена в 689 (1240) во время правления Нерсеса, католикоса агванка. Да и кроме того,ну сколько можно об этом говорить? Армянская Апостольская церковь имела четыре католикосата: Эчмиадзинский, Киликийский, Ахтамарский и Албанский. Вы хот раз были в Ахтамаре? Вы читали, что надисано на надгробных камнях католикосов? Странно, что азербайджацы говрят армянам, как с грабара переводить "aluanits katolikosi". Вдвойне странно, когда "историки",нагло утверждающие о наличии надписии "ДЛЯ МОЕГО АЛБАНСКОГО НАРОДА", обвиняют во лжи армян со ссылкой на какие-то «реставрации".
Вы хоть представляете какие "ошибки" исправил Орбели (о котором Вы пишете)? Там НЕТ никаких фальсификаций!!!!!!! Кто Ваш переводчик, пусть укажет что именно "сфальсифицировали" М. Бархударянц, С. Джалалянц и О. Шаhхатунянц. В том то и дело: писать Вам просто нечего.
Фраза тюркском происхождении словосочетания "hatir melikin torn(u)m eçin" вообще является шэдевром мировой азер "историографии". Попросите вашего переводчика еще раз перевести предложение, не вырывыая из него отдельные фразы и все будет ок)))))
Ключевой вопрос, на который, видимо, следует ответить современным аз. «историкам», берущимся что-либо сказать (в смысле написать), - это прежде всего вопрос: а для кого вы пишете? Если для "очернения армян", то можно и дальше продолжать возделывать делянку под названием "азербайджанская историографии".

Reply

аноним - ведите себя пристойно.. шайкой является ваша голова в которой не умещается много новой информации... свой заумный тон и интонации оставьте для своих сверстников... где я утверждал что Гасан Джалал построил для своего албанского народа? вы с перепугу меня с кем-то спутали... а остальное скоро прояснится в виде дальнейших статей.. ваши брызги слюной никоим образом не подтверждают что Гасан Джалал строил для "армянского народа"

Reply

Добрый день, Ризван. Не хотел отвечать, но все-таки отвечу. Простите, если я Вас обидел, я этого вовсе не хотел. Другое дело, что иначе чем «шайкой», людей, которые занимаются столь бездарной фальсификацией, назвать, не получается. На Ваши оскорбления отвечать не буду, пусть останутся на Вашей совести.
Хотел прояснить два момента.
Во-первых, относительно Вашего выражения «брызги слюной никоим образом не подтверждают что Гасан Джалал строил для "армянского народа". Вы утверждаете, что в моей большой голове не умещается много новой информации. Мы, молодое армянское поколение, готовы принять любую информацию, но при условии, что эта информация ВЕРИФИЦИРУЕТСЯ накопленными историческим материалами. Как может в моей «большой голове» появится иная информация, если армянский историк Киракос Гандзакеци пишет: «…великий ишхан Хачена и областей Арцаха Гасан, которого ласково называли Джалалом — муж благочестивый, богобоязненный и скромный, АРМЯНИН по происхождению». По Вашей логике получается, что и это армяне сфальсифицировали. Эгоцентризм, так или иначе свойственный любому человеку приводит к тому, что мы зачастую склонны приуменьшать свои ошибки и заблуждения, чем замечать их у других, а когда они все-таки были выявлены - находить оправдания.
Во-вторых, относительно Вашего вопроса «где я утверждал что Гасан Джалал построил для своего албанского народа? В статье «Дополнение к домашнему заданию А. Арзуманяна по истории Еревана», публикованной в Регнуме, Вы пишете: «Санкт-Петербурге в Институте восточных рукописей РАН сохранилось письмо И.Орбели в Петербургскую Академию, в котором он отказывается от распространения книги и скупает весь ее тираж. В этой книге было собрано свыше 300 эпиграфических надписей, из которых 82 относятся к Гандзасарскому комплексу, а остальные другим близлежащим храмам. На одной эпиграфической надписи в Гандзасарском монастыре было написано: «Я Гасан Джалал, Царь Албанский, по благословлению моего Патриарха Албанского построил этот собор для моего Албанского народа». Эту надпись в советское время мог видеть любой приезжавший в Гандзасар — ныне после неоднократных реставраций со стороны армян, по всей видимости, она изменена или вовсе убрана, однако сохранилась как у Орбели, так и в других источниках».
К сожалению, с Вашей стороны и со стороны аз. историков (в том числе академии наук) публикуются ответные или критические статьи, совершенно бессодержательные в том смысле, что подобные работы оказываются просто лишенными какого-либо ответного или критического повествования; при этом "критика" сводится не к критике по существу, а к забалтыванию проблемы, сопровождающемуся многостраничными аллегориями, шутками и прочими остротами, переходу на оценки исследовательских способностей (уровня образования, еще хуже, психического здоровья и т.д.) оппонента. О приемах, сопровождающих подобного рода "критику", можно написать многие десятки страниц, однако все они сводятся к одной простой уловке - вместо обсуждения тех или иные доводов, предложенных конкретным исследователем, по существу уйти в сторону и продолжать свой монолог, периодически делая ссылки на критикуемое произведение как на то, что якобы подвергается критическому анализу.
Теперь я понимаю, почему армянские историки и политические деятели молчат, когда с азербайджанской стороны появляется очередная информация о принадлежности Уч-Муадзина (Эчмиацин) или Еревана к «древним азербайджанским………..».
На этом закончим, оставлю «свой заумный тон для своих сверстников…». Жаль, что у нас нет диалога. Видимо следует признать, что наше старшее поколение действительно мудрее нас: гиблое это дело. Удачи Вам в Вашей дальнейшей с администрацией президента (и академией наук) работе.

Reply

день добрый аноним.. хотя было бы лучше общаться с человеком имя которого знаешь. Начнем по порядку - пропущу о том почему я вас оскорбил, наверное вы поняли что сами стали этому причиной. Далее - верификация не является прерогативой сугубо армянской молодежи - это нормальное явление принятое во всем мире. Мы себе отдавали отчет о том с чем имеем дело, когда начали исследования армянской истории, естественно первым делом стояла задача верификации древнеармянских источников на которые ссылаются ныне ученые. Тут попутно появилась еще одна проблема поднятая еще в 19 веке европейскими и русскими учеными кавказоведами, арменистами - почти все древнеармянские источники не сохранились в оригинале и существуют в виде многочисленный иногда разительно отличающихся переписанных копий. Проблематике армянских источников мы посвятили десятки научных статей, в том числе привели многочисленных зарубежных авторов: Сен-Мартена, Реклю, Аколютуса, Патканова и т.д., которые еще в 19 веке пришли к выводу что не следует опираться на т.н. древнеармянские источники при изучении истории армянского народа. Однако позже, уже в советское время эти наставления были проигнорированы и появился целый каскад переводов древнеармянских источников со стороны армянских и советских ученых. Затем эти переводы легли в основу многочисленных научных работ по теме истории Армении и армянского народа. В результате сегодня не только армянская молодежь, но и взрослые дяденьки и тетеньки серьезно верят что нынешнему Еревану 2800 лет, что так город назвал пророк Ной, который причалил у Арарата.

Касательно ссылки на Киракоса Гандзакеци относительно Гасан Джалала - тоже самое.. ты взял наверное цитату из перевода Ханларяна с армянского сайта (или та же армянская перепечатка на Востлите), а теперь вопрос - как на самом деле назвал Киракос свой труд? Затем я продолжу по поводу цитаты о происхождении Гасан Джалала..

P.S. А цитата в моем материале "Дополнение к домашнему заданию А. Арзуманяна по истории Еревана" взята мною у профессора Р.Геюшева из статьи о Гандзасаре - то есть это не моя мысля... в частности Гуюшев отмечает: " Во главе Хаченского княжества стоял род Джалалидов, Представители этой династии носили титул князей “Сюника и Албании”, “Царь Албании”, “Окраинодержатель Албании”"

Reply

аноним в старые времена-такого понятия как чех,немец,француз,италянец- тоже не было,это же не означает что эти земли принадлежали другим,армении тоже не было,вы хаи,а не армяне

Reply

Кавказские албанцы непосредственно имеют отношение к стране Адербайган, которая была до Кавказкой Албании на этой территории.
Помимо всего племе турруку имеет отношение к Азербайджану. Туркманы (тюрки государства Манна, а не туркмены) конкретно имеют отношение к Азербайджану.
Атропатена, Манна, Кавказская Албания, Аг -Гоюнлу. Кара- Гоюнлу, Сефевиды, АДР всё эти государства имеет пряиое отношение к сегодняшнему Азербайджану.

Reply