4 августа 2021 г.

 


Президент Армении Армен Саркисян в понедельник подписал сразу два указа - о назначении Никола Пашиняна на должность премьер-министра республики и назначении генерал-майора Аршака Карапетяна на пост министра обороны РА. Указ о назначении последнего был подписан на основании предложения Никола Пашиняна. Внезапное продвижение Карапетяна по карьерной лестнице вызвало недоумение в армянском обществе, которое прекрасно осведомлено о скандальном прошлом генерала, обвинении его в коррупции и сдаче «бархатным» властям своих прежних покровителей из «карабахского клана» по делу о 1 марта 2008 года. И, тем не менее, выбор Пашиняна пал именно на Карапетяна. Чем он обусловлен и в состоянии ли это назначение повлиять на разгромленную и деморализованную армянскую армию?


Ответить на эти вопросы редакция Caliber.Az попросила российского военного аналитика, ведущего программы «Международная панорама» канала «День» и программы «Контрольный выстрел» медиахолдинга «Правда.ру» Александра Артамонова и азербайджанского историка, политолога, директора Центра истории Кавказа Ризвана Гусейнова.

«Одним из первых назначений, которое подписал Никол Пашинян после июньской победы на внеочередных парламентских выборах, стало распоряжение об утверждении в должности министра обороны Армении бывшего первого заместителя главы оборонного ведомства генерал-майора Аршака Карапетяна. Уход министра обороны Вагаршака Арутюняна, покинувшего свой пост 20 июля, чтобы, возможно, стать секретарем Совбеза Армении, входит в число давно ожидаемых. Но повышение Карапетяна в статусе - интересный ход, который может служить своеобразным барометром настроений армянских верхов.

Для полновесного понимания произошедшего надо напомнить, что Карапетян возглавлял во время 4-дневной Апрельской войны разведуправление Генштаба МО Армении. Сразу после окончания того быстротекущего конфликта ереванские СМИ стали трубить о несомненной «победе», которую, мол, одержали их военные в сражении с азербайджанцами. Правда, те громкие декларации противоречили элементарной логике, так как в результате военных действий Азербайджан освободил около 20 квадратных километров своей исконной территории. А ведь испокон веков известно: за кем осталась земля, тот и победитель.

Похоже, что тогда - 5 лет назад - власти Армении хорошо понимали, что проиграли и для того, чтобы хоть как-то потешить свое уязвленное самолюбие, скоропалительно сняли с должностей ряд военачальников. Вспомним: в те дни полетели головы министра обороны Сейрана Оганяна, заместителя главы оборонного ведомства Алика Мирзабекяна (отвечал за материально-техническое обеспечение) и начальника войск связи Комитаса Мурадяна. Не удержался на должности и Карапетян. Но вот отшумели над головой опального генерал-майора бури и через полгода он объявляется в Москве в должности военного атташе посольства Армении. Такое неожиданное и престижное, отметим, назначение говорит о многом: в частности, о привилегированных отношениях Карапетяна с Кремлем, а также о том, что особой  ответственности за произошедшее во время Апрельского конфликта (он руководил военной разведкой целых 10 лет - с 2006 по 2016 гг.) генерал не понес.

Ключом к разгадке является заявление самого Никола Воваевича эпохи трехлетней давности. Вот, что он сказал в 2018 году по поводу фактического поражения армянских войск в 2016-м и предполагаемой вины Карапетяна: «Читал десятки, если не сотни секретных материалов по четырехдневной войне, и там не нашел информации об отсутствии разведданных в те дни». Это мнение, кстати, идет вразрез с резким заключением тогдашнего президента Армении Сержа Саргсяна, обвинившего Карапетяна в провале разведывательной работы.

Дальнейшее продвижение по карьерной лестнице бывшего главы военной разведки только подтверждает эту версию. Он становится советником премьер-министра, а потом - 6 апреля с.г. - первым заместителем главы Генштаба (заменил Тирана Хачатряна, отправленного в принудительную отставку после «ракетного скандала»), а 20 июля текущего года и первым заместителем главы минобороны, причем последние месяцы он явно перенимал рычаги правления у уходящего с поста Арутюняна. Кстати, новым главой Генштаба Армении стал Артак Давтян, также вполне лояльно относящийся к сближению с Москвой и подстрекательству к новым провокациям со стороны той же Франции.

Скорее всего, объяснение тут самое простое: именно генерал-майор Карапетян, возможно, сдерживал агрессивный порыв горячих голов в эпоху Апрельской войны. Владея всей полнотой разведданных, он мог честно предупредить верховное руководство Армении о неготовности своей страны к победоносному ведению конфликта с Азербайджаном. Не исключено, что в дальнейшем его системный анализ оказался актуальным и в 2020-м, во время разгрома армянской армии в Карабахе. Генерал-майор мог выступать плечом к плечу с Москвой (его назначение на пост военного атташе в Россию доказывает глубину и постоянство контактов с российскими военными коллегами). В этой связи стоит предположить, что Пашинян будет в текущем - 2021-м - году строить свою оборонную политику в режиме постоянных консультаций с Москвой. Кроме того, Армения, похоже, ставит на системную реформу всего оборонного сектора, включая создание собственного флота БПЛА. Это также может соответствовать программе, предложенной Карапетяном - явным противником поспешных и непродуманных решений.

Таким образом, получается, что в ближайшее время пограничные конфликты и стычки между Арменией и Азербайджаном пойдут на убыль. Также можно прогнозировать дальнейшую интеграцию армянских и российских вооруженных сил на территории этой республики», - сказал А. Артамонов.

В свою очередь, Ризван Гусейнов отметил, что Пашинян после утверждения на посту премьер-министра должен начать подготовку к подписанию всеобъемлющего мирного договора с Азербайджаном, поскольку в противном случае ситуация сильно осложнится.

«То, на что была вынуждена пойти Армения в лице Пашиняна, чтобы избежать позорной капитуляции, документально подтверждено в трехстороннем заявлении от 10 ноября 2020 года и в трехсторонних договоренностях в Москве от 11 января 2021 года. Контуры нового мирного соглашения обрисованы согласно данным заявлениям и договоренностям, о которых я уже выше упомянул. Пашинян взял отсрочку в связи с июньскими парламентскими выборами в Армении. Но выборы прошли, Пашинян был избран, и по логике, он должен выполнить обязательства, которые взяли на себя армянские власти в его лице.

Что касается личности Аршака Карапетяна, который был назначен на должность министра обороны Армении, то тут все и так предельно ясно. Вокруг него определенные проблемы, связанные с апрельскими боями 2016 года. Он является тем человеком, которого считают ответственным за поражение армянской стороны. Азербайджан освободил тогда Лелетепе и определенные территории Джабраильского района, а также в направлении северной линии фронта. Карапетян всегда поддерживал Пашиняна в его борьбе с Робертом Кочаряном и «карабахским кланом», против которых и давал свидетельские показания.

Стоит отметить, что в последние несколько месяцев в силовом блоке сменились несколько человек. Это напрямую связано с тем, что как политическая, так и военная элиты Армении переживают сложные времена - времена уступок. Но именно эти уступки позволят спасти армянскую государственность и армянский народ. По всей видимости, Пашинян формирует кабинет - силовой блок из людей, которые понимают всю сложность ситуации и готовы взять на себя ответственность ради спасения армянской государственности на Южном Кавказе», - сказал Р. Гусейнов.


Джамиля Чеботарева

Комментарии: