26 февраля 2017 г.



Видео, которое представила журналистка Севиндж Османгызы, как якобы доказательство того, что Чингиз Мустафаев сомневался в том, кто чинил зверства в Ходжалы, является монтажем его другого репортажа, посвященного оккупации города Шуша 8 мая 1992 года. В этом репортаже он обвиняет некоторых деятелей и СМИ в сокрытии фактов, связанных со сдачей Шуши, и никакой речи о Ходжалы там не идет. То есть кто-то вырвал слова и кадры из этого репортажа Ч,Мустафаева, чтобы от его имени тиражировать ложь о Ходжалинском геноциде. Эти слова Ч.Мустафаева до конца без купюр из репортажа о Шуше можно посмотреть по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=Xqy-akzc9wI

Ни для кого не секрет, что в Ходжалы армянскими сепаратистами была проведена этническая чистка при содействии российского 366-го мотострелкового полка. Ожидалась ли оккупация? Да. Город был полностью окружен. В то время руководство об этом было осведомлено. Президент Аяз Муталлибов для предотвращения трагедии даже послал 22-го февраля в Москву депутата Араза Ализаде на встречу с российским президентом Б.Ельциным. На ней должны были быть обговорены сроки вывода из Нагорного Карабаха личного состава и техники 366-го МСП. На 25-ое февраля намечено было подписание соглашение, о котором Ельцин дает соответствующее указания Главнокомандующему Объединёнными Вооружёнными Силами СНГ (экс-министру обороны СССР) маршалу Е.Шапошникову и его заместителю (будущему министру обороны РФ) генералу П.Грачеву, а также приказывает сделать отчет о проделанной работе ко второй половине дня. Однако в намеченный срок, когда все соответствующие документы были поданы на подписание, президент России был уже временно недееспособен из-за алкогольного опьянения.
Встреча отменяется, и подписание договора переносится на утро 26 числа. За несколько часов до подписания, в ночь с 25 на 26 февраля маршал Шапошников звонит Аразу Ализаде и сообщает, что в городе Ходжалы совершена резня. После подписания документов расквартированный в Ханкенди полк покидает территорию Азербайджана. Обвинив Геннадия Бурбулиса, Галину Старовойтову, Сергея Шахрая в разглашении информации о выводе 366-го полка, Ельцин снял их с должностей. Эти лица были основными пособниками армян в окружении российского президента.

Немного о репортаже Чингиза Мустафаева…
В репортаже Ч.Мустафаева о событиях в Ходжалы говорится: «Комиссия Верховного Совета расследовала данные события, однако о темных сторонах трагедии народ не знает, и скорее всего, не узнает никогда, поскольку все основных свидетелей с нами больше нет». Далее Ч.Мустафаев говорит: «Эта передача могла пойти в эфир еще вчера, но ее долго не допускали, поскольку она якобы показывает национальную армию в не лучшем свете, но они знали, что данные материалы народ всё равно увидит».
Из репортажа: Тамерлан Караев не скажет ничего из того, что ему известно, однако в отличие от Караева, Чингиз Мустафаев и его последователи молчать не собираются. Как нам известно, Чингиз снимал место трагедии дважды. Материалы первой и второй съемки заметно отличаются. Среди тех, кто полетел туда в первый раз, Чингиз был единственным журналистом, однако он лететь был не должен. Никто в Баку не знал, что он сел в вертолет. Солдаты должны были вывезти несколько трупов, и всё. Заснятые мертвые тела были расположены ближе к Агдаму, нежели к Ходжалы. Ч.Мустафаев заметил людей, прохаживающихся между трупов и отошедших от того места, завидев вертолет, это вызвало у журналиста определенные подозрения. Это были не армяне, что породило несколько вопросов:
- Кто это конкретно был?
- Как они туда попали без вертолета?
- Куда и зачем они тащили мертвые тела?
- Если был путь из атакованного города, почему никто не помог жертвам трагедии?
Во время второй съемки на то самое место прибыли зарубежные репортеры. В этих материалах трупы выглядели более обезображенными, и сам Мустафаев задается вопросом, кто мог это сделать за сутки? (Видео репортажа по ссылкеhttps://youtu.be/kz8rGJCv4-I)
Армянскими пропагандистами данные кадры были использованы в качестве «доказательства» того, что глумление над мертвыми телами жертв трагедии якобы совершили азербайджанцы. Спустя несколько лет, журналистка Севиндж Османгызы задалась таким же вопросом и разместила данные видеоматериалы на своей странице в facebook.
Специально для С.Османгызы следовало бы отметить, что Ч.Мустафаев проводил съемку не в Ходжалы, а на подступах к Агдамскому району. Кроме того, результаты трагедии были запечатлены на различных участках вокруг Ходжалы многими лицами помимо него, и первым сделавшим съемку уже днем 26 февраля был военный репортер Сейидага Мовсумов, поведавший примерно следующее:



"Мы направились в пропускному пункту на Аскеранской дороге вместе с одним из командиров агдамского батальона Аллахверди Багировым. После переговоров с вражеской стороной, увиделись с одним из армянских командиров по имени Виталик. Багиров долго с ним разговаривал, сказал, что мы должны увезти мертвые тела и сделать съемку. Аллахверди Багиров в разговоре с Виталиком (Виталий Баласанян, командир армянских отрядов в Аскеранском направлении) спросил, зачем столько жертв среди мирного населения, если вы воюете с нами, а не с гражданскими? На что армянский командир промямлил, что резню среди гражданских устроили не они, а шедший впереди них батальон 366-го полка. В ответ Багиров заявил: «Если убийства гражданских совершены не лично вами, в таком случае съемки мертвых тел вас не касаются, мы заснимем необходимые кадры».
На съемку Виталик долго не соглашался, но под напором Багирова все же согласился, при одном условии, что двое армянских боевиков будут сопровождать нас и без их разрешения включать камеру либо снимать те или иные кадры нам запрещается. Мы согласились и сели в машину, повезшую нас в сторону Ходжалы. Вместе с нами было два грузовика с нашими солдатами, которые должны были грузить мертвые тела. За мной армяне следили с особым вниманием, стволы автоматов были нацелены в мою сторону, иногда они напоминали, что если сниму что-либо не то, будет открыт огонь. Однако когда я напоминал армянам о разрешении Виталика, они не находили что возразить.
Когда мы дошли до Аскеранского моста, перед нами предстало нечто ужасающее. Огромное пространство под мостом было заполнено трупами, многие из которых были обезглавлены, некоторые с выколотыми глазами. Людей массово убивали с особой жестокостью. Сколько я ни старался, включить на этом отрезке камеру мне так и не дали. Наши стали собирать мертвых, среди которых были женщины, мужчины и дети всех возрастов. Это был не просто массовый расстрел, а убийство с особой жестокостью. Некоторые умерли, пока их волокли, привязав к бамперам машин».
Кадры, заснятые С.Мовсумовым, менее распространены и даже их иногда путают, приписывая Ч.Мустафаеву. Он также сообщает, что к вертолету подошел Ч.Мустафаев с группой. Далее С.Мовсумов вспоминает:
«Ч.Мустафаев вел съемки в стороне села Нахчеваник. Армянские боевики начали обстреливать вертолет, поэтому экипаж был вынужден подняться, в то время как далеко отошедший Чингиз остался один на один с вооруженными армянами. После пилоты развернули машину, чтобы забрать Мустафаева. Мы находились на высоте и увидели, как двое из съемочной группы двинулись через поле в сторону армян. Один из них был репортер из “Səhər” Шамиль Сабироглу, второй был иностранным журналистом».
Итак, Мустафаев был не единственным журналистом, который запечатлел на пленку результаты этнической чистки. Кадры были засняты также по инициативе Аллахверди Багирова и Асифа Магеррамова. В репортаже Мустафаева видны 3-4 человека в камуфляже, и он был уверен, что это наши солдаты, после чего Чингиз спрашивает, куда они несли мертвые тела, как они вообще туда попали без вертолета, и если был путь, то почему жертвам никто не смог помочь?

Более того, благодаря внимательности наших пользователей интернета выяснилось, что видео, которое представила Севиндж Османгызы, как якобы доказательство того, что Чингиз Мустафаев сомневался в том, кто чинил зверства в Ходжалы, является монтажем его другого репортажа, посвященного оккупации города Шуша 8 мая 1992 года. В этом репортаже он обвиняет некоторых деятелей и СМИ в сокрытии фактов, связанных со сдачей Шуши, и никакой речи о Ходжалы там не идет. То есть кто-то вырвал слова и кадры из этого репортажа Ч,Мустафаева, чтобы от его имени тиражировать ложь о Ходжалинском геноциде. Эти слова Ч.Мустафаева до конца без купюр из репортажа о Шуше можно посмотреть по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=Xqy-akzc9wI
А теперь ответим на каждый из этих вопросов.
1.   Если был путь из города, то почему никто им не воспользовался чтобы помочь жертвам?
Ходжалы был полностью окружен, а те, кто смог оттуда вырваться, бежали не в сторону Агдама, а через лес и горы. Причина проста, армянские сепаратисты на тот момент удерживали высоту Гара Гайа на пути из Ходжалы в Агдам. Солдаты из роты Ала Ягуба находились в Хорамурде и на 19-ом посту, а Ахмедаварская рота стояла на 18-ом участке. Поскольку с Аскеранского направления ходжалинцам помочь было невозможно, группа бойцов из Агдама предприняла попытку хотя бы на время освободить от армян высоту Гара Гайа, чтобы дать возможность ходжалинцам прорваться. За неимением времени, операция не согласовывалась на тот момент с министерством обороны. Подробнее об этом нам поведал непосредственный участник Джаббаров Орудж:
«Мы сообщили в Хорамурд, чтобы они начали обстрел со своей стороны, а бойцам 19-го поста велели начать обстрел Аскерана. Целью было отвлечь армян от Гара Гайа, куда мы продвинулись со своих позиций без особых трудностей. Затем собрав группу, я и Джанполад Рзаев (сын Ягуба Рзаева), двинулись в сторону села Шелли. Там было немало бойцов, безуспешно пытавшихся прорваться в сторону атакованного города.
Мною было предложено вернуться и пройти через Гара Гайа, все решили продвигаться тихо, пока не нарвемся на расположенный там вражеский пост. План был вытеснить противника из указанного поста, что позволило бы вывести людей в Агдам. Что мы и сделали. После взятия высоты танк Джанполада Рзаева продвинулся вперед. К тому моменту несколько наших бойцов, были ранены. Искандер с Яшаром живы по сей день. В траншее оставались двое армянских боевиков, которые были уничтожены нами. Только тогда армяне поняли, что мы находимся на позиции выше них. Внизу за постом находился их БТР и одна БМП, а минометов у нас не было, поэтому технику им увести удалось. За ними двинулся Джанполад на танке, из-за рельефа местности разглядеть что-либо не получалось. Позже я узнал, что армянский БМП подбил танк и Джанполад в нем погиб».
Бойцы поначалу думали, что ходжалинцы бегут, однако позже стало ясно, что их вели в плен.
"Из-за куста вышла девушка, крикнула, что армяне убили одного вашего товарища, сейчас будут стрелять и в вас. Уже после того как мы вывели кого смогли из опасной зоны, ходжалинцы стали рассказывать, как армяне стреляли в каждого, кто пытался подать нам знак".
В результате операции Гара Гайа, удалось спасти от плена около 200 мирных жителей, более 100 трупов были вывезены в Агдам.
2.   Куда и зачем несли мертвые тела?
Как было сказано выше, трупы свозили в Агдам. Помнящие те времена хорошо знают, что выживших приютили в своих домах агдамцы, а мертвые тела по мусульманскому обычаю обмывали в Агдамской мечети, после чего убитых хоронили.
3.   Как люди на видеоматериалах попали туда без вертолета?
Из прочитанного выше становится ясно, что те самые «неизвестные», заснятые Чингизом Мустафаевым из вертолета, попали на место высадки, прорвавшись через пост Гара Гайа.
По поводу поставленных Ч.Мустафаевым вопросом ветеран 1-й карабахской войны Рей Керимоглу сообщает следующее:
"Люди, о которых спрашивал Чингиз, это те самые бойцы, которые по договоренности с армянами забирали тела убитых. Переговоры по этому поводу вел покойный Аллахверди Багиров, и собирали трупы в основном бойцы его батальона. Откуда могли знать собирающие трупы солдаты о том, кому принадлежит показавшийся внезапно из-за холма вертолет? На линии фронта, как правило, царит такой беспорядок, что несмотря на договоренность, армянские боевики или русские из 366 полка могли запросто совершить нападение. Поэтому бойцы спешно покинули место приземления вертолета.
Ч.Мустафаев проводил съемки не 26, а 27 и 29 февраля (Рей Керимоглу ошибся - Ч.Мустафаев снимал 28 февраля и 2 марта). Я не исключаю, что он находился там более двух раз, по этому поводу точной информации нет. Место, где лежали тела убитых, не было подконтрольно азербайджанским военным. Наши туда пробирались исключительно чтобы погрузить несколько тел, и процесс полностью контролировался с позиций, занятых армянскими сепаратистами. И поскольку территория была подконтрольна им, они спокойно могли заниматься мародерством.
То же самое касается трупов, привезенных из Аскерана. Так например, армяне долго искали тело Агиля Кулиева, которого могли не отдать. Когда С.Мовсумову показали его труп и потребовали уточнить, в самом ли это деле Агиль Кулиев, то Мовсумов на свой страх и риск дал отрицательный ответ.
Хотя высота Гара Гайа была отбита, расположенный перед ней город Аскеран и другие направления были под контролем армянских сепаратистов. Они могли беспрепятственно осквернять тела убитых, чем всегда и занимались. С другой стороны я не исключаю, что часть мертвых тел могла быть изуродована дикими животными”.
Факт дикостей по отношению к гражданским лицам признавало и армянское руководство. Так, в беседе с наблюдателями правозащитного центра "Мемориал", было заявлено о возможности "некоторых зверств" со стороны тех, чьи родственники якобы были убиты азербайджанцами, а также находившихся в рядах армянских боевиков лиц с уголовным прошлым (подробнее здесь).
Нынешний президент Армении Сержик Саркисян также жестко заявил по данному поводу: "Мы предпочитаем об этом вслух не говорить... Но я думаю, что главный вопрос был совсем в другом. До Ходжалы азербайджанцы думали, что с нами можно шутки шутить, они думали, что армяне не способны поднять руку на гражданское население. Мы сумели сломать этот стереотип. Вот что произошло" (подробнее здесь).
Принимая во внимание царивший в тот момент беспорядок, можно считать, что Чингиз Мустафаев выпустил свой репортаж, будучи неосведомленным по поводу операции по захвату высоты Гара Гайа, проведенной агдамскими бойцами. Автор также готов опустить политическую направленность репортажа и поставленных вопросов. Но с момента трагедии прошло 25 лет. Чингиз давно погиб, а Севиндж Османгызы, разместившая видео того самого репортажа на своей странице почему-то не желает расследовать факты на основании свидетельств живых участников событий. В противном случае она бы поняла, что суждения Ч.Мустафаева строились исключительно на догадках и сомнениях имевшихся у него на тот момент.
автор: Səxavət Məmməd - Olke.az
       

Комментарии: