7 января 2014 г.



«По делу Затикяна мы зачистили КГБ Армянской ССР»

37 лет назад, 8 января 1977 года, в Москве были совершены теракты, потрясшие весь Союз, который уже много лет ничего подобного не испытывал. В течение 40 минут в Москве прогремело три взрыва. Первый прозвучал в 17.33 в вагоне метро между станциями «Измайловская» и «Первомайская». В 18.05 сработало взрывное устройство, заложенное в торговом зале продуктового магазина № 15 Бауманского райпищеторга. Еще через 5 минут взорвалась бомба, заложенная около продовольственного магазина № 5 на Никольской. В результате взрывов, квалифицированных как «теракт», 7 человек погибли на месте, около 40 получили ранения.
Сегодня, в 37-ю годовщину терактов в Москве, редакция Vesti.Az публикуетэксклюзивное интервью с проживающим в Москве полковником КГБ СССР в запасе Аркадием Яровым, который был одним из тех, кто расследовал нашумевшее «дело Затикяна». Несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, он любезно согласился ответить на несколько вопросов азербайджанского журналиста.
- Аркадий Федорович, почему Вы были включены в состав оперативно-следственной группы, расследовавшей теракты в Москве? Были ли какие-либо критерии для отбора в ту группу?

- Почему меня включили в состав той группы? Дело в том, что тогда я работал в Управлении КГБ по Карелии, и принимал участие в обезвреживании террористов Загирняка и Шелудько, захвативших авиапассажиров в заложники в Петрозаводске и требовавших выпустить их в Хельсинки. По всей видимости, в Центре учли мой опыт и пригласили меня в оперативно-следственную группу, расследовавшую теракты в Москве. 
- Каким образом удалось выйти на террористов?
- Нами было опрошено большое количество свидетелей. К сожалению, никто из них не смог четко описать внешность террористов, поэтому составить их фотороботы не получилось. Пришлось идти по другому пути. По собранным нами осколкам взрывных устройств были установлены детали и материалы, которые использовались при их изготовлении. Один из следов уже тогда вел в Ереван.
Однако мало кто знает, что группа Затикяна планировала совершить еще один теракт. На сей раз, в качестве объекта был выбран Курский вокзал. Однако благодаря бдительности пассажиров, обративших внимание на бесхозную сумку, в которой сотрудниками милиции были обнаружены три взрывных устройства,  трагедии удалось избежать. В сумке также были обнаружены синяя спортивная куртка с олимпийской нашивкой из Еревана и шапка-ушанка. На шапке были обнаружены несколько чёрных волос. На поиски людей с черным цветом волос была брошена вся московская милиция. Началась повальная проверка документов. Преступники испугались и бросились прочь из Москвы.
Проверялись вокзалы, аэропорты, автобусы дальнего следования. Бдительными сотрудникам милиции в третьем вагоне поезда  «Москва — Ереван» был замечен молодой брюнет в синих спортивных брюках. Документов при нём не оказалось, равно как и спортивной куртки. Этим молодым человеком оказался Акоп Степанян. Вместе с ним ехал и Завен Багдасарян. На вопросы о том, что они делали в Москве, Степанян и Багдасарян ответить не смогли, стали путаться. Естественно, что их задержали и под охраной отправили в Ереван. Туда же самолетом была отправлена и сумка, обнаруженная на Курском вокзале. И мать Акопа Степаняна опознала сумку, в которой находились взрывные устройства, как сумку своего сына.
В Ереван направили и меня,  для проведения следственных мероприятий. В результате следственных мероприятий нами было установлено, что организатором и руководителем терактов был Степан Затикян, а Степанян и Багдасарян были их непосредственными исполнителями.
Позже меня еще на два месяца отправили в Армению, зачищать там все. Однако эта командировка затянулась на целых 4 года. Мне пришлось заняться  оперативной работой по борьбе с терроризмом. В результате, из республиканского КГБ нами было вычищено около 50 сотрудников. Не за то, что они были преступниками, а за то, что спустя рукава относились к своей работе, проглядели в том числе и Затикяна, который был махровым террористом. А ведь он уже имел за спиной отсидку.
В Армении я довольно тесно работал с Мариусом Арамовичем (Мариус Юзбашян – в 1978-1988 годах председатель КГБ Армянской ССР, смещен с должности в октябре 1988 года, убит 21 июля 1993 года в Ереване – прим. Vesti.Az). Это был настоящий профессионал, 14 лет работал на «нелегалке» за границей.
Кстати, в последующем, когда я уже работал в Инспекторском управлении, Юзбашян предлагал мне стать его первым заместителем. Но потом его сместили, затем рухнул СССР и этот вопрос отпал сам по себе.  А через несколько лет дашнаки его застрели. Вообще, все, что связано с бандой Затикяна, я довольно подробно изложил в одной из своих книг – «Операция «Взрывники». По специальности ведь я журналист, вот и написал 17 книг.
- Почему, на Ваш взгляд, некоторые тогдашние правозащитники, в частности, академик Сахаров, упорно защищали группу Затикяна и утверждали, что уголовное дело в отношении этих трех армян было сфальсифицировано?
- Ну что я могу сказать по поводу Сахарова? Вы же знаете, кем была его жена. Вся операция, которая длилась почти год, находилась под контролем председателя КГБ СССР Юрия Владимировича Андропова, а курировал нашу группу сначала Цвигун (Семен Цвигун – первый зампред КГБ СССР), а затем, когда Семен Кузьмич приболел, начальник 5-го Управления КГБ СССР Филлип Бобков. Сам Андропов назвал теракты в Москве «преступлением века».
По делу Затикяна был проведено тщательное расследование, собрана доказательная база их вины, сам судебный процесс был открытым. Никакого давления – ни физического, ни морального – на них не оказывалось. Для подсудимых даже были приглашены переводчики, так как на определенном этапе судебного процесса они вдруг дружно «забыли» русский язык. На суде вина обвиняемых была неопровержимо доказана и они были приговорены к высшей мере наказания.
- В одной из своих книг бывший первый заместитель КГБ СССР Бобков указал, что нити терактов в Москве вели к АСАЛА и «Дашнакцутюн»…
- Скажу так: в те годы за пределами СССР действовало около 50 антисоветских центров и организаций. И «Дашнакцутюн» была среди них, это точно. Думаю, что, по меньшей мере, Затикян и его сообщники были пропитаны дашнакской идеологией. 
- Сегодня, спустя 37 лет после тех страшных терактов, Вы по-прежнему уверены, что все сделали правильно и наказание Затикян, Степанян и Багдасарян понесли заслужено?
- У меня и тогда, и сейчас не было никаких сомнений в том, что теракты в Москве – дело рук Затикяна и его сообщников. Против собранных нами железных доказательств их вины предъявить нечего, кроме пустой болтовни.
Бахрам Батыев 

Комментарии: