18 ноября 2014 г.

Shuhrat Barlas (Шухрат Барлас)
Ташкент-2014 г.

Взгляд с Узбекистана.

Узбекистан, является правопреемником и наследником исторического Туркестана. Каждый исследователь, изучающий исторические проблемы возникновения Национально Освободительного Движения Туркестана, сталкивается с фактом этнической чистки в Ферганской долине, которая была совершена со стороны армян дашнаков при помощи Советов.

Чудовищная акция по истреблению мирного местного населения Ферганской долины, спровоцированная в 1918 г. армянскими националистами, привела к росту недовольства среди местного населения Туркестана и послужила детонатором народной войны против Советов, которая стала причиной гибели более 5 миллионов 600 тысяч человек.  Эта народная война 1918-1934 гг. тянулась мелкими стычками до 1944 года. 

Всему мировому сообществу известно, что на заре своей независимости Республика Узбекистан одним из первых признала агрессию со стороны Армении в отношении братской Республики Азербайджан. Многие политики склонны считать, что официальный Узбекистан, при осуждении агрессии Армении против Азербайджана прекрасно был осведомлён об историческом факте бесчеловечной и чудовищной агрессии армян дашнаков совместно с Советами, которая была причиной убийства десятки тысяч мирных жителей Туркестана.







До сегодняшнего дня, между Арменией и с Республикой Узбекистан, не осуществлён взаимный визит на государственном уровне. На территории Армении не существует дипломатический корпус, виде Посольства и Консульства Республики Узбекистан, так же не были организованы заведения государственного значения. В Узбекистане, тоже не существует Посольство или Консульство Армении. Товарооборот между Арменией и Узбекистаном составляет отметку 0,00.

Официальный Узбекистан, с самого начала агрессии Армении на территориальную целостность братского Азербайджана, неуклонно продолжает призывать противоборствующие стороны к мирному разрешению спора. Узбекистан, неоднократно указывая, подчёркивает безрезультатность разрешения спорных вопросов при помощи вооружённого конфликта и откровенно подтверждает свою позицию по отношению территориальной целостности братской Республики Азербайджан.


Возникновение игральной карты «армянский вопрос».

Многие организации, лоббирующие великодержавных интересов некоторых стран, с удачным использованием армянского вопроса не ссылаются на исторические факты и документы, а спекулируя этим вопросом, стараются играть на чувствах и делают ставку на политическую конъюнктуру.

Известно, что до 1878 года только Российская империя, опасаясь влияния Османской империи на Кавказе и в Туркестане начала разыгрывать армянскую карту. Целью этой игры была вытеснение Османской империи из колониальных границ России, но в дальнейшем армяне превратились в разменную монету, и в руках других мировых держав. Интересы России против Османской империи совпали с интересами Великобритании, Франции и Германии, которые возвели армянский вопрос до уровня значимой проблемы в мировой политике.

В мировой политике тех лет армянского вопроса, обсуждаемого на мировой арене до мирного Сан-Стефанского договора 3 марта 1878 года и Берлинского конгресса в июне 1878 года, вообще не существовало. До этого договора и конгресса и в Османской империи тоже не было армянского вопроса и армянских организаций. В них не имелось необходимости, так как армяне были представлены и в парламенте, и в правительстве Османской империи.

Вмешательство Европейских стран привело к тому, что они начали объединять армян в отдельные организации. Главной целью создания этих организаций со стороны мировых держав было уничтожение Османской империи, однако о создании армянского государства они и не думали. По этому поводу весьма примечательно выступление в 1878 году Отто фон Бисмарка на Берлинском конгрессе, который высказался, что “Армянская государственность не стоит даже одной капли крови немецкого солдата”.

Именно Армянская церковь, служила в интересах европейских стран в качестве Центра армянского объединения по уничтожению Османской империи и в 1878 году в Швейцарии была создана армянская националистическая организация “Гнчаг”, а в интересах Российской империи по уничтожению Османской империи в 1890 году на Кавказе была сформирована армянская националистическая организация “Дашнакцутюн”. Эти организации были своеобразными инструментами в руках других государств, которые при помощи этих организации выступали против правительства Османской империи.

В канун Первой мировой войны по инициативе Армянской церкви армянские организации “Гнчаг” и “Дашнакцутюн” провели конгресс, на котором приняли конкретные решения против Османской империи.

Первым решением данного конгресса было – армяне, которые служат в Османской армии, ни в коем случае не должны сдавать оружие, и после того, как подойдут российские войска, повернуть своё оружие против солдат Османской армии.

Вторым решением, принятым на конгрессе, было начать оказывать давление на членов семей Османских солдат, оставшихся в деревнях.

Третье и самое главное решение – всеми способами добиться поражения Османской империи в предстоящей войне.

Султан Османской империи 1909 – 1918 гг. Мехмет V, и генералы Османской армии Ришад Паша, военный министр Энвер Паша, министр внутренних дел Талаат Паша были осведомлены об этих планах.

С декабря 1914 года до конца января 1915 года длилась битва “Сарыкамыш”, во время которой стало очевидным предательство армян Османской империи, перешедших на сторону врага. После этого Османская империя была вынуждена прибегнуть к переселению армян с приграничных зон в другие регионы своей страны, так как представители этого народа при поддержке внешних сил постоянно проводили террор и диверсии в тылу Османских войск.

24 апреля 1915 года правительство Османской империи приняло решение об аресте активистов армянских организаций “Гнчаг” и “Дашнакцутюн”. Переселение армян с приграничных зон началось 27 мая 1915 года. В указе Османского правительства говорится о предоставлении возможности армянам захватить с собой все движимое имущество. Для этого было выделено необходимое количество повозок. Что касается недвижимости, то власти Османской империи распорядились оценить и выплатить армянам её стоимость.

Кроме того, было отмечено, что если в будущем переселённые армяне пожелают вернуться, их недвижимое имущество может быть им возвращено. Строго было наказано, что если кто-либо из солдат нанесёт ущерб переселяемым армянам, то предстанет перед военным трибуналом.

В 1915 году Османская империя на переселение армян из приграничных зон в другие регионы затратила 25 миллионов турецких лир, а в 1916 году – 86 миллионов, в то время как на фронте не хватало питания для солдат Османской армии. Европейские авторы пишут, что германские журналисты посетили тогда Сирию, где были размещены армяне. Они стали свидетелями того, как турецкие власти обеспечивали армян питанием, тогда как Османские военные голодали в окопах.


Фальшивый Андонян и афера под кодовым названием «геноцид».

В 1920 году некий армянский иммигрант по фамилии Андонян, якобы бывший госчиновник Османской империи, опубликовал в Париже сборник официальных документов на английском и французском языках, который так и был назван – “Сборник документов Андоняна”. Многие исследователи подозревают, что сборник фальшивый и опубликован от имени, не существующего человека под армянской фамилией. Проанализировав историческую и политическую ситуацию тех лет, понять с какой целю, была опубликована данная фальшивка, не составляет особого труда, а именно:

В то время Османская империя уже капитулировала в Первой войне, а Великобритания, Франция, Италия, Румыния, Греция делили её территории между собой. Тема о массовом истреблении армян со стороны Османской империи, преподнесённая с лёгкой руки европейских стран противников Османской империи. То есть это всего лишь уловка придуманная странами Антанты для того, чтобы иметь средство давления на Османскую империю.

Сам термин «геноцид» не правомерно используется в отношении событий тех лет, так как термин «геноцид» был впервые введён в обиход в 1943 году польским юристом еврейского происхождения Рафаэлем Лемкиным, а международный правовой статус он получил после Второй мировой войны в декабре 1948 года. Под названием «Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него» как понятие, определяющее тягчайшее преступление против человечества.

Поэтому с юридической и логической точки зрения применение данного термина считается не правомерным по отношению к событиям до 1948 года. Так, как данная Конвенция не содержит положений, которые допускали бы его ретроактивное применение. Напротив, Конвенция однозначно исходит из того, что цель её «возложить обязательства только на государства участникам такого преступления и только на будущее после выхода в обиход данной Конвенции».

Ретроактивное применение, то есть применение термина «геноцид», в отношении событий произошедших в военное время и в разгар Второй войны таковым не считается. Так как события происходили до вступления в силу этой Конвенции. Значение данной правовой позиции отражаются во многих правовых документах в мировой практике юриспруденции.

Как правило, применение обратной силы закона считается несовместимым с принципами законности, даже в юриспруденции правового государства, не говоря уже о мировой практике международного правоведения. Следовательно, события в отношении своих граждан происходившие внутри Османской империи во время Второй мировой войны, признавать геноцидом не правомерно.


Русские войска и армянские лавочники в Туркестане.

Во второй половине XIX века в Центральной Азии, тогда известной как Русский или Западный Туркестан, в ходе процесса её завоевания и присоединения к Российской империи, появились армянские общины… [1]

Основная масса армян направлялась в городские поселения Туркестана и постепенно осела, как в старых – Самарканд, Коканд, Андижан, так и новых городах Туркестана – Ашгабаде, Скобелеве (ныне Фергана) компактно: почти в каждом из них были армянские кварталы. [2].

Как свидетельствуют российские источники, составленные в тех годах, что армяне впервые появились в Туркестане вслед за Российской армией. В «Кауфманском сборнике» в 1910 году генерал-майор русской армии Б. Литвинов сообщает, когда в Туркестан «пришли русские войска, за ними потянулись армяне… открылись лавчонки; прибыли ещё войска… выросли транспортные конторы, заводы, церковь, школа и… армяне, армяне и армяне. Армяне торговцы вытеснили торговцев татар, армяне портные выгнали портных евреев, армяне – скупщики, армяне перекупщики… содержатели пивных, словом, образовался особый армянский квартал…»

«В 1913 г. армянское население Ферганской области… становится все более устойчивой в хозяйственном отношении и её благосостояние неуклонно растёт… Учреждаются армяно-григорианские приходские школы. В городах (Туркестанского края) появились доходные дома и рестораны, магазины, основанные ими. Немало армян находилось на государственной и военной службе»[3].

К 1917 году число армян в Туркестане благодаря Российской империи заметно возросло. Поселенцы осваивали ремесленные профессии, открывали лавки, работали в строительстве. Армянские купцы осуществляли товарообмен с Россией, состоятельные армяне владели многими хлопкоочистительными, маслобойными, кожевенными и иными предприятиями[4].


Красные большевики и кровавый Дашнакцутюн в Туркестане.

В январе 1918 г. после отказа признать власть Советов в Туркестане для уничтожения сторонников Туркестанской независимости из Москвы в Ташкент прибыли 11 эшелонов с войсками и артиллерией. Из воспоминаний многих большевиков тех лет, в Туркестан были брошены войска, где были в основном вооружённые дашнаки.

В начале 1918 года армяне, во главе с председателем Кокандского Совета армянином Сааковым, вооружённые пулемётами и артиллерийским орудием, подошли к кишлаку Бачкир, родному селению курбаши Иргаша – первого лидера Национально Освободительного Движения Туркестана и сожгли его. По пути следования отряд расстреливал «невинных, беспомощных дехкан и оскорбил некоторых женщин и девиц и ограбил домашнюю утварь их».

Октябрьский переворот в России и Революционная диктатура, установленная в Андижане, где до середины 1919 года доминировали дашнаки, открывала им доступ к ресурсам в Туркестане, что давало возможность отбирать продовольствия и имущество у местного населения. [5].

В годы советской оккупации использование Советами националистической организации «Дашнакцутюн», обострили отношения армянских общин с окружающим местным населением Туркестана. Так, как армяне бывшие бакалейщики, виноторговцы, парикмахеры, мясники и другие торговые слои Российской империи, в одночасье ставшие «революционерами» осуществляли разбойные нападения против местного населения Туркестана.


Кровавый след Дашнаков.

Со стороны дашнаков в Ферганской долине с 1918 г. по 1919 г. Было разграблено и уничтожено почти все города долины и 180 селений, в городе Коканде за три дня было убито 10 тысяч мирных жителей, в Маргилане 7 тысяч, в Андижане 6 тысяч, в Намангане 2 тысяч, в местности между Базаркурганом и Кокандом было убито 4,5 тысяч мирных жителей.

13 февраля 1918 года была резня мирного населения города Коканда и окрестных кишлаков. Дашнаки в течение трёх дней убивали всех мусульман, имевших несчастье встретиться им на пути, грабили их дома и лавки. Махалли и кишлаки местных жителей были подожжены, а огромная добыча свалена на вокзале, чтобы её было удобней отвозить в качестве трофеев. Не только местные узбеки, составлявшие заметную часть защитников Кокандской автономии были перебиты, но и персы, евреи и даже русские сторонники Туркестанской автономии и вся их немногочисленные общины в городе Коканде, невзирая на пол и возраст были убиты. Главная инициатива убийства исходила от армян, ожесточившихся на персидскую общину и на узбеков. Позже, в своё оправдание представители армянской общины Коканда, наиболее активные в этой резне, говорили, что их подталкивал к насилию страх перед объявлением мусульманами «джихада»[6].

Основные силы дашнаков сожгли Коканд и устроили резню местных жителей, но другой отряд дашнаков после боя с мирными жителями Коканда захватил селение Сузак и расстрелял там всех жителей. Третий отряд Красной армии, в составе, которого была армяне дашнаки, вступил в бой с народными повстанцами у Базар-Кургана и был вынужден отступить. В течение 20 дней все кишлаки в этой зоне подверглись нападению, где все мусульмане мужского пола, невзирая на возраст, были убиты. Те, кто выжили, хоронили погибших, но дашнаки появлялись вновь и убивали оставшихся, даже тех, кто молился у свежих могил[7]

После разгрома Кокандской автономии и взятия Коканда частями Красной гвардии, в составе которых было заметное число обладавших боевым опытом военнопленных первой мировой войны – венгров, австрийцев, немцев, к ним примкнули вооружённые представители армянской общины – «все бакалейщики, виноторговцы, парикмахеры, мясники и другие торговые слои»… [8]

В марте 1918 г. во многих местных газетах национальных районов советской России было помещено указание за подписью народного комиссара по делам национальностей РСФСР И. В. Джугашвили-Сталина, что «армянские революционные организации имеют право свободного формирования армянско-добровольческих отрядов»[9],

Затем все основные посты в гражданской и военной администрации города были заняты армянами, которые были объединены Дашнакцутюн и защищали свои групповые интересы, не гнушаясь самоуправством и фаворитизмом. Властные отношения были построены на силе оружия, дашнаки раздавали оружие своим соплеменникам, формируя своего рода касту «новых преторианцев» именем революции. С 1918 до середины 1919 года революционная диктатура и Советы в Андижане также находились под контролем дашнаков. Используя властный ресурс, в условиях экономического кризиса и угрозы голода в Русском Туркестане, красноармейские отряды, сформированные из армян, под предлогом борьбы с басмачами осуществляли налёты на кишлаки мусульманского населения с целью реквизиции или грабежа[10].

В начале апреля 1918 г. народные ополченцы осадили Наманган, город в Ферганской долине, его защищал гарнизон, в составе которого вместе с регулярными частями Красной армии с басмачами сражались два отряда Дашнакцутюн[11].

В июне 1918 дашнаки совершили налёт на город Ош, в декабре того же года вторглись в окрестности Джалал-Абада в северной части Ферганской долины. В декабре 1918 года в кишлаке Ханул-Абар отряд дашнаков похитил всех женщин-мусульманок и привёз их как трофеи в Андижанскую крепость[12].

На первом съезде Компартии Туркестана в июне 1918 года дашнакам была вынесена официальная благодарность за их участие в революционном движении края. В ответ представитель Дашнакцутюн выразил готовность прийти на помощь советской власти. «В трудные моменты мы можем рассчитывать на вас, а вы – на нас, как на самих себя…»[13]

Одновременно со съездом Компартии Туркестана проходил съезд Дашнакцутюн, где было объявлено, что армянам следует быть на стороне советской власти. При этом особо подчёркивалось, что только таким образом они могут защитить армянскую диаспору в Туркестане и свою родину – Армению от врагов, под которыми открыто, подразумевались мусульмане[14]

Дашнакцутюн был готов участвовать также в формировании частей Красной армии для ведения боевых действий на Кавказе. Согласно проекту, революционные армянские части предполагалось использовать в Красной армии, дислоцированной на Кавказе, в составе которой они обладали бы определённой автономией в вопросах организации и дисциплины. Это был конкретный проект, о котором заявил перед съездом один из руководителей Совнаркома Туркестанской АССР, военный комиссар Осипов. [15].

Осипов, который заявлял о проекте формирования военных частей дашнаков в Красной армии, в 1919 году перешёл на сторону врагов советской власти. Попытался свергнуть её в Ташкенте, что стоило жизни 14 ташкентским комиссарам – высшему руководству советского Туркестана, в том числе – председателю ТуркЦИКа Войтинцеву, председателю Совнаркома Фигельскому, главе местной Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией Фоменко.

В апреле мусульмане-коммунисты на совещании Мусульманского бюро компартии Туркестана осудили сотрудничество советской власти с Дашнакцутюн, провозгласили необходимость прекратить насилие в Фергане, привлекать на свою сторону мусульманское население и «произвести чистку рядов Красной армии от армянских провокаторов»[16].

Жестокость рождала жестокость и жажду мщения. Военно-полевые командиры отрядов Национально Освободительного Движения Туркестана, курбаши призывали мусульманское население Ферганской долины: «Мы должны последовать примеру Османских турок …»

В подтверждение своих призывов ополченцы Национально Освободительного Движения Туркестана, под предводительством курбаши Мадамин-бека, захватив в плен бойцов Красной армии из гарнизона Намангана, среди которых было несколько русских, 49 армян и 13 мусульман, служивших советской власти, всех армян и мусульман убили на месте, а русских обезоружили и отпустили.

В ноябре 1918 части Мадамин-бека и курбаши Хал-Ходжи после посещения святого места – мазара Хазрет-Айюба Пайгамбара на обратном пути ограбили банк Джалал-Абада и убили 13 сотрудников советских учреждений, в том числе 11 армян, за то, что дашнаками был вырезан кишлак Сузак. В секретном донесении из Андижана в Совнарком Туркестана в конце 1918 года говорилось, что Дашнакцутюн несёт ответственность за разжигание конфликта между советской властью и мусульманским населением, а армянский руководитель, отвечающий за «национальную» политику в городе, является богачом, владельцем винодельни, кинотеатра и нескольких домов[17].

После разрушения дашнаками кишлаков и селений многие жители Ферганской долины уходили в Национально Освободительные Движения Туркестана под предводительством народных ополченцев, которых не обоснованно советские идеологические партийные работники прозвали «Басмачи». После нападения в феврале 1919 г. частей Национально Освободительного Движения Туркестана на Андижан, его гарнизон, в основном состоявший из армян, возложил ответственность за этот налёт на мусульманских жителей старого города. В течение недели проводились в домах мусульманских жителей обыски, сопровождавшиеся грабежами, убийствами и изнасилованиями. Молодых девушек из старого города дашнаки увозили в Андижанскую крепость телегами. Оправдывая свою жестокость, дашнаки говорили, что, «даже если они убьют всех мусульман Ферганы, не будет столько погибших, сколько армян уничтожили мусульмане в 1915 году в Османской империи»[18]

ЦК РКП (б), осудил действие русских коммунистов Туркестана за «колонизаторский уклон» и притеснения ими мусульманского населения, не смотря на это в Фергане русские коммунисты и дашнаки продолжали сотрудничать, но ситуация поменялась не в пользу Дашнакцутюн. В марте 1919 г. на чрезвычайном съезде Советов Туркестана его мусульманские делегаты предложили резолюцию, в которой выдвигалось предложение «обезоружить и расформировать отряды Дашнакцутюн и очистить Красную гвардию от преступного элемента»[19]

До разоружения Дашнакцутюн Турар Рыскулов прибыл в Андижан, где располагались основные силы дашнаков в Туркестане, с большими полномочиями, поскольку он являлся членом Ферганской комиссии. Он докладывал из Андижана в Ташкент о фактах насилия дашнаков над мусульманами, т. е. операция по разоружению была продуманной и готовилась заранее, что свидетельствует о её сложности. Оказалось, что армянская община Андижана за короткое время получила от советской власти, как минимум, 800 винтовок. Помимо этого, у армянской общины, по словам её представителей, оставалось на каждого её члена по пять ружей, револьверы, боеприпасы к ним и даже гранаты.

После обсуждения деятельности большевиков армян на территории Туркестана на конференции Мусульманского бюро коммунистов Туркестана после этого был отдан официальный приказ о разоружении, чтобы не дать времени дашнакам организовать сопротивление. Комиссия ТуркЦИКа приказала армянской общине Ферганы сдать оружие, а частям Красной армии в крае – вывести из своих рядов армянских бойцов[20]


Минувшие дни.

Советская власть в Туркестане под давлением ЦК РКП(б) и мусульманских коммунистов впервые обозначила намерение о разоружении дашнакских отрядов, но дашнаки в первое время отказывались сдавать оружие и намеревались защищаться с оружием в руках, некоторые из них были готовы покинуть Туркестан.

Под контролем ТуркЦИКа, приказ о разоружении дашнаков были исполнены по достоверным агентурным данным о наличии оружия и боеприпасов у армянской общины Ферганы. Комиссия привлекла части Красной армии для проведения обысков в домах и сторонников этой организации. Члены Дашнакцутюн, сопротивлявшиеся исполнению приказа, были отданы под суд военного трибунала и расстреляны. Со стороны комиссии, для предотвращения вооружения своих соплеменников армянами-красноармейцами был отдан приказ командованию Красной армии в Туркестане изгнать из своих рядов всех армян-красноармейцев. На первом съезде Мусульманского бюро было объявлено, что в Андижане, Коканде и Скобелеве, где в основном сконцентрировались армянские боевые дружины дашнаков, их разоружение завершено[21]

Почувствовав стремление коммунистов разоружить врагов мусульманского населения Ферганской долины, курбаши Мадамин-бек огласил своё намерение перейти со своими отрядами на сторону советской власти. Переговоры ТуркЦИК с ополченцами Туркестанского Национально Освободительного Движения привели к переходу отрядов курбаши Мадамин бека на службу советской власти. Для физического уничтожения и вспугивания Дашнакцутюн были использованы внушительные военные силы лидера Национально Освободительного Движения Туркестана курбаши Мадамин-бека.

После роспуска филиалов Дашнакцутюн в Туркестане армянам было разрешено объединиться в организацию «Армянское братство», формально новую и другую организацию, которую нельзя было обвинить в связях с партией дашнаков, к этому времени перешедшей на Кавказе, где был центр дашнакского движения, но мусульманские коммунисты Туркестана не оставляют без внимания армянские организации. Уже через год в докладе на имя командующего Туркестанским фронтом Красной армии М. В. Фрунзе один из его командиров – заместитель 2-ой Тюркской бригады утверждал, что организация «Армянское общество» ничем не отличается от Дашнакцутюн и предлагал издать распоряжение о запрете её деятельности[22].


Shuhrat Barlas

Ташкент-2014 г.



Библиография.

В статье были использованы материалы из трудов:
А. Ш. Кадырбаева «Армяне в Центральной Азии. История и Современность»
М. З. Садыхлы «Ответ тебе даст история…»:
[1] Амирьянц И.А., Григорьянц А.А. Армяне Средней Азии. – Современное развитие этнических групп Средней Азии и Казахстана. М., 1992. ч.1. С. 157-169.
[2] Historia Rossica. Центральная Азия в составе Российской империи. Окраины Российской империи. М., 2008. С. 385.
[3] Кауфманский сборник. М., 1910. С. 31-45.
[4] Historia Rossica. Центральная Азия в составе Российской империи. Окраины Российской империи. М., 2008. С. 282.
[5] Буттино Марко. Революция наоборот. Средняя Азия между падением царской империи и образованием СССР. М., 2007. С. 276. Цит. по: Хасанов М. Фергана после кокандских событий, февраль 1918г. – март 1919г. Машинописный текст, 1993. Неопубликованное исследование по материалам КГБ Узбекской ССР.
[6] Рыскулов Т. Революция и коренное население Туркестана. “Что делали дашнаки в Фергане” Ташкент, 1925. С. 107.
[7] Рыскулов Т. Революция и коренное население Туркестана. “Что делали дашнаки в Фергане” Ташкент, 1925. С. 107-109.
[8] Российский государственный военный архив (РГВА). Фонд 25898. Оп. 1. Д. 2. Лл. 64-65.
[9] Сталин И.В. Сочинения в 13 томах. М., 1946-1951. Т. 4. С. 24.
[10] Буттино М. Революция наоборот. Средняя Азия между падением царской империи и образованием СССР. М., 2007. С. 281.
[11] Ферганский областной государственный архив. Ф. 121. Оп.1. Д. 275. Лл. 27-28 об.
[12] Буттино Марко. Революция наоборот. Средняя Азия между падением царской империи и образованием СССР. М., 2007. С. 285.
[13] Наша газета. (Ташкент, 1917-1919). 1918, 22 июня.
[14] Наша газета. (Ташкент, 1917-1919). 1918, 12, 24 и 25 июня.
[15] Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 25898. Оп. 1, Д. 78. Л. 207.
[16] Мусбюро РКП(б) в Туркестане: 1, 2 и 3 Туркестанские краевые конференции РКП, 1919-1920 гг. Ташкент. 1919-1920. С. 67-68.
[17] Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 25859. Оп.2. Д. 11. Лл.82-85 об.
[18] Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 25898. Оп. 1. Лл.1283; Ф. 100. Оп.3. Д. 923. Л. 158 об.
[19] Назаров М.Х. Коммунистическая партия Туркестана во главе защиты Октябрьской революции. 1918-1920 гг. Ташкент, 1969. С. 123.
[20] Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 25859. Оп. 2, Д. 11. Л. 82-85 об.
[21] Мусбюро РКП(б) в Туркестане: 1, 2 и 3 Туркестанские краевые конференции РКП, 1919-1920 гг. Ташкент, 1919-1920. С. 10.
[22] Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 100. Оп.3. Д. 923. Л. 158 об.


5 коммент.

А ссылку на Тюрк Медиа поставить сложно было? Скопировали материал один в один сиредакционной правкой и нашими фотографиями
http://www.turk-media.info/?p=756

Reply

если бы вы написали свое имя было бы очень хорошо.. обратите внимание что у меня этот материал выставлен 18 ноября, а на указанном вами сайте появился 4 декабря... понимаете? к тому же автор хороший знакомый моего друга и статья собрана по его инициативе. вовсе не для указанного вами ресурса

Reply

В детстве от своих дедов слышал о дашнаках. Смерть многих узбеков, киргиз, кипчаков других жителей ферганы по их вине. Вот теперь научное исследование подтверждает рассказы дедов.

Reply

благодарю Абдуллах ака за ссылку, выставил ее здесь и в других темах

Reply