24 октября 2012 г.



THE Caucasus & Globalization 

Journal of Social, Political and Economic Studies 

Volume 6 Issue 2 2012 


Ризван Гусейнов, заместитель председателя Центра защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев Азербайджана, докторант Института по правам человека Национальной академии наук Азербайджана (Баку, Азербайджан). 


читать статью (стр. 177-191) на русском языке здесь:







РЕЗЮМЕ

В Баку 23 декабря 2011 года Центр истории Кавказа при Институте общественно-политических исследований «АЗЕРГЛОУБ» провел мероприятие, приуроченное к 500-летию Эриванской крепости, на месте которой ныне находится Ереван - столица Республики Армения. Была представлена богатая коллекция документов, архивных материалов, картин и фотографий о настоящем, ныне уничтоженном историческом центре Еревана – средневековой Эриванской крепости (Иреван-гала). Эта крепость, частично сохранялась вплоть до 1920-ых гг., когда после создания Советской Армении ее власти начали тотальное уничтожение данного памятника средневекового азербайджанского зодчества.

В Армении восприняли как вызов то, что Азербайджан поднял вопрос уничтожения Эриванской крепости и решили начать реализацию, некогда заброшенного проекта «Старый Ереван», согласно которому из разных уголков города намечено переместить несколько сохранившихся зданий конца XIX - начала XX веков, чтобы создать подобие исторического центра. То есть, вместо некогда существовавшего средневекового центра Еревана, будет создано его подлог из архитектуры конца XIX - начала XX. А ведь если Ереван претендует на статус древнейшего города мира, тогда где же его древние архитектурные памятники? Становится ясно, что в Ереване стартует масштабный проект архитектурно-исторической фальсификации облика старого города.

На примере горькой судьбы Эриванской крепости, наше исследование, предоставляет возможность изучить плачевные результаты и непоправимый урон, который наносят межнациональные конфликты памятникам средневекового зодчества на Кавказе.

ВВЕДЕНИЕ

Центр истории Кавказа при Институте общественно-политических исследований «АЗЕРГЛОУБ» продолжает проводить исследования с целью сбора фактов поэтапного уничтожения историческом центре Еревана.

До образования Эриванского ханства на территории нынешней Армении  располагался  Чухурсаад - одно из четырех  бейлярбекств  азербайджанской династии Сефевидов.  В  1504-ом году  Сефевидский Шах Исмаил поручил своему полководцу Ревангулу-хану построить на этой территории крепость.

Крепость  была возведена за 7 лет  на  скалистом берегу в юго-восточной стороне реки Занги, (которую спустя века, обосновавшиеся здесь армяне, переименовали в Раздан). Крепость назвали в честь Ревангулу-хана Реван, а позже Иреван - поскольку в тюркских языках перед твердой согласной буквой «р» часто произносится гласная «и». Иреван прославился как город минаретов. В крепости было 8 мечетей, 800 домов, и  там жили только азербайджанские тюрки.

(Рисунок 1)1796 год. Вид Эривани с минаретами.  


Эриванская крепость, была захвачена русскими войсками после 23-летних неудачных попыток в 1827 году и сохранялась в прежнем виде до середины XIX века. Разрушение Эриванской крепости произошло в 1864 году. Стены, похожие на стены Бакинской крепости Ичери Шехер, были разобраны, кладбища уничтожены, названия кварталов изменены, а жители (азербайджанцы) выселены.

(Рисунок 2)1927 год. Эривань. Эти люди называют еще сохранившийся Дворец Эриванского Сардара главной достопримечательностью Кавказа


Однако частично постройки внутри Эриванской крепости оставались сохраненными вплоть до 1920-ых годов, когда с установлением советской власти в Армении, местные власти приступили к полному сносу крепости, дворца сардара, мечетей, бань и любых построек, напоминающих о мусульманском и тюркском прошлом Иревана. По завершению этого процесса, в 1936 году, армяне переименовали древний азербайджанский город Иреван (Эривань) в Ереван, и тем самым  стерли, и само упоминание о том кем был создан город, и кто жил в этой жемчужине азербайджанской и мусульманской культуры. В 2011 году  Эриванской Крепости исполнилось бы 500 лет…

Доказательством мусульманского и тюркского прошлого нынешнего города Еревана, является картина известного русского художника-баталиста Франца Рубо «Сдача крепости Эривани 1 октября 1827 года». На картине Рубо в первозданном виде запечатлены Эриванская крепость, купола ее мечетей, минареты, ханский сарай и жители в восточных мусульманских одеяниях.

(Рисунок 3). Картина Франца Рубо «Сдача крепости Эривани 1 октября 1827 года»


В Армении восприняли как вызов и угрозу то, что в Баку прошла презентация, посвященная 500-летию ныне уничтоженной Эриванской крепости, и что этой теме был посвящен ряд материалов в азербайджанских и российских СМИ. В спешном порядке, по поручению армянских властей, было дано поручение ученым, архитекторам, официальным лицам, общественным деятелям и СМИ дать ответ на представленные азербайджанской стороной факты и материалы о горькой судьбе исторического центра Еревана. Того самого средневекового Иревана, что ныне уничтожен в угоду националистической армянской исторической концепции, утверждающей, что никто кроме армян не был насельником на территории нынешней Армении, а значит и не может тут быть никаких архитектурно-исторических памятников, кроме как армянских. Но дать какой-нибудь осмысленный ответ на поднятую азербайджанской стороной дискуссию относительно разрушенного исторического центра Еревана армянская сторона не смогла.

МИФ О ТОМ, ЧТО ЕРЕВАН СТАРШЕГО РИМА

То есть армянские власти относительно истории Еревана попались в свои же сети национализма. Ведь армянская наука и власти в течение нескольких десятилетий выдвигают свою версию создания и возраста Еревана, согласно которой этот город создан в древности армянами и по возрасту даже старше Рима. Отметим, что в советской Армении после почти полного уничтожения исторического центра Еревана - средневековой Эриванской крепости в 1960-е годы был придуман миф об «Эребуни-Ереване», якобы основанном в 782 г. до н.э. Этот миф был выдвинут после того, как были найдены остатки урартской крепости Тейшебаини в нескольких десятках км. от исторического центра Еревана. Изначально было ясно, что эта находка никакого отношения к нынешнему Еревану и армянам, не имеет, однако армянская наука посчитала иначе.

Все началось с того, что в 1950-х годах советские археологи на некотором расстоянии от Еревана нашли остатки урартской крепости, где была обнаружена табличка с клинописью расшифрованной как «РБН». Эти буквы «РБН» незамедлительно были преподнесены армянской стороной как слово «Эребуни» - Ереван. Так найденная клинопись с «РБН» и была притянута за уши к истории Еревана, что вызвало жесткую критику со стороны именитых советских и зарубежных ученых, в том числе участвовавших в раскопках Тейшебаини. Об этом не раз говорил академик Академии наук СССР И.И.Минц — величина номер один в советской исторической науке с мировым именем, побывавший в то время на месте раскопок урартской крепости, а также всемирно известный археолог и историк-востоковед, академик Б.Б.Пиотровский, проводивший здесь раскопки.

Но армянская сторона продолжала искать доказательства того, что найденная крепость имеет отношение к армянам и Еревану. Особую активность в этом вопросе проявил геолог по специальности Сурен Айвазян, который встречаясь с академиком Пиотровским, участвовавшим в раскопках древнего урартского города Тейшебаини, вступил с ним в дискуссию относительно реальности мифологической древней Армении. Согласно воспоминаниям Айвазяна, Пиотровский тогда сказал ему: «как геолог, Вы знаете, что ни один природный процесс не происходит бесследно. Если, как Вы утверждаете, древнейшая Армения Мовсеса Хоренаци существовала, то укажите мне археологический объект в Армении, который это подтверждает». (1)

Сурен Айвазян выбрал в качестве такого объекта древний памятник бронзового века Мецамор, а для доказательства его связи с Арменией опубликовал (2) подложные прорисовки монет с якобы хайасскими (древнеармянскими) иероглифами, отнеся их к XIX веку до н. э. и снабдив их собственными «переводами».

1.       Айвазян С. М. История России. Армянский след. М: «Крон-Пресс», 2000. С. 78
2.       Айвазян С. М. Известия Академии Наук Армянской ССР, серия Науки о Земле, XVII, 6, Ереван, 1964


Однако в ходе проверки в отделе нумизматики Исторического музея Армении в 1968 году выяснилось, что эти монеты были выпущены в обращение атабеками Азербайджана из династии Ильдегизидов в 1133—1225 гг. н. э. (3)

В этой же статье Айвазян опубликовал «хайасские надписи», обнаруженные им на скалах Мецамора, которые после проверки, проведенной в 1968 году профессором В. А. Крачковской, оказались знаками куфического арабского письма XIX века нашей эры (4)

Однако, несмотря на это, некогда найденная крепость Тейшебаини, сфальсифицированные на армянский лад монеты атабеков Азербайджана и арабские надписи, затем стала основанием для властей Армянской ССР громогласно заявлять о существовании на этих землях хайасской-армянской древней культуры, а в 1968 году отпраздновать 2750-летие Еревана. С тех пор каждый год в Армении на государственном уровне отмечают мифический возраст Еревана.

Следует коснуться того, что многие армянские ученые, в том числе и С.Айвазян в своих попытках доказать существование в древности Армении на Кавказе, опираются на труд якобы жившего в V веке, «отца армянской истории» Мовсеса Хоренаци (Хоренского). Однако напомним, что еще в начале XIX века французский ориенталист Антуан Жан де Сен-Мартен (1791—1832 гг.) во втором томе «Mémoires sur ľArménie» (1819 г.), подверг критике и выявил большое количество подлогов, несоответствий и фальсификаций в трудах приписываемых Мовсесу Хоренаци. Речь идет о географическом труде М.Хоренаци «Ашхарацуйц» (по арм. Աշխարհացույց, - букв. «Показ мира»), французский перевод которого был опубликован Сен-Мартеном во втором томе его книги «Записки об Армении». (5)

Во вводной статье «Записка об эпохе создания «Ашхарацуйц» приписываемой Моисею Хоренскому» (8) Сен-Мартен показывает, что «География» содержит целый ряд сведений, названий и словоупотреблений, которые не могли появиться ранее X века, а потому не могла быть написана Хоренаци жившим в V веке.

Обоснованность доводов французского востоковеда Сен-Мартена о фальсификациях трудов приписываемых «отцу армянской истории и географии» Мовсесу Хоренаци частично признавал и армянский исследователь К.Патканов в предисловии к своему переводу «Ашхарацуйц». (6) В итоге этот труд, приписываемый Мовсесу Хоренаци, с тех в мировой науке не является серьезным источником по истории.


3.       Пиотровский Б. Б. Письмо в редакцию // Историко-филологический журнал. — Ереван: АН Арм ССР, 1971. — № 3. — С. 302—303.)
4.       Ук. соч. С. 303
5.       Jean-Antoine Saint-Martin. Mémoires historiques et géographiques sur l'Arménie, suivis du texte Armenien de l'histoire des princes Orphélians, 1819, pp.301—394
6.       Армянская география VII века по Р. Х. (Приписывавшаяся Моисею Хоренскому) пер. К. П. Патканова, Санкт-Петербург, Типография Императорской Академии Наук, В. О., 9 л., № 12.        1877

ЭРИВАНСКАЯ КРЕПОСТЬ – ЖЕРТВА АРМЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ

После того, как недавно Баку обнародовал новые факты уничтожения Эриванской крепости - средневекового исторического центра Еревана, власти Армении решили начать реализацию, некогда заброшенного проекта «Старый Ереван». Согласно проекту, в центре Еревана будет построен исторический комплекс, куда намечено из разных уголков города переместить несколько сохранившихся зданий конца XIX - начала XX веков, с целью создать подобие исторического центра армянской столицы.

То есть, вместо некогда существовавшего средневекового центра Еревана, который поэтапно уничтожен армянскими властями в советское время и в период независимости Армении, будет создано некое подобие архитектуры конца XIX - начала XX. А ведь если Ереван претендует на статус древнейшего города мира, тогда где же его древние архитектурные памятники и зачем восстанавливать 20 зданий именно конца XIX - начала XX?

Становится ясно, что в Ереване стартует масштабный проект архитектурно-исторической фальсификации облика старого города. А все дело в том, что истинный облик средневекового Иревана (Эривани - ныне Еревана) принадлежал к мусульманскому, азербайджанскому зодчеству и воссоздание прежнего настоящего облика исторического центра видимо претит постулатам армянской идеологии, утверждающей, что армяне чуть ли не 8000 лет жили и составляли единственный этнос в регионе. Если в Ереване действительно хотят восстановить прежний исторический облик города, то в российских архивах хранится большое количество чертежей, планов старого города. К тому же есть картины известных европейских художников Тавернье, Шардена, в частности, русских художников Ф.Рубо и Г.Гагарина, до мелочей изобразившего Эриванскую крепость XIX века.

Власти Армении отвергли предложение азербайджанской стороны оказать помощь в восстановлении истинного облика исторического центра Еревана. Данное предложение было озвучено завсектором политических исследований Администрации Президента Азербайджана Фуадом Ахундовым, который заявил: «…даже если откуда-то по кирпичикам разберут и соберут в центре Еревана здания 100-150-летней давности, то они не будут иметь особой архитектурно-исторической ценности… Мы можем любезно предоставить армянской стороне эти картины и чертежи. Отмечу, что Ереван, имеющий статус единственного в мире древнего города без исторического центра, теперь к тому же и станет единственным городом-новоделом с придуманным «историческим» центром». (7) 

То, что власти Армении отвергли предложение Азербайджана содействовать восстановлению истинного облика исторического Еревана, еще раз остро подняло проблему уничтожения архитектурно-исторических памятников азербайджанского народа, подвергшегося насильственной и тотальной депортации с территории Республики Армения.

7.       Фуад Ахундов: «Мы можем предоставить Армении старые чертежи для восстановления центра Еревана» // ИА REGNUM, 07.02.2012 http://www.regnum.ru/news/polit/1496663.html

Ведь памятники азербайджанского зодчества с укоризной смотрели на тех, кто поэтапно изгнал азербайджанское население из Армении и являлись неопровержимым свидетельством того, что азербайджанцы испокон веков жили и созидали на этих землях.

Эриванская крепость была административно-политическим центром Эриванского ханства и символом его мощи в течение 300 лет, пока в XIX веке не началась продвижение царской России на Южный Кавказ. Началась серия кровопролитных войн между Россией, Османской и Персидскими империями за господство в этом регионе. В течение 23 лет Российская империя не могла взять стратегически важную Эриванскую крепость, находящуюся на стыке Османской и Персидской империй. Неудачными оказались военные кампании 1804 года, когда Эриванская крепость была осаждена царскими войсками под командованием генерала Цицианова. Тогда правитель Эриванского ханства Мухаммед хан при поддержке Келбали хана Нахичеванского смогли противостоять русским войскам, и Цицианову пришлось снять осаду. Несколько лет спустя, 25 сентября 1808 года 8 тысячная царская армия под командованием генерал-фельдмаршала Гудовича вновь осадила Эриванскую крепость. Правитель Иревана Гусейнгулу хан и его брат Гасан хан блестяще организовали оборону крепости и вынудили Гудовича снять осаду и уйти не с чем.

С восшествием на российский трон императора Николая I была снаряжена большая военная экспедиция - уже 12 тысячная армия, вооруженная мощными дальнобойными пушками, которая в октябре 1827-го года под командованием генерала Паскевича осадила Эриванскую крепость. В результате мощных артобстрелов удалось пробить бреши в крепости и ценой кровопролитных боев захватить цитадель. То есть лишь после 23-летних военных действий удалось взять Эриванскую крепость. И картина Франца Рубо «Сдача крепости Эривани 1 октября 1827 года», запечатлела Эриванскую крепость в момент ее сдачи и вступления русских войск.

Несмотря на взятие Эриванской крепости, русская армия не стала ее разрушать. Даже после упразднения ханства, образования Армянской области, а затем Эриванской губернии крепость оставалась сердцем города, его главной достопримечательностью. Разрушение Эриванской крепости произошло в 1864 году. Стены, похожие на стены Бакинской крепости, были разобраны, кладбища уничтожены, названия кварталов изменены, а мусульманские жители - азербайджанские тюрки, курды и персы - были выселены. А после того, как на исконно азербайджанских землях была образована Армянская ССР, началось тотальное разрушение крепости и памятников средневекового азербайджанского зодчества.

Частично сохранившаяся Эриванская крепость начала разрушаться армянскими властями в 1920-х гг., когда снесли дворец сардара, мечети, бани и постройки, напоминавшие о мусульманском и тюркском прошлом Эривани. По завершению этого процесса, в 1936 году, армяне переименовали город в Ереван, и тем самым стерли и само упоминание о том, кем был создан город, и кто жил в этой жемчужине азербайджанской и мусульманской культуры.

ЕРЕВАН – ЕДИНСТВЕННЫЙ В МИРЕ «ДРЕВНИЙ» ГОРОД БЕЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

Эриванская крепость и ее постройки напоминали бакинский Ичери Шехер, ханский дворец в Шеки и ныне почти уничтоженный армянами на оккупированных азербайджанских землях ханский дворец в Шуше. Все эти и многие другие архитектурные памятники, в том числе и Эриванская крепость, ясно показывают ареал распространения азербайджанской средневековой культуры, что видимо, не дает покоя армянской стороне. Иначе бы не был уничтожен исторический центр армянской столицы - Еревана. Ведь у многих древних городов есть свой исторический центр, который является гордостью и жемчужиной, охраняемой со стороны властей и народа. Исторический центр есть у Москвы, у Тбилиси, Баку и множества других старых городов мира.

Ведь если бы исторический центр Еревана - Эриванская крепость - хоть в чем-то имела отношение к армянам, то они бы ее сохранили, однако центр города был разрушен только лишь потому, что его архитектура ясно отображала элементы азербайджанского средневекового зодчества, которое невозможно было представлять как армянское. Эриванскую крепость не пощадили даже несмотря на то, что здесь во дворце сардара в 1827 году ссыльными декабристами была поставлена пьеса Александра Грибоедова «Горе от ума», при участии самого автора. Грибоедов в своих записках с восторгом отзывался о роскошном ханском дворце с зеркальным залом, где он не раз гостил, будучи российским дипломатом.

Факт существования Эриванской крепости был вынужден признать и президент Армении Серж Саргсян на совместной с президентом России президентом Дмитрием Медведевым церемонии открытия в октябре 2008 года площади «Россия» в Ереване. Армянский президент тогда признал, что площадь «Россия» построена на месте Эриванской крепости, но при этом пытался представить азербайджанскую крепость как памятник... армяно-российским отношениям!

В частности отметим, что не выдерживают критики попытки некоторых армянских авторов обозначить причиной разрушения исторического центра Еревана советский период, когда развернулась борьба с наследием прошлого. Ведь в рамках этой борьбы «с пережитками прошлого», пострадали не только Ереван, но и другие города СССР: Москва, Вильнюс, Тбилиси, Баку, которые, однако, смогли сохранить свой исторический центр, его концептуальные формы и средневековую архитектуру. Никто не отрицает, что в начальный советский период были уничтожены многие религиозные сооружения и старые храмы, но этот процесс не принял масштабы тотального уничтожения всего средневекового. Однако в Ереване, особенно в 1930-ые и в 1960-ые гг., по инициативе не союзных, а местных армянских властей был уничтожен весь исторический центр города: средневековые постройки, мечети, бани, дворец сардара и даже крепостные стены. Разве это не есть результат целенаправленного вандализма, который не имеет аналогов?

Ведь если судить, к примеру, по истории России и других стран, то одним из самых разрушительных в средневековой истории считается нашествие монгольских полчищ, разрушавших и сжигавших многое на своем пути. Однако даже в 300-летний, так называемый период татаро-монгольского ига не были разрушены архитектурные памятники центра России, в частности Ярославль, Суздаль, Владимир и другие города, ныне входящие в Золотое кольцо. Сравнение последствий монгольского нашествия в России, с тем, что сделали на территории Республики Армения ее власти в отношении прошлого исторического наследия Еревана и других памятников явно не в пользу армянских властей.

РОССИЙСКИЕ, АРМЯНСКИЕ И ИНЫЕ ИСТОЧНИКИ, КАРТЫ, СХЕМЫ И КАРТИНЫ О ЭРИВАНСКОЙ КРЕПОСТИ 
      
Учитывая важность изучения ныне разрушенного исторического центра и несмотря на попытки армянской стороны отказаться от помощи Азербайджана, думаем, будет уместным, да и нужным в плане просвещения и восстановления памяти, привести старые фото, карты и схемы внешнего вида Эриванской крепости, его строений и окрестностей.

Посмотрим, как выглядела в начале XX века Эриванская крепость (8) и ханский дворец, где в 1827 году впервые прошла постановка грибоедовского «Горе от ума». («Крепость Эривань со стороны реки Занги», // Утверждение русского владычества на Кавказе, Тифлис: Типография Я.И. Либермана, 1901, Том IV С. 164).

(Рисунок 4). Крепость Эривань со стороны реки Занги


(Рисунок 5). Дворец Иреванского хана (сардара). Здесь в 1827 г. ссыльные декабристы сыграли пьесу «Горе от ума» в присутствии автора


А для более подробного изучения внешнего вида и построек Эриванской крепости, можно взглянуть на «План крепости Эривани», составленной 25 сентября - 1 октября 1827 года, в период осады города со стороны русских войск во главе с генералом Паскевичем. (9).

(Рисунок 6). План крепости Эривани, с означением осадных работ с 25 сентября по 1 октября 1827 года

Согласно этому плану, видно, где и какие постройки находились внутри Эриванской крепости, расположенной на возвышенности у крутого утеса реки Занги. Следует отметить высокую толерантность азербайджанских ханов, позволивших построить в мусульманской крепости рядом с мечетями и ханским дворцом и армянскую церковь. Также видно, что персидские и армянские караван-сараи находились вне Эриванской крепости, что показывает, что армяне и персы были в Эривани гостями и торговцами, соответственно остававшимися на постой в караван-сараях за чертой крепости.

Не выдерживает критики, часто высказываемое армянской стороной мнение, что правители Эривани были персы, а значит и Эриванская крепость являлась памятником персидской культуры.


8.       «Крепость Эривань со стороны реки Занги», // Утверждение русского владычества на Кавказе, Тифлис: Типография Я.И. Либермана, 1901, Том IV С. 164
9.       «План крепости Эривани, с означением осадных работ с 25 сентября по 1 октября 1827 года» // Утверждение русского владычества на Кавказе. Тифлис: Типография Я.И. Либермана, 1901, Том. Часть 1. стр. 306

В этой связи приведем одно из воззваний Эриванского хана к Шамшадильским владетелям, где говорится, что в Азербайджан входят земли Эривани, Баку, Шеки, Нахчывана и др. северных ханств, откуда собирается войско для борьбы с «неверными». Отмечается, что персидский шах идет для поддержки со своим войско сюда в Азербайджан:
«До тех пор пока они (неверные - Р.Г.) не будут уничтожены, шахская армия не выступит из Азербайджана». (10).

А об азербайджанском (аддербейджанские татары или просто татары) населении Эривани, говорится в доносе двух персидских армян-перебежчиков, русскому генералу Цицианову. В доносе говорится о том, как взять крепость Эривань, отмечается, что жители крепости Татары, а армяне живут вне крепости и могут быть переселены на свою прежнюю Родину в Персию, откуда в 1804-05 гг. армянские семьи потянулись на Кавказ под русское подданство.

«А хотя новый хан Эриванский имел намерение переселить Армян во внутрь Персии по прежнему, как повествуют прежния исторические книги... доносим, что в теперешнем случае весьма малое число войска находится в Эривани, не более 3 000 человек пеших; Эриванские же жители Татары, живущие в крепости и вне оной...Поныне все Татары Эриванские бунтуют против сказанного хана (правителя Мехти Кули-хана Эриванского - Р.Г.)». (11).

Эти письма датированы осенью 1805 года, когда русский главнокомандующий генерал Цицианов безуспешно пытался взять осажденную крепость Эривань. Возвращаясь к теме первоначального вида Эриванской крепости, отметим, что в период Советской Армении был разрушен Покровский собор, находившийся в черте Эриванской крепости. Это был первый Русский Православный собор на этих землях, построенный после присоединения к России.

(Рисунок 7). Православная Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

1-го октября 1827 года (в день праздника Покрова Божией Матери), Эривань была взята российскими войсками и находившаяся здесь одна из мечетей была обращена в православный храм и освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Проект реконструкции осуществлен в 1839 г. По данным 1913 года в соборе богослужение уже не совершалось, но он еще был цел. Ныне Покровский собор разрушен.


10.    Воззвание Хусейн-хана Эриванского к Шамшадильским старшинам Насиб-беку, Али-беку, Эмир-Кули-беку, Мамед-Хасан-беку и Али-Кули-беку, «Акты, собранные Кавказской археографической комиссией. Тифлис.: Тип. Главного Управления Наместника Кавказского, Том II». 1868. док 1204, С. 603-604
11.    Письмо мелик Абрама и юзбаши Гаврила к кн. Цицианову, «Акты, собранные Кавказской археографической комиссией». Тифлис.: Тип. Главного Управления Наместника Кавказского, Том II». 1868. док. 1205, стр. 604

Далее армянская сторона, пытаясь увести тему обсуждения в другую плоскость, пытаясь опровергнуть то, что Эриванская крепость и другие памятники средневекового зодчества в Армении относятся к азербайджанской культуре и истории. В Ереване стали заявлять, что все мусульманские памятники в Армении построены персами и даже турками, но только не азербайджанскими ханами и владетелями. При этом армянская сторона опять-таки вразумительно не смогла ответить, зачем же все-таки были уничтожены эти «персидские» и иные мусульманские памятники, мечети и строения?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вместо заключения, считаю необходимым привести некоторые архивные материалы, показывающие несерьезность попыток армянской стороны утверждать, что до начала XX века не существовало географического и административного названия Азербайджан и азербайджанцы, а значит и ничего средневекового азербайджанского и быть не может в Армении и на всем Кавказе.

В частности приведем книгу Сергея Глинки «Описание переселения Армян аддербиджанских в предѣлы России», вышедшей в 1831 году, который лично участвовал в процессе переселения армян, в азербайджанские ханства, перешедшие к России по итогам войн с Персией. Уже из одного названия становится ясным, что существовало понятие азербайджанских земель и даже сами армяне названы «аддербиджанскими». То есть русский исследователь С. Глинка называет армян «аддербиджанскими» по месту их проживания. (12).

Однако исходя из этого, ведь никто же сегодня в Азербайджане, не утверждает, что эти армяне этнически являются азербайджанскими и все, что они делали в своей жизни тоже «азербайджанское». Поэтому выглядит несерьезным, когда армянская сторона называет сугубо персидским всех и вся, в частности азербайджанского средневекового поэта Низами, творившего на фарси, или архитектуру Эриванской крепости, построенной азербайджанскими ханами. По аналогии, получается, что поскольку армянские ученые, поэты, деятели искусства, жившие и творившие в СССР, являются советскими, то значит и не имеют никакого отношения к армянам.

Следует отметить, что армянская сторона нашла оригинальный выход из ситуации с названием Азербайджан, постоянно утверждая, что этот топоним до 1918 года относился только к Персидскому Азербайджану, и на Кавказе тогда не было Азербайджана. Однако если обратиться многочисленным источникам, то выясняется, что топоним и административное название Азербайджан, относился к землям от Иранского Хамадана, до Дербента, Карабаха, Гянджи, Эривани, Нахчывана и других территорий на Кавказе.


12.    Глинка С.Н. Описание переселения Армян аддербиджанских в предѣлы России: с кратким предварительным изложением исторических времен Армении, М.: Тип. Лазаревскаго Инст. Вость. Языков, 1831

В книге русского дипломата Степана Бурнашева, бывшего представителем России при дворе грузинского царя Ираклия II, приведено полное описание азербайджанских земель. Бурнашев, Степан Данилович (8.X.1743 - 31.III.1824) объездив весь регион, написал ряд трудов с описанием его географического, административного и этнического состояния во второй половине XVIII века. Относительно Азербайджана он пишет:

«Разделение владений Адребижанских
К теперешнему положению тех земель, которыя под именем Адребижан разумеются, начиная с севера прилежит Грузия, то есть Царство Кахетинское и Карталинское (хотя и оныя пред сим в числе земель Адребижанских почитались); от востока море Каспийское и провинция Гилян, от полудня [юга] область Арак, от запада Турециа [Турция]». (13)

Как видим, российский представитель С.Бурнашев, пишет, что Азербайджан, как административная, географическая и историческая область, занимает часть Северного Кавказа, практически весь Южный Кавказ, в том числе частично грузинские территории, всю нынешнюю Республику Армению вплоть до Турции, весь север Ирана (ныне называемый Южным Азербайджаном) и почти все восточное побережье Каспийского моря. Далее Бурнашев описывает владения (ханства) входящие в Азербайджан и каждому посвящает раздел: «Дербентское, Нухис-Шакинское, Ширвань, Город и пристань Баку, Шаисеван (Шахсевяны Ардебиля), Шуши, Генжа (Гянджа), Еривань, Нахичевань, Карадаг (в Иране), Талиж (Талыш), Мышкин, Марага, Урумия (Урмия), Хой» и другие ханства. Бурнашев отмечает, что большинство азербайджанских ханов «самовластны» и не зависят от Персии, поскольку имеют свои армии и создают политические союзы с другими ханствами и государствами. (14)

Можно привести также и европейские источники, в частности в 1864 году английский консул в Тебризе Кейт Аббот в меморандуме для Королевского географического общества писал: «Страна, известная персам как Азербайджан, разделена между ними [Персией] и Россией. Последняя владеет 5/8 [Азербайджана], территория которого составляет примерно 80.000 кв.миль или равна площади Великобритании; таким образом, 50.000 кв.миль принадлежит России и 30.000 кв.миль - Персии.

Российская часть [Азербайджана] граничит с севера и северо-востока с горами Кавказа, простирающимися до окрестностей Баку на Каспии. На западе в него входят провинции Имеретия, Мингрелия, Гурия и Ахыска, принадлежащие теперь

13.    «Описание областей Адребижанских в Персии и их политического состояния, сделанное пребывающем при Е. В. царе Картаменском и Кахетинском Ираклии Темурадовиче полковником и кавалером Бурнашевым в Тифлисе в 1786», Бурнашев Степан Данилович. Курск: Б. и., 1793 г.).
14.    Хураман Агаева, Ризван Гусейнов. Топоним Азербайджан в средневековых и более поздних источниках.  Сборник научных статей. Özümüzü və dünyani dərketmə yolunda. Баку.: Элм ве Техсил. 2011 г, С.  229-246

России; на востоке - Каспийское море, а на юге граница обозначена рекой Арасс (Аракс)... через Муганскую степь к округу Талыш и маленькой рекой Астура (Астара), которая течет через этот край в Каспийское море.

В данную область входят следующие территории: Грузия или Гюрджюстан, состоящая из Кахетии, Картли, Сомехети, Казахa; магометанские области Эривань, Нахчыван, Карабах, Гянджа, Ширван, Шеки, Шамахы, Баку, Куба, Сальян и часть Талыша». (15).

А ссылаясь на еще более старый источник, написанный в 1647-1677 гг - дневник армянского купца Закарии Акулисского можно опять констатировать, что понятие «Азербайджан» тогда охватывало в полной мере те же самые территории. Вот что пишет армянский автор:

«1677 г. 18 декабря. Я, Закарий, сын акулисского мгдси Агамира, отправился из Тавриза в Марагу. Марагинским ханом был сын Ага-Хана Гусейн гули-хан. Он женат на дочери Адилбейджанского визиря Мирзы-Ибрагима. Страна эта издревле была многолюдная, очень хорошая плодородная. Здесь произрастает отличный, рис который по качеству выше индийского и вывозится до самой Испании, как гостинец. В этой стране произрастает хороший хлопок, обильный табак, есть много изюма и дошаба». (16).

С целью прояснить вопрос о том кем были построены многочисленные мусульманские памятники Армении и помочь, восстановить прежний, первоначальный облик старого Еревана-Эривани, были приведены архивные материалы, фото, чертежи и схемы из разных источников.

В общей сложности собраны свыше сотни чертежей, карт и старых фото, по которым можно восстановить прежний облик Еревана. Так, что предложение Азербайджана помочь в этом деле армянской стороне остается в силе, поскольку старый Ереван представляет культурно-историческую ценность для азербайджанского, русского и других народов.

15.    Keith E. Abbott, Extracts from a Memorandum on the Country of Azerbaijan, Proceedings of the Royal Geographical Society of London, Vol. 8, No. 6. (1863-1864), pp. 275-279
16.    Дневник. Ереван: изд. Арм. СССР 1939, с. 90,94,111,119
----------------------------------------------------------------------------------------


SUMMARY

Rizvan Huseynov - Ph.d. candidate at the Institute for human rights, NATIONAL ACADEMY of SCIENCES of Azerbaijan.



On December 23, 2011, Baku hosted a presentation of Erevangala500.Com historical, analytical portal dedicated to 500-th anniversary of “Erivan fortress” on the site which Armenian capital Yerevan is presently located. An event on the 500th anniversary of Erivan fortress was held on the initiative of Caucasus and Asia Minor Center of Azer Global Institute for Socio-Political Studies. The portal www.erivangala500.com covers detailed information about Erivan. This year marks 500 years of Erivan fortress, which was the heart of Erivan khanate and the symbol of his power.

The fortress was named after Khan Revangulu Revan and later Irevan. She became famous as a city of minarets. The city had 8 mosques, 800 houses, and only  Azerbaijanis lived there. In  the 17th century this fact was written by French explorers Tavernier, Chardin, the 19th century – Russian archaeologist Uvarov, and the others. Many of the documents indicate that the Armenians have lived on the outskirts of the khanate, and they only went to the city on the day-work. Fact of belonging to Armenians of Erivan Fortress is not, as Muslims, rather Azerbaijanis. Prior to the formation of Erivan khanate in what is now Armenia has Chuhursaad – one of four beylyarbek’s of  Azerbaijani Safavi State. In 1504 Safavid Shah Ismail ordered his military commander Revangulu Khan to build a fort in the area. The fortress was built in the last 7 years on the rocky shore in south-eastern side of the river Zanghi. After 400 years the Armenians, settled on the ancient Azerbaijani lands that gave this river the name of Armenian Razdan.

Erivan fortress of Erivan khanate was the heart and symbol of his power. In the past 23 years (1804-1827), the Russian Empire could not take this fort.  In October 1827 the fortress was captured by Russian troops at the cost of heavy losses.

Despite the capture of the fortress of Erivan, the Russian army did not destroy it. Even after the abolition of the Khanate of the Armenian education area, and then the Erivan Province, the castle remained the heart of the city, its main attraction. It was only after the ancient Azerbaijani lands on was formed Armenian Soviet Socialist Republic, began the total destruction of the fortress and medieval monuments of Azerbaijani architecture.

Armenians try armenianize Erivan fortress. But this is not a  fortress! It is destroyed by the Armenians. Why are they to the base of this monument is destroyed, if he really belonged to their stories? Why did Armenians kill Sardar Palace, though logically it should be kept at least as a tribute to the patron of the Armenians – Griboyedov? After all, every nation cherishes such national landmarks as the apple of our eye. The answer is simple. Erivan fortress, palace had been deliberately destroyed by the Sardar just because their architecture is clearly displays the elements of the medieval architecture of Azerbaijan and they could not be presented as Armenian. They prevented the Armenians lie and rewrite history presented to the city.

This year Erivan fortress would have turned 500 years old. The memory about it is knocked at our hearts…


1 коммент. :

barbars of the black race according to Alice Bailey-with the other black autohtones - Australian aborigens, afganian pushtuns, basks and vainakhs-GOSH-sinister nations...i'm scared...(

Reply