10 августа 2016 г.


     Точка зрения Ризвана Гусейнова 
    Ризван ГусейновДиректор Центра истории Кавказа, старший научный сотрудник Института права и прав человека НАНА


    Прошедший 8 августа в Баку трехсторонний саммит с участием президентов Ильхама Алиева, Владимира Путина и Хасана Роухани, стал практическим шагом по реализации евразийских проектов, о которых в последние годы много говорят. Тема евразийства является наиболее обсуждаемой в России, где видят в ней новый идеологический и политический проект, который позволит объединить значительную часть государств СНГ и соседних стран. Я неоднократно выступал в течение нескольких лет на международных мероприятиях в России, в том числе по линии Фонда Горчакова и РИСИ, где предлагал практические взаимовыгодные проекты, которые позволят от теории евразийства попытаться перейти к практической реализации. Без экономической выгоды сегодня ни один международный политический проект или идея не могут быть устойчивыми. 



    Мои предложения 3-4 года назад по скорейшей реализации проекта Север-Юг и подключения России к проекту Запад-Восток, которые осуществляет Азербайджан, воспринимались российским истеблишментом и политологическими кругами несколько скептически. Считалось что осуществляемый Азербайджаном ж/д проект Запад-Восток («Шелковый путь»), который соединил уже Китай с Европой является антироссийским, а реализация транспортного коридора Север-Юг совместно с Азербайджаном, Россией и Ираном нерентабельной. Проект Запад-Восток считался антироссийским потому, что не проходит по территории России. Однако я спрашивал российских коллег – разве все транзитные, экономические проекты США проходят по американской территории? Ведь если Россия стремится себе вернуть статус великой державы, ей необходимо реализовывать, в первую очередь, экономические проекты за рубежом, а не военно-политические.

    Отрадно, что Бакинский саммит трех президентов показал - на высшем уровне в России видят, что именно подобные транспортные коридоры позволят создать экономическое обоснование для устойчивого развития евразийского проекта. Если экономическая мощь атлантистов (стран Америки и Западной Европы) зиждется на контроле над океанскими и морскими поставками, то евразийская модель может успешно с ними конкурировать, восстановив былую мощь «Великого Шелкового пути» - сети транзитных коридоров, некогда соединявших широкие просторы Азии и Европы. Прежде считалось, что ж/д перевозки не могут составить конкуренцию морским перевозкам, которые обходятся дешевле и позволяют за раз перевозить намного больше грузов. Однако, теперь в свете непрекращающегося мирового финансово-экономического кризиса значительно сократилась нужда в поставках грузов огромными партиями. Более того, трансконтинентальные ж/д коридоры позволяют доставлять грузы в несколько раз быстрее, чем морские суда, к тому же делать это коротким путем, минуя длительное путешествие по морям и океанам. Мобильность, оперативность и меньшая зависимость от стран-посредников делает ж/д поставки все боле привлекательными. Однако, такой расклад сил волнует атлантический блок, большая часть стран которого видит угрозу в восстановлении «Шелкового пути» для своих экономических и военно-политических интересов. Поэтому США и Западная Европа будут и далее делать все, чтобы не позволить реализации масштабных сухопутных коридоров, которые могут представить угрозу морским перевозкам.

    Ведь двигателем современных международных отношений, внешней политики являются экономические и транзитные интересы, то есть не политика, а именно экономика определяет приоритеты развития отношений. В нынешнем мире именно экономика формирует политику, а не наоборот, как это было в прежние времена. Те государства, которые это четко поняли, могут рассчитывать на устойчивое развитие и процветание.

    В этом контексте регион Кавказа представляет важный сегмент не только для большого числа государств Евразии. Особую важность представляют транзитно-экономические возможности Кавказа, а также Прикаспийского и Причерноморского бассейнов. Эти возможности уже реализуются при участии таких стран как Китай, Казахстан, Азербайджан, Грузия, Турция и ряда стран Европы. Первостепенная роль стран Южного Кавказа в этих энерготранзитных, торговых и экономических проектах возрастает благодаря тому, что генератором идей и спонсором их реализации является лидер региона - Азербайджан. Сегодня Азербайджан осуществлением проектов Баку - Тбилиси - Карс (Запад-Восток) и Север-Юг, подает пример того, как реализовывать проекты, куда будут вовлечены Китай, Индия, Иран, Россия, страны Центральной Азии, Кавказа и Европы. Фактически подобные проекты в рамках восстановления «Шелкового пути» позволят обрести идеям евразийства реальные контуры и создать экономические основы для сближения стран Евразии вокруг новой концепции.

    В этих проектах большие надежды возлагаются на роль и поддержку России, поскольку на ней лежит важная миссия, которую РФ способна осуществить вместе с другими государствами Евразии, в первую очередь постсоветского пространства. Неоднократно, выступая на российских политических площадках, я отмечал, что для реализации данного проекта необходимы мир и стабильность на Кавказе, решение межнациональных конфликтов, в первую очередь армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, который фактически разъединил центр Южного Кавказа и позволяет атлантистам (США и Западной Европе) активно реализовывать свои экономические и политические проекты на Южном Кавказе. Если евразийство из стадии идеи может перейти в стадию реализации, то сперва для этого следует убрать все конфликты – в первую очередь армяно-азербайджанский, и решить проблемы между государствами, расположенными на «Шелковом пути».

    В этой связи весьма отрадно, что в Баку три президента приняли декларацию, в которой, в частности, стороны признают, что «неурегулированные конфликты в регионе являются существенным препятствием для регионального сотрудничеств» и подчеркивают важность их урегулирования «на основе принципов и норм международного права». То есть, карабахский конфликт становится препятствием для реализации глобальных проектов, инициированных Россией, Азербайджаном, Ираном, Турцией, Китаем, странами Центральной Азии и другими государствами, которые стремятся снизить зависимость от морских перевозок, а значит и политики Запада. 

    В этой связи в нашем регионе следует ожидать усиления поддержки Армении со стороны Запада, который понимает, что карабахский конфликт может позволить атлантистам помешать реализации евразийских проектов, обсуждаемых в Баку тремя президентами. Дрейф Армении от России в сторону Запада становится неизбежным, поэтому скорейшее разрешение карабахского конфликта с участием России может сбавить интерес Запада к Армении как рычагу противодействия евразийским проектам. 

    Источник: Azeri.Today

Комментарии: