23 декабря 2014 г.


Небезызвестный Стивен Манн - один из разработчиков теории управляемого хаоса и бывший посол США в Азербайджане - еще много лет назад сказал: «Мы должны быть открыты перед возможностью усиливать и эксплуатировать критичность, если это соответствует нашим национальным интересам... Наш национальный интерес приоритетнее международной стабильности».


Когда-то великий Марк Твен сказал, что безошибочно можно предсказывать войны и голод, потому что всегда кто-то воюет, а кто-то голодает. В наступающем году обе эти напасти в современной интерпретации - военные конфликты и экономический кризис - стали серьезными геополитическими вызовами, фактически, на всем евразийском пространстве. В известной степени они стоят и перед Азербайджаном в виде так и неразрешенной карабахской проблемы, падения нефтяных индексов, нового витка противостояния между ядерными державами и пр. и пр.
Как с глобальными рисками  справится Азербайджан? Есть ли у него материальные и политические ресурсы, чтобы адекватно реагировать на возможные геополитические изменения, которые может принести  2015 год? Этой теме было посвящено последнее в этом году заседание нашего экспертного «Круглого Стола».


Елена Касумова, доцент кафедры политологии Академии Госуправления при Президенте Азербайджана:
- Я считаю, что 2015 год станет для Азербайджана временем серьезных испытаний, которые надо просто пережить. Прежде всего, я не ожидаю никаких подвижек в разрешении карабахского кризиса. Более того, американский Совет по международным отношениям включил в свой прогноз «Global Conflict Tracker» вероятность возобновления армяно-азербайджанского военного конфликта в предстоящем году. Конечно, он не занимает первые позиции в прогнозе американских экспертов. Более того, большинство военных аналитиков уверено, что развертывание  полномасштабных боевых действий между Баку и Ереваном невозможно, как минимум, из-за отсутствия у Армении военно-технических ресурсов. Однако не стоит забывать горькое наблюдение мудрого британского политика и философа Джона Эноха Пауэлла: «История полна войн, про которые было совершенно точно известно, что они никогда не начнутся». Впрочем, не будем нагнетать эмоции, потому что для Армении 2015 год - это время не военных, а политических демаршей.
Мы должны учесть, что Армения постарается выжить для себя максимум политических и даже экономических дивидендов из 100-летней годовщины т.н. «геноцида армян в Османской империи», которая будет отмечаться в наступающем году. Для Еревана и диаспоры - это «последний и решающий бой», потому что в 2016 о «геноциде» на мировом уровне никто вспоминать не будет.
Диаспора попытается сделать все, чтобы добиться от Вашингтона полноценного признания «армянского геноцида». Это позволит американским судам принимать претензии к Турции на материальные компенсации потомкам жертв тех трагических событий, а далее остается только шаг до притязаний армян на обширную часть турецкой территории.
Вообще, в новом году давление Запада на Турцию и Азербайджан будет беспрецедентным. Собственно говоря, эту нарастающую тенденцию политического прессинга  мы наблюдаем на протяжении последних двух лет, а к весне 2015 она, вообще, скачкообразно усилится. Поэтому никаких прорывных решений в карабахском переговорном процессе ожидать не приходится.  Достаточно будет сохранить те позиции, на которых сейчас стоит азербайджанская сторона - и для Баку это уже станет внешнеполитическим успехом.
Коста Магдаленос, политолог, юрист, эксперт Американо-Азербайджанского фонда Содействия Прогрессу:
- Я думаю, что весь 2015 год будет проходить под знаком борьбы США и России, вступивших в новую холодную войну, которая не может закончиться простым «примирением сторон». А так как появление в Москве нового Михаила Горбачева не предвидится, то холодная война - это уже надолго.  И небольшим странам, тем более, на евразийском пространстве придется проводить очень аккуратную внешнюю политику. Конечно, Москва вошла в худший с 1998 году кризис, но я бы не испытывал восторгов по этому поводу. Недавно в National Interest я прочитал действительно интереснейшую статью: «Геополитический кошмар. Не будет хэппи-энда, если Россия сдуется» («A Geopolitical Nightmare: No Happy Endings If Russia Melts Down»). Автор напоминает, что сегодняшняя Россия - не советский бегемот, практически не связанный с мировой экономикой. Речь идет о восьмой по объему экономике мира, хорошо интегрированной в мировые рынки. Если Россия скатится в продолжительную рецессию, последствия отразятся не только на русских - но и на всем остальном мире. В первую очередь, на странах СНГ, потом - на Евросоюзе.
И еще, авторы из National Interest, впрочем, как и я, как и многие мои коллеги, убеждены в том, что никакие карикатурные прозападные  либералы власть у Путина не отберут. А если он ее и лишиться, то: «точно также, как кризис 1988 проложил дорогу к блестящему взлету Путина (когда россияне приветствовали «жесткие» меры по восстановлению стабильности), так и нынешний кризис может привести к власти нового, еще более жесткого «Путина», который попытается установить порядок внутри страны с помощью драконовских репрессий и возможных заграничных военных приключений». Поэтому я  не советовал бы постсоветским странам бросаться в объятия Запада, раздражая при этом и без того раздраженную Москву.
К тому же, я не верю в глубину российского кризиса, потому что нефтяные индексы уже готовы оттолкнуться от дна и начать рост. Уверен, следующий год мы будем заканчивать на уровне 80 долларов за баррель, что придаст стабильности также и азербайджанской экономике.
Ризван Гусейнов, политический аналитик, журналист:
- Я думаю, 2015 год можно будет назвать для Азербайджана стартовым в смысле начала масштабных евразийских проектов. В следующем году намечено открытие уникальной железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс, которая в итоге соединит Японию, Китай, страны Центральной Азии, Кавказ, Турцию с европейскими странами вплоть до Великобритании. Этот проект уже получил название нового «Шелкового пути», поскольку поможет вернуть былую экономическую мощь сухопутных магистралей для евразийских государств и значительно снизить монополию морских транзитных путей, сосредоточенных в руках США и других стран Запада. Именно по этой причине США не только не поддерживают проект БТК, но и чинят всяческие препоны для его реализации.
Еще одним стратегически важным континентальным проектом, который уже много лет не может начать реализовываться, является железная дорога Север-Юг, которая должна связать Иран, Индию, Россию, Кавказ, Турцию, страны Персидского Залива, Черного и Средиземного морей. Большие подвижки в реализации этого проекта были достигнуты во время ноябрьского визита в Баку президента Ирана Хасана Рухани. То есть, Азербайджан становится логистическим центром и перекрестком двух уникальных проектов, которые свяжут Восток-Запад и Север-Юг самого большого материка планеты - Евразии.
Если в России еще обсуждают возможность евразийских транзитно-экономических перспектив, то Азербайджан реализацией планов по «Баку-Тбилиси-Карс» и «Север-Юг» подает пример того, как можно создавать эти проекты, в которые будут вовлечены Китай, Индия, Иран, Россия, страны Центральной Азии, Кавказа и Европы. В этой связи я считаю, что 2015 год для Азербайджана будет ознаменован налаживанием новых мостов с ведущими игроками Евразии, тогда как с США и Западной Европой будет сохраняться заметное похолодание и сдержанность в отношениях.  
Азербайджан также начнет осуществлять долгосрочные проекты по развитию ненефтяного сектора экономики. Согласно планам правительства, ежегодные темпы роста ненефтяного сектора Азербайджана должны составлять минимум 7%, чтобы к 2021 году его удельный вес достиг 80% ВВП.
Алексей Синицын, главный эксперт Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу:
- Абсолютно согласен с тем, что снова началась холодная война, в контексте которой будут происходить все мировые события в любой точке мира. И карабахский регион, конечно, не исключение. Поэтому свой внешнеполитический курс Баку придется выверять с особой тщательностью. Небезызвестный Стивен Манн - один из разработчиков теории управляемого хаоса и бывший посол США в Азербайджане - еще много лет назад сказал: «Мы должны быть открыты перед возможностью усиливать и эксплуатировать критичность, если это соответствует нашим национальным интересам... Наш национальный интерес приоритетнее международной стабильности». Я думаю, что мистер Манн одной фразой неожиданно раскрыл идеологию всех участников нового геополитического «ледникового периода». Не только американцев.
Конечно, я исключаю возможность развертывания полномасштабного военного конфликта в Карабахе. Для этого у Еревана нет ни сил, ни средств. Но Баку следует ожидать самых откровенных, даже циничных провокаций, особенно, в первом полугодии. Попробую предельно кратко аргументировать свою уверенность.
Россия очень высоко ценит экономическое сотрудничество с Турцией, но никак не может эффективно продолжить его в политическом поле. Мешают принципиальные расхождения по Сирии. Единственной площадкой, на которой возможно обеспечить   тесное взаимодействие Москвы и Анкары, остается Азербайджан.
Ни одному из трех государств - РФ, Турции, Азербайджану - невыгодно открытие армяно-турецкой границы; при всей разности потенциалов у них общее понимание стратегического развития и близкие позиции по проблемам внутренней и внешней безопасности, во главу которой они ставят стабильность;  все эти страны в разной степени  испытывают давление Запада и, особенно, США; их лидеры ментально близки друг другу и пр. и пр. Я не утверждаю, что складывается некий политический треугольник Москва-Анкара-Баку, но его контуры уже явно начинают проглядываться.
Поэтому в канун кампании «100-летней годовщины геноцида» Ереван пойдет на любые, не только политические, но и военные провокации, чтобы разорвать наметившиеся трехсторонние связи. Если Азербайджан будет как-то дискредитирован, Западу станет легче давить на Анкару в требовании открытия границ и публичного покаяния за трагические события вековой давности. А Москве и Анкаре все-таки придется  дистанцироваться от Баку, которого привычно и, я бы сказал, охотно обвинят во всех смертных грехах - от нарушения прав человека до срыва переговорного процесса. Ну, а Армении любое обострение конфликта только придаст этакий шарм «многострадальности». Поэтому я думаю, что Азербайджан сумеет проявить выдержку и дальновидность и до, и после апрельской пропагандистской кампании, а укрепление трехсторонних связей в формате Москва-Анкара-Баку окончательно изменит баланс сил в регионе в пользу Азербайджана.

1 коммент. :