10 января 2018 г.



9 января в мультимедийном пресс-центре Sputnik Азербайджан прошли обсуждения исторического значения Туркманчайского договора и его последствий для Южного Кавказа. В наступившем году будет отмечаться 190-летие подписания Туркманчайского мирного договора, ставшего итогом второй русско-иранской войны (1826-28 гг.). Договор в том числе подтверждал территориальные приобретения России по Гюлистанскому мирному договору 1813 года, а также захват Эриванского ханства русскими войсками в октябре 1827 года.

Российский историк и политолог Олег Кузнецов и директор Центра истории Кавказа, азербайджанский историк Ризван Гусейнов рассказали об исторических фактах подписания договора и его последствиях для Азербайджана и всего Кавказа. Историки детально рассмотрели условия договора и поделились выводами о том, как договор повлиял на геополитическую ситуацию в регионе.



Напомним, что по Туркманчайскому договору к России отходили Эриванское и Нахичеванское ханства Азербайджана. Также на Иран налагалась контрибуция в 20 миллионов рублей серебром. Русское правительство признало правителя Азербайджана, принца Аббас-Мирзу, подписавшего договор с Россией, наследником иранского престола. Благодаря самоотверженной, но неравной борьбе войск, возглавляемых Аббас-Мирзой с русской армией, захват Южного Кавказа царской Россией затянулся на 27 лет.

«
На сегодняшний день произошли очень серьезные качественные сдвиги в подходе азербайджанской исторической науки к вопросу изучения Туркманчайского мирного договора и его последствий», сказал российский историк Олег Кузнецов. По его словам, такие изменения связаны с тем, что и в Баку, и в Нахчыване появились документы российского правительства, которые были привезены из бывшего архива кавказского наместничества в Тбилиси и касались момента вхождения Нахчывана в состав российского государства.


© SPUTNIK / MURAD ORUJOV
Российский историк и политолог Олег Кузнецов

Историк отметил, что наличие этих документов так или иначе влияет на изменение некоего отношения к историческим процессам, которые сейчас демонстрируются азербайджанской наукой и связаны с так называемым армянским вопросом. В частности, они указывают на то, что армяне на территории Азербайджана проживали всегда, и это объективный факт. Но их процент в этнической структуре населения был всегда невысок.

При этом стоит отметить, сказал он, что Туркманчайский мирный договор был не первым документом, предусматривающим размен населением. Первый размен населением произошел еще в 1735 году по условиям Гянджинского договора, то есть, фактически за 90 лет до Туркманчая. И вот согласно этому договору, заключенному между российскими представителями и Надир шахом значительное количество местного населения, связанного с коллаборационизмом с российскими властями, было отселено вместе с уходом русских войск на Северный Кавказ.

«Это население в документах Российской империи именовалось армянами. И эти выселенные из Азербайджана армяне основали города Кизляр, Моздок и нынешний Буденновск. То есть, говорить сейчас о том, что Туркманчай стал основой для армянского переселения в регион как минимум не корректно», - заключил Кузнецов.

Далее слово было передано директору Центра истории Кавказа, историку Ризвану Гусейнову, который отметил, что события, связанные с Туркманчаем, всего лишь небольшая страница в книге тех событий, которые происходили на территории Южного Кавказа, и в частности исторического Азербайджана.


© SPUTNIK / MURAD ORUJOV
Директор Центра истории Кавказа, азербайджанский историк Ризван Гусейнов

«Что касается армян, да, к сожалению, в начале 90-х годов прошлого века почему-то сформировалось в Азербайджане мнение о том, что все армяне были переселены в начале XIX века. Но тут "дьявол кроется в деталях". А именно – кого называли в те годы армянами?» - отметил он. По словам историка, понятие армяне не имело этнической окраски. До XIX века не сформировалось понятие этничности, и само слово народ, было обозначением религиозной общины. Это относилось тогда ко всем, включая грузин и азербайджанцев, причем последних после прихода на Кавказ русские стали называть татарами.

«Да, армяне на Кавказе были, но это были и кипчаки, и удины, и албаны, и таты, и еще ряд других. Но не было хаев (гайкан). Когда мы сегодня говорим "армянский народ", мы имеем ввиду современный хайский народ, поскольку не все армяне (монофизиты Армяно-григорианской церкви) признают себя хаями", — подчеркнул он.


© SPUTNIK / MURAD ORUJOV
Пресс-конференция, посвященная 190-летию Туркманчайского мирного договора

Гусейнов рассказал, что уже после Туркманчая на территорию Азербайджана началось массовое заселение хайского этноса. Их язык был не понятен местным армянам. К примеру, карабахские армяне не понимали ни их языка, ни их культуры, да и до сих пор между ними наблюдается водораздел. По его словам, после договора на территории упраздненных Нахчыванского и Эриванского ханств была создана Армянская область. На тот момент царской России нужно было указать место, где могут собраться армяне из Османской Турции, Ирана и других мест. Не без подачи российской стороны и Армянской церкви среди армян в разных странах был пущен слух, что царская Россия «воссоздает древнее Армянское царство», где будут всяческие преференции для армян и куда им надо всем надо срочно заселиться.

«Велась серьезная пропагандистская и идеологическая работа, которая позволила в кратчайшие сроки переселить большое количество армян на территорию упраздненных Эриванского и Карабахского ханств. Нахчыван этому процессу сильно сопротивлялся и фактически туда армян заселено не было», — сказал он.

Армянская область была создана как небольшой политический трюк для того, чтобы собрать всех тех армян, которые могли бы стать материалом для создания того самого армянского народа, который мы видим сейчас, заключил историк.


P.S.  Будет уместно добавить, что армяне, покинувшие Азербайджан еще в 1735 году по условиям Гянджинского договора, о которых говорил Олег Кузнецов тоже не являлись хайами, а татами армяно-григорианского вероисповедания из Азербайджана.

То есть Кизляр, Моздок и нынешний Буденновск были заселены татами-христианам из Ширвана и Девечи (Килвар) в Азербайджане. Ширванские христиане "несрани" в свое время фирманами Сефевидов были переподчинены армянской церкви Эчмиадзина и после их начали называть «эрмени» (армянами). Даже в советское время эти армяне-таты, проживающие в Азербайджане, не понимали армяно-хайского языка. Более того, сказать, что они основали эти города будет не совсем корректно. Сам Буденновск находится на месте старого ордынского города Маджар, тюркское население которого было частично истреблено или выселено. А отток и приток представителей народов армяно-григорианского вероисповедания на Кавказ и на территорию бывшей Золотой Орды, а после России всегда имело место. Колонии этих армян образовывались в Аджи-Тархане (Астархань), Казани, Северном Кавказе, на Дону в Крыму и т.д.

Ну а если действительно говорить о первой волне заселения хаев в Прикаспийские области, то можно вспомнить указ Петра Первого об агитации переселении армян в новые завоеванные земли от Дербента, Баку до Энзели, которые были захвачены Россией в 1720-22 гг. И на восточных берегах Азербайджана именно тогда появились первые армяне-хаи из Ирана и Восточной Анатолии. Естественно с временным уходом России с Кавказа в тот период, ушли и они.







Комментарии: