12 апреля 2013 г.



Многие политологи считают, что главная политическая сенсация 2013 года уже произошла. Ею стало телефонное извинение премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху за «любые ошибки, которые могли привести к гибели людей» во время известной операции израильских коммандос против «Мави Мармара», флагмана турецкой «Флотилии Свободы», пытавшейся доставить гуманитарные грузы в блокированный израильтянами сектор Газа. Извинение было принято турецким премьером Реджепом Тайипом Эрдоганом и это позволило сторонам объявить о восстановлении нормальных дипломатических отношений.
Азербайджан имеет самые тесные союзнические отношения с Турцией и  конструктивное взаимодействие, включая военно-техническое сотрудничество, с Израилем. Что в перспективе принесет Азербайджану турецко-израильское сближение? Эту тему мы предлагаем обсудить на традиционном заседании нашего экспертного «Круглого Стола».

Елена Касумова, доцент кафедры политологии Академии Госуправления при Президенте Азербайджана:
- Всем понятно, что восстановление турецко-израильских отношений - это не благое пожелание Анкары и Тель-Авива, а ключевой проект новой глобальной стратегии США.  Он будет реализован несмотря на то, что часть политического истеблишмента Израиля и Турции открыто демонстрирует свое неприятие самого факта «исторического» телефонного разговора премьеров обоих государств. Другими словами, внешнеполитический курс Анкары и Тель-Авива, в отличие от прежних лет, куда более жестко будет корректироваться американской администрацией. И это придется учитывать официальному Баку, например, в контексте продвижения американцами т.н. «цюрихских протоколов» по нормализации турецко-армянских отношений.
Процесс восстановления доверия между Турцией и Израилем только начался  и рано прогнозировать какие-то преимущества, а, может быть, и неожиданные вызовы,  которые может принести Баку восстановление турецко-израильского партнерства. Но одно можно сказать точно: исчезнет некая двусмысленность, некое недопонимание в отношениях Анкары и Баку из-за тесного военно-технического и экономического (особенно в сфере поставок нефти) сотрудничества Азербайджана с Израилем.
Для Азербайджана весьма важными станут легко прогнозируемые изменения в отношениях между израильским и армянским лобби в США, которые оказывают очень серьезное влияние на внешнюю политику Вашингтона. В прежние годы израильское лобби, параллельно с интересами Израиля, представляло интересы Турции и, в какой-то степени, Азербайджана, которые не имеют мощных инструментов влияния в американском истеблишменте. Все резолюции по признанию факта «Геноцида армян», принятые Палатой Представителей в 1974, 1984 и 2010 годах, были заблокированы не без самого активного участия израильского лобби.  Но после конфликта из-за «Флотилии свободы», наиболее эффективная лоббистская организация - Американо-Израильский Комитет по Общественным делам - заняла нейтральную позицию в этом вопросе. Думаю, теперь все вернется «на круги своя» - израильское лобби США будет снова жестко противостоять армянскому, а это, безусловно, выгодно Баку.   
Ризван Гусейнов, политический аналитик, журналист:
- Бытует устойчивое мнение, что турецко-израильское сближение и снятие напряженности между этими государствами несет в себе солидные дивиденды для Азербайджана. Несомненно, учитывая то, что Турция и Израиль являются наиболее близкими партнерами Азербайджана в различных сферах, в том числе в области военно-политического сотрудничества, - для Баку есть большой позитив в сближении Анкары и Тель-Авива. Отныне Азербайджан будет меньше напрягаться в выборе приоритетов интересов между Турцией и Израилем, что имело место в связи с кризисом, возникшим после захвата израильским спецназом судна «Мави Мармара».
Но, вместе с тем, Азербайджан столкнется с негативной реакцией  Ирана, который считает, что турецко-израильское сближение имеет цель совместного с Азербайджаном давления на нынешний правящий иранский режим. Тегеран уверен, что с помощью Азербайджана турецко-израильский альянс намерен активизировать борьбу не просто за права и свободы азербайджанского населения, но и за независимость Южного Азербайджана. Иранские власти, видимо, решив идти на опережение, уже выступили с абсурдным предложением о необходимости присоединения Республики Азербайджан  «к историческим территориям Ирана».
«Если возникает вопрос о присоединении территорий, то в первую очередь должна быть возвращена та территория, которая была отделена от Ирана, то есть, Азербайджан должен быть присоединен к исторической родине - Ирану», - заявил председатель комиссии Меджлиса Ирана по вопросам национальной безопасности и внешней политики Алаэддин Боруджерди. Подобным образом Боруджерди отреагировал на недавно прошедшее в Баку заседание организации «Национальный освободительный фронт Южного Азербайджана».
Несомненно, что и Россия будет поддерживать подобные настроения в Иране с целью оказания дополнительного давления на Азербайджан, который, по мнению Москвы и Тегерана, будет совместно с Турцией и Израилем, по указке США, стремиться посредством азербайджанской карты организовать в Иране «арабскую весну» с целью смены правящего режима. Я думаю, Азербайджан должен быть предельно осторожен в поддержке планов Запада (а также Израиля и Турции) по поводу иранского вопроса, тем более, что на данный момент кроме возможных дополнительных проблем с Ираном и Россией, никаких дивидендов официальному Баку такая позиция не сулит.
Александр Васяк, генерал-майор, военный эксперт:
- Я обратил внимание на комментарий «телефонного извинения», который дал корреспондент Би-Би-Си в Иерусалиме Кевин Коннолли. Он справедливо заметил, что изменение позиции неуступчивого Биньямина Нетаньяху является четким указанием на масштабы дипломатического влияния, которым располагают Соединенные Штаты на Ближнем Востоке. Действительно, нормализация турецко-израильских отношений - это важнейший элемент новой американской внешнеполитической стратегии,  продвижение которой возложено на руководителей внешнеполитического блока: Джона Керри как Госсекретаря и Чака Хейгела как Министра обороны. Они уже  проявили себя очень цепкими и упорными политиками, у которых очень мало времени (не более трех лет) для реализации планов Президента Обамы. Поэтому надо понимать, что они сделают все, чтобы поднять уровень турецко-израильских отношений до прежней планки стратегического партнерства.
Но именно понимание этого факта позволяет многим экспертам, в основном израильским, неправильно интерпретировать саму суть турецко-израильского взаимодействия на Ближнем Востоке. Они уверены, что реанимация турецко-израильского партнерства станет прологом войны Израиля против Ирана, что абсолютно не выгодно Азербайджану. Некоторые израильские аналитики, например Михаил Ошеров, посчитали, что уже в ближайшее время Турция пропустит израильские бомбардировщики через свое воздушное пространство для нанесения ракетно-бомбового удара по ядерным объектам Ирана. Хотя в войне с Ираком американской авиации было отказано и в базировании и в пролёте. Понятно, если подобное случится, то в войну с Ираном окажутся втянутыми не только Турция, но и США. Таким образом, будет взорвана ситуация не только на Ближнем Востоке, но и на Южном Кавказе...
Однако, смею заверить всех, что это - чистый абсурд. Решение о начале боевых действий против Ирана любыми игроками - Израилем или даже израильско-турецкими силами - не может быть принято без одобрения Вашингтона. Сегодня президент Обама только выстраивает свою стратегию достижения глобального лидерства с помощью «мягкой силы» и не через военные конфликты, которые за последние 10 лет не принесли США никаких дивидендов. Кстати, американцы сами дают понять, что формальный повод для начала операции против Ирана становится все менее явным. Не случайно же рупор официального Вашингтона Wall Street Journal  неожиданно сообщил со ссылкой на компетентные американские и израильские источники, что духовный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи принял решение не переходить в ядерных разработках границ, фактически, установленных самим Израилем.
Алексей Синицын, главный эксперт Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу:
- С началом нормализации турецко-израильских отношений появился новый политологический тренд - рассуждать о формировании на Южном Кавказе двух неформальных военно-политических блоков: «Турция-Азербайджан-Грузия-Израиль-США» с одной стороны и противостоящему «Россия-Армения-Иран» - с другой. Но так говорят только на постсоветском пространстве. Серьезные западные аналитики этой темы не касаются. И это понятно - время региональных блоков безвозвратно ушло. Существовали когда-то под эгидой США такие военно-политические организации как СЕАТО или Манильский пакт для Юго-Восточной Азии, СЕНТО или Багдадский пакт для Ближнего Востока. Но они показали свою неэффективность и распались более 30 лет назад в самый разгар холодной войны. Мы же признаем, что роль Вашингтона в геополитической игре на «дуге напряженности» абсолютно доминирующая. Тогда следует признать и то, что США сейчас вовсе не стремятся к конфронтации с Россией «здесь и по всему миру».
Вашингтон весьма продуктивно сотрудничает с Москвой по иранской и северокорейской проблематике, выводу войск коалиции из Афганистана, чему свидетельством само существование логистического центра НАТО в Ульяновске. Даже по отношению к феномену «арабской весны» у Москвы и Вашингтона находятся точки совпадения взглядов.
Такие отношения с Москвой становятся для Вашингтона и фоном, и пространством, т.е. тем, что на английском называют background, для продвижения своей стратегии «мягкой силы» - не затратного и не военного доминирования. Да, США наращивают свой собственный потенциал в сфере противоракетной обороны, но Пентагон отказывается от развертывания части системы ПРО в Польше. А это уже акцентированный политический жест. Тогда с какой стати Вашингтону создавать искусственный очаг напряженности на Южном Кавказе, который все больше уходит на периферию тектонических подвижек, сотрясающих Большой Ближний Восток?
Нормализация  турецко-израильских отношений таит в себе много подводных камней, и она не произойдет в одночасье. Очевидно, этот процесс отвечает национальным интересам Азербайджана, но не будем поспешно утверждать, что он принесет Баку ощутимые политические преференции.

Комментарии: