17 декабря 2012 г.



В 2013 год Ближний Восток вступает в тревожном состоянии «арабской весны», ставшей пока самым неожиданным геополитическим феноменом нашего времени. Ситуация, сложившаяся у азербайджанских границ, грозит взорваться военными конфликтами с абсолютно непредсказуемыми последствиями.
Наши эксперты на традиционном заседании редакционного «Круглого Стола» представят свое видение событий на евразийской «дуге нестабильности», которые могут произойти в самом обозримом будущем.


Елена Касумова, доцент кафедры политологии Академии Госуправления при Президенте Азербайджана:


-  Аналитики широко комментируемого доклада Совета национальной разведки США предрекают, что к 2030 году мировой спрос на энергоносители возрастет на 50%. Этот гигантский объем уже подразумевает переформатирование мирового газового рынка, что является одной из целей пресловутой «арабской весны». Она должна ответить на многие вопросы и, прежде всего, энергетические - сумеет ли сжиженный газ Катара ощутимо потеснить магистральный газ России, на какой рынок пойдет и пойдет ли вообще иранский газ, составляющий 16% всех мировых запасов этого топлива. Время не ждет - геополитические оппоненты Запада - Москва и особенно Пекин - готовятся к амбициозному экономическому прорыву. Поэтому, очевидно, 2013 год станет началом кульминации «арабской весны», ее высшим всплеском.
Не вызывает сомнения, что и Запад и суннитские монархии определили судьбу Сирии, точнее, Башара Асада и его окружения. Сирийские оппозиционеры должны победить. Но есть серьезные проблемы. Помните библейскую надпись «Мене, текел, упарсин» - «Взвешено, сочтено, измерено», которую пророк растолковал как предсказание неизбежной гибели Вавилона. Так вот, в случае с Сирией ничего не взвешено и не сочтено. Конечно, все стороны, включая Москву и Пекин, были бы счастливы, если   президент Асад добровольно согласится уйти со своего поста. Но это - почти невероятно. Он будет отбиваться и не безуспешно отбиваться от атак своих и чужих «революционеров», несмотря на всё возрастающую помощь извне. Его режим готов противостоять санкциям, которые изрядно ограничены поддержкой, оказываемой Дамаску Китаем и Россией. Асад - непримирим, но и костяк его противников тоже состоит из непримиримых. Все планы о создании какого-либо переходного правительства, все прожекты будущего «демократического устройства» Сирии - это нечто из области фантастики. Поэтому силовая интервенция НАТО - неизбежна. Повод для нее всегда можно найти. Однако сирийская кампания снимет угрозу нанесения удара по ядерным объектам Ирана. Одновременно две войны, а речь идет именно о войнах, а не военных операциях, ни США, ни НАТО вести не готовы.

Ризван Гусейнов, политический аналитик, журналист: 
- Что касается развернутого Западом плана создания Большого Ближнего Востока, подразумевающего формирование дуги нестабильности от Северной Африки до Ближнего Востока и Передней Азии (Ирана), то можно констатировать, что в Сирии его имплементация, т.е. претворение в жизнь, наткнулась на серьезные проблемы. Понятно, что Китай и Россия совершенно не намерены уступать по сирийскому вопросу Западу, однако, по всей видимости, Башару Асаду придется уйти и на его место, скорее всего, придут силы, удовлетворяющие геостратегические интересы как Запада, так и России. Точка невозврата в процессе свержения Асада уже пройдена. Впрочем, в живучесть такой новой политической «гремучей смеси» с трудом верится, и, по всей видимости, между Западом и Россией продолжится незримая борьба за Сирию, сдача которой означает сжатие натовского или, точнее, прозападного  кольца вокруг Ирана, что совершенно не отвечает ни российским, ни китайским интересам.
Однозначно ясно, что в «заболевших» революцией странах Магриба и Ближнего Востока не будет даже приблизительной стабильности, поскольку это не входит в планы Запада, стремящегося продолжать качать дешевые энергоресурсы на фоне «перманентного хаоса» в ближневосточных «демократизированных» государствах. Запад, ныне установив полный контроль над добычей и транзитом относительно дешевых углеводородов в бассейне Средиземноморья, Красного моря и частично Персидского Залива, вторым шагом, по всей видимости, инициирует обвал цен на нефть, тем самым желая нанести удар по экономике России, Китая и других стран.
Этот план сокрушения нефтяных котировок станет возможен именно сейчас - по результатам «арабских весён», которые обеспечат экономики США и Западной Европы доступными углеводородами из стран Магриба и Ближнего Востока, ввергнутых в непрекращающийся хаос, анархию и гражданские войны.

Александр Васяк, генерал-майор, военный эксперт:
- Говорят, что за неофициальным ужином для министров иностранных дел в Брюсселе Генеральный секретарь НАТО Андерс Расмуссен предложил кардинально изменить политическую позицию по Сирии, сопроводив свое заявление двумя вопросами: 1. Как должны поступить в НАТО, если   армия Асада применит химическое оружие? 2. И какова будет реакция Альянса в случае перекрытия Ираном Ормузского пролива? Второй вопрос сразу же был отклонен главой французского МИДа Лораном Фабиусом, предложившим не обсуждать проблемы, которые «не являются острыми на данный момент». Но зато дискуссия по Сирии проходила весьма напряженно. Вот этот эпизод, фактически, дает нам алгоритм событий в регионе в 2013 году.
Не удивлюсь, если о «химическом оружии Асада» скоро забудут. Но это не снимает актуальности военной операции. В конце концов, сирийское руководство можно обвинить в геноциде собственного народа и прочих смертных грехах. Даже, если кто-то в НАТО будет против силового сценария, то в целом это ситуацию не изменит. Американский Сенат уже принял поправку к военному бюджету на 2013 год, предложив Пентагону рассмотреть возможность военного вмешательства в сирийский конфликт. Понятно, что Сирия будет объявлена «зоной, закрытой для полетов» по ливийскому образцу. Ресурсы для интервенции уже накапливаются. У Асада флот находится в зачаточном состоянии,  а к сирийским берегам подходит авианосец «Эйзенхауэр» и где-то рядом курсируют около 20 военных кораблей с самолетами, вертолетами и 10 тысяч военнослужащих на бортах. Да и без этой армады у НАТО есть все возможности  для нанесения авиаударов и даже наземной операции в Сирии, конечный результат которой не зависит даже от самого отчаянного сопротивления верных Асаду сил.
Другое дело Иран, население которого вдвое превосходит население поверженного Ирака, а уровень боеготовности неизмеримо выше, чем у армии Саддама Хусейна. Военная операция против этой страны выглядит очень сомнительной и грозит значительными людскими и материальными потерями. Поэтому ее постараются максимально оттянуть или даже вообще избежать, ибо в политическом арсенале противников Тегерана есть и «удушающие» санкции и возможность переговоров с правящим иранским режимом.   

Алексей Синицын, главный эксперт Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу:
- Во многом согласен с коллегами. Добавлю только, что грядущие события на Ближнем Востоке станут не только кульминацией «арабской весны», но и развернут вектор отношений «Восток-Запад» к временам холодной войны. Москва крайне болезненно прореагировала на пресловутый «список Магнитского», Пекин видит в «арабской весне», особенно, если она перекинется в Иран, реальную угрозу срыва своих грандиозных планов накопления технологической мощи. В таких условиях обостряются все проблемы, в том числе и курдская. Тогда весьма сложным будет выглядеть проведение наземной операции в Сирии, где очень многим - алавитам, христианам, функционерам режима - просто нечего терять. Не думаю, что силовой сценарий разрешения сирийского кризиса будет реализован легко и непринужденно. Очевидно, это понимают и на Западе. Поэтому, прежде всего, НАТО и монархии Залива постараются до конца разыграть карту «антиасадовской революции», направив оппозиционерам огромный ресурсный поток: финансовый, людской, поставки оружия и проч.
А, что касается Ирана, то следует обратить внимание на статью Генри Киссинджера в The Washington Post, в которой он предлагает президенту Обаме взять на себя полную ответственность за разрешение иранской проблемы. Киссинджер обрушивается на Иран с устрашающей пропагандистской мощью, но ключевая фраза его рассуждений звучит вполне корректно: «Если применять дипломатию творчески, вкупе с непреклонной стратегией, кризис еще можно предотвратить». А это значит, что никакого дедлайна, «последних сроков» американцы для Ирана ставить не собираются, пока не исключена возможность тайных переговоров, результат которых может обернуться неприятным сюрпризом и для определенных сил в Израиле и, уж тем более, для Москвы и Пекина. Поэтому этот год может стать годом сирийской, но не иранской трагедии.

Комментарии: