14 декабря 2011 г.

Интервью с азербайджанским ученым, исследователем истории Южного Кавказа  Исмиханом Османлы.

- Вы занимаетесь изучением истории армянского народа и нередко повторяете, что Армения является для армян приобретенной, а не исторической Родиной, а с чем это связано?
- Дело в том, что в мире огромное количество переселенных народов, и они не скрывают и даже вполне обоснованно гордятся этим. К примеру, мадьяры – нынешние венгры -   называют Венгрию своей приобретенной Родиной, поскольку переселились сюда далеко с Востока. Однако армяне почему-то стараются скрыть свое неоднократное переселение и усиленно фальсифицируют свою историю. Но даже армянские ученые пишут не историю Армении, то есть территории, а историю армянского этноса, поскольку нет фактов, доказывающих, где конкретно их прародина. Согласно древнегреческим источникам, нынешние армяне -  потомки фригов (фригийцев), переселившихся из Фракии на Балканах в Малую Азию и затем на Кавказ. Их оттуда гнали двигавшиеся вперед на восток племена киммерийцев. Согласно научным исследованиям, киммерийцы, гнавшие перед собой фригийцев, пришли на Кавказ двумя путями: через Северный Кавказ и Грузию; и через нынешнюю Турцию. Именно двигаясь через Турцию, киммерийцы, теснили вперед фригийцев вплоть до Малой Азии Об этом в начале ХХ века арменист Н.Адонц написал: «В VIII веке до н.э. во Фракии, на Балканах объявились киммерийцы, один из «народов моря» по определению древнеегипетских письменных памятников. Здесь они вступили в контакт с предками нынешних армян, которых увели с собой на восток – в Малую Азию».

По «отцу истории» Геродоту, Фригия находилась рядом с другой исторической областью - Каппадокией. Во времена Геродота предки армян жили вверх по Евфрату, реке, отделявшей, по его словам, Армению от Киликии. Геродот указывал, что армяне являются потомками фригийцев.
Ученые едины во мнении, что армяне в Малой Азии и в Закавказье - пришлые. Еще в XIX веке русский кавказовед И.Шопен указал, что «армяне суть пришельцы. Это - колено фригийцев и ионийцев, перешедшее в северные долины Анатолийских гор». Известный армянский ученый М.Абегян писал: «Предполагают, что предки армян задолго до нашей эры обитали в Европе, вблизи предков греков и фракийцев, откуда они переправились в Малую Азию. Во времена Геродота в V веке до н.э. еще ясно сознавали, что армяне пришли в свою страну с запада». Этот список можно продолжить.
- А есть конкретные доказательства передвижения киммерийцев в Малую Азию и того, что впереди них шли фригийские племена?
- Напомню, что находящийся в Армении город Гюмри является киммерийским топонимом и взят от слова «гиммер/киммер», что доказывает, что они поселились именно здесь. А армяне поселились в окрестностях рек Тигр и Евфрат - в Сирии и Месопотамии.
- То есть налицо множество названий одного народа? «Фриги», «хай», «армяне»...
- Как мы уже отметили выше, в древности армян нередко называли фригами по месту их прибытия – Фригии, располагавшейся на западе Малой Азии. До сих пор между собой армяне сохранили это название: к примеру, жители центра нынешней Республики Армения азербайджанцы (которых с этих земель насильственно изгнали) и сами армяне называют армян Гюмри  «фрингскими армянами». Это название дано армянам соседними народами в древности. Этимология слова «фринг» не известна, но точно определено, что это слово не армянское. В армянском языке в начале слов фонемы «ф» не бывает, и такие слова армяне  произносить не умеют, заменяя «ф» на «п».

   
Армянами хайские племена называли пригнавшие их с Балкан киммерийцы.  Позднее это название  распространилось и среди других народов.

- Насколько нам известно, сами себя армяне называют «хайами»... Они и страну себе «приписали» в Малой Азии... 
- Армяне сами себя называют «хайами», поскольку они якобы потомки мифического Хайка. Однако и это их вымысел. В Малой Азии, в верховье Евфрата в древних письменных источниках было найдено название страны Хайаса-Аззи. Армяне сразу после этого стали называть ее своей прародиной, хотя ранее даже не знали о ее существовании. Тут же армянский ученый Г.Капанцян сочинил книгу под названием «Хайаса - колыбель армян». Однако ученые, занимающиеся древней историей  Востока, отвергли и резко раскритиковали  Г.Капанцяна за его необъективность и доказали, что в армянском языке не существует топоформант «аса». Значит, «Хайаса» - не армянского происхождения. 
- Откуда же пришли армяне в Закавказье? 
- Как я указал выше, армяне в Армении - пришлый этнос, и современная Армения - не их историческая Родина. Они, как отмечалось, переселились на восток - в Малую Азию, междуречье Тигра и Евфрата - под натиском киммерийцев. Из Малой Азии они пришли в Армению и Карабах. Они не являются аборигенами Малой Азии и Южного Кавказа. Кроме исторических источников, доказательством пришлости армян может служить так называемая периодическая или армянская, болезнь. У болеющих этой болезнью резко повышается температура, что вызывает необычное недомогание, которое называют «армянской периодической болезнью» или «болезнью средиземноморской». Заболевание встречается преимущественно у представителей народностей, предки которых жили в бассейне Средиземного моря, особенно у армян, евреев и арабов. 
- Тогда как сложится дальнейшая судьба армянского народа, вновь ставшего частью геополитической игры близких и дальних империй и нажившего врагов почти среди всех соседних народов? 
- Про армян на Кавказе всегда говорили, что «они как на льду стоят», то есть скользкие по поведению или склонны предавать, менять свою позицию и место проживания.  Обратите внимание, что во всех конфликтах и войнах между империями региона армяне играли весьма активную и часто нелицеприятную роль, становясь орудием в руках противоборствующих сторон. А когда одна из империй проигрывала, тогда она бросала армян на произвол судьбы, оставляя услужливых армян один на один со своими проблемами, нажитыми во вражде с соседними народами. То есть в итоге армянский же народ страдал от интриг своих лидеров, сделавших их разменной монетой в политике больших государств. Обратите внимание - в период распада СССР никаким силам не удалось сделать врагами грузин, азербайджанцев и дагестанские народы, потому что они коренные народы региона, их многовековая мудрость и древние законы добрососедства не позволяют им идти на поводу у внешних интриг. А что касается армян, то их, как и ранее в истории, натравили на грузинский и азербайджанский народы. Как показывает история, армяне - народ агрессивный, сами спокойно не живут и соседям не дают спокойствия. 
На Кавказе, в том числе в Азербайджане, в частности, в Нагорном Карабахе, армяне в массовом количестве объявились в XIX – начале XX веков, то есть когда над регионом стал развиваться российский триколор. С распадом СССР потомки этих же переселившихся из Турции и Ирана армянских сепаратистов объявили об отделении исконно азербайджанской земли - Нагорного Карабаха - от Азербайджана. Это явилось одной из главных причин обострения общественно-политической ситуации на Азербайджане в 1980-1990-х годах ХХ века. Естественно, что все эти проблемы привели к самым негативным последствиям для самой Армении. В последние годы в республике усугубились проблемы безработицы, и в связи с этим наблюдается отток армянской молодежи в другие страны, катастрофически снижается рождаемость, сокращается продолжительность жизни.

Еще более плачевная ситуация в политической жизни Армении. Начался очередной виток отставок в высшем эшелоне власти. Обратите внимание, покидающие свои посты армянские политики заодно покидают и страну. Им чужда судьба армянского народа. Именно армянские политики-интриганы и затеяли нагорно-карабахский конфликт и, как говорят простые армяне, «повесили хомут на шею своего народа». 

- По вашему мнению, армянская интеллигенция понимает эту ситуацию и сможет что-либо изменить в судьбе своего народа? 

- На международных мероприятиях я имею возможность общаться с армянскими учеными и представителями интеллигенции. Отмечу, что большинство из них искренне сочувствуют судьбе своего народа и опасаются повторения трагических событий и новой волны массовой миграции армян, в этот раз уже с Южного Кавказа. Тем более  что уже около половины армянского населения покинули Армению и оккупированный Нагорный Карабах. Многие армянские ученые отмечают, что потеряли Карабах, когда начали конфликт с Азербайджаном в период распада СССР. Они понимают, что потеряли многое, поскольку не могут, как прежде, пользоваться благами и ресурсами Азербайджана, до этого игравшими ключевую роль в процветании армянского народа на Южном Кавказе. 

Армяне при встрече рассказывают, что ныне путешествие через регионы Армении, в частности, Зангезур, Гёйча, Масис, некогда заселенные азербайджанцами, а также через оккупированные азербайджанские районы вселяет ужас и удручающе сказывается на психике. Как они не раз говорили мне, проезжая через Зангезур, а затем через Лачин, попадая в азербайджанские оккупированные районы, везде можно видеть заброшенные земли, разрушенные поселения, как призраки, зияющие на пути. То есть дорога из Армении в Карабах вселяет ужас, поскольку на этом пути практически никто не живет, дух разрухи и заброшенности угнетающе действует на любого, кто это видит. Кроме Ханкенди и в небольших объемах в Шуше, нигде на оккупированных землях не проводится созидательных работ и, по словам армян, в Карабахе есть немало азербайджанских деревень, куда они не ступали ногой, поскольку боятся появления там азербайджанцев, нередко наведывающихся в свои родные села. 

- То есть армянский народ обречен постоянно переселяться из одного региона в другой? 

- Отмечу, что армяне всегда будут склонны к переселению на новые места, поскольку понятие Родина у армян связано не с территориями, а с мифом о «Великой Армении». Для армян родиной и государством веками является армянская церковь, которая называет «Арменией» любое хорошее и благоприятное место проживания. Представьте себе, по причине перехода Кавказа в состав Российской империи в XIX веке в этот регион добровольно переселились со своей «родины» в Турции, Персии и странах Ближнего Востока свыше миллиона армян. Ни один в мире народ, кроме армянского, не переселяется добровольно такими масштабами со своей родины. Потому что любой народ, имеющий представление о Родине, не оставит добровольно в массовом порядке земли и могилы своих предков. 

Сейчас армянский народ на Южном Кавказе переживает самый трагический и трудный период в своей истории. Если в советское время Армения могла стабильно существовать и развиваться за счет дотаций от союзных республик и Центра, то ныне эти каналы потеряны и Республика Армения враждует с тремя из четырех соседних государств. Горькие плоды такой недальновидной политики армянских лидеров пожинает обычный армянский народ, который ныне в массовом порядке покидает регион. Если прекратятся зарубежные вливания и помощь, в Армении в ближайшее время не останется ни одного армянина или же она станет «страной амазонок», поскольку оттуда в первую очередь уезжает трудоспособное мужское население. Обратите внимание: Армению в первую очередь покидают богатые и влиятельные семьи, а ведь если страну покидает богатая прослойка и элита, то, что там делать рядовым гражданам? 

Ризван ГУСЕЙНОВ


13 коммент.

интересная статья..... если вы грамотный человек то как понять, армяне пересилились из фракии это не их земля,пришли сюда через Турцию)))))))))))) смешно "истори" во времена Фракии там была Турция? Грош цена твоим догадкам,но читать можно ,посмеятся можно)))))))) Эти "исторические" домыслы нравятся твоим братьям из аулов наверняка)))

Reply

Рудик - напиши вразумительно что тебе смешно.. то что армян-хаев гнали с Балкан из Фракии во Фригию в Малой Азии (ныне Турция) а отуда Россия армян-хаев переселила на Кавказ?

Reply

в самом начале говорится о венграх, я добавлю сельджуков, монголов, и туркманские племена Чёрного и Белого баранов на территории греков, армян, персов. ниже пишется: - Ни один в мире народ, кроме армянского, не переселяется добровольно такими масштабами со своей родины. Потому что любой народ, имеющий представление о Родине, не оставит добровольно в массовом порядке земли и могилы своих предков.? В короткой статье много противоречий. Откуда в Персии так много оказалось армян про которых вы постоянно твердите? И в каких веках (по вашей версии киммерийцы "пригнали" армян на эти "приобретённые" земли? Не более древнее, чем появление тюрок-сельджуков, туркманов, Тимура, монголов? Почему ваши "аргументы" не аргументированы даже в одной короткой статье? Куда "ушли" аборигены Карабаха (Арцаха, Албании) или они и вовсе не уходили а были и есть карабахскими армянами.

Reply

В армянском языке в начале слов фонемы «ф» не бывает, и такие слова армяне произносить не умеют, заменяя «ф» на «п». - это заблуждение, фригийский язык не был армянским, как и лидийский, которых также причисляют к армянам. Кроме того были языки хурритов, хаттов и хеттов, смешение с персидским где также не было Ф (не фарси а парси), потом смешение с арамейским через ассирийцев. Так что ваши лингвистические проверки бакинских армян во времена событий неуклюжи и античеловечны. Можете не печатать мои замечания, это ваш улей, но нам не привыкать к неуклюжим стиранием истории, Именно поэтому к вашим историческим опусам относятся скептически.

Reply

Анонимный..вы о каком армянской языке говорите? Нынешний армянский язык состоит как минимум из языка 7 различных народов, (к тому же разного антропологического типа), вступивших в этногенез в 18-20 вв на территоии Южного Кавказа...

Reply

Анонимный.. по поводу венгров и так далее... вы пустились в болтологию..ни один народ - венгры, татары, тюрки, англосаксоны и др. кроме армян не отрицает что в его составе есть переселенные народности, что он двигался на новые территории где вступал в этногенез с другими народами и изменялся под их воздействием.

А вам до такой степени забили голову всяким идеологическим мусором, что вы стали верить (даже ваш президент Серж Саргсян в своем выступлении перед диаспорой и молодежью в октябре 2010 года в Горисе это утверждал) в то что армянский народ статично 8 000 лет не изменяясь со времен потопа существует как нация с одним языком и культурой и на одной и той же территории...

Reply

ваша демогогия напоминает сказку "Теремок", кто в тереме живёт? так вот со времён Великих переселений армяне на этих землях всё же раньше тюрок оказались, так что тюркам приходилось вселяться путём насилия местных народов. Армянский язык состоит из 7 народов? Каких? Во всяком случае факт армянского языка алфавит армянский (чего у тюрок нет). Предположим, ваша версия- армяне от фригийцев (союзники Трои), но и дорийские племена пришли на Балканы и создали древнюю эллинскую культуру. Армяне пришли на земли арараские? но география знает Армянское нагорье. А фригийцы это уже армяне или ещё хаи? И если Армянохаи из Европы, то получается что Стамбул армянский? И как объяснить общее в языке армян и парсов (санскрит)? Армяне, если брать истоки от фригийцев это очень давно, а тюрки это не так давно. А с какого века вас тюрков считать жителями Кавказа? с какого века сельджуков считать жителями Византии?
Р.Г.-Анонимный..вы о каком армянской языке говорите? Нынешний армянский язык состоит как минимум из языка 7 различных народов, (к тому же разного антропологического типа), вступивших в этногенез в 18-20 вв на территоии Южного Кавказа...Вопрос, а почему язык 7 народов с 20 века, совершено не различим с языком киликийских армян 10 века? и почему сегодняшние армяне могут читать книги армянские 5 века? Наверное Ризван знает больше чем сами армяне, где вас учат такой чуши?

Reply

Егише - вы кажется совершенно не владеете темой, не знаете истории, антропологии и фольклора своего армянского народа... Я уже отвечал точно на такой же вопрос другому армянину, после чего кажется у него пропало желание дискутировать..не хочу повторяться..

Ваша беда в том что вы не читаете то что написано в моих материалах..а ведь там я не высказал не единой своей мысли - все на оснвое российских, европейских и армянских источников, ученых и архивов...Так что все претензии к ним а не ко мне...

Reply

что за бредовые ответы? Я конкретно обратил свои вопросы "специалисту" по армянской теме, повторюсь- Армянский язык состоит из 7 народов? Каких? Во всяком случае факт армянского языка алфавит армянский (чего у тюрок нет). Предположим, ваша версия- армяне от фригийцев (союзники Трои), но и дорийские племена пришли на Балканы и создали древнюю эллинскую культуру. Армяне пришли на земли арараские? но география знает Армянское нагорье. А фригийцы это уже армяне или ещё хаи? И если Армянохаи из Европы, то получается что Стамбул армянский? И как объяснить общее в языке армян и парсов (санскрит)? Армяне, если брать истоки от фригийцев это очень давно, а тюрки это не так давно. А с какого века вас тюрков считать жителями Кавказа? с какого века сельджуков считать жителями Византии? будьте последовательны, а не проявляйте свои природные качества, ляпнуть и в кусты. Или ведём диалог или притворяйтесь далее искусным фехтовальщиком в словестной дуэли.

Reply

Егише..вы сами несете бред и поэтому в ответ получаете то чего стоите Ни в одном моем материале нет не единой моей мысли - все на основе армянских и европейских ученых, еще раз повторяю ВСЕ ПРЕТЕНЗИИ К НИМ - Я ТОЛЬКО ПЕРЕДАЮ!!!..понимаете смешно что то обсуждать если вы вы элементарно не знаете свою историю и этногенез. Так же прошу не путать топоним Армянское нагорье придуманный пару сот лет назад с названием этноса..я думаю вы понимаете что армяне не ровесники горам, которым сотни миллионов лет :)Далее привожу мнение армянских ученых и других светил мировой науки:

Итак по поводу этнического состава нынешних армян:
Ныне миру известны армяне-хемшины – выходцы из Трабзона – османского вилайета в Малой Азии. Это – субэтническая группа, близкая к местным курдам-хемшинам. В начале XX века на Северном Кавказе отмечены армяне-черкесогаи, а также армяне, говорившие на адыгейском языке (то есть на языке кавказской семьи). Еще в конце XIX века в Армавире были известны армяне, жившие среди горцев-шапсугов и усвоившие их нравы, обычаи и говорящие по-шапсугски (то есть на языке кавказской семьи). В начале XX века в восточной части Малой Азии фиксированы хемшилы – армяно-мусульманское племя, состоящее из двух групп, резко разнящихся между собой: баш-хемшилы и хопе-хемшилы. Прозвание хемшилы эти армяне получили по селу Хемишин в Малой Азии. Причем хопе-хемшилы говорили также по-армянски, и в прошлом были христианами, а в начале XX века, когда их описали, являлись мусульманами и говорили по-турецки.

Теперь по поводу религиозно-конфессионального различия армян:
В конфессиональном отношении армяне также неоднородны. Не все они придерживаются григорианства: среди них известны католики, протестанты, православные. Начало армянскому католичеству положено в XIV веке. Полного отделения неофитов католицизма от армянской церкви не было, от них требовалось только принятие основных догматов католической религии, а главное – признание папы Римского. Лютеранство среди армян распространялось в XIX веке, в связи с деятельностью на Кавказе базельских миссионеров. Православие среди армян стало распространяться в 40-х годы XIX века, в частности в Нахчиванском и Эчмиадзинском уездах Иреванской губернии.

Таким образом, среди армян существует разница в наречиях и конфессии, и их можно разделить на несколько историко-культурных и территориальных общностей. На Кавказе этот этнический конгломерат в массовом количестве объявился лишь в XIX – начале XX веков, то есть когда над регионом стал развеваться российский триколор».

В связи с этим российский генерал Н.Дубровин пишет: «Находясь в подданстве различных государств и разбросанное, можно сказать, по всему земному шару, армянское племя, подвергаясь вследствие того различному климату, образу жизни и занятий, утратило свою общую типичность». (Н.Дубровин. История войны и владычества русских на Кавказе. Том 1, кн.2, СПб, 1871, с.406).

«У армян, потерявших государственность при разделении со стороны Сасанидов и Византийцев в 387 году, усилилась склонность к миграции на Южный Кавказ. Пользуясь поддержкой арабского халифата, в 704 году Армянская Григорианская церковь подчинила себе агванскую церковь». (Кавказский календарь на 1853 г. Тифлис, 1852, с.483)

«Настоящая родина армян…Малая Азия, т.е. за пределами России и за исключением нескольких чисто армянских провинций в Закавказье (в первую очередь в Иреванской губернии) армяне расселились в различных частях Кавказа только в течении последних столетий». (В.Ишханян. Народности Кавказа.СПб, 1916, с.18).

А по поводу армянского населения Карабаха русский историк И.Петрушевский писал: «Карабах никогда не принадлежал армянским культурным центрам». Он писал, что армянская церковь в Албании «была инструментом для арменизации страны». (И.Петрушевский. О дохристианских верованиях крестьян Нагорного Карабаха. Б., 1930, с.8)

Надеюсь Егише я смог на основе армянских и иных источников и ученых ответить на каскад вопросов ваших...

Reply

По каким-то непонятным и ничем не обоснованным мыслям хуритский язык из хуррито-урартской семьи у хаев почему то стал хайским, ну это отдельная тема для размышления о психологическом состоянии голодных армян, находящихся в экономической блокаде.Более интересен вопрос об армянской истории Хоренаци. Если человек пишет книгу, он скорее всего указывает даты или же приводит какое -то введение. Например то, что Хоренаци написал эту книгу по просьбе Сахака Багратуни, как сам Хоренаци пишет в этой книге , который жил в 5 веке, то есть и сам Хоренацы говорит о 5 веке своего существования. Только по какой -то причине этот самый Хоренаци пишет о людях и местах, известных только в 6-7 веке и ссылается на источники, которые были недоступны на армянском в 5 веке, откуда Хоренаци знал, что произойдет через 150-200 лет?) Думаю это новый повод назвать хайской диаспоре Хоренаци армянским Нострадамусом .По очевидным причинам Хоренаци это всего лишь фальсификация хаской диаспоры, как и все то, что пропагандируеться сейчас армянскими историками))...

Reply

кстати по поводу Хоренаци у меня есть неплохая подборка критических выводов французских и русских ученых 19 века, вот эта статья пожалуй вобрала в себя многие из этих выводов http://www.rizvanhuseynov.com/2014/10/blog-post_10.html

Reply

еще раз спасибо Ризван,что разбиваете в пух и прах выдумки хайского лобби, которое они активно проталкивают уже 100 лет. Заходите по чаще "вконтакте" кстати;)

Reply