6 октября 2011 г.


Новость, которую СМИ сразу посчитали сенсационной - Россия и Китай наложили вето на резолюцию Совета Безопасности ООН в отношении Сирии. Вся пикантность ситуации заключается в том, что Россия, ранее упорно блокировавшая принятие подобного документа, в конце прошлой недели объявила о возможном присоединении к нему. Во всяком случае, это дал понять постоянный представитель РФ в ООН Виталий Чуркин. Но, буквально, в последний день, Москва отказалась голосовать за резолюцию, причем, тот же В. Чуркин прокомментировал это решение в весьма резких тонах. Таким образом, «момент истины» (в понимании Запада) для Дамаска, к счастью, не наступил.
Вспомним, в середине лета по Дамаску прошла гигантская колона сторонников президента Асада, которая пронесла флаг длиной в два с половиной километра, украшенный своеобразным «символом веры» - надписями: «Аллах, Сирия, Башар». Оппозиция не заставила себя долго ждать, и, через несколько дней, в мятежной исламистской Хаме, толпа несла уже трехкилометровое полотнище, на котором было начертано: «Хама не станет на колени». Впрочем, дело вовсе не в длине флага, а в том - в чьих руках он будет через месяц, другой, третий. Удастся ли выстоять последнему режиму, исповедующему арабский социализм, или власть в Сирии перейдет к разнородной, противоречивой, нестойкой оппозиции? И каково будущее Сирии, государства так разительно отличающегося от богатых, но ментально средневековых ближневосточных монархий.
Эту тему редакция NET-FAX - NET-ФАКС решила обсудить со своими постоянными экспертами на очередном заседании традиционного «Круглого Стола».


Елена Касумова, доцент кафедры политологии Академии Госуправления при Президенте АР:
- Из Башара Асада мировые СМИ еще весной сделали медийного злодея. Уже создан сирийский Переходный Национальный Совет, объединяющий самую разномастную оппозиционную публику - от «братьев-мусульман» до европейски ориентированных либералов, типа доктора политологии Бурхана Галюуна  из Сорбонны. Запад никогда не питал симпатии к режиму в Дамаске. А введенные против него санкции США и ЕС - лишь своеобразное продолжение акций, предусмотренных Законом об ответственности Сирии, который обе палаты американского конгресса приняли подавляющим большинством голосов еще в 2003 году. Кажется, что судьба Башара Асада предрешена, и, что у западных политиков и Саудитов на уме, то у министра иностранных дел Израиля Авигдора Либермана на языке. Он первым заявил, что Тегеран и Дамаск являются большей угрозой для мира, чем Каддафи.  
Очевидно, что события в Сирии должны развиваться по ливийскому сценарию, но проблема для оппозиции в том, что Сирия - все-таки не Ливия, а  блестяще образованный Башар Асад - не полковник Каддафи, с годами превратившийся в экзотический  персонаж.
Да,  сирийский президент с самого начала своего правления находился в сложнейшей ситуации. С одной стороны - представители т.н. «старой гвардии», давние друзья и соратники его отца, которым он в значительной мере обязан своим избранием на высший пост в государстве. С  другой - высокие  ожидания экономических и политических свобод, которые сирийское общество связывало с личностью молодого лидера. Долго «над схваткой» Асад оставаться не смог, и накануне «арабской весны» его дрейф в сторону авторитаризма прослеживался достаточно ясно.
Но на Асада играет его обаяние, образованность, еще не растерянная репутация честного и справедливого руководителя, выступающего против коррупции и злоупотреблений властью. То есть, его поддержка в обществе гораздо шире тех 15-17%, которые могут безоговорочно оказать ему алавиты и христиане. К тому же у Асада мощный партийный аппарат. Партия Арабского Социалистического Возрождения насчитывает почти полтора миллиона человек. Многим из них действительно есть, что терять.
Армия Сирии, ее спецслужбы гораздо лучше оснащены и, вообще, стоят на несколько порядков выше, чем ливийские вооруженные силы. И еще, НАТО, т.е. европейский сегмент Альянса, вторую войну явно не потянет чисто материально, а интересы США все глубже концентрируются на Афганистане и Пакистане, которых уже так и называют - АфПаком. 
Я думаю, Запад не пойдет сейчас на разыгрывание силового сценария. А вот экономически душить Сирию все заинтересованные стороны будут. Сирия - не так уж и богата. 13 % сирийского населения живет на  доллар в день, а 30% - менее чем на 2. К тому же Сирия стала убежищем для беженцев - иракских (больше 1 млн.) и палестинских (до 500 тыс.). На их содержание сирийские власти тратят ежегодно до $1,6 млрд. Поэтому я уверена, что Запад в одностороннем порядке пойдет на санкции против Асада, но не на войну с Сирией. Однако только санкции ЕС и США недостаточны для  расшатывания сирийской государственной лодки. Сейчас у Башира Асада есть время, чтобы навести порядок в собственном доме.
Ризван Гусейнов, политический аналитик, журналист: 
- На прошедшем Совбезе ООН относительно принятия резолюции по Сирии, включающей санкции и карательные меры против сирийских властей, Россия и Китай заблокировали ее принятие, прибегнув к праву вето.
Это произошло, несмотря на то, что на прошлой неделе страны Европы внесли изменения в проект резолюции Совбеза ООН по Сирии, приблизив его к требованиям РФ. Однако, в новом варианте резолюции все равно содержались угрозы о введении «дополнительных мер» против сирийского правительства и президента Башара Асада в частности, вплоть до применения сил НАТО.
В обновленном проекте резолюции предлагалась скользкая формулировка, согласно которой, если сирийские власти не договорятся с оппозицией, то тогда против Сирии будут применены самые жесткие меры. Не оставалось сомнений, что в случае принятия резолюции, задачей Запада стало бы обеспечение такого размаха беспорядков в Сирии, чтобы Башар Асад не смог ни договориться с оппозицией, ни прекратить беспорядки. Понимая это, Россия и Китай наложили вето на принятие резолюции по Сирии.
Отмечу, что немалое влияние на это решение оказал телефонный разговор, состоявшийся 4 октября между президентом Сирии Башаром Асадом и главой МИД Турции Ахметом Давутоглу, в котором  Б. Асад заявил, что в случае атаки НАТО Сирия нанесет удар по Израилю.
«Если против Дамаска будут приняты столь сумасшедшие меры (атака стран НАТО или их союзников), мне понадобится не более 6 часов, чтобы развернуть на Голанских Высотах сотни ракет, а после отправить их в сторону Тель-Авива», - сказал сирийский лидер после того, как А. Давутоглу передал адресованное ему послание США.
Помимо этого, сирийский президент пригрозил, что его призыву последует базирующаяся в южном Ливане «Хизбалла», которая обрушит на Израиль настолько мощный ракетный удар, что спецслужбам еврейского государства его сила «и не снилась».
«Все указанные события произойдут за 3 часа, а в следующие 3 часа Иран атакует военные корабли НАТО в Персидском заливе. Это станет одновременным ударом и по США, и по ЕС», - подчеркнул Б. Асад.
Заявление Б. Асада, сделанное на фоне предстоящего голосования в Совбезе ООН по поводу принятия резолюции в отношении Сирии, возымело свое влияние и на позицию Запада,  решившей  не давить на Россию и Китай, которые в итоге и наложили свое вето. Фактически, Асаду методом ультиматума удалось внушить Западу всю серьезность ситуации и, тем самым, одержать тактическую победу. 
Александр Васяк, генерал-майор, военный эксперт:      
 - Еще вчера казалось, что удавка на шее Сирийской Арабской Республики начинает затягиваться даже быстрее, чем ожидали многие наблюдатели, и с принятием резолюции Совбеза ООН этот процесс пройдет точку невозврата. Но я хочу взглянуть на проблему Сирии сквозь призму насильственного отлучения Башара Асада от власти. Это возможно или в результате победы оппозиции в гражданской войне или в смене режима не по ливийскому, как все считают, а иракскому сценарию.
Сирийская оппозиция уже имеет свое военное крыло, гораздо более мощное, чем исламские боевые группы. Не секрет, что часть военнослужащих сирийской армии (не более 5%) с оружием в руках перешла на сторону оппозиции. Мятежный полковник ВВС, самолично провозгласивший себя генералом, Рияд Муса Асад начал создавать из перебежчиков т.н. «Свободную армию Сирии». Ее отрядам удалось разгромить колонну правительственных войск, даже пленить 16 офицеров, но это был единственный и последний успех людей Рияда Асада. Его «Свободная армия» была разгромлена в Ризостане, а, если учесть, что раньше сирийской армии удалось частично уничтожить, а частично рассеять боевые группы исламистов на севере страны у городка Джиср-аш-Шугур, то становится ясно - в военном противостоянии с регулярной армией у оппозиции никаких шансов нет. Значит, свергнуть Башара Асада без вмешательства внешних сил никак не получится.
Сейчас  у границы САР идет накопление турецких войск, которые собрались проводить там учения. Но вряд ли Анкара решится пойти на военную конфронтацию с Дамаском. Я оставляю за скобками политические аспекты такой акции. Отмечу только, что сирийская армия обладает самым высоким уровнем боеготовности среди арабских стран - у нее на вооружении не менее 4,5 тысяч танков, в т.ч. не менее тысячи модернизированных Т-72, тактические и оперативно-тактические ракеты «Скад», «Точка», «Луна», реактивные системы залпового огня и пр. и пр. Без воздушной операции НАТО, включающей в себя уничтожение центров управления вооруженными силами САР, подавление системы ПВО и вывод из строя основных объектов военной инфраструктуры  - наземная операция чревата непредсказуемыми последствиями.
Но и воздушная операция НАТО не будет похожа на показательные выступления, вроде тех, что происходили в ливийском небе, когда французские «Миражи» могли позволить себе с малых высот охотиться за штабными машинами каддафистов. На боевом дежурстве сирийских ПВО стоят зенитно-ракетные комплексы «Бук-М2Э», С-200 и С-125, вполне способные уничтожить любые самолеты НАТО, несмотря на то, что летчики Альянса имеют колоссальный опыт борьбы со средствами ПВО в Ираке и бывшей Югославии.    
Я уверен, - чтобы сместить Башара Асада военным путем, НАТО необходимо проводить операцию, как минимум, сопоставимую с операцией «Иракская свобода», т.е. с вторжением американцев и их союзников в Ирак. А это уже большая война, на которую сейчас нет, прежде всего, финансовых средств и политической воли. Лидеры и Франции и  США, вступившие в президентские гонки, не могут позволить себе сейчас риск полномасштабного военного конфликта. Воздействовать на Сирию пока будут только подбрасыванием хвороста в еще слабо тлеющий костер гражданской войны и экономическими мерами со стороны США и ЕС. Это и дешевле, и безопаснее военной операции,  которую, кстати, в среднесрочной перспективе никак нельзя исключить.
Алексей Синицын, главный редактор NET-FAX - NET-ФАКС:
- Кажется, коллеги рассмотрели все возможные варианты развития событий в Сирии и вокруг нее. Я тоже уверен, что для большой войны у Запада сейчас нет средств и политических возможностей, но это только сейчас. Военная операция против Сирии - это прелюдия силового решения иранской проблемы, без которого невозможно создать Большой Ближний Восток по кальке известных неоконсервативных доктрин. Но с блокированием резолюции Совбеза ООН, колокол по Сирии так и не зазвучал. 
Поэтому я остановлюсь на двух вопросах, которыми задаются многие коллеги. Первый - «Для чего Москва демонстрировала готовность еще раз прогнуться перед Западом?». Всем понятно, что никакая расплывчатость или сослагательность формулировок, никакие эвфемизмы  - «точечные меры» вместо «санкции» - не изменили бы того факта, что ящик Пандоры открыт, а из него со временем посыплются всевозможные запреты, в том числе и на поставку в Сирию вооружений. А там - один лишь шаг до нанесения воздушных ударов и наземной операции.
Пусть никого не смущает то, что Запад пока отрицает возможность  военного вмешательства в сирийские проблемы. Резолюция № 1973 об объявлении воздушного пространства над Ливией «бесполётной зоной», вовсе не подразумевала бомбардировки ливийских городов для «защиты» их же мирных жителей. А разве не президент Буш-младший оправдывал интервенцию в Ирак тем, что США якобы выполняли Резолюцию № 1441, лишь призывавшую Ирак немедленно уничтожить «всё имеющееся в его распоряжении оружие массового поражения»?
Большинство политологов рассматривало возможность присоединения Москвы к резолюции по Сирии, как очередную уступку Западу, проявление слабости, элемент торга - например, Сирия - в обмен на договор по ПРО или Сирия - на признание Западом рокировки в кремлевском тандеме.  Наиболее лаконичен был президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский: «Если же мы резолюцию поддержим, но потеряем в Сирии все - тогда мы идиоты». 
А вот и второй вопрос: «Почему Москва совершила такой резкий внешнеполитический разворот?». Объяснений, раскрывающих тактические предпосылки такого шага, будет множество. Но я скажу о том, что мне кажется главным - В. Путин окончательно взял внешнюю политику под свой контроль, предоставив действующему президенту заниматься, к примеру, отопительным сезоном. Это, значит, что в отличие от Запада, сдавшего своих стратегических партнеров Бен Али и Мубарака, или  Медведева, погубившего Каддафи, Путин союзников предавать не собирается. У него свое видение национальных интересов России. Очевидно, его «напрягает» не только феномен «нового крестового похода», но и то, что Запад готов окончательно выдавить Россию (как, кстати, и Китай) из Средиземноморского пространства.  
Ну, что ж, нам остается только ждать развития ситуации в Сирии, как, впрочем, и на всем Большом Ближнем Востоке. Экспорт «демократических революций» едва ли  не в каждую страну этого гигантского региона будет продолжаться, и вопрос сохранения сирийского режима пока не закрыт.  А, значит, Азербайджану еще предстоит делать новые и новые выводы из событий «арабской весны». Надеюсь, они будут далеко идущими.
Аналитический отдел
NET-FAX - NET-ФАКС        

Комментарии: