14 июня 2011 г.

 

 1NEWS.AZ 

Проблемы армянского самосознания, национальной идентификации и истории уже не раз затрагивались в наших материалах, однако есть еще много «белых пятен» в армянском «досье», которые нуждаются в особом внимании.

Пристальное изучение этих «пятен» позволяет уточнить формы заболевания и конкретизировать диагноз армянского национализма. Это позволит понять причины периодической вспышки армянского национал-шовинизма и узреть многие тайные винтики, движущие маховиком армянской пропаганды.
Зададимся вопросом: почему ученые-арменисты пишут «Историю армянского народа», то есть историю этноса, а не «Историю Армении», то есть территории проживания народа? Армянская сторона публикует свою историю под мифологизированым названием – «Потомки Хайка» (Ереван, 1998; авторы – Саркисян Г., Худавердян К., Юзбашян К.), тогда как нет трудов, конкретно показывающих прародину армян, называющих себя хаями.

Фактически есть материалы по истории хаев, но нет по Хаястану, есть материалы по армянам, но не локализована их прародина. А то, что армянские горе-историки называют территорией «Великой Армении», не находит своего подтверждения, поскольку нигде на этой территории армяне никогда не составляли и трети местного населения.

К примеру, грузиноведы пишут «Историю Грузии», то есть территории, где живут изначальные ее насельники - предки грузин, или азербайджановеды пишут «Историю Азербайджана» - территории, где изначально живут ее насельники – предки азербайджанцев. Армяне же избегают описывать свою прародину,  поскольку в нынешнюю Армению, созданную на Кавказе, они попали в силу исторических событий в недалеком прошлом.



О разнородности армян свидетельствуют интересные факты, собранные в книге Хаджар Вердиевой и Рауфа Гусейн-заде «Родословная армян и их миграция на Кавказ с Балкан».
В книге отмечается: «Ныне миру известны армяне-хемшины – выходцы из Трабзона – османского вилайета  в Малой Азии. Это – субэтническая группа, близкая к местным курдам-хемшинам. В начале XX века на Северном Кавказе отмечены армяне-черкесогаи, а также армяне, говорившие на адыгейском языке (то есть на языке кавказской семьи). Еще в конце XIX века в Армавире были известны армяне, жившие среди горцев-шапсугов и усвоившие их нравы, обычаи и говорящие по-шапсугски (то есть на языке кавказской семьи). В начале XX века в восточной части Малой Азии фиксированы хемшилы – армяно-мусульманское племя, состоящее из двух групп, резко разнящихся между собой: баш-хемшилы и хопе-хемшилы. Прозвание хемшилы эти армяне получили по селу Хемишин в Малой Азии. Причем хопе-хемшилы говорили также по-армянски, и в прошлом были христианами, а в начале XX века, когда их описали, являлись мусульманами и говорили по-турецки.

В конфессиональном отношении армяне также неоднородны. Не все они придерживаются григорианства: среди них известны католики, протестанты, православные. Начало армянскому католичеству положено в XIV веке. Полного отделения неофитов католицизма от армянской церкви не было, от них требовалось только принятие основных догматов католической религии, а главное – признание папы Римского. Лютеранство среди армян распространялось в XIX веке, в связи с деятельностью на Кавказе базельских миссионеров. Православие среди армян стало распространяться в 40-х годы XIX века, в частности в Нахчиванском и Эчмиадзинском уездах Иреванской губернии.

Таким образом, среди армян существует разница в наречиях и конфессии, и их можно разделить на несколько историко-культурных и территориальных общностей.
На Кавказе этот этнический конгломерат в массовом количестве объявился лишь в XIX – начале XX веков, то есть когда над регионом стал развеваться российский триколор».

В связи с этим российский генерал Н.Дубровин пишет: «Находясь в подданстве различных государств и разбросанное, можно сказать, по всему земному шару, армянское племя, подвергаясь вследствие того различному климату, образу жизни и занятий, утратило свою общую типичность». (Н.Дубровин. История войны и владычества русских на Кавказе. Том 1, кн.2, СПб, 1871, с.406).
«У армян, потерявших государственность при разделении со стороны Сасанидов и Византийцев в 387 году, усилилась склонность к миграции на Южный Кавказ. Пользуясь поддержкой арабского халифата, в 704 году Армянская Григорианская церковь подчинила себе агванскую церковь». (Кавказский календарь на 1853 г. Тифлис, 1852, с.483)
«Настоящая родина армян…Малая Азия, т.е. за пределами России и за исключением нескольких чисто армянских провинций в Закавказье (в первую очередь в Иреванской губернии) армяне расселились в различных частях Кавказа только в течении последних столетий». (В.Ишханян. Народности Кавказа.СПб, 1916, с.18).

А по поводу армянского населения Карабаха русский историк И.Петрушевский писал: «Карабах никогда не принадлежал армянским культурным центрам». Он писал, что армянская церковь в Албании «была инструментом для арменизации страны». (И.Петрушевский. О дохристианских верованиях крестьян Нагорного Карабаха. Б., 1930, с.8).

Таким образом, армяне предстают взору непредвзятого читателя, во-первых, как неоднородный этнос, который не мог быть автохтоном в Азербайджане и в Грузии, вообще на Кавказе. Во-вторых, на Кавказ, армяне заселялись из разных стран и в различное время. Их «рандеву» в этом регионе свидетельствовало, что они не подозревали о существовании друг друга, да и говорили на наречиях, непонятных, мигрантам, прибывшим из разных весей. В-третьих, таким образом, речь должна вестись об этносе-аллохтоне на Кавказе, прародина которого находится далеко на Западе.

То, что нынешние армяне – это конгломерат разных народов и верований, подробно изложено в специальном исследовании армянской ученой К.Э.Григорян, (Григорьян К.Э. «Грани идентичности. Социокультурное пограничье как фактор формирования этнического самосознания (на примере субэтнических групп армян)». Москва, 2006.).

В этом исследовании Григорян рассмотрена, проанализирована и объяснена уже не одно столетие существующая армянская многоплановая этно-конфесионально-культурно-лингвистическая палитра, подтверждающая разнородность армян по многим признакам.

Поэтому она перечисляет, по ее собственной терминологии, 11 субэтнических групп армян: черкесогаи, зоки, католики, греки-армяне, донские армяне, амшены, эдессийцы, цыгане-боша, тумбульцы, хемшилы, иранские армяне. Тем самым подтверждается тезис о существовании среди армян «разных народов», объединяемых собирательным термином «армянский этнос». Поэтому закономерно, когда К.Э.Григорьян пишет, что  у армян «монолитная культура состоит из различных этнокультурных образований». 

Григорьян описывает следующие субэтнические группы современных армян:

1. Хемшилы  – самоназвание хемшин, хемшил, хемшинли, хемшильцы, турки; они представляют собой исламизированную и ассимилированную османами часть амшенских армян Черноморья. Этноним происходит от топонима Хемшин, Малая Азия. Исламизация  способствовала переориентации этих армян  на османо-мусульманскую культуру, вследствие чего произошла полная перемена их этнокультурного облика, вплоть до утраты этнического самосознания.

На Северном Кавказе и сегодня известны армяне-хемшины  – выходцы из Трабзона, османского вилайета в Малой Азии; это – субэтническая группа, близкая к местным курдам-хемшинам. Они были зафиксированы там еще в начале ХХ века как хемшилы – армяно-мусульманское племя, состоящее из двух групп, резко разнящихся между собой: баш-хемшилы и хопе-хемшилы. Хопе-хемшилы говорили также по-армянски, и в прошлом являлись христианами, а в начале ХХ века, когда их описали, уже стали мусульманами и говорили по-турецки. 

В связи с армянами-хемшинами, которые первоначально обитали только в Османской империи, Г.А.Шпажников отмечает, что они стали переходить в ислам на рубеже XVII-XVIII веков: «Хемшины – интересная религиозная община армян, исповедующих ислам...

В Турции их называют хемшенлы. Проживают они преимущественно в двух районах. Первые, так называемые хопе-хемшины, живут около г.Хопа и в долине р.Чорох (вилайет Артвин), вторые – в долинах рек Карадере и Фыртына и г.Хумургян (вилайет Трабзон). Эта группа известна под названием баш-хемшины».  Он же отметил, что в современной Турции «небольшие общины армяно-мусульман проживают в районах городов Токата, Сиваса и Малатьи. Все хемшины – приверженцы ислама суннитского направления ханифитского мазхаба».

2. Цыгане-армяне,  или боша,  самоназвание лом, - приверженцы армяно-григорианства, но есть среди них и мусульмане; говорят по-армянски.

3. Тумбульцы  - или армяне-дервиши,  получили известность по топониму Тумбул, Малая Азия; говорят по-армянски. Живут подаянием: под личиной дервишей обходят священные для мусульман  города Мекку, Медину, Кербелу, где, переодевшись в «правоверных странников», просят милостыню и молятся Пророку Мухаммаду. Следующим пунктом их путешествия является Иерусалим, где тумбульцы переодеваются в «православных монахов» и также просят подаяние.
4. Донские армяне  - они переселились в XVIII веке из Крыма в область Великого войска Донского (ныне Ростовская область); сохранили язык, веру и самосознание.

5. Амшенские армяне  - до сего дня они, вследствие исторических причин, проживают в Малой Азии,  в изоляции от материнского этноса. Для них характерен амшенский диалект родного языка, который наиболее отклонился от литературной нормы.

6. Эдессийцы  - так прозваны по селу Эдессия, Курского района Ставропольского края, где армяне появились в XVIII веке, скорее всего из Малой Азии, из района города Эдесса (ныне Шанлыурха, Турция); самоназвание бизимдже (на тюркском значит: «говорящие по-нашему»), они – григориане и им присущ так называемый тюркский этнолект.

7. Армяне-католики  - говорят на западно-армянском варианте родного языка, но в Грузии пользуются в обиходе грузинским и тюркским. Влияние католицизма на армян этой зоны возросло на рубеже XIX-XX веков, тогда в Тифлисе имелось 35 армяно-католических храмов. До сего дня районом их компактного проживания  остаётся грузинская губерния Самцхе-Джавахети. До сего дня с Иране, кроме прихожан армянской церкви, есть  армяно-католики.

8.Армяне-греки  - приверженцы православия греко-халкидонитского толка, то есть они являются диофизитами, в отличие от монофизитского армяно-григорианского христианства. Говорят на родном и грузинском языках.

9. Армяне-черкесогаи  - самоназвание эрмелы. В этнографической литературе известны как черкесогаи, или горские армяне. Проживают на Северном Кавказе среди мусульманского населения, потому утратили свою традиционную культуру и родной язык, полностью заимствовали местные обычаи и языковые диалекты адыгов, но знают и русский. Черкесогаи остались григорианами. Тем не менее, они не всегда однозначно могут определить свою этническую идентичность: одни считают себя черкесогаями,  другие – черкесами, третьи - армянами. Возможно, по этим причинам соседи именуют их по-разному: черкесогаи, армяне, черкесы, черкесские армяне.  В начале ХХ века на Северном Кавказе были отмечены не только армяне-черкесогаи, но и армяне, говорившие на адыгейском языке (то есть на языке кавказской семьи).  Ещё в конце XIX века в этом же субрегионе, конкретно в Армавире, были известны армяне, жившие среди горцев-шапсугов и усвоившие их нравы, обычаи и говорящие по-шапсугски (то есть на языке кавказской семьи). 

10. Армяне-зоки  - по традиционной культуре принадлежат к общеармянскому культурному массиву, тем не менее, их считают армянами еврейского происхождения (скорее – иудейского, то есть по вере, так как евреем можно быть только по рождению от матери-еврейки.- Р.Г.), что дает основание выделить зоков в отдельную группу.

11. Ираноязычные армяне неверно считаются частью татов, говорящих на одном из языков иранской семьи. Дисперсно проживают в Исламской Республике Иран, говорят на родном и персидском языках.

Дополнительно о том, что армяне – разные народы, свидетельствует и армянская ономастика согласно, которой наиболее распространенные фамилии армян, а их примерно 450 с лишним,  происходят от мусульманского корня: тюркского, арабского, персидского.
Постоянное переселение армян в разные регионы Малой Азии, а затем и Кавказа привело к тому, что ныне существует 27 «армений», что дает широкие возможности для армянских исторических фальсификаций. То есть, попав и на Кавказ, армяне по старой привычке занялись тем, чтобы создать здесь очередную «армению».

В последней четверти XIX века русский генерал и кавказовед Р.А.Фадеев по этому поводу писал: «…число богатых армян постоянно растёт, захватывает выгодные дела и влияет своими деньгами на администрацию…армяне считают себя многочисленным народом, а некоторым из них это даёт даже повод к мечтаниям о политической самобытности. Я видел карту будущего армянского царства, напечатанную в Константинополе на фуляровых платках, включавшую в себя Астрахань и Крым. Понятно, что эти армянские мечтания, даже в самом скромном размере, не что иное, как бред; нет местности в свете, где армянское население составляло бы более трети и могло бы, при своей невоинственности, повелевать 2/3 мусульман иначе, как опираясь на русские штыки». (Фадеев Р.А. Кавказская война. Москва, 2003, с.296-297.).

По мнению современного российского политолога С.В.Лурье: «Наиболее характерная особенность политического сознания армян состоит в отличающем армян от других народов постоянном анализе всех внешних факторов своего существования и создания на их основе словно бы своей географической карты. Современная политическая мифология вписала в себя исторический опыт Армении последнего столетия, то есть периода постоянных для этого региона геополитических катаклизмов, выливавшихся для армян в колоссальные исторические трагедии. 

Поэтому армянский способ политологического мышления весь максимально геополитичен. Каждый опыт внешних контактов рефлексировался, интерпретировался и включался в общую мифологему. Поэтому политическое мировоззрение армян – это своеобразная геополитическая картина мира».  (Лурье С.В. Армянская политическая мифология и ее влияние на формирование внешней политики Армении и Нагорного Карабаха).

Как формировался современный армянский этнос и что перенял у тюркских народов Малой Азии и Кавказа
В материале «Армянская «палитра» - из кого состоит армянский народ?» мы подробно рассмотрели этнический состав нынешнего армянского народа, являющегося собирательным названием целого ряда различных этносов. Были также рассмотрены некоторые проблемы армянского самосознания, национальной идентификации и создания мифологизированной истории.
Однако отдельное внимание следует уделить тому, как армянский этнос, переселенный на Кавказ, на тюркские земли, формировался здесь на основе языка, культуры и обычаев тюркских народов.
Сперва отметим то, что армяне не кавказский народ и сей факт, четко доказывает наука. В частности армяне, как и другие народы Средиземноморья, страдают так называемой «болезнью средиземноморских народов», или как ее называют многие ученые «армянской периодической болезнью». Как отмечает в своем материале исследователь Николас Вейд: «Несколько тысяч лет назад где-то на Ближнем Востоке жил человек, который передал специфический ген многим своим современным потомкам». (Николас Вейд «Армянская периодическая болезнь», опубликовано в № 109 «Юсисапайла»).
То есть армяне болеют редчайшим недугом, которым страдают только народы, населяющие Средиземное море, Балканы и южную часть Малой Азии. Где бы не жили представители этих народов, они продолжают болеть этой болезнью, доставшейся в наследство от своих средиземноморских предков.
Также согласно исследованиям Р.Кочиева в книге «Этническая одонтология», зубы у армян не такие, как у остальных кавказских народов. К примеру, зубы азербайджанцев, грузин, дагестанцев, чечен, лезгин схожи. Согласно исследованием этнической одонтологии напрочь опровергается идея «кавказского происхождения» армянского этноса. А русский антрополог В.В.Бунак в специальной работе о черепах железного века из бассейна озера Севан пришел к заключению, что прежнее население территории современной Армении на Кавказе не имеет ничего общего с нынешними армянскими насельниками.
Вместе с тем, следует отметить, что нынешний армянский народ, состоит из различных этносов, поскольку под словом «армяне» на Востоке и в мусульманском мире подразумевали всех, кто исповедовал монофизитство и григорианскую веру. Тем самым на Востоке отличали армян от остальных ортодоксальных христиан, православных и католиков. Однако позже слово «армяне» приобрело национальную окраску и особо ярко это стало иметь место в 19 веке на фоне роста национального самосознания и национализма, которым восточные народы «заразила» тогда западная цивилизация.
Хайские племена, составившие затем нынешний армянский народ, испокон веков селились на землях тюркских народов Малой Азии, а затем и Кавказа, где перенимали тюркский язык, верования, обычаи и культуру. С этим связано наличие многочисленных тюркизмов в армянском языке, которые фиксируются даже в грабаре, то есть в древнеармянских текстах. Этой теме посвящен труд «Тюркизмы в древнеармянском языке» исследователя Эльшада Алили, где он приводит анализ древнеармянских текстов и нынешнего армянского языка. Выясняется, что не только язык армян, но и армянские церкви, храмы полны тюркских слов, тамги и даже рунических знаков.
Параллельно факты и источники, приведенные Э.Алили, полностью опровергают лоббируемую армянскими, иранскими и многими западными учеными идею пришлости тюрком на Кавказ и массового появления их тут при сельджуках в 11-12 вв. Становится ясно, что на Кавказе, тюркское влияние имело место задолго до сельджуков и тюркизмы отложились не только в армянском грабаре, но также на пехлевийском и арабском языке.
«А про сотни тюркизмов в сумерийском языке говорили западные специалисты, в том числе и Крамер. Еще до сельджуков то отмечу, что остались стихи Иззеддина Гасаноглу (ум. В 1260-м г.). И эти стихи того периода ни чем не отличаются от литературного тюрки Азербайджана до советского периода. То есть за 800 лет литературный язык фактически остался без изменений. А это значит, что была литературная традиция за много столетий раньше. И не надо забывать, что арабы на Кавказе и Средней Азии стирали следы неарабских письмен… Кроме того отмечено, что поэт Насир Бакуи (10-й в.) писал стихи на тюркском языке, которые не дошли до нас. Так, что в регионе была тюркская литература и до появления сельджуков», - пишет Э.Алили.
А в книге другого исследователя Амира Эйваза «Древняя Тюркская Страна Азербайджан» выявлено и представлено огромное число новых фактов о тюрках Кавказа из европейских и восточных источников.
В частности приводится цитата от средневекового арабского историка Убейд ибн Шария, где его спрашивает халиф Муавийя ибн Абу Суфьян (правил в 661-680 гг.): «Именем Всевышнего, что ты скажешь об Азербайджане?», на что Шария отвечает: «Это тюркская земля. Они с древности там сосредоточились и, смешиваясь друг с другом, развились и усилились». (Книга «Аль Футух» («Завоевания») Убейд (Абид) ибн Шария аль-Джурхуми).
Возвращаясь к теме армянского переселения на тюркские земли, следует отметить, что именно по этой причине 30-40% армянских фамилий и имен - тюркские, тогда как у нас нет армянских фамилий и имен. Это очень четко показывает, кто был хозяином земель, а кто был сюда переселен и брал себе тюркские имена, чтобы иметь право наследовать землю и имущество на своей новой «родине».
Подведя итоги открытой нами темы об этнической, религиозной пестроте и маршрутах кочевания армянского народа хочется отметить, что мы имели целью показать процесс становления этого народа, давно потерявшего свою государственность и обретшего ее только в 20 века на Кавказе, засчет азербайджанских и грузинских земель. Также мы преследовали целью показать, как армянские переселенцы перенимали язык, культуру и обычаи местных тюркских народов. В этом нет ничего анормального – все народы смешиваются и перенимают друг у друга культуру, но именно попытки армянских идеологов доказывать «исключительность» и «супердревность» армянского этноса, вынудили нас сделать акцент на том из кого состоит нынешний армянский народ, какой путь он прошел с Балкан, Малой Азии и до Кавказа и как перенимал культуру, язык и верования местных тюркских народов.
Однако длительное отсутствие у армян навыков построения государства, дурная привычка воровать культуру, историю и земли соседних народов в итоге оборачивалась бедствиями для самого же армянского народа, который пройдя за века огромный маршрут от Балкан, Средиземноморья, Малой Азии и до Кавказа не смог научиться добрососедству. Остается констатировать, что именно неумение или нежелание строить нормальные отношения с соседними народами или же вероломное предательство их и является основной причиной бедствий и постоянного кочевого образа жизни армянского этноса.

Ризван Гусейнов

23 коммент.

Книга "ИСТОРИЯ АРМЕНИИ" Мовсеса Хоренаци 5 век, История Армении Автор: Киракос Гандзакеци 7-8 век,(понятие "История Азербайджана" звучало бы тогда крик сумасшедшего, по поводу "Истории Грузии" аналогично.Далее-История Армении — Абаза В.А.1888 г.
Башкирский политик написал книгу в стихах об истории Армении-8 апреля 2011г. в Москве в Российской государственной библиотеке состоялась презентация книги башкирского автора Рафаила Зинурова «Армения – путь тысячелетий...».
История Армении с древнейших времен до наших дней Автор: Э. Л. Даниелян 2006г.--- Вы наверно не в курсе были? вам же запрещена достоверная информация не армянам про армян?

Reply

Анонимный...по всей видимости у вас не хватило терпения или времени прочитать материал http://regnum.ru/news/fd-abroad/1485569.html где французские и иные историки 19 века описывают как была придумана и затем неоднократно сфальсифицирована армянами "Патмутюн Хайоц" Мовсеса Хоренаци. Фальсификацию этого труда частично признавал и армянский исследователь К.Патканов.

Однако не смотря на все это - труд написанный от имени Хоренаци поныне для армян является основным первоисточником по истории армян и на основе этого труда написано уйма книг, в том числе и те которые вы мне тут указали.

Так что объясните какую цену имеют книги написанные на основе лживого первоисточника?

Reply

я не собирался рассуждать о фальсификации этой книги (Моисея Хоренского), которая была написана образованным человеком в ручную. (нет подобного аналога 5 века у наших соседей, у соседей и сегодняшняя история не выдерживает критики). Я лишь перечислял сколько раз издавалась "История Армении" а не "История армянского народа" вы же опять выхватили слово Осёл из басни умышленно забыв про слово Соловей. С таким подходом можно не только ягодки взрастить но и арбузы вырастить.
P.S. А когда была написана первая книга с названием "История Азербайджана"?

Reply

То есть армяне болеют редчайшим недугом, которым страдают только народы, населяющие Средиземное море, Балканы и южную часть Малой Азии. Где бы не жили представители этих народов, они продолжают болеть этой болезнью, доставшейся в наследство от своих средиземноморских предков.---------редчайший недуг для многомиллионого Средиземноморского бассейна и Армянского нагорья? То есть тюрки не больны этой "редчайшей" болезнью из за того что они не являются абборигенами Малой Азии? Тогда турки и татары Южного Азербайджана должны покинуть не свои земли?

Reply

Нет анонимный..идите читайте книги.. армянской болезнью страдают не все народы указанного вами региона. Ею страдают часть семитов, арабов, евреев, а также хайские племена выселенные с Балкан и Малой Азии - те самые хайи, которые слившись с армянским народом теперь тоже называют себя армянами.

То что армяне не аборигены Южного Кавказа говорю не я , а ваши любимые ученые, которых часто цитируют армяне - антрополог Бунак, армянский исследователь Адонц и др. Так что все претензии к ним...

Reply

Анонимный - вы не собирались рассуждать о фальсификации труда Мовсеса Хоренаци, потому что вам это не выгодно..а какой смысл мне тут выставлять книги сфальсифицированные на основе этой лжи? Вы даже не в курсе что труд Мовсеса Хоренаци не назывался "История армянского народа" или "История Армении".... его труд назывался "Патмутюн Хайоц" - "История Хаев"... чуете разницу?

Reply

Историю хаев написана в 5 веке, значит хаи пришли в Армению намного раньше, для того чтобы написать эту историю хаев (азерб. логика) значит хаи смешались с армянским народом очень давно (по истории 4тысячилетия), далее, на протяжении всей истории армяне ассимилировали хаев (Р.Г.-те самые хайи, которые слившись с армянским народом теперь тоже называют себя армянами).
вывод, у вас наверно тоже какая то особая болезнь? только вслух стыдно произносить, вы хотя бы выстройте цепочку вашей никчёмной аргументации.

Reply

Анонимный..чтобы о чем то говворить с вами я как минимум должен знать с кем говорю :)) а так не вижу смысла перекидываться комментариями с анонимкой... Наберитесь смелости и хотя бы свое имя укажите

Reply

Набравшись смелости сообщаю:меня зовут Игорь, теперь я надеюсь получить ответы:Историю хаев написана в 5 веке, значит хаи пришли в Армению намного раньше, для того чтобы написать эту историю хаев (азерб. логика) значит хаи смешались с армянским народом очень давно (по истории 4тысячилетия), далее, на протяжении всей истории армяне ассимилировали хаев (Р.Г.-те самые хайи, которые слившись с армянским народом теперь тоже называют себя армянами).

Reply

Нет Игорь...в том то и дело что история хаев не написана в 5 веке.. армянский ученый К.Патканов на основе анализа всемирно известного французского ориенталиста Сен-Мартена согласиля с тем, что "Патмутюн Хайоц" приписываемый Мовсесу Хоренаци 5-го века - есть сборник различных материалов, взятых у античных и поздних авторов и собранный в 17 в, армянами-мхитаристами (священники переписчики книг при Католической церкви, последователи Мхитара Себастаци)

далее по поводу хаев и их истории - никто кроме армянских фантазеров не говорит что им 4000 лет..это нонсенс в науке :)).. тем более не приписывайте мне свои крамольные мысли..Р.Г. ничего сам не говорит, а приводит лишь мнения АРМЯНСКИХ И ЕВРОПЕЙСКИХ УЧЕНЫХ... к примеру по поводу этногенеза хаев-армян вот что они говорят:

привожу мнение армянских ученых и других светил мировой науки:

В связи с этим российский генерал Н.Дубровин пишет: «Находясь в подданстве различных государств и разбросанное, можно сказать, по всему земному шару, армянское племя, подвергаясь вследствие того различному климату, образу жизни и занятий, утратило свою общую типичность». (Н.Дубровин. История войны и владычества русских на Кавказе. Том 1, кн.2, СПб, 1871, с.406).

«У армян, потерявших государственность при разделении со стороны Сасанидов и Византийцев в 387 году, усилилась склонность к миграции на Южный Кавказ. Пользуясь поддержкой арабского халифата, в 704 году Армянская Григорианская церковь подчинила себе агванскую церковь». (Кавказский календарь на 1853 г. Тифлис, 1852, с.483)

«Настоящая родина армян…Малая Азия, т.е. за пределами России и за исключением нескольких чисто армянских провинций в Закавказье (в первую очередь в Иреванской губернии) армяне расселились в различных частях Кавказа только в течении последних столетий». (В.Ишханян. Народности Кавказа.СПб, 1916, с.18).

А по поводу армянского населения Карабаха русский историк И.Петрушевский писал: «Карабах никогда не принадлежал армянским культурным центрам». Он писал, что армянская церковь в Албании «была инструментом для арменизации страны». (И.Петрушевский. О дохристианских верованиях крестьян Нагорного Карабаха. Б., 1930, с.8)

Я еще раз повторяю что нигде не оспариваю что армяне имели свое государство и средневековую историю, речь идет о том что она находилась в Малой Азии, что говорят сами же армянские ученые..могу привести и других арямнских светил, к примеру Адонца..могу привести их материал о том, что нынешний армянский народ уникален поскольку состоит из нескольких различных антропологических типов и этноснов, которые смешиваясь в Малой Азии и затем на Кавказе создали современный армянский народ...

Reply

(Н.Дубровин. История войны и владычества русских на Кавказе. Том 1, кн.2, СПб, 1871, с.406)., (Кавказский календарь на 1853 г. Тифлис, 1852, с.483), (И.Петрушевский. О дохристианских верованиях крестьян Нагорного Карабаха. Б., 1930, с.8) Дата от 1871 по 1930 г. А можно что то из фактов современников от 1 века до 11 века? Времена изменившейся политики в России в отношении Кавказа неоднородны в своих взглядах. Я также имею факты других авторов не устраивавших азеров. Кстати, вышли книги про древние народы- там есть среди прочих книг вроде египтяне, греки, финикийцы и т.д. есть книга Дэвида Ленга "Армяне-народ созидатель, почему среди всего сборника там нет ни турок и не азербайджанцев? Почитай 4-ю главу.А в 5 главе указывается что язык народа сродни древним индоевропейския языкам Малой Азии, а именно хеттскому, лувийскому,лидийскому, ликийскому, фригийскому. Это важно учитывать ввиду заметного родства армянского с др. индоевропейскими языками. Кроме того, ваша болезненная страсть всё тюркское подразумевать азербайджанским наводит меня на мысль, что всё индоевропейское (я не болен, чтобы подразумевать армянским) можно считать родственным по истории и культуре армянскому этносу. Например персидское, осетинское. греческое,албанское, алавитское, баское,индийское и т.д.

Reply

в том то и дело что история хаев не написана в 5 веке.. армянский ученый К.Патканов на основе анализа всемирно известного французского ориенталиста Сен-Мартена согласиля с тем, что "Патмутюн Хайоц" приписываемый Мовсесу Хоренаци 5-го века - есть сборник различных материалов, взятых у античных и поздних авторов и собранный в 17 в, армянами-мхитаристами (священники переписчики книг при Католической церкви, последователи Мхитара Себастаци)------ тештесь ложью своей, я думаю ваш народ это устраивает, поэтому вас серьёзно нельзя воспринимать, у вас липовые факты. В чём разница между Мовсесом Хоренаци и Моисеем Каланкатуйским? Разницы нет и тот и другой тёзки Мовсесы только один Хоренаци а другой Калангватеци, но для блефующей Фариды Мамедовой разница есть. Уж лучше оторвать от армянского и назвать на славянский лад, но только не армянский (родной для обоих). И разница между хачкарами хачдашами? опять ваша аферистка учудила, бедные албаны и не предполагали что им припишут хачкары, это ладно, но то что это станет дашами, даже и не поняли бы, что за хрень слово даш? Всё это было бы не смешно если бы хотя бы в разных книгах печаталось бы, но эта сага идиотки, я так понимаю и корифея вашей науки, в 1986г. То есть вы уже подготавливали почву для выселения коренных жителей Карабаха албано-армян. Поэтому то что вы добивались вам боком вышло. Воевать не можете хоть ложью залейтесь. Только беда ваша в том, что ваши цветочки может и станут ягоды или даже арбузами но только для ушей потомков Кара и Аг Гоюнов. Даже талыши уже в Ереване съезды проводят.

Reply

Игорь я тебе кажется сказал что нет "азеров" но тебе видимо не понять этого , ты тянешь на провокации и оскорбления а потом делаешь удивленное лицо – «а где я оскорбил?»... Кажется я нигде здесь оскорбительно не отзывался об армянском народе, так что и тебе советую не тянуть на уличный базар..
А теперь по порядку, по поводу твоего: «А можно что то из фактов современников от 1 века до 11 века?»
Дело в том что в этот период армян на Кавказе не было и меня не интересует что они там делали на своей родине в Малой Азии.. ты кажется забыл что тема нашего обсуждения о том как попали армяне на Кавказ.
По поводу Девида Ленга – он не специалист в области средневековой истории и высшее образование получил по другой специальности. Но самое главное прочти в Википедии про него – Д.Ленг всю свою карьеру общался только с армянами и постоянно бывал в Армении и один раз у армян в Грузии..так что если он специалист и ему никто кроме армян не рассказывал про регион, то понятно почему он написал книгу про армян..к тому же прочти там вступление его и то на что оно опирается – опять таки на армянские байки Мовсеса Хоренаци :))

Но самое главное Игорь..ты механически скопировал вот это : «А в 5 главе указывается что язык народа сродни древним индоевропейския языкам Малой Азии, а именно хеттскому, лувийскому,лидийскому, ликийскому, фригийскому. Это важно учитывать ввиду заметного родства армянского с др. индоевропейскими языками»…

Игорь!!!! Ты что спишь!!! Так я почти половину своих материалов посвятил тому что предки армян – хайи являются родственными к фригийцам и иже с ними вышедшим с Фракии на Балканах и попавшим затем во Фригию в Малой Азии.

Игорь – я рад что мы с тобой пришли к согласию по поводу того что нынешние армяне это бывшие хайи из Малой Азии и Балкан… спасибо тебе и Ленгу за это...

Reply

Игорь вот и кончилась наша дискуссия.. не найдя ответов на выставленные мною армянские и зарубежные источники по армянским историческим фальсификациям , вы хотите начать перепалку и перебранку…

при этом не можете объяснить где же "ложь" моя ..я приводил ваши источники и источники ваших друзей - французов и русских о том что армяне пришлый народ на Кавказе и придумали себе историю и искусственно удревнили ее... А Фарида Мамедова так раздолбала вашу ложь что уже 20 лет армянские ученые поперхнувшись своей слюной ничего кроме угроз и оскорблений в ее адрес выставить не могут..
по поводу хачдаша - спроси у любого жителя армянина в Карабахе.. они тебе несведущему расскажут что такое хачдаш...

Reply

спроси у любого жителя армянина в Карабахе.. они тебе несведущему расскажут что такое хачдаш...--------спросил, ответ; это на азерском наши хачкары. Они же правы? Ведь они истинные наследники албанов которые называли хачкары хачкарами, кстати и грузины так называют, хотя камень по грузински звучит иначе.---Так я почти половину своих материалов посвятил тому что предки армян – хайи являются родственными к фригийцам и иже с ними вышедшим с Фракии на Балканах и попавшим затем во Фригию в Малой Азии. --так ты согласен, что это всё раньше чем появление каких либо источников про аборигенов Кавказа? Кроме того есть аланские источники про политические и прочие связи с армянами, они тебе знакомы? не зря же я прошу указать даты появления фригов. А также армян из Индии, которые внесли много из Авесты. Даже на бытовом уровне слово "АРА" и только азеры переняли у армян это слово немного видоизменив: АЛА или АДА. В чём разница между Мовсесом Хоренаци и Моисеем Каланкатуйским? и И разница между хачкарами хачдашами? какая фишка преследовалась по разному называть то что называлась по армянски одинаково и почему она не додумалась назвать М.К. Мусой Калантук оглы? это же просто женский менталитет, ни один мужчина историк со всей логикой не позволит себе эту промашку. Ты сам про себя признаешь что я прав, но из песни слова не выкинешь. И ещё, зачем в Нахичевани разбили и забетонировали армянские или албанские хачкары, если вы их должны вылизывать как культуру "ваших" пусть и частично но предков? И почему в Гюмри армяне сделали все копии хачкаров разрушенных в Нахичевани? Или армянам роднее история албан не частично (именно карабахскими армяно-албанцами)а вся История армян-албанцев или армян и албанцев в целом?

Reply

Игорь ты что актер одного театра? сам отвечаешь за карабахский армян :)) слово хачдаш - так же популярен среди них как и хачкар..

Но дело не в этом.. я опять удивлен - ты не владея темой пристаешь с несуразными вопросами..то есть ты считаешь что Труд Мовсеса Хоренаци "Патмутюн Хайоц" и труд "История Агван" Моисея Каланкатуйского (Муса Каланкатлы) это одно и тоже?!!

К тому же напомню, что по мнению армянского ученого Я. А. Манандяна, «История албан» является компилятивным (собран из разных других трудов в более позднее время) трудом, состоящим из 3-х книг, в которых нет какой-либо плановой последовательности и подразделения материала . (К. В. Тревер. Очерки по истории и культуре Албании, стр. 13)

Игорь - жду ответа.. кажется ты конкретно завяз в болте своих измышлений и теперь не знаешь как выбраться..

Reply

Игорь послушай товарищ!
современное понятие "армяне" не имеет никакого отношения к народностям средних и тем более ранних веков!
армянами звали людей живщих в арменийи
АРМЕНИЙА-ЭТО ЛИШЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ МЕСТНОСТИ!
приписывание старинных источников,(которые переделывались и не раз )- армянским хронистам
не имеют основания приписывать сеи источники- народности в современном понятии "армяне"-

во первых само слово армения-имеет тюркскую этимологию
и значение оно несет ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ

во вторых,современные армяне-это лишь собравшиеся вокруг григорианской церкви народности
живущие на арменском нагорье (последние 200 лет эту конфедерацию используют против автохтонных жителей кавказа)

в третьих эта "народность" формируется и в наше время,а свое формирование начало лишь 400-500 лет назад и не ранее,и то, тогда эти христиане говорили и молились богу на тюркском языке

и уже в 17 веке мхитаристы переписывали старинные своды,законы,уставы и прочее на новый лад,и письменность названа которая была "армянской письменностью" переписывала тюркские тексты на новые закорючки, и это легко проверить!
Хочу сказать что Мхитар-Мехитар-Мухтар не был Армянином" в современном понятии,
он создал орден (то есть орду-тюркское) мхитаристов, под крылом папы римского и все это было в пору когда два братских государства уже 100 лет как воевали друг с другом,это были аккоюнлу после сефевиды-с османами
козни строили папы римские-венецианские,ЦЕЛЬ БЫЛА-раскол тюркских стран
планы контроль и захват земель
а под эти планы подкупали местных-тех же христиан,которые позже переписывали историю чужую под (свою-христианскую), ЦЕЛЬ - СНАЧАЛА ИДЕОЛОГИЯ,А ПОД ИДЕОЛОГИЮ ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ.

Не секрет что мы тюрки тоже были христианами в большинстве своем до прихода ислама,
естественно недовольные исламом христиане-тюрки разобщали общество,и все это делалось под началом папства римского-венецианского

Позже эти тюрки-христиане(григорианцы) на западе в частности на украине польше россии италии постепенно усвоили новый язык,названный позже "армянским",якобы хайским,хотя ни кто не знает какой он хайский язык!!!
А этот хайский язык СУБСТРАТ многих языков (тюркский,перский,семмитский,"греческий" итд)
не смотря на это в "армянском языке более 4000 тысяч тюркизмов, а фамилии "армян" говорят само за себя.

Также кресты-хачи-даши имеют прямое отношение к тюркской культуре,
то есть это хрисиане 4 века переняли у тюрков этот символ -КРЕСТ-
ДО 4 ВЕКА ХРИСТИАНЕ НЕ ИМЕЛИ СВОИХ АТРИБУТОВ РЕЛИГИИ, КАКИЕ ИМЕЮТ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ...

В общем станет интересно спроси больше !
и вот вопрос: почему у вас тюркские слова и музыка и культура и фамилии?
вопрос банальный-замозоленный но с этого и начинай!

Алтай.
p/s имя Игорь-значение

имя Игорь — раннее заимствование древнескандинавского слова «Ингварр»
древне тюркское инг-спокойствие, вар-тюркское-имеющий (смиренный)

Reply

Спасибо Алтай за подробный аналитический ответ Игорю, есть целый вал зарубежных авторов разоблачающих фальсификации по поводу истории хайского народа заселившего Армянское нагорье, а затем и Южный Кавказ, где они присвоили историю, культуру и традиции автохтонных народов с молчаливого согласия империй, заинтересованных в уничтожении местных народов руками хайских переселенцев из Малой Азии...

Reply

Интереснейшая статья и не менее увлекательный диспут. Спасибо всем, друзья. Ведь я могу Вас так называть?
Позволю себе резюмировать сказанное. Сколько бы ни спорили историки и те кто таковыми себя считает, армяне жили на этой планете давно и надеюсь будут еще долго. Действительно армянский этнос не однороден, но все они сами, в любой точке планеты, идентифируют себя как армяне, при этом многие и поныне гордятся, тем что их предки говорили еще и на других языках, но при этом сохранили свою самобытность, религию и культуру. Являясь не воинственной нацией армяне издревле старались жить в мире со своей совестью и соседями. Жизнь была во многом не милосердна с армянами, впрочем многие народы были просто стерты с лица земли, старания же соверенных так называемых историков обвинить армян в агрессивности и лжи просто смешны.

Reply

не за что Гарри джан - читай на здоровье!

Reply
avatar
Бану Чичек

Тюркоговорящие армяне до сих пор существуют. Они живут на территории Грузии, были переселены из Турции после русско-турецкой воны. При чем в школе и в церкви их обучают грузинскому, армянскому. А на тюркском они говорят дома! Ведь никто их не заставлял и не заставляет! У Олега Панфилова есть передача про них, внимательно слушайте с 12:50 минуты, особенно разговор с бабулей Вартануш. У этой бабули антропологический тип тоже неармянский. Какие же они армяне? Советская власть их записывала "армянами", как и тюрков-урумов "греками", чтобы искусственно завысить число нетюрков-христиан. А сейчас, наверное, их дашнаки запугивают.

https://www.youtube.com/watch?v=NsHXjTkdpsE

Reply

очень интересный фильм! сегодня позабыли о том что некогда большая часть армян стали католиками и то что армянами называли не этнос а тех, кто придерживался армяно-григорианской веры. Фильм о переселенный из Турции армянах в грузинский Джавахети наглядно демонстрирует пример тюркского следа в истории армян.

Reply

Jeyhun. Гениально друзья! Просто и доступно! Всем большое спасибо! Только упрямый и слепой, не примет истины....

Reply